Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона
Архиепископа Новосибирского и Бердского

 ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ


 

19 марта / 1 апреля

Вход Господень в Иерусалим

«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной...» (Зах. 9, 9).

Уже прошел период разделения еврейского народа на враждующие Израильское и Иудейское царства. Прошла и страшная эпоха запустения, когда Иерусалимский храм, построенный царем Соломоном, был разрушен язычниками, а весь народ оказался в вавилонском плену. Прошел и плен, иудеи получили свободу и право восстановить храм, в котором, как прежде, возносились жертвы Единому Боry. И пророки утешают народ с тем, чтобы воодушевить, возродить его духовную жизнь с центром в Иерусалиме, куда должен прийти великий Царь, праведный и спасающий. Он явится не в сиянии военной славы, не в доспехах, а с кротостью и смирением войдет в Иерусалим, сидя на осленке – сыне вьючной ослицы.

«Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, – говорит Господь, – и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» (Зах. 9, 10). Пророк говорит о том, что царство Его распространится не только на израильский народ, а «до концов земли», но не с помощью колесниц и конницы, не с помощью боевого лука или меча. Кротость, правда и мир будут сопровождать Великого Царя…

Прошло более пяти столетий, и вот однажды, перед самым праздником Пасхи, Иерусалим и его пригороды наполнились шумом и криками тысяч людей: «Благословен Идущий во имя Господа Сын Давидов, Царь Израилев!» Так встречали Иисуса из Назарета, Который, совершив множество чудес, недавно воскресил и известного многим Лазаря, умершего и четыре дня пролежавшего во гробе. Люди постилали свои одежды и пальмовые ветви под ноги осленку, на котором Христос въезжал в Иерусалим для того, чтобы стать Царем через Кpeстныe страдания.

Торжественное шествие в Иерусалим вспоминается в последнее воскресенье перед праздником Пасхи. Подражая жителям Палестины, мы встречаем Христа с ветвями вербы – деревьев, которые первыми распускаются в нашей суровой природе. Накануне этого праздника Православная Церковь отмечает Лазареву субботу – день воспоминания

воскрешения праведного Лазаря. Тогда люди, потрясенные великим чудом, решили сделать своим царем Иисуса из Назарета, а начальники народа и первосвященники, не принимая проповеди Спасителя, окончательно сговорились убить Его.

«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной». Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус; привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». (Мф. 21, 1-11)

Пророчество Захарии продолжает исполняться и по сей день. Христос пришел не только для еврейского, но для всех народов; за всех Он принес жертву на Кресте. Своей кровью Царь и Творец вселенной омыл все человечество. Он всех зовет к Себе, и каждый день люди, принявшие Крещение и вступившие в Церковь, становятся подданными великого Царства, простирающегося «от моря и до моря», по всей земле. Теперь уже на всех континентах, на многих языках и наречиях читаются евангельские слова: «Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!»

Само слово «израиль» на языке христианского богословия приобрело совершенно новое содержание. Старый смысл, конечно, остался: это историческое наименование еврейского народа и его государства. Но в церковных гимнах Новым Израилем именуется новозаветный богоизбранный народ – христиане, теперь уже без различия рас и национальностей. «Израиль» буквально означает «видящий Бога», и, если в древние времена это было применимо только к еврейскому народу, единственному на всей планете сохранявшему монотеизм – веру в Единого Бога, то теперь это название приличествует тем, кто действительно видел Бога, пришедшего во плоти, и тем, кто поверил свидетельству видевших.

Шествие в Иерусалим – единственный случай, когда Христос позволил людям прославлять Себя, но оно стало одновременно и путем на Голгофу, ведь Спаситель знал, что всего через несколько дней тот же народ будет кричать Пилату: «Распни, распни Его!». Христос вошел в Иерусалим, и с этого момента начался Его Крестный путь, а для нас после праздника начинается Страстная седмица – семь дней, наполненных повествованием о том, как Христос был предан одним из Своих учеников, как Он совершил первое Причащение, как был схвачен (вернее сказать, добровольно отдал Себя в руки гонителей), о том, как Он страдал на Кресте, и был погребен, и воскрес в третий день...

Этот праздник – преддверие Пасхи, а распустившиеся после долгой зимы вербы – символ ожидаемого нами всеобщего воскресения, которое стало возможным после Воскресения Христова.


25 марта / 7 апреля

Благовещение Пресвятой Богородицы

«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление». Сегодня день, когда небо соединилось с землею, когда Сын Божий стал Сыном Девы. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви и Божией силы, но вместе с тем воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. В этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

Через шесть месяцев после зачатия Иоанна Предтечи, Архангел Гавриил был послан в город Назарет к Деве Марии, обрученной мужу Иосифу, из дома Давидова, с приветствием: «Радуйся, Благодатная: Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28). Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении. И Архангел возвещает то необыкновенное, что Ей уготовано: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 29–33). Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда я мужа не знаю?». Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим…». Тогда Мария со смирением сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Слово «раб» в славянском языке означает человека, который свою жизнь, свою волю отдал другому. Дева Мария действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв с верой весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия.

В этом году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с Великой, Преблагословенной субботой. В этот день Святая Церковь вспоминает погребение Господа нашего Иисуса Христа после Его мучительных крестных страданий и смерти.

Мы стоим у Гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы. Плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра.

И вся Вселенная в трепете: ад погиб; безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, Восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над злом, над смертью, над разлукой с Богом.

Вот почему так тиха литургия этой Великой субботы и почему, еще до того, как мы пропоем, в свою очередь, «Христос Воскресе», мы читаем Евангелие о Воскресении Христовом. Он одержал Свою победу, все сделано; остается только нам лицезреть чудо и вместе со всею тварью войти в это торжество, в эту радость, в это преображение мира.


26 марта / 8 апреля

Светлая радость Воскресения Христова

Если бы смертному человеку дано было подняться в высоту небес и оттуда созерцать, что творится на Русской земле в сию священную и спасительную полночь, то пред его взорами открылось бы чудное зрелище. Тихо спустилась на землю темная весенняя ночь. Смолкла суета земная, все будто притаилось в ожидании чего-то великого, таинственного... И вот там, где-то на беспредельном пространстве далекого Великого океана наступает полночь; она надвигается на пустынные берега нашей Камчатки и Сибири, и тут, в этих редко разбросанных селениях, где только имеются храмы Божии, зажигаются огоньки, будто звездочки падают с небес, начинается торжественный звон небольших колоколов сельских церквей, – полночь быстро движется от востока к западу по необъятному пространству Сибири; за нею, будто светлый поток, течет по лицу родной земли этот свет пасхальных огней, этот торжественный, победный звон... Вот полночь перешагнула Урал, а за нею широкою волною светлая радость Воскресения залила всю Русь… Гудят тысячи колоколов, горят миллионы огней, десятки миллионов православных русских людей ликуют духом в сотнях тысяч храмов Божиих; настал праздников праздник – Светлое Христово Воскресение! Вся ночь проводится народом в храмах Божиих, встает радостное весеннее солнце и будто само ликует, и радуется, и играет лучами своими, пробуждая всю природу все к той же всемирной радости о Воскресшем Спасителе мира…

Дивная картина! Чудное зрелище!

Небо спустилось на грешную землю и освятило ее, и земля стала небом: Христос Воскресе!

Нигде в мире так светло не празднуется Воскресение Христово, как в Церкви Православной, и нигде так поэтично, так трогательно не выражается эта радость праздника, как на Святой Руси. У христиан Запада праздник праздников – Рождество Христово, у нас – Светлое Христово Воскресение. Да так и быть должно. Ведь если бы Христос не встал из гроба, то тщетна была бы и вера наша, как говорит апостол Павел; мы были бы несчастнейшими из людей. Но воскрес Христос и – все исполнилось света, все обновилось, все ликует победу над смертью, торжествует мир с Богом, с небом, и льется благодатный мир и светлая радость по лицу всей земли...

Но особенно светло, живым ключом бьет эта радость небесная в храмах Божиих. И праздничное убранство храма, особенно же Престола Божия, и отверстые в продолжение всей седмицы Врата Царския, и благоухание фимиама, и многое множество горящих свечей и разноцветных лампад, и эти ликующие, дышащие святым восторгом лица молящихся, и эти неподражаемые, возвышенно поэтические песнопения Пасхального канона – все это в совокупности переносит нас в ту вечноблаженную жизнь, которая настанет в последний день мира после оного превожделенного призыва: придите, благословеннии Отца Моего, наследуйте царствие, уготованное вам от сложения мира... Даже воспоминание о грехах не смущает души: ведь Святой Златоуст и грешника успокаивает: никтоже, говорит он, да плачется прегрешений: прощение бо от Гроба возсия. Так глубока, всеобъемлюща, так светла и животворна радость Воскресения: Христос Воскресе!

И тысячи раз повторяются эти два сладостных, поистине животворящих слова: Христос Воскресе! И отовсюду слышится радостный отклик на них: Воистину Воскресе!

Хотите ли, братие, чтоб эта радость не прекращалась, чтоб она хотя малым лучом озаряла ваше сердце, согревала вашу душу – всегда, во все дни вашего земного странствия? Чтоб она разгоняла этот холодный мрак современных настроений, была залогом той радости, какою возрадуются праведники, когда просветятся, яко солнце во царствии Отца Небесного?

Не уходите от Христа Жизнодавца. Держитесь за Него, идите за Ним, исполняйте волю Его. В Его святых заповедях – жизнь, свет, вечная радость. Ведь Он Сам сказал Своим апостолам: прииду к вам, и узрю вас, и паки возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возьмет от вас. Он Сам приветствовал всех по воскресении Своем сим всерадостным словом: радуйтесь! Делитесь же своею пасхальною радостью с теми, кто не может радоваться полною радостью. Радость есть благодатный огонек в сердце; огонек не убавится, если от него зажигается другой светильник: от сего будет еще светлее, радость только умножится в вашем сердце, если вы будете радовать других... Порадуйте же ради Светлого праздника тех, кто нуждается в вашем участии! Порадуйте сироток, вдовиц, бедняков – и сами вы будете радоваться сугубо радостью о воскресшем Господе и Спасителе, и сей светлой радости никтоже возьмет от вас!

Христос Воскресе!

Архиепископ НИКОН (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)

Из дневников 1911 года


К празднику Пасхи мы готовимся сорокадневным постом, и отмечаем пасхальную радость столько же. Воскресший Христос на протяжении сорока дней встречался со Своими учениками, беседуя с ними о Царствии Божием. В течение этих сорока дней до праздника Вознесения (в этом году он выпадает на 17 мая) христиане отмечают Пасху. Встречаясь, вместо привычного «здравствуй» мы говорим «Христос воскрес!», словами «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…» мы начинаем любую службу и домашнюю молитву, ни в церкви, ни дома мы не преклоняем колен в знак радости Воскресения Христова.


26 марта / 8 апреля –1 / 14 апреля

Светлая Седмица

Пасхальный цикл начинается со Светлой седмицы – семидневного пасхального торжества. Царские врата в течение этого времени не закрываются во всех православных храмах, символизируя отверстые врата рая. Ежедневные службы проходят по-пасхальному. Многократно звучит победная песнь «Христос воскресе из мертвых…» и пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». Яркие облачения, радостное пение, колокольный звон, торжественные крестные ходы – все свидетельствует о величии праздника. В эти святые дни мы стараемся освободить время и для молитвы в храме, и для поздравления родных по домам, ведь если христианин не готов разделить пасхальную радость с братьями и сестрами по вере, это выглядит как-то странно…

Всю седмицу в храме перед Царскими вратами лежит пасхальный хлеб – артос. Этот обычай существует с апостольских времен. В знак незримого присутствия Спасителя апостолы, собираясь на трапезу, всегда оставляли первое место свободным. Как бы для Самого Господа оставляли они и часть хлеба, а после трапезы, поднимая хлеб, приветствовали друг друга словами: «Христос воскресе!». С течением времени обычай трансформировался, но означает он то же, что и две тысячи лет назад: Христос с нами! По окончании Светлой седмицы артос раздробляют и вкушают до принятия другой пищи, как великую святыню. В субботу Царские врата закрываются, богослужение принимает свою привычную форму, но еще в течение сорока дней пасхальная тема остается основной в храмовом богослужении и в домашних молитвах.

Радость Пасхи несовместима с ограничениями поста, поэтому обязательный в течение всего года пост в среду и пятницу отменяется на Светлой седмице.


2/15 апреля – 8/21 апреля

Фомино Воскресенье

На восьмой день после Пасхи на Литургии читается отрывок из Евангелия, повествующий о явлении воскресшего Спасителя для уверения апостола Фомы. Христос еще в первый день явился апостолам, войдя к ним через закрытые двери. Он показал им руки и ноги Свои, пронзенные гвоздями, и ребра, пробитые копьем римского воина. Апостолы видели Христа воскресшим, но с ними не было Фомы, когда же ему рассказали, он не поверил, желая во всем убедиться сам.

«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 24–29).


9/22 апреля – 15/28 апреля

Неделя святых жен-мироносиц

В это воскресенье вспоминаются женщины, оставшиеся до последнего момента с распятым Христом, когда апостолы в страхе разбежались. В Страстную пятницу они видели, что тело Спасителя сняли с Креста и положили в гробовой пещере. Субботу жены провели в покое, как требовала ветхозветная заповедь, а в первый день по прошествии субботы, взяв миро, отправились ко Гробу, чтобы завершить обряд погребения. Они первыми увидели пустой Гроб, а явившийся Христос повелел им идти с вестью о Своем воскресении к апостолам.

В неделю святых жен-мироносиц принято поздравлять всех православных женщин, им желают быть похожими на тех учениц Христа, которые неотступно следовали за Господом, слушая Его слова и исполняя Его заповеди.


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу