Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

Праведники наших дней
Угодник Божий схиигумен Амфилохий Почаевский:

«Не все исцеления на пользу,  некоторые – на погибель души…»

12 мая 2002 года в Почаевской Лавре произошло событие, имеющее поистине мировое значение для православных – причисление к лику святых схиигумена Амфилохия. Во время Чина прославления в небе над Лаврой появились созданные из облаков два креста. В течение часа верующие могли наблюдать за этим чудом – один большой крест и рядом – чуть поменьше. Паломники говорили: «Ну вот, теперь их будет двое – батюшка Иов и батюшка Амфилохий».

В этот день в Почаев приехало около 20 тысяч православных верующих из России, Украины, Молдавии, Беларусии, Польши, Чехии. Было 7 часов утра. Чин прославления проводил Митрополит Киевский и всея Украины Владимир вместе с пятнадцатью митрополитами, архиепископами, епископами и священством УПЦ.

Только вынесли раку с нетленными мощами схиигумена Амфилохия, как своды Успенского собора наполнились диким ревом бесноватых. Приличные люди, которые только что передавали свечку, крестились, прикладывались к иконам – и вдруг... вой, лай собак, урчанье, визг. Из уст маленьких детей несется грязная брань. Взрослый мужчина говорит писклявым голосом бесенка: «Ты знаешь, что ты со мной делаешь? Ты же меня убиваешь!» Черные полчища диавола боялись батюшки Амфилохия. При жизни он был известен тем, что изгонял бесов.

«Я тебя люблю, понимаешь? Я не могу без тебя жить! Не прогоняй меня!» – кричала молодая девушка басистым голосом. Люди расступались, когда бесноватые падали на пол и выгибались так, что казалось, сейчас сломают позвоночник. «Это их беси так кидают об землю» – говорил про таких батюшка. Монастырский хор старался заглушить чудовищный рев бесноватых. Тогда те начинали визжать яростнее. Монахи, понимая, что происходит, пели еще громче, не давая темным силам властвовать над людьми. Вокруг слышались молитвы других верующих: «Господи, помилуй!», «Батюшка Амфилохий, даруй им освобождение...» Это было похоже на битву двух армий, битву добра и зла. То, о чем мы привыкли говорить, как о чем-то отвлеченном, тогда было перед глазами тысяч паломников.

Его все помнят как батюшку Иосифа. За свою жизнь он трижды менял имя. При рождении его назвали Яковом. В монахи постригся с именем Иосиф. А в конце своей жизни принял схиму и стал для всего мира схимонахом Амфилохием.

Он был сыном ремесленника. В семье, где росло 10 детей, отец брался за любую работу. Кроме этого, он был хорошим костоправом. Яков помогал отцу ставить на ноги больных, вправлял позвоночник, лечил переломы. Вернувшись из армии, сосватал добрую девушку и собирался жениться. По традиции, пошел к приходскому священнику за благословением. Но тот сказал, чтобы шел Яков в Почаевскую лавру, мол, там ему место...

Семь лет он был послушником, потом принял монашеский постриг. Выполняя различные работы и послушания, отец Иосиф стал наиболее известен как костоправ. Поток людей не прекращался ни днем, ни ночью. Порой до ста подвод стояли вдоль всей улицы Липовой. Лечение у докторов было платным, а он денег не брал. Присутствие большого количества людей утомляло насельников тихой обители. И настоятель сказал отцу Иосифу: «Хороший ты монах. Но из-за тебя покоя братии нет». И благословил его поселиться в церквушке на монастырском кладбище. Там он и прожил двадцать лет. Сторож монастырского кладбища Михаил Омельянович хорошо помнит батюшку Амфилохия. Он поведал дивные истории исцелений из жизни старца. Спешили к нему люди, получая врачевание телесных болезней и тайных недугов души. Исцелялись даже те, чьи болезни были запущены, и, по мнению врачей, неизлечимы.

В советские времена власти запрещали ездить к батюшке. Даже автобусы отменили. Но люди шли пешком. Как-то к старцу приехал первый секретарь Тернопольського обкома партии. Без надежды привез единственного сына – саркома колена, врачи отказались лечить. Через неделю отец забрал мальчика полностью здоровым. После этого секретарь лично распорядился, чтобы к батюшке пустили автобус.

