Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
Церковь и общество
Православный казачий лагерь «Сибирская застава» |
Наконец-то сегодня мы перестали отсчитывать нашу историю лишь от 1917-го года, и теперь не просто вспоминаем славную древность, но можем возвратиться к опыту прошедших поколений. Традиции русского православного общества, российского казачества — не музейные экспонаты, а живая культура, способная дать многое для возрождения нашего Отечества. Сегодня это становится очевидным и светским властям. Вот что сказал по этому поводу президент России В.В. Путин: «Без христианства, без
Православия, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы нашей жизни, очень важно, очень полезно и своевременно возвратиться к этим первоистокам... Для России это принципиальный вопрос, и, опираясь на православные принципы, мы в состоянии будем укреплять нашу страну сегодня и в будущем». В прошедшем году состоялся уже седьмой сезон православного казачьего лагеря «Сибирская застава», возникшего в 1999 году из казачьего конного похода,
посвященного 400-летию Ирменского сражения. Тогда тарский воевода Андрей Матвеевич Воейков с отрядом казаков и сибирских татар быст- рым маршем прошел от Тары до устья реки Ирмень и разгромил войско Кучума, последнего «чингизида», терзавшего Сибирь (а до похода Ермака – и русские поселения на Урале). Спустя четыре столетия новосибирские казаки прошли путем атамана Воейкова от Тары до Верх-Ирмени и далее до Умревы – места основания Умревинского острога, первого поселения русских на новосибирской земле. Протяженность всего конного перехода составила 1000
километров, которые были пройдены за один месяц. Походным священником по благословению правящего архиерея стал иерей Димитрий Полушин. За время похода по глухим деревням северо-запада Новосибирской области было крещено более 400 человек, на месте Ирменского сражения установлен памятных знак, а вблизи Умревинского острога построена часовня во имя Спаса Ярое Око. Возникший в следующем, 1999 году казачий лагерь в селе Мотково (кстати, это одно из первых мирных русских поселений в
Новосибирской области) явился как бы продолжением состоявшегося похода, выражением стремления молодых казаков не расставаться, а продолжить дело возрождения и воспитания казачества. Он не только получил название православного, но и практически воплотил в себе принципы христианского общежития. Каждый год лагерь отстраивается заново – устанавливаются армейские палатки, трапезная, баня, ремонтируется погреб, ставится большой деревянный крест, рядом с которым на сосну крепится колокол, – и вот эта необходимость постоянно создавать все самим на пустом месте
сделала его идеальной воспитательной средой. Костяк «Сибирской заставы» сегодня составляют воспитанники, побывавшие здесь не один раз. Их можно сразу заметить среди остальных курсантов, так как на рукавах форменных камуфляжных кителей есть нашивки, соответствующие количеству пройденных сезонов. Со «стариков» больше спрос, на них может опереться командование, да и новичкам есть к кому обратиться за советом. В «Заставе» нет ни телевизора, ни дискотек, но спустя два-три дня ребята уже вовсю пляшут кадриль. Парни здесь в основном ходят
в «кумуфляже» и «берцах», к девушкам же особое требование – никаких коротеньких юбок и шорт. И спустя некоторое время многие из них, глядя на своих подруг в русских сарафанах, начинают целыми днями преследовать директора лагеря, требуя у него «такое же платье и такие же ленты». Походный священник Димитрий Полушин стал духовником лагеря, посвященного его основателями – новосибирцами-новониколаевцами Святителю Николаю (покровителю Сибирского казачьего войска) и
страстотерпцу царю Николаю II. И можно себе представить, как обрадовала всех весть о канонизации Царственных мучеников. Впрочем, большинство курсантов не принадлежат к воцерковленным семьям прихожан новосибирских храмов. Здесь, в «Заставе», многие впервые слышат слова молитв, учатся обходиться без сквернословия, курения, бестолкового времяпрепровождения. Главной задачей священника является передача ребятам духовных основ воинского мировоззрения, формировавшегося на протяжении более чем тысячелетней истории Российского государства. Сами понятия войны и мира
