Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ТИХОНА
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
Высокопреосвященнейшего ТИХОНА,
Архиепископа Новосибирского и Бердского
боголюбивым клирикам, честному монашеству
и благочестивым мирянам
Новосибирской и Бердской епархии
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Возлюбленные
о Христе Воскресшем отцы, братия
и сестры!
Преисполненные
духовной радости и ликования, в эту святую ночь мы возносим
благодарение Богу, сподобившему нас еще раз прикоснуться к
тайне Воскресения Христова. До скончания века это величайшее
чудо будет радовать и волновать души и сердца людей, ищущих
Бога, верующих в Него и имеющих надежду быть с Ним в
вечности.
Пасхальное Евангелие, читаемое в храмах в эту
спасительную ночь, повествует нам историю мира: «В начале
было Слово и Слово было Бог». И Бог Слово, Господь наш Иисус
Христос пришел на землю спасти человечество.
Еще на Своей последней прощальной Вечери со святыми
апостолами Господь, пришедший в Иерусалим на вольную
страсть, Голгофские страдания, предрек об этой пасхальной
радости Своим ученикам, сказав им: «Паки же узрю вы, и
возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от
вас» (Ин. 16, 22).
Явившись по Своем славном Воскресении святым
женам-мироносицам, Воскресший Спаситель мира приветствовал
их особым, преисполненным духовного восторга, словом
«Радуйтесь».
Можно себе представить, сколь велика была радость святых
жен-мироносиц, а затем и всех учеников и последователей
Господа, когда великая истина Воскресения Христова стала для
них очевидной и не подлежащей сомнению.
Эта светлая пасхальная радость побудила апостолов
Христовых, вначале столь робких и малодушных, разбежавшихся
в разные стороны при взятии Господа под стражу в саду
Гефсиманском, мужественно и безбоязненно выступить в
Иерусалиме в день Пятидесятницы перед многочисленным народом
с вдохновенной проповедью о Христе как о Спасителе нашем,
распятом и тридневно воскресшем из мертвых.
Эта пасхальная радость, будучи ярким светочем жизни и
проповеди святых апостолов, всегда благовествовавших о
Воскресении Христовом, озаряла весь жизненный путь первых
христиан и побуждала их мужественно свидетельствовать о
своей твердой и непоколебимой вере.
Во имя этой святой и светлой радости многие отрекались от
личной собственности, от высокого положения в обществе, от
земной славы и почета, от всех благ и удовольствий мирской
жизни. Эта радость призывала их идти с духовным ликованием
на страшные мучения за Имя Христово, на сожжения, на
растерзание львам, на колесования, на распятия и другие
страдания.
Эта же чистая и светлая радость побуждала весьма многих
богобоязненных мужей и жен, юношей, отроков и дев презирать
все земное, водворяться «в горах и в вертепах, и в пропастех
земных» (Евр. 11, 38), чтобы быть ближе ко Христу и
преискренне соединиться с Ним еще здесь, в земной жизни. Для
этого они «распинали плоть свою со страстьми и похотьми» (Гал.
5, 24), «сраспинались Христу» (Гал. 2, 19), чтобы и
«воскреснуть с Ним» (Рим. 6, 5).
Таким же образом воспринимал и переживал эту светлую
пасхальную радость на протяжении тысячелетия своего
исторического бытия и наш православный русский народ,
явивший из своей среды дивный сонм великих подвижников
христианского благочестия.
Этой не земной, а небесной светлой радостью преисполнены
и наши сердца в дни Пасхи Господней, ибо мы не можем не
прислушаться и не воспринять всем своим духовным существом
вдохновенных и глубоко содержательных слов святителя Иоанна,
архиепископа Константина-града: «Аще кто благочестив и
боголюбив, да насладится сего доброго и светлого торжества».
И действительно, воистину «добрым и светлым торжеством»
является этот дивный, величественный и такой для всех нас
радостный «праздников праздник» – день Христова Воскресения.
А какое изумительное по своей духовной силе и возвышенной
небесной красоте, ни с чем не сравнимое на земле,
совершается в эту «священную, всепразднственную и
спасительную нощь» в наших православных храмах светлое
пасхальное Богослужение! Какое ликование, какой священный
восторг, какие захватывающие, возвышающие душу, укрепляющие
веру, пленяющие сердце и так убедительно действующие на нашу
волю слова в этих исключительно прекрасных пасхальных
песнопениях: «Смерти празднуем умерщвление, адово
разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем
Виновнаго, Единаго Благословенного отцев Бога, и
Препрославленного».
«В начале было Слово» (Ин. 1, 1) – это Евангелие от
Иоанна на разных языках читалось в сегодняшнюю ночь. Именно
эти слова были первыми словами, начертанными славянскими
письменами, созданными святыми равноапостольными Кириллом и
Мефодием. Уже много лет в пасхальные дни мы вспоминаем об
апостольском подвиге святых братьев, «славян просветителей»,
торжественно празднуем их память.
В нашей епархии, совместно с областной и районными
администрациями, представителями общественности, деятелями
культуры, науки и образования, проходят выставки и концерты,
проводятся межвузовские конференции, лекции и беседы,
тематические уроки в школах, училищах, техникумах; а также
праздничные богослужения во всех благочиннических округах
епархии и крестные ходы.
Азбука Кирилла и Мефодия стала семенем, давшим прекрасные
всходы на почве устного языка наших далеких предков. Обильно
политые живительной водой святоотеческого богословия и
талантом литераторов, эти всходы принесли прекрасный плод –
наш русский язык, который выдающийся русский мыслитель и
патриот Иван Александрович Ильин называл «дивным орудием
мысли, орудием душевного и духовного выражения, орудием
устного и письменного общения, орудием литературы, поэзии,
орудием права и государственности… На этот язык, как на
родной, отзываются все славяне мира. Но, помимо своих
особливых и великих языковых достоинств, он оказался тем
духовным орудием, которое передало начатки христианства,
правосознания, искусства и науки всем малым народам нашего
Отечества».
Язык, как совокупность народных понятий о жизни и
совокупность способов применения этих понятий в живом
общении (письменном и устном), непосредственно определяет
народное самосознание и всю производимую этим самосознанием
историю народа. Народ существует вместе с языком и так
долго, как существует язык. Ослабление, упадок языка
означает ослабление и упадок народа.
Академик Д.С. Лихачев, 100-летие со дня рождения которого
мы отмечали в прошлом году, говорил о языке народа так:
«Самая большая ценность народа – его язык, – язык, на
котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять
досконально, во всей многозначности и многозначительности
этого факта! Наши мысли формулируются языком. Вернейший
способ узнать человека – его умственное развитие, его
нравственный облик, его характер – прислушаться к тому, как
он говорит. Язык – точный показатель его человеческих
качеств, его культуры. В языке внутренние силы народа, его
национальный характер». Главный же смысл сказанного в том,
что на нашем языке мы обращаемся к Богу в молитвах.
Сохранению всего лучшего, что есть в русском языке, в
наши дни угрожает все большее распространение низкопробных
образцов массовой культуры, падение уровня языковой культуры
в средствах массовой информации и, прежде всего, на
телевидении, не всегда оправданные иностранные заимствования
и проникновение в нашу речь сквернословия. В обществе растет
тревога по поводу положения русского языка в школе, его
судьбы: снижение уровня владения языком сказывается на всем
школьном образовании, на уровне нашей культуры.
Указом Президента России наступивший год объявлен Годом
русского языка. Церковь готова объединить усилия с
общественностью в благородном деле сохранения русского языка
и культуры. Об этом заявил Святейший Патриарх Алексий в
своем обращении к участникам Общероссийской
общественно-педагогической конференции по проблемам
сохранения русского языка.
Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов
связывал сохранение русского языка с богослужебной
деятельностью Церкви: «Российский язык в полной силе,
красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен
утвердится, коль долго Церковь Российская славословием
Божиим на словенском языке украшаться будет».
Отцы, братья и сестры! В эти священные дни вознесем свой
ум к Горнему, обновимся всем существом своим, чтобы дух веры
торжествовал в сердцах наших, дабы осознать глубокий смысл и
величие нынешнего Праздника. Желаю Вам твердо стоять в
хранении Православной веры, восходить по лествице
христианских добродетелей, быть созидателями мира и
благочестия, любить свое земное Отечество и трудиться для
утверждения в нем веры Православной, во всем быть примером
для людей современного мира, чтобы и их привести ко Христу,
дабы и они, увидев всю красоту нашей веры, воскликнули
Спасителю мира вместе с апостолом Фомой: «Господь мой и Бог
мой» (Ин. 20,28).
Да сподобит нас Воскресший Спаситель радостно воспринять
всю силу возвышенных слов святителя Иоаннна Златоуста: «Воскресе
Христос, и жизнь жительствует», ибо жизнь, дарованная нам
воскресшим Христом, будет жительствовать вечно.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
Архиепископ Новосибирский
и Бердский
ТИХОН
Пасха Христова
2007 год
Новосибирск
|