Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
АПОКРИФ
Несостоявшаяся сенсация «Евангелия от Иуды» |
Открытие ранее неизвестных либо утерянных древних текстов представляло и представляет особый научный интерес. Однако интерес к тексту Евангелия от Иуды – литературному памятнику III – IV веков нашей эры, написанному на древнем коптском языке, – в течение нескольких месяцев последовательно нагнетался некоторыми средствами массовой информации. Публике внушалось, что, наконец, из-под спуда достанут информацию, которую представители Церкви веками скрывали от верующих, что новооткрытая рукопись способна поколебать традиционное
христианское вероучение. От публикации текста, содержащего «реабилитацию» Иуды, ждали такого же эффекта, как от скандально известного бестселлера «Код да Винчи». И вот, 7 апреля 2006 года Национальное географическое общество США (NGC) представило в Вашингтоне доклад о завершении расшифровки и перевода на английский язык считавшегося утраченным «Евангелия от Иуды». В течение нескольких дней в музее Национального географического общества действовала экспозиция, посвященная рукописи и
связанным с ней исследованиям. По окончании работы выставки все тринадцать папирусных листов были переданы в Коптский музей в Каире (Египет). Оригинал текста «Евангелия от Иуды» («The Gospel of Judas») опубликован также на сайте .NGC. По мнению ряда библеистов, «Евангелие от Иуды» стало самой важной археологической находкой за последние 60 лет после Кумранских рукописей, обнаруженных археологами в 1947 году в пещерах на побережье Мертвого моря. Его возраст – около 1700 лет, но ученые полагают, что оно восходит к более древнему
греческому тексту, написанному членами гностической секты каинитов, и только затем переведенному на коптский. Первое упоминание об этом апокрифическом Евангелии относится к 180 году: священномученик Ириней, епископ Лионский в своей книге «Против ересей», перечисляя гностические секты того времени, упоминает о секте каинитов, которые учат, что, «так как один Иуда знал истину, то и совершил тайну предательства, и через него, говорят они, разрешено все земное и небесное. Они также выдают вымышленную историю такого рода, называя ее
Евангелием Иуды». До конца XX века оно считалось безвозвратно утерянным. Но в 1970 году, недалеко от города Эль Муния в Египте, был найден свиток, состоящий из 62-х листов папируса. Найденный манускрипт с апокрифами, помимо «Евангелия от Иуды» содержит и следующие документы: Первый Апокалипсис Якова, Послание апостола Петра апостолу Филиппу, «Книгу инородцев»; «Исход» и «Математический трактат» на греческом языке; Послание Павла на саидском диалекте. Все это собрание документов в науке принято называть Кодексом Чакоса. Таинственный
свиток несколько раз перекупался коллекционерами из Европы и США, пока его не приобрел швейцарский Фонд древних искусств, взявшийся за его перевод. Работу над манускриптом возглавил известный ученый-коптолог священник Родольф Кассер. Подлинность «Евангелия от Иуды», относящегося к древней христианской апокрифической литературе, установлена «с использованием пяти различных методов, включая радиоуглеродное датирование, анализ чернил, спектральный анализ,
контекстуальные, а также палеографические подтверждения», говорится в заявлении вице-президента Национального географического общества США Терри Гарсия, распространенном в Вашингтоне. – Помимо четырех канонических Евангелий, существуют десятки других, которые не были приняты Церковью из-за содержащихся в них неточностей и искажений. «Евангелие от Иуды» не могло быть написано самим Иудой Искариотом, потому что тот покончил с собой на следующий день после того, как предал Христа. Составители текста были приверженцами древней ереси, –
сказал в своей проповеди 18 апреля 2006 года глава Элладской Православной Церкви Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул. «Текст имеет определенную научную ценность для исследователей, но для верующих он является отверженным и не имеет никакого значения», – добавил глава Греческой Церкви. Евангелие, как сказано в самом тексте, написано со слов Иуды Искариота – бывшего вначале апостолом Христа, а затем, согласно Новому Завету, предавшего Его за 30 сребреников, и отражает религиозно-философские взгляды гностиков.
Гностицизм – это синкретичная философско-религиозная доктрина, бурно развивавшаяся параллельно христианству в течение первых четырех веков по Рождестве Христовом. Гностические секты II – III веков в вероучительном плане отличались большим разнообразием. Однако общим для них было стремление сочетать отдельные элементы христианства с элементами восточных религий, оккультизма, магии и астрологии. «Вследствие этого, – писал доктор церковной истории М.Э. Поснов, – все христианское в гностицизме извращалось, и спасительная сущность
христианства оставалась для него сокрытою. Св. Ириней (I, 8,1) такими яркими красками изображает это противоестественное смешение гностиками языческих и христианских понятий «… как если бы кто, взяв царское изображение, прекрасно сделанное умным художником из драгоценных камней, уничтожил бы представленный вид человека, представил бы и привел бы в другой вид эти камни и сделал бы из них образ пса или лисицы, и об этом негодном произведении отзывался бы потом и говорил: вот то самое прекрасное царское изображение, которое произвел умный художник».