Из Москвы военный привез расслабленного 4-летнего сына. Старец попросил оставить ребенка. Когда через несколько дней отец приехал за ним, малыш бегал по двору. Со слезами упал военный батюшке в ноги, давал деньги, хотел оставить машину. «Не треба», – ответил старец.

Молодая женщина Татьяна, жительница Почаева, была неверующей, в церковь не ходила. В результате закупорки вен началась гангрена ноги. Врачи настаивали на ампутации. Женщина тянула, сколько могла. Узнав о батюшке Амфилохии, одолжила денег и пошла к нему. Старец вышел из кельи, оглядел очередь… и позвал ее из толпы. Выслушав, сказал, что операции делать не надо. Дал мазь, святую воду и объяснил, какие молитвы нужно читать. Татьяна смущенно протянула 25 рублей. Старец не взял: «В тебе самой немае грошей, а ці ти позичила». И, достав из шкафчика 50 рублей, подал плачущей женщине. Вскоре Татьяна исцелилась не только телом – гангрена прошла, но и душой – стала постоянно ходить в церковь.

Из Днепропетровска приехали к батюшке две подруги. Одна их них была глухонемой от того, что ее в детстве сильно побила мачеха. Отец Амфилохий спросил ее: «Как тебя зовут?» Подруга отвечает: «Она же глухонемая!» – «А ти мовчи!» – и снова спрашивает больную. Та начала издавать звуки, из которых сложилось имя «Галя». С тех пор она начала говорить и стала слышать.

У батюшки было правило – если привезут с переломом, вызывать его надо в любое время. Бывало, нарисует он ручкой, как кость сломана, пойдет больной на рентген, и точь-в-точь выходит.

Был и такой случай. На целый день уехал батюшка, а к нему привезли умирающего мальчика 13 лет. Не дождавшись помощи, ребенок умер. Когда поздно ночью старец вернулся и узнал об этом, он взял его тело на руки и занес в церквушку. А через некоторое время мальчик вышел живой.

Принимал отец Амфилохий каждый день до 500 человек. Он говорил: «Знаю, хто до мене йде, що у нього болить й скітьки йому жити». Но лечил не все телесные хвори, объясняя: «Богу не угодно, бо це тшетне зцілення піде не на користь, а на погибель дущі».

Привез отец двух сыновей – оба глухонемые. Батюшка спросил: «Хулил ли ты Бога?» – «Хулил...» – ответил мужчина и горько заплакал. «Ось тепер твої діти будуть все життя мовчати – це тобі кара від Бога..»

В конце 1970 года молодая женщина привела к нему пятилетнюю девочку, просила помочь. Отец Амфилохий велел послушнице принести нож и протянул его женщине: «На, заріж її!» Та испугано прижала дочь к себе. «Заріж, я тобі говорю. Що, шкода? А тих, що вбила у чреві, не шкода? А вони ще красивіші були! За твій гріх тепер твоє дитя мучиться...».

Привез мужчина свою слепую дочь, просит вылечить. «В дитинстві по деревах лазив? Очі пташкам виколював? От тепер маєш...»

Тяжело было слышать обличение своих грехов. Плакали люди, а вместе с ними плакал и батюшка. Говоря словами подвижника, земля в его дворе была пропитана слезами молящихся людей, тяжело больных, страждущих. А иногда говорил: «Чого ви йдете до мене? Ви думаєте я святий? Я грішник. А зцілення ви отримуєте по своїм молитвам, по своїй вірі!». Вот так – мы, грешники, считаем себя святыми, как же, попробуй, скажи нам о грехах. А они – святые – считали себя грешными…

Когда в хрущевские времена начались гонения на церковь, массовое закрытие монастырей и храмов, власти решила измором взять монахов и выжить их из Почаева. У них забрали все земли и машины. Магазинам запретили продавать им продукты. Всех паломников тщательно обыскивали, чтобы те не проносили ничего съестного. А самих монахов по ложным обвинениям выгоняли, выселяли, отправляли домой без права возвращаться, определяли в психбольницы. Попал туда и батюшка Амфилохий. Его поместили в палату для самых буйных. Ему кололи лекарства, от которых распухало лицо и лопалась кожа. А он молился...

