Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
НАШИ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Окончание. Начало см. №№ 3,4 за 2006 г. | Протоиерей Владимир Маничев |
В середине октября прошлого года по приглашению настоятеля Свято-Иоанно-Предтеченского кафедрального собора Вашингтона протоиерея Виктора Потапова я отправился познакомиться с жизнью его прихода и, таким образом, открыл для себя иную, мало известную в нашей стране, православную Америку.
Побывав в нескольких американских городах, я не мог не обратить внимание и на то, каков в них бытовой уклад. Другими словами, чем они дышат, какие у них традиции. Поэтому последнюю главу своего рассказа о православной Америке я бы хотел посвятить именно этому. Надо сказать, что мы плохо представляем себе жизнь обычных американцев: то, что мы знаем, или, вернее, думаем, что знаем о ней, совсем не то, что есть на самом деле. Это жизнь не самой Америки, а ее негритянских кварталов. Вот там в своем большинстве и процветают все эти
реперы, панки, свободные нравы. В какой-то степени негры похожи на наших цыган, – они тоже поколениями не работают, существуя за счет различных социальных программ. Но при желании они могут устроиться в любую фирму. Если же там их не возьмут, то эту фирму могут просто закрыть, обвинив ее руководителей в геноциде. Кстати, отсюда понятно, почему во всех американских фильмах, даже таких, где снимаются звезды Голливуда, обязательно одну из ролей играет негр. Продюсеры фильмов просто не имеют права его не снять, потому что это будет восприниматься как ущемление
прав чернокожего населения страны. Таков закон, а законы здесь чтут. Живут негры в основном в центре Вашингтона, недалеко от Капитолия. Огромный, довольно грязный, квартал, состоящий из двухэтажных домиков с общей стеной. У каждой семьи, живущей в таком домике, отдельный вход, у кого-то он выглядит получше – наверное, у того, кто работает, у кого-то похуже. Более состоятельные имеют гараж. В этом районе после шести вечера появляться посторонним, тем более иностранцам, не рекомендуется, обстановка здесь довольно криминогенная.
В Вашингтоне немало роскошных парков, куда вход платный – 4—5 долларов. Во многих из них есть музей, где можно посмотреть видеофильм и послушать рассказ об истории создания этого парка. На аллеях и газонах не видно мусора или пустых бутылок. Рядом с урнами лежат мешки для любителей устраивать пикник на свежем воздухе: пообедал – все собери в мешочек. И собирают, потому что здесь так принято, и никому это не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Традиция… В парках
оборудованы смотровые площадки, откуда можно полюбоваться открывающейся панорамой, маршруты, по которым можно прогуляться – они могут быть протяженностью от 15 до ста миль. Так как вся земля в Америке кому-то да принадлежит, вокруг городов живут фермеры, обязательно заранее оговаривается, на чем здесь можно передвигаться, а на чем нельзя. Допустим, где-то надо идти пешком, а по каким-то дорогам разрешено и на машине. Видел я в этих парках негров. Они и там плюют, и там мусорят, всем своим видом как бы показывая, что законы писаны не для них…
Вообще же американцы, как правило, очень заботятся как о порядке, так и о своем здоровье. Например, пачку сигарет, которая у нас продается в переводе на американские деньги за 30 центов, в том же Вашингтоне стоит не дешевле шести долларов. Не мало, конечно, здесь и курящих, даже школьников. Причем те курят за пределами школы, а чтобы в коридоре или подъезде – такого нет. На это опять же существует закон о поведении в общественных местах, за нарушение которого можно заплатить солидный штраф. Кстати, школы там
очень благоустроенные – бассейны, спортивные площадки, теннисные корты, везде чистота и порядок. В муниципальных школах среди учеников есть и реперы, и любители татуировок, да и ходят там школьники в чем попало. Частные же учебные заведения в основном католические, вот там и форма у учеников есть, и дисциплина строгая. Забота американцев о своем здоровье проявляется и в том, что здесь множество различных тренажерных залов и бассейнов. Вход в бассейн для стариков бесплатный, поскольку он рассматривается как место отдыха для пожилых
людей. В нем также оборудованы тренажерные залы, баня, сауна – словом, там можно находиться целый день. Есть даже ванны с подводным массажем – что-то типа джакузи. Я побывал в таком бассейне, и забавно, что один из посетителей сразу признал во мне священника. Из-за бороды, наверное… Так как я был в Америке впервые, мне было интересно абсолютно все: что и как здесь рекламируется, какие передачи показывают по телевизору, как американцы празднуют свой Хэллоуин, который в последние годы так агрессивно навязывается нам в качестве нового
молодежного праздника. На наш взгляд, телевидение тут довольно простое: новости, юмористические передачи, причем на разных языках, – китайском, японском. Порнографии и эротике ни в коем случае нет. Для любителей таких зрелищ существуют специальные каналы, которые можно купить, подключиться, и – пожалуйста, смотри. А дети и те, кто этого не желает, ничего подобного не увидят. Правила строгие, и владельцы телеканалов вынуждены их соблюдать, иначе можно лишиться лицензии. То же самое и с рекламой: даже в центре Вашингтона огромных
рекламных щитов, подобных тем, что «украшают» наш город, нет – не положено. Теперь что касается Хэллоуина. Во-первых, далеко не вся Америка его празднует. А если где и отмечают, то по-разному. Опять же в негритянских районах он проходит безобразно, там-то и одеваются всякими ведьмами. Собственно, и смысл-то его такой – бесовский. Хотя, мне кажется, белые американцы больше празднуют его как день урожая. Фермеры всегда выставляют на крылечко огромную тыкву, и в Вашингтоне на пороге домов тоже стоят тыквы. На них обязательно
вырезается рожица – у кого-то она получается умильной, у кого-то страшной. Некоторые покупают полую пластмассовую тыкву, внутрь которой вставляется фонарик. Но, конечно, многие и скелеты вешают, и паутину, и маски эти вампирские во всех общественных местах… В том районе, где я жил, – это не сам Вашингтон, а один из его штатов, или графств, его празднуют так. Все жители открывают двери, зажигают свечи, мол, добро пожаловать. Ребятишки надевают бальные платья или парадные костюмы, и в сопровождении взрослых, предварительно позвонив,
приходят, рассказывают стихи, поют песни, им дарят конфеты и подарки. Все это напоминает наши колядки. Впрочем, русские, тем более православные, этот день принципиально не празднуют. При мне хозяевам дома, где я жил, один раз позвонили, мы не открыли, и больше звонков не было. Так что все довольно пристойно. А вот в негритянских кварталах часто под видом празднования Хэллоуина по домам ходят всякие хулиганы, бывает, что и грабят. Конечно, для того, чтобы по-настоящему понять жизнь американцев, одного краткого визита мало. И, хотя
сложно сейчас выделить что-то главное, можно сказать, что общее впечатление от Америки совсем не такое, какое мы черпаем, глядя американские фильмы. Это страна тружеников, где работа стоит на первом месте. Если ты работаешь, значит, ты можешь рассчитывать на все социальные программы, быть уверенным, что тебя и полечат и обеспечат тебе достойную старость. Но, вообще если подводить итог, нужно сказать, что все, о чем я поведал, это, конечно внешняя сторона медали. Мои друзья живут в Америке уже 15 лет, но почему-то, хотя и работают по три-четыре дня в неделю
в американской среде, общаться предпочитают только с русскими, а все это что-нибудь да значит…
|