Газета Новосибирской епархии Русской
Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа Новосибирского и Бердского
|
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
Высокопреосвященнейшего ТИХОНА,
Архиепископа Новосибирского и Бердского
боголюбивым клирикам, честному монашеству
и благочестивым мирянам
Новосибирской и Бердской епархии
Христос Воскресе!
Возлюбленные о Христе Воскресшем
отцы, братия и сестры!
Днесь
светло торжествует Святая Православная Церковь, празднуя с
величайшим благоговением и восторгом радостнейшее и вечное
спасительное событие Воскресения из мертвых Христа
Жизнодавца. Воскресение Господа явилось торжеством жизни,
победою над смертью, источником нашего воскресения и жизни
вечной. Ликует сердце православное, созерцая очами веры
воскресшего из гроба Господа, и исполняется неизреченного
пасхального восторга.
Воскресение Христово есть венец и слава
спасительных действий беспредельной жертвенной любви Господа
Иисуса Христа к роду человеческому.
Благодатны и спасительны для рода
человеческого величайшие благодеяния Божии – обильные
духовные плоды Воскресения Христова. Разрушена греховная
преграда между человеком и Богом, восстанавливается
первоначальный союз Бога с людьми через Господа Иисуса
Христа, «посредством Которого мы получили примирение» (Рим.
5, 11). Мы поем и славим Воскресение Христово, ибо Крестом
Его пришла радость всему миру, ибо, претерпев распятие, Он
разрушил смертию Своею нашу смерть. Господь наш Иисус
Христос в смерти и Воскресении Своем обновил нашу
человеческую природу и соделал ее способной к принятию жизни
вечной в Царствии Небесном.
Пасхальная радость обнимает всю
вселенную, все времена, все поколения людей. Вера верящих,
надежда надеющихся, правда праведных, любовь любящих – все
это совместилось в одном ликующем возгласе:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Этими краткими словами дан ответ на все
вопросы мудрецов о смысле нашей жизни. Воскрес Спаситель – и
людям открылся путь к счастливому бессмертию, к воскресению
в любви Божией.
Воскресение в любви Божией – такова цель,
таков высший смысл человеческой жизни. Но не достигнем мы
светлой этой цели, если не научимся прощать и всем сердцем
любить ближних наших, ради которых пришел на землю, страдал,
умер и воскрес Спаситель. Мы объединены Жертвенной любовью
Его, чудом Воскресения, дивной Пасхальной радостью.
Отцы, братья и сестры! Наша христианская
любовь должна реализоваться в этом мире через доброе
отношение к тем, кто каждый день находится рядом с нами: к
супругам, детям, родителям. Между тем все мы осознаем, что
сейчас в России, как и во всем мире, Богоустановленный союз
– семья - переживает глубочайший кризис. Люди, забывшие Бога
и Его заповеди, не находят в себе духовных сил для того,
чтобы идти по жизни вместе, свято любя друг друга. Христиане
называют семью малой, домашней Церковью. Именно на эту малую
Церковь силы зла нацеливают свои полчища. Зная, как гибельно
разрушение семьи для спасения душ человеческих, для
государств и народов, святитель Иоанн Златоуст предсказывал:
когда подвергнутся порче союзы мужей и жен – низвратятся
города, а затем весь мир должен наполниться смутами и
войнами.
Горечь разрушения наших семей растлевает
наш народ, уродует души наших детей. От этого горького яда
непонимание и даже ненависть пролегает между поколениями,
жестокостью пропитываются человеческие отношения,
непотребством и животными инстинктами подменяется святая
любовь.
Процесс разрушения христианской семьи шел
постепенно. Сначала в сознание большинства были внедрены
мысли о необязательности церковного благословения брака, и
все меньше людей стали венчаться в церкви, поверив в силу
документов регистрации. Благодаря этому выросло уже
несколько поколений людей, которые рождены в браках, не
освященных благодатью Божией в церковном Таинстве. Кроме
того, ограничиваясь регистрацией брака, каждый из супругов
волей или неволей имеет мысль о возможности развода, зная о
нерасторжимости брака церковного. Сама допустимость измены
становится трещиной в единении супругов. Эта трещина даже от
малейших семейных испытаний и искушений может привести к
распаду брачного союза. Влюбленность – чувство очень
хрупкое, если не сопряжено с пониманием святости брачного
союза и готовностью к взаимному служению до
самопожертвования. Супруги постепенно обнаруживают друг в
друге и недостатки – и наступает разочарование, если нет
христианского стремления носить немощи любимого человека,
все терпеть и прощать.
Разрушение семейных отношений приобретает
сейчас еще более опасные формы. Молодые люди не регистрируют
брак даже и в государственных органах, не желая нести
какую-либо ответственность не только перед Богом и Церковью,
но и перед обществом, близкими, своей собственной совестью,
перед своими детьми.
В безбожном обществе большинство брачных
союзов оскверняются еще до их заключения. Осмеиваются
девичья честь и целомудрие. Добрачные отношения выставляются
в положительном свете. Но эти «романы» пятнают чистые одежды
супружества и мешают сложиться добрым семейным отношениям.
Церковь говорит о святости и
нерасторжимости брака. Без благодатного покрова Божия,
дающегося при венчании и получающего свое укрепление в
других Таинствах церковных, в жизни по правде Божией, по
заповедям, – домашний очаг доступен злым силам. К сердцам
супругов, не охраняемых благодатью Божией, приражаются
демонские искушения: ревность, гнев, раздражение, уныние и
скука – чувства, разрушающие любовь. Извне вторгаются
нечистые впечатления и соблазны, чужая злоба и зависть: мир,
лежащий во зле, стремится угасить любовь. Подвиг честнoго
брака – от юности до кончины пронести взаимную любовь в
верности, взаимоуважении, взаимоответственности и
умножающейся красоте взаимопонимания – возможен только в
лоне всемогущей Божественной любви.
Подвиг создания домашней малой Церкви –
семьи - является сейчас одним из важнейших, возможно и самым
главным для православных мирян. Никакие внешние громкие
дела: ни благотворительность, ни милостыня, ни политический
«патриотизм» - не заменят этого насущного для всей Русской
Церкви дела. По слову апостольскому, верный должен уметь
любить человека, которого видит каждый день, иначе он лжет,
когда говорит, что любит Невидимого Бога (1 Ин. 4, 20). Без
живой, Господом заповеданной любви к родным и близким людям,
исполнение церковных обрядов, посты и молитвы и высокие
духовные порывы останутся пустым фарисейством, ложью. Во имя
спасения собственной души и душ ближних призваны
православные супруги вершить подвиг честнoго брака, без
которого нет спасения души, нет и благополучия Родины.
Разорение домашней Церкви, разрушение
семьи есть поругание храма Божия. Разрыв или предательство
супружества – это предательство в отношении человека,
доверенного тебе Богом.
Нарушение обетов супружества означает
искалеченные детские души. Ребенок – венец, радость и
торжество благодатной любви двоих, но он же и грозный
обличитель и судия родительского беззакония. Строго спросит
Господь с родителей, надругавшихся над невинной и
беззащитной детской душой.
Только правильное воспитание в
православных семьях может уберечь молодежь от лжи и зла, в
которых лежит мир. Семья должна стать очагом молитвы, той
крепостью, за стены которой не сможет проникнуть внешнее
разложение. Долг родителей – в домашней Церкви облечь своих
детей в оружие Христовой истины и Божественной любви,
привести их под всеспасающий Покров Божий, чтобы не погибли
их души, чтобы выстояли они в духовной битве в волнах
житейского моря.
Каждый человек должен вспомнить о своем
призвании: мужчина – духовного главы, кормильца, опоры и
защитника семьи; женщина – создательницы домашнего очага и
воспитательницы детей. Тогда создастся гармония поколений: в
восстановленной семейной иерархии, в мудрости и милости
старших, в послушании и почтении к ним младших, в осеняющей
все любви супружеской, родительской, сыновней и дочерней под
благословляющей рукою Бога Любви.
С молитвой на устах и в сердце, с твердым
упованием на помощь Божию сможем мы победить любое зло.
Дорога к этой победе – в подвиге взаимной любви.
Всероссийский молитвенник преподобный Серафим Саровский
говорил: «Нет нам дороги унывать! Христос смерть и ад
победил! Всех нас воскресил!», «Радость моя, Христос
Воскресе!».
Отцы, братья и сестры, поздравляю вас с
великим праздником светлого Христова Воскресения и
приветствую словами вечной пасхальной радости:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Желаю вам нескончаемой пасхальной
радости, всегда пробуждающей в нас новые силы для созидания
нашего спасения, для добрых дел любви и милосердия во славу
Святой Церкви, на благо, величие и крепость нашей дорогой
Отчизны.
Будем стремиться проводить жизнь нашу в
духе заповедей Господних, чтобы удостоиться быть истинными
чадами Божиими, наследниками Царства Небесного. Радуясь о
Воскресшем Спасителе нашем, возрастайте, возлюбленные, в
благодати и познании Господа нашего Иисуса Христа. Ему же
слава и ныне, и в день вечный (2 Пет. 3, 18). Аминь.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
Архиепископ Новосибирский и Бердский
ТИХОН
Пасха Христова
2008 год
Новосибирск
|