Духовные чада старца писали письма, просили его освобождения. Несколько раз приезжали комиссии, задавали циничные вопросы – и оставляли батюшку в «психушке». Его мучения закончились с приездом в больницу дочери Сталина Светланы Аллилуевой. Когда-то давно старец Амфилохий помог ей в болезни. Она и увезла его из больницы.

...До последних дней его жизни КГБ наблюдало за батюшкой. В 1966 году подослали ему агента из Киева, жену военного, сотрудницу атеистического музея Анну. Она работала на кухне, готовила еду для батюшки, Амфилохий неоднократно призывал ее покаяться, и женщина с притворным видом опускала голову: «Каюсь, батюшка, благословите…» Она не скрывала того, что ее мать занимается чародейством. Несколько раз батюшка отправлял Анну от себя, но та его не слушалась и продолжала свое черное дело. Из-за ее скверного характера к старцу перестали приезжать другие послушницы. Уезжали навсегда те, кто годами был привязан к нему. Как-то одна молодая девушка тоже хотела уехать, но батюшка ее остановил: «Ти наберись терпіння і живи. Я терплю і ти терпи. Сказано ведь: терпением вашим спасайте души».

В течение 1970 года Анна подливала яд батюшке в воду, и он умывался ей. Подсыпала в еду – и батюшка на несколько часов терял сознание. Во время приступов Анна не подпускала никого к батюшке, чтобы ему не оказывали помощь. Он знал, что его медленно травят. Но стойко переносил  эти муки. На просьбы духовных чад выгнать Анну отвечал: «Від цього я маю померти. Така Воля Божа». А предвидя, что кончина его близка, как-то сказал: «Як страшно буде, коли мерзлу землю стануть на гроб кидати». Так все и произошло. Умер батюшка 1 января 1971 года. В три часа ночи машина с гробом подъехала к Лавре. Но в Святые ворота въехать не могла – трижды скатывалась с горы вниз. Тогда подняли люди гроб на плечи и внесли в святую обитель. «Батюшка не хочет на машине въезжать», – говорили они.

Обычно покойных монахов на кладбище везут, но гроб с телом святого люди не отпускали из рук, каждый хотел хоть немного пронести старца.

Когда через 31 год, 22 апреля 2002 года, по решению Священного Синода была раскопана могила старца Амфилохия, все присутствовавшие были поражены – гроб, облачение и тело самого старца было таким, будто его похоронили только вчера. А вокруг разносилось дивное благоухание. Еще при жизни батюшка Амфилохий говорил: «Як я помру, приходьте до мене на могилку, моліться Я почую ваші молитви. Беріть з могилки пісочок. Він буде цілющім». Верующие исполняют завет святого старца. По молитвам на его могиле происходит множество исцелений. Брали люди и песок, который с молитвой прикладывают к больным местам.

Михаил Омельянович собирает истории исцелений. Их, официально подтвержденных медиками, уже 600. Скоро выйдет из печати большая книга, куда войдут все эти истории. А сколько еще не зафиксированных! Поэтому Михаил Омельянович обращается ко всем, кто вылечился по молитвам святого Амфилохия, писать ему на адрес Лавры.

В Украине теперь одним молитвенником больше. За последние десять лет батюшка Амфилохий Почаевский – пятый святой праведник, выходец из Украины, причисленных к лику святых Украинской Православной Церковью. Среди них – Кукша Одесский, Лука Войно-Ясенецкий Крымский, Лаврентий Черниговский, Алексей Карпаторусский. Там, около Престола Божиего, где находятся все святые, они молятся за нас, просят Господа укрепить в нашем народе православную веру, продлить время на покаяние, дать силы пережить будущее, которое легким не будет...

Святый отче Амфилохий, моли Бога о нас!

Ирина БЕЛЕЦКАЯ

 При подготовке материала использованы факты из книги «Жизнь и чудеса схимонаха Амфилохия Почаевского»,

Газета «Начало», № 5, 2002 г. с.7,  OCR «Украина Шенгенская»


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу