Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
МОЛОДЕЖНЫЕ СТРАНИЦЫ
Большой русский храм в
маленькой Эстонии
В Эстонию
я отправилась по приглашению моей подруги Леры Яески,
которая родилась и выросла в Таллине, а по окончании школы
поступила в Новосибирский музыкальный колледж, где мы и
познакомились. Как она объяснила, музыкальное образование в
России гораздо лучше, чем в Прибалтике, Новосибирск – родной
город ее мамы, а наш колледж славится хорошей
профессиональной подготовкой для поступления в
консерваторию. Каждый семестр Лера старалась закончить
быстрее всех, чтобы досрочно сдать сессию и вернуться домой.
А прошлым летом она пригласила с собой почти всю нашу
немногочисленную группу, и мы с радостью согласились. Около
месяца все дружно обсуждали мельчайшие подробности поездки,
разрабатывали культурную программу, расписывали по часам
каждый день нашего пребывания в Эстонии. Но вскоре возникли
проблемы – у кого-то с получением визы, у некоторых
изменились планы. В итоге, в Таллин поехала я одна.
В первый же день мы отправились гулять в
так называемый Старый город – древнюю часть современного
Таллина. Это город в городе – словно Кремль в Москве или
Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. Его
строительство началось еще в XII веке с возведения каменных
стен вокруг небольшой холмистой территории, вскоре вырос
город, в русских летописях известный под названием Колывань,
а в ливонских хрониках – Линданисе. С 1219 по 1917 год он
именовался Ревелем.
Попадая
из нового города в старый, очень резко ощущаешь контраст –
как будто перешел в другую эпоху. В старинных домах
расположены парламент и другие правительственные учреждения,
в одном из особняков находится Эстонское епархиальное
управление. Здания здесь трех– четырехэтажные – не выше.
Поэтому почти со всех концов старого города виден русский
храм – Таллинский кафедральный Александро-Невский собор, он
возвышается даже над крепостными стенами.
Храм всегда открыт для русских паломников, и нам здесь очень
обрадовались. Покупая свечи и открытки, я познакомилась с
сотрудником епархиальной канцелярии – Ростиславом
Румянцевым, который рассказал о Православии в Эстонии, о
русских храмах, монастырях и о работе с молодежью, которая
проводится в епархии. Православных верующих в Эстонии около
200 тысяч, то есть Православие – это вторая по численности
конфессия после лютеранства, а католиков, например, здесь
всего 100 тысяч.
|
|
Первые свидетельства об утверждении
Православия на эстонской земле относятся к началу XI века. В
1030 году великий князь киевский Ярослав Мудрый построил
здесь храм. Церковь во имя Святителя Николая Мирликийского
была возведена в XIII веке – она находится неподалеку от
кафедрального собора, это второй русский храм в старом
городе. Но Православие тут особенно никогда не процветало: в
конце XII века начались католическая экспансия и гонения на
православных верующих. Затем власть перешла в руки датских,
позже – немецких дворян и лютеранских пасторов. Потом
территорию нынешней Эстонии захватили шведы. С 1721 года по
Ништадскому миру она вошла в состав Российской империи как
Ревельская, а с 1783 года – Эстляндская губерния.
В 1885 году губернатором Эстляндии был назначен князь Сергей
Владимирович Шаховский, который возродил эту бедную
российскую провинцию. Особое внимание он уделял духовной
жизни населения, при нем началось строительство новых
православных храмов.
В 1888 году было принято решение о строительстве нового
соборного храма. До этого им был Преображенский собор,
располагавшийся в одном из переулков Старого города. Своим
внешним и внутренним видом он мало походил на православную
церковь, не имея даже положенного по церковному уставу входа
с западной стороны.
Прежде всего продумали местоположение будущего храма: так
как он должен был находиться в центре города, на возвышенном
месте, решено было построить его на площади перед
губернаторским дворцом. Архитектурный проект был заказан
адъюнкт-профессору Академии художеств Михаилу Тимофеевичу
Преображенскому, автору проектов многих храмов России, а
также комплекса построек Пюхтицкого Успенского монастыря. В
августе 1895 года архиепископом Рижским и Митавским Арсением
было совершено торжественное освящение закладного камня в
основание собора, а в ноябре 1897 года на куполах уже были
водружены позолоченные кресты. Внутри храма установили три
деревянных иконостаса, покрытых позолотой. Правый придел
решено было освятить во имя Преподобного Сергия
Радонежского, а левый – во имя святого равноапостольного
князя Владимира.
Церемония освящения нового собора состоялась 30 апреля 1900
года, в торжественном богослужении по этому поводу приняли
участие епископ Рижский и Митавский Агафангел и святой
праведный Иоанн Кронштадтский. В этот день в город была
привезена чудотворная Пюхтицкая икона Успения Божией Матери.
В годы войны гитлеровцами предпринимались попытки снести
собор, но он был только немного разрушен. После Победы в
1945 году началось его восстановление, в тот же год он был
освящен и в нем возобновились богослужения. Подготовка этого
знаменательного события была поручена старшему иподиакону
епископа Таллиннского и Эстонского Павла Алексею Ридигеру –
нынешнему Предстоятелю Русской
Православной
Церкви, Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В этом
же соборе 3 сентября 1961 года была совершена архиерейская
хиротония архимандрита Алексия (Ридигера) во епископа
Таллинского и Эстонского.
С 1990 года архипастырем Эстонской земли является митрополит
Корнилий, патриарший викарий. За последнее десятилетие
Александро-Невский собор был полностью отреставрирован:
заменены купола, кресты, недавно сделали ночную подсветку
фасадов.
Сейчас кафедральный собор является центром церковной жизни
не только Таллина, но и всей Эстонии. В его помещениях
проходят ставшие уже традиционными ежегодные образовательные
Александро-Невские чтения, концерты церковных хоровых
коллективов, проводятся выставки фотографий, детского
творчества. При храме работают две воскресные школы для
детей и взрослых, иконописный кружок и церковный хор.
В 1999 году Таллинский кафедральный собор во имя святого
благоверного князя Александра Невского получил статус
ставропигиального, то есть напрямую подчиненного Патриарху
Алексию. А на следующий год, 30 апреля, торжественно
отмечалось 100-летие его освящения. Сейчас он является
единственным официально зарегистрированным храмом Эстонской
Православной Церкви Московского Патриархата.
Я очень рада, что в первый же день моего пребывания в
Эстонии узнала так много интересного и побывала в двух самых
старых православных храмах Таллина. И, пока я гостила у
своей подруги, не было ни одного дня, когда бы я не
любовалась на величественный Александро-Невский кафедральный
собор – из окна автобуса или во время прогулок по Старому
городу.
Ответы архипастыря
Окончание.
Продолжение в №3-4
(64-65) январь-февраль 2007 года .
«Осуждение происходит от
гордости»
Сегодня
мы завершаем публикацию ответов архиепископа Новосибирского
и Бердского Тихона на некоторые вопросы, заданные ему в ходе
четырехчасовой беседы с участниками молодежного лагеря
«Радонеж» летом 2006 года.
– Владыка, скажите, какие
существуют проблемы в жизни сельских приходов?
– Проблем много, но главное – молодые
священники не хотят служить на селе, все желают жить в
городе. Каждый день приходят письма с просьбами об открытии
храмов в деревнях, и это, конечно, радует. Но беда в том,
что приходы открываются, а священников нет, один батюшка
вынужден по нескольким селам ездить.
– Что значит осуждение и
как с ним бороться, если есть к этому склонность?
– Осуждение происходит от гордости,
потому что когда человек смиренный, он никого не осуждает.
Иисус Христос говорит: «Не судите, да не судимы будете, ибо
каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою
мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1). Потому что суд
выносит только Господь – Праведный Судья. Наш суд – ложный.
Я же не вижу, что в душе у человека, когда осуждаю его,
может быть, в ней давно поселилась благодать Божия. Мы не
можем сказать о человеке, хороший он или плохой, нам это не
открыто.
Когда раньше приходили к старцам, им, из-за того, что они
уврачевали свою душу, свою совесть, благодать Божия
открывала совесть других людей. Старцам не надо было
осуждать – они смотрели в сердце и видели все, что в нем
происходит.
Все наши поступки фиксируются, все дела взвешиваются на
весах Вечности. А мы не можем судить других людей, потому
что нам право этого суда не дано. Священникам дано прощать и
отпускать грехи, и то именем Христовым, ради той Голгофской
жертвы, которую Он принес на Кресте. Святые отцы не
занимались осуждением, а все время себе говорили: «Кто я
такой? Я – грешник, и если хочу получить прощение, должен
всех прощать».
Если мы занимаемся осуждением других людей, то очи наши
духовные не обращены внутрь, и душа не начала бороться со
своими грехами. А Святые отцы пишут, что душа тогда начинает
бороться со своими грехами, когда ее очи видят состояние
собственного сердца. И человек должен увидеть, – не
почувствовать, а именно увидеть, – состояние своего сердца.
Это значит, что душа начала бороться с грехом. Так что не
надо на себя брать функцию Неба. И, если уж судить людей, то
только тогда, когда Господь откроет наше духовное зрение для
спасения других людей.
Опыт соседних епархий
Омичи строят храм, а
кемеровчане беседуют и мечтают о велоклубе
Во время
поездки делегации молодежного Отдела нашей епархии в город
Ноябрьск в октябре 2006 года мы познакомились со многими
интересными людьми из других сибирских городов. Именно для
этого общения нас и пригласили на съезд участников
молодежной организации Тобольской и Тюменской епархии
«Сибирь молодая православная». Об этой организации я писала
в одном из предыдущих выпусков «Молодежных страниц», а
сейчас хочу рассказать о соседних епархиях – Омской и
Кемеровской. На самом съезде возможности поделиться опытом
не было, но возвращались мы все в одном поезде – в каждом из
16 вагонов ехал кто-то из наших новых знакомых. За двое
суток, проведенных в тесных купе, мы смогли обсудить
прошедшее мероприятие и поделиться опытом.
Первыми к нам в гости вместе со своим руководителем старшим
иподиаконом Омского архипастыря Григорием Гниденко пришли
ребята из Омска. И появились они не с пустыми руками, а
сразу же вручили нам в подарок несколько номеров газеты
«Русь святая, храни веру православную», которая издается
силами студентов теологического факультета Омского
государственного университета. Гости тут же добавили, что у
них есть еще одна газета – «Источник», но по техническим
причинам она временно не издается, поэтому ее и показывать
не стоит.
Каждое воскресенье в Омске проводятся православные встречи с
молодежью, на которых студенты городского Духовного училища
читают лекции на какую-либо определенную тему: это может
быть толкование на отрывки из Евангелия, объяснение, что
такое молитва, рассказ о духовном содержании богослужения.
Народу пока приходит немного – человек 15, но ведь встречи
начали проводиться совсем недавно, и организаторы уверены,
что скоро такие мероприятия станут популярными среди
православной молодежи. Омская епархия также доверяет молодым
православным активистам проводить экскурсии по монастырям и
храмам города и области.
Григорий
Гниденко поделился своей проблемой: очень сложно официально
зарегистрировать православное молодежное общественное
движение в честь святых новомучеников Омских. Возможно,
когда активных людей станет больше, то оформить регистрацию
будет проще, а пока приходится ждать.
У всех омичей есть одно общее дело – восстановление
Успенского кафедрального собора: каждый день в центр города
приходят добровольцы и помогают на строительстве храма.
«Вклад молодежи сложно переоценить, – говорят наши
собеседники, – и самое главное, что здесь происходит ее
воцерковление, ведь желание помочь в восстановлении церкви
возникает не только у верующих, но и у светских студентов».
Вскоре после ухода ребят из Омской епархии к нам из
соседнего вагона пришли кемеровчане. Их делегацию на съезде
возглавлял руководитель епархиального Отдела по делам
молодежи протоиерей Сергий Семиков. Они рассказали, что, в
отличие от других епархий, встречи православной молодежи в
их городе пока не проводятся, но есть много планов по их
организации. Некоторые ребята ходят в областную научную
библиотеку, где существует клуб просмотра редких фильмов.
Они приносят свои диски, а потом все вместе обсуждают фильм:
при этом все имеет значение – сценарий, режиссура,
операторская работа.
Почти вся кемеровская молодежь, по словам наших гостей,
регулярно встречается на Богословских курсах, организованных
при епархии. После двухгодичного обучения ребята получают
знания по богословию, миссионерской работе, после чего могут
проводить беседы со студентами светских вузов. Есть
положительный опыт создания литературных кружков при высших
учебных заведениях города, в планах – организация фотокружка,
работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Но самая заветная мечта отца Сергия – организовать велоклуб,
подобный петербургскому «Трилистнику», чтобы можно было на
велосипедах добраться до любого города России, и в первую
очередь, – до Новосибирска.
|