Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

04 июня 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона
Архиепископа Новосибирского и Бердского

ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ


 

ПЕТРОВ ПОСТ

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. Об этом упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов — 29 июня (по новому стилю 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают святой Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.

Почему же он назван апостольским? Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте — 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

Петров пост следует за днем Пятидесятницы, потому что этот День, — один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия (Иер. 31,31—34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: «можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?» (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина.

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет св. Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований… нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть …

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Длительность Петрова поста: Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий — неделю и один день.

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня — по понедельникам, средам и пятницам — воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.


Святые апостолы ВАРФОЛОМЕЙ и ВАРНАВА

В этот день Русская Православная Церковь совершает память святых апостолов Варфоломея и Варнавы.

святые апостолы Варфоломей и ВарнаваСвятой апостол Варфоломей (Нафанаил) — один из учеников Иисуса Христа из числа двенадцати, был родом из Канны Галилейской. Его имя упоминается в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10,3), от Марка (3,18), от Луки (6,14 ), а также в Деяниях Апостолов (1,13).

Существует практически единодушное мнение библеистов о том, что упомянутый в Евангелии от Иоанна (1, 45—50) Нафанаил — это одно лицо с Варфоломеем. Следовательно, апостол Варфоломей — один из первых учеников Христа, призванный четвертым вслед за Андреем, Петром и Филиппом.

В момент призвания Нафанаил-Варфоломей произносит знаменитую фразу: «Из Назарета может ли быть что доброе?». Иисус, увидев его, говорит: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства».

Возможно, Варфоломей был родственником или близким другом апостола Филиппа, поