Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ
Чудо Благодатного огня
Ежегодно в Великую Субботу
перед православной Пасхой в иерусалимском храме Воскресения
Христова на Гроб Господень сходит Святой, или Благодатный,
огонь.
Это
непостижимое для человеческого ума явление происходит на
протяжении многих и многих веков. Впервые о нем упоминает
еще святой Григорий Нисский (IV век), есть и более поздние
свидетельства - святого Иоанна Дамаскина (VIII век),
крестоносцев – врагов Православной Церкви, паломников самых
разных исповеданий, бывших в этот день в Иерусалиме.
Из русских людей первым описал события
Великой Субботы игумен Даниил в своей книге «Житие и хожение
Даниила, игумена земли Русской» (1104—1106 годы).
В 1996 году настоятель
Александро-Невского собора Новосибирска протоиерей Александр
Новопашин и протоиерей Георгий Патрин своими глазами видели
это чудо. А ровно 10 лет назад свидетелем схождения
Благодатного огня стал руководитель епархиального
Паломнического центра протоиерей Владимир Бобров. Его
воспоминания об этом событии Великой Субботы мы предлагаем
сегодня нашим читателям.
- Многим сегодня известно явление,
которое в Иерусалимской Церкви называется Святой свет. Перед
Пасхой в Иерусалим съезжается огромное число паломников из
разных стран: Сербии, Румынии, Греции. Очень много приезжает
православных арабов, русских. В это время город напоминает
бурлящий котел: всюду слышатся разные языки, наречия, улочки
забиты паломниками – священнослужителями, монахами и
монахинями, мирянами, все крестятся, молятся…
Чтобы увидеть само чудо схождения
Благодатного огня, люди за сутки приходят в храм Гроба
Господня и занимают в нем места. Мы тоже, только прибыв по
благословению Владыки Сергия в Великую Пятницу на Святую
Землю, оставили вещи в гостинице и поспешили в Старый город,
где и находится храм Воскресения, или Гроба Господня. Наша
паломническая группа, состояла из 12 человек, а из
священников, кроме меня, был руководитель нашего
миссионерского Отдела, ключарь Александро-Невского собора
протоиерей Константин Работа.
В этот день в воспоминание страданий
Христа Спасителя от Претории, где был заключен Сын Божий до
храма проходит крестный ход. Его возглавляет Иерусалимский
Патриарх. Он возлагает на себя крест и шествует с ним на
Голгофу. Патриарха сопровождает священство, а за ними
следует множество народу – несколько тысяч. И вот эта
людская река течет по узким иерусалимским улочкам, по пути
Спасителя. Участников крестного хода так много, что
владельцы лавочек, где продаются различные сувениры,
закрывают двери специальными железными шторами, иначе под
напором людской массы они бы просто были выломаны.
Верующие толкают друг друга, пытаясь
пробраться поближе к патриарху. Нам с отцом Константином
повезло: нас просто «вынесло» толпой к нему. Священникам
позволяется участвовать в несении креста, сменяя друг друга,
и слава Богу, мы тоже некоторое время несли этот крест.
Шествие продолжается до Голгофы, и затем,
после того как крест будет установлен, на греческом языке
произносится проповедь. После этого священство покидает
храм, а паломники остаются дожидаться схождения Благодатного
огня. Почти сутки ты находишься в церкви, уходить нельзя,
иначе твое место сразу займут другие. Кто-то в это время
читает молитвы, кто-то плачет, кается в своих прегрешениях,
словом, атмосфера напряженная, Люди заполняют весь огромный
храм,
В это время я невольно вспомнил
евангельские события. Помните, когда Петр отрекся от Христа,
он подошел к костру, у которого грелась стража? Мне раньше
был не понятен этот момент, ведь, как известно, в Палестине
климат жаркий, но, оказывается, ночи здесь очень холодные. И
если днем ты изнываешь от жары, то вечером надо надевать
куртку. Мы с отцом Константином накрылись одной рясой и так
сидели, дожидаясь утра.
На следующий день, кажется, сил уже
совсем не осталось, а люди продолжают прибывать, и уже не
только сидеть, даже стоять очень трудно. Непрерывный гул
голосов, постоянное движение – один идет направо, другой
проталкивается налево. Скоро мы услышали бой барабанов – это
пришла православная арабская молодежь – несколько десятков
человек. Они три раза обходят вокруг Кувуклии с песнями,
скандированием: «Господи, помилуй! Господи, мы Твои дети!
Нет другой веры, кроме веры православной! Господи, пошли нам
Огонь!». Они взбираются друг другу на плечи, машут пучками
свечей (почти у каждого здесь такие пучки по 33 свечи – по
числу лет Спасителя). На наш взгляд все это выглядит дико,
но вот они так молятся. Был случай, когда их не пустили в
храм, и Святой свет не сходил до тех пор, пока арабов не
пропустили. То есть Господь показал, что и так,
непосредственно, по-детски, человек тоже может верить.
Всех, кто пробыл в храме уже почти сутки,
устал, продрог, появление арабов, конечно же, взбодрило и
развеселило.
Через некоторое время пришел крестный ход
из Иерусалимской Патриархии во главе с патриархом.
Надо сказать, что накануне в храме
Воскресения гасятся все свечи и лампады, чтобы нигде не было
ни одного огонька. Двери Кувуклии и Гроба Господня
запечатываются огромной восковой печатью. При этом
присутствуют представители Православной, Армянской Церквей,
мусульманин - хранитель ключей от Гроба Господня. Кстати,
этими хранителями на протяжении более тысячи лет являются
члены одной семьи. Когда турки завоевали Иерусалим, то, в
знак власти над городом, они передали ключи от Гроба
Господня мусульманину. Представитель этого семейства также
ставит на двери Кувуклии свою личную печать в знак того, что
все проверено и огня внутри нет. Кроме того, здесь же
находятся израильские полицейские, которые сдерживают народ
и тоже, невольно, являются свидетелями происходящего.
Так вот, после того, как крестный ход с
хоругвями и песнопениями три раза обходит вокруг Кувуклии,
наступает кульминационная минута. Патриарха начинают
разоблачать, и он остается в одном подризнике. Его еще раз
при всех осматривают, проверяя, чтобы при нем ничего не
было, снимают печати, и вдвоем с епископом Армянской Церкви
Патриарх заходит в Кувуклию.
Она состоит из так называемого Придела
Ангела и собственно пещеры Гроба Господня. Армянский епископ
остается в Приделе Ангела, а Патриарх, держа в руках два
пучка свечей, заходит в пещеру.
Один священник, служащий в Иерусалимской
Церкви, передал мне рассказ самого Патриарха Диодора о том,
что здесь с ним происходит.
Войдя в Гроб Господень, Патриарх кладет
свечи на Трехдневное ложе Спасителя рядом с погашенной
лампадой, предварительно заправленной маслом, и начинает
читать специальную молитву ко Господу о даровании Святого
света. Он молится за весь мир, за все Православные Церкви, и
вот, когда он читает слова молитвы, на ложе появляются
крохотные синие искорки, которые он собирает особой губкой
или ватой. Иной раз вдруг самостоятельно вспыхивает лампада.
От нее или от этих искр Патриарх зажигает свечи и выходит с
ними в Придел Ангела. Через специальные отверстия он
передает огонь в алтарь и гонцам, которые тут же
отправляются с ним в другие города – Назарет, Вифлеем, в
Лавру Саввы Освященного, монастыри, во все православные
церкви
А что же происходит в самом храме в тот
момент, когда Патриарх молится на Гробе Господнем – а это
может быть и десять минут, и час? Как только он заходит в
Кувуклию, поднимается страшный шум: все кричат, плачут, кто
молится о родных, кто исповедует свои грехи и просит
прощения, руки с пучками свечей тянутся вверх… И в этот
момент происходит схождение Благодатного огня. На Голгофе
сами собой вспыхивают лампады, или у кого-то в руках
внезапно зажигаются свечи. В полумраке, который царит в
храме, хорошо видны молнии, словно ты находишься в центре
грозы. Видны вспышки света, которые бьют из икон, из купола,
отражаются на стенах. Они следуют одна за другой, очень
быстро, на протяжении нескольких минут.
Хочу отметить одну интересную
особенность: когда вспышка молнии возникает над головами
людей, находящихся от тебя на расстоянии 50 или 100 метров,
ты отчетливо видишь выражение их лиц. Для меня это было
удивительно, потому что я за 50 метров и в очках вижу все
размыто. А тут я различал даже выражение их глаз.
Но вот Патриарх выходит из Кувуклии с
горящими свечами, и через несколько секунд уже горит весь
храм. Как это происходит, я не знаю. С одной стороны, волна
огня идет от Гроба Господня, но, когда я обернулся, сзади
тоже уже все стояли с зажженными свечами.
Видят Благодатный огонь по-разному.
Кто-то в виде росы, а матушка с Горненского монастыря
рассказывала, что один раз, после того, как Патриарх стал
молиться, она вдруг увидела, что Гроб Господень начал как бы
светиться изнутри так, что у камней просвечивали все
прожилки... Вспоминая об этом, матушка заплакала, и плакали
те, кто слушал ее, потому что ни одно сердце не может
выдержать спокойно того, что ты видишь здесь сам, своими
глазами.
«Теперь я знаю, что
делать»
История, рассказанная
протоиерею Владимиру Боброву греческим монахом – стражем
Кувуклии
Для
того, чтобы понять суть рассказа, нужно сделать небольшое
отступление.
В Иерусалиме бывают землетрясения,
поэтому, чтобы сберечь пещеру Гроба Господня, Кувуклию в
свое время снаружи стянули огромными железными балками –
швеллерами. Этот своеобразный каркас состоит из нескольких
вертикальных и двух рядов горизонтальных балок. Первый ряд
расположен на высоте до полутора метров, а второй – от двух
до двух с половиной метров. Паломники приспособились
использовать эти брусья как подсвечники.
Так вот, как-то раз к дежурившему в
Кувуклии монаху подошел протестантский пастор из Дании и
попросил разрешения забраться на второй ярус этих балок.
- Я очень удивился, - вспоминал монах, -
и спросил, зачем тебе туда надо? Но пастор очень просил,
уверяя, что для него это вопрос жизни или смерти. «Мне нужно
там кое-что посмотреть», - повторял он. Я пригляделся: вроде
на сумасшедшего не похож, значит, и вправду какое-то важное
дело у человека. Ну и разрешил: залезай, говорю.
Подсадил его на первый ряд; подтянувшись,
он просунул руку куда-то за второй ряд балок, смотрю,
достает оттуда пучок обожженных свечей. Потом слез, сел
возле Гроба Господня и… зарыдал.
Я принес ему воды, и немного
успокоившись, пастор стал рассказывать.
Когда он узнал, что в Иерусалимском храме
Воскресения Христова под православную Пасху сходит
Благодатный огонь, то решил приехать сюда, чтобы убедиться:
все это обман, придуманный православными с целью внушить
людям, что только их вера истинна. Пастор купил билет на
самолет, загодя пришел в храм, на себе испытал все тяготы
суточного ожидания. И здесь он своими глазами увидел
схождение Благодатного огня…
Во
время молитвы Патриарха один арабский мальчишка ухитрился
проскользнуть сквозь толпу паломников и пробраться прямо к
Кувуклии. Он залез на второй ряд каркаса, оседлал, как коня,
балку, стал что-то кричать во все горло, размахивая этим
самым пучком свечей. И вдруг из-под купола храма ударила
синяя молния, и - свечи в его руках загорелись…
Мальчишка страшно перепугался: ведь
Патриарх еще продолжал молиться, нигде ни у кого не было
никакого огня, только у него… Он тут же потушил свечи, сунул
их за балку, сиганул вниз и мгновенно растворился в толпе.
Пастор был потрясен: на его глазах
произошло чудо, Бог даровал огонь, причем именно этому
чумазому православному арабскому малышу, а не кому-нибудь
другому, например, из людей его веры – казалось бы,
просвещенных и образованных. Стало быть, всю жизнь я делал
не то и жил не так, и все мое мировоззрение ложно? -
вопрошал он себя. Эти вопросы были мучительны, потому что за
ними должен был последовать отказ от всей привычной системы
ценностей, возможно, от веры предков. И тут… ему в голову
пришла спасительная мысль: ничего этого НЕ БЫЛО! Он много
часов сидел в духоте, голодный, не выспавшийся, вот потому
ему все это и привиделось.
Но сомнения все же не оставляли пастора,
и, в конце концов, он решил приехать сюда снова и проверить:
если все виденное им было правдой, то свечи-то должны были
остаться! Остальное известно: он забрался на то самое место,
где сидел мальчишка и убедился, что это была не
галлюцинация.
Я успокоил пастора, как мог, подарил ему
склянку с маслом, освященным на Гробе Господнем, и спросил:
«Что же ты будешь делать дальше?» «Теперь я знаю, что мне
делать», - ответил он и, попросив помолиться о нем, ушел.
|