неразрывно связаны с такими понятиями как добро и зло, а воинское служение рано или поздно заставляет человека задуматься над вопросами жизни и смерти, которые, безусловно, носят религиозный характер. И стать настоящим воином можно только тогда, когда удастся на них ответить. Конечно, не все наши дети будут служить в армии, но воспитывать мужество христианину нужно обязательно. Протоиерей Валентин Бирюков, один из старейших священнослужителей Новосибирской епархии, как-то сказал: «Нам всем надо быть сегодня солдатиками...». Как же
не хватает современным прихожанам этого воинского духа в борьбе с грехом! Беда нашего времени в том, что воспитание детей (даже христианское!) какое-то чересчур уж не мужественное. Возможно, так происходит от того, что занимаются им как в школе так и дома, главным образом, женщины. И в храмах (что уж греха таить) большинство прихожан составляют тоже они. И не от того ли, что нынешнее поколение не имеет в себе мужества бороться со страстями и соблазнами, и возникла эта эпидемия разврата, наркомании, пьянства? Ведь иной раз мамы и бабушки приводят в лагерь
таких ребят, что те аж плачут горючими слезами: «Я не хочу быть мужчиной!!! Я хочу быть дизайнером...» А ведь еще в крещении каждого из нас нарекли «новоизбранным воином Христа Бога нашего». Стать же полноценным воином и гражданином Отечества можно только тогда, когда будешь готов бороться с самим собой, сражаться, прежде всего, со своими страстями и слабостями. Со временем здесь сформировался удивительный для непосвященных людей обычай. По завершении дня
совершается хорошо известный в Церкви Чин прощения, когда после вечерней молитвы все, начиная со старших и заканчивая самым младшими, просят прощения друг у друга за нанесенные вольные или не вольные обиды. Возникновение этого обряда свидетельствует о том, насколько лагерь приблизился к решению трудной задачи формирования особого, православного воинского духа. В «Сибирской заставе» курсанты встречают четкий порядок, нравственные нормы, дисциплину. Помимо командного состава, инструкторов, медработника, поваров, значительную нагрузку
несут и они сами. Каждый день назначается суточный наряд: на кухню, хозяйственные работы, охрану территории. И некоторые дети, привыкнув за сезон к дисциплине, после окончания сезона откровенно говорят воспитателям: «Да уж... родители вам, пожалуй, теперь спасибо скажут». То есть подросток учится здесь заново радоваться родительским заботам о себе и гордиться плодами своих трудов. Сам лагерь делится не на привычные отряды, а, согласно казачьей традиции, на курени. По словам есаула
Александра Карловича Кутника, атамана Старо-Ельцовской станицы, офицера-воспитателя казачьих классов Сибирского кадетского корпуса, казачество – это уникальный случай сложного объединения традиционной бытовой и профессиональной воинской культур. В прежние времена казачата с колыбели воспитывались в сформировавшейся, имеющей многовековые обычаи среде казачьего братства со своим стойким уставом. Возрождение ее и есть та насущная задача, которая реализуется сегодня в казачьих классах Сибирского кадетского корпуса и в православной казачьем лагере «Сибирская
застава». Третьей необходимой составляющей жизни лагеря является патриотическое воспитание. В одной из своих работ известный русский религиозный философ И.А. Ильин писал: «Истинный патриотизм родится из духовной природы человека<…> Любовь к родине должна быть осмысленна как творческий акт духовного самоопределения<…> Человек вообще определяет свою жизнь тем, что находит себе любимый предмет<…> И <...> если этим предметом является духовная жизнь и духовное достояние своего народа – он становится истинным патриотом<…> Именно духовная
жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. В ней сущность родины<…> потому, что она имеет объективную ценность перед лицом Божиим». В прошлом году администрацией Новосибирской области было начато восстановление Умревинского острога, и казаки, естественно, не могли остаться в стороне. В его центре стояла церковь в честь Трех святителей, поэтому возникла мысль перенести на территорию острога установленную после похода 1998 года часовню во имя Спаса Ярое Око. Таким образом
восстанавливалась бы историческая преемственность, верность заветам предков, казаков-первопроходцев. Инициатором этой идеи стал есаул Кутник, он же после того, как было получено разрешение от властей, и возглавил бригаду из лучших курсантов «Заставы». Все было в то навсегда запомнившееся ребятам время: жара, многочисленные укусы надоедливых комаров и других кровососущих насекомых и промокшие от проливных дождей палатки, подъем в пять утра (потому что за день нужно было много успеть сделать) и отбой затемно, усталость и радость от завершенной работы.
Радость от того, чтовпервые в жизни многие из этих молодых парней трудились не ради земной награды и похвалы, а ради Бога и памяти предков... В этом году Александр Карлович планирует совершить агитационный шлюпочный поход «Струги Ермака» по маршруту Новосибирск—Колывань—остров Казачий—Умревинский острог, который, возможно, станет первым в целой серии походов по следам Ермака и казаков-первопроходцев. Говоря о летнем православном военно-патриотическом лагере «Сибирская застава», невозможно обойти вниманием
тех, чьими усилиями он был организован и кто в течение этих восьми лет воспитывает в ребятах дух казачьего братства. У истоков «Заставы» стояло руководство военно—патриотического клуба «Сигнал», МРЦРБИ «Русский щит». А в 2006 году в числе ее попечителей следует назвать приход во имя святой Евфросинии Полоцкой (настоятель священник Димитрий Полушин), казачьи классы Сибирского кадетского корпуса (есаул А.К. Кутник), 9-й отдел Сибирского Войскового казачьего общества (атаман подъесаул Е.А. Фороносов), а также Новосибирское отделение Российского союза
ветеранов Афганистана и ЦВПВ «Сигнал». Но особенностью лагеря является то, что он – не плод чьего-то педагогического замысла. Его развитие происходит органично, по мере потребности и возможности расширяются направления работы. Главное здесь – это люди, коллектив, братство, товарищество. В «Сибирской заставе» важна преемственность, когда вчерашние воспитанники сегодня становятся куренными атаманами, инструкторами по спецподготовке. Многие курсанты не расстаются друг с другом и после окончания сезона, общаются, проводят вместе время. Некоторые приезжает в
Мотково даже зимой, встречают здесь Новый год, отмечают дни рождения, «по-таежному» ночуют в снегу, шлют «с нашей Заставы» бодрые «эсэмэски», мол, нам, казакам, и зима нипочем... Что же помогает ребятам почувствовать себя настоящими мужчинами – православными воинами? В нынешнем сезоне-2006 новичкам предстоит познакомиться, а «ветеранам» – продолжить знакомство с духовными основами воинского служения, православной культуры России, с историей казачества, Сибири, Отечества. Особое внимание здесь уделяется изучению русской народной
культуры – песен, танцев, рукоделия, видов росписи по дереву, народного костюма. Кроме того, за сравнительно небольшой отрезок времени парни научатся ориентированию и скрытному передвижению по пересеченной местности, усвоят азы начальной военной и медицинской подготовки и искусства выживания в экстремальных условиях, изучат основы высотной подготовки, действия разведгрупп и армейского рукопашного боя. Курсантов ждут также военные игры, стрельба из пневматического и огнестрельного оружия, пейнтбол. Обычно тех, кто хотел бы стать
воспитанником «Сибирской заставы», интересует стоимость путевки. Но это не лагерь в общепринятом смысле слова, а, скорее, кратковременные полевые сборы, которые осуществляются на пожертвования попечителей, спонсоров, родителей курсантов. Например, в прошлом году большую часть денег на питание выделила Новосибирская епархия Русской Православной Церкви. Но кроме того, нужны еще средства на обновление ветшающих палаток, покупку снаряжения, макетов оружия, зарплату строителям и специалистам. Цель лагеря – не финансовое благополучие учредителей (из-за
непонимания этого попечительскому совету пришлось расстаться с одним из его членов), а создание особой среды воспитания, обитания, труда, возмужания его участников. Поэтому пожертвования могут быть не только в денежном выражении – лагерь нуждается также в кухонных работниках, враче, физруке и так далее. При этом труд родителей в «Заставе» обеспечивает совершенное бесплатное пребывание здесь их детей. Руководство лагеря приглашает всех желающих к соработничеству во имя возрождении нашего православного Отечества и воспитания детей его достойными гражданами.
Сезон-2006 в летнем православном военно-патриотическом казачьем лагере «Сибирская застава» в селе Мотково будет проходить со 2 по 23 июля. Запись в него и получение прочей необходимой информации по телефонам: 8 (383) 279-18-11, 8-913-752-56-11, на сайте прихода во имя святой Евфросинии Полоцкой http://efrosinia.ratm.ru .
|