Личность Иисуса Христа ни в одной гностической системе не занимала центрального места, в них вплетались лишь отдельные элементы Его учения. Поэтому гностики не довольствовались теми Евангелиями, которые употреблялись в Церкви, но создавали свои собственные, альтернативные. «Еретики с помощью таких текстов старались показать равноценность добра и зла», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви в беседе с журналистами 17 апреля 2006 года. Например, каиниты (иудаиты) приписывали положительные роли отрицательным персонажам Ветхого
и Нового Заветов – змею-искусителю, Каину (от которого секта получила свое имя), Исаву и Иуде Искариоту. Одним из таких гностических текстов и было так называемое «Евангелие от Иуды». В настоящее время папирус, на котором содержится его текст, находится в очень плохом состоянии и рассыпается на части, поэтому полностью восстановить представления автора о роли Иуды в деле предательства Иисуса Христа затруднительно. В манускрипте говорится о разговоре, якобы
состоявшемся между Иисусом Христом и Иудой. Во время него Иисус объявляет Иуде, что должен расстаться со своими двенадцатью учениками, потому что те не понимают идей более высокого предназначения, и рассказывает, какую роль тому предстоит сыграть при этом. Далее, Иисус согласно тексту рукописи открывает Иуде, что, для того, чтобы освободиться от телесной оболочки, Ему необходима чья-либо помощь, и Он предпочел бы получить это освобождение от друга, а не от врага. Поэтому Иисус просит Иуду, которого считает Своим другом, продать и предать Его. При этом,
говорится далее в манускрипте, Иуда, конечно, понимает, что после такого поступка его имя будет проклято в веках. Но Иисус отвечает ему: «Ты будешь проклят многими поколениями, но ты возвысишься над ними. Подними глаза свои и посмотри на облако и на свет внутри него. И посмотри на звезды вокруг облака. Видишь ту, первую, которая ведет их всех? Это – твоя звезда». То есть, сам факт предательства в апокрифическом «Евангелии от Иуды» предстает предательством только для толпы, а в отношениях Иисуса и Иуды он является актом послушания. «Жертвуя Своим телом,
Иисус приносит спасение, и по этой причине Иуда предстает перед всеми, как герой, которому завидуют, и поступком которого возмущаются остальные ученики Иисуса», – поясняет позицию автора древней гностической рукописи Крейг Эванс, известный ученый и профессор в Acadia Divinity Colledge в Вулфиле (Канада). – Никто не принуждал Иуду к предательству: оно было исключительно делом его свободного выбора. Слова Иисуса «что делаешь, делай скорее» (Ин. 13,27),
обращенные к Иуде, не были ни повелением, ни сигналом к действию. Они могли послужить для Иуды свидетельством того, что Иисус знает о его планах, и могли остановить его в последний момент. Однако план предательства уже созрел в сердце Иуды, и даже слова Спасителя не остановили его, – отметил в своей проповеди в Великий Четверг 20 апреля 2006 года епископ Венский и Австрийский Иларион. Иуде не было предначертано совершить предательство, и когда Господь избрал его одним из Своих двенадцати учеников, но не для предательства, а для
апостольства. Вместе с другими апостолами он присутствовал на Тайной вечере. «Посмотри, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – сколько сделал Христос, чтобы склонить его на свою сторону и спасти его: научил его всякому любомудрию и делами и словами, поставил его выше бесов, сделал способным совершать многие чудеса <…>; но Иуда добровольно остался неисправимым. А чтобы тебе убедиться, что он, имея возможность измениться – не хотел, и все произошло от его беспечности, послушай. Предав Христа, он бросил тридцать сребреников и сказал: Согрешил я, предав Кровь
неповинную (Мф. 27,4)… Так и он: когда Учитель увещал его – не слушал, а когда никто не увещал, то собственная совесть его пробудилась, и без всякого учителя он переменился, осудил то, на что дерзнул, и бросил тридцать сребреников». Стоит сказать, что «Евангелие от Иуды» – далеко не первый памятник подобного рода, также переведены и опубликованы и другие гностические Евангелия – от Марии Магдалины, от Филиппа, от Фомы и даже «Евангелие Истины». Интерес они
представляют разве что для исследователей еретических течений в раннем христианстве. Как заявил президент Папского совета по историческим наукам монсеньор Вальтер Брандмюллер, выход в свет перевода «Евангелия от Иуды» будет «интересным с точки зрения древней литературы», однако этот апокриф не следует рассматривать как «документальное свидетельство об исторической фигуре Иуды». Ни одно из этих произведений не сумело поколебать учение Церкви, хотя некоторые из них в свое время, на ранних этапах развития христианства, и послужили
средством для совращения христиан в гностические секты. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что попытки посеять сомнения в души и сердца верующих людей многократно предпринимались на протяжении всей 2000-летней истории христианства: «Но это не должно нас смущать. Мы верим Божественному откровению и воспринимаем подобные находки лишь как свидетельства о тех еретических учениях, которые бытовали в первые века христианской эпохи». Денис ГАВЧУК,
преподаватель Новосибирского Свято-Макарьевского Православного Богословского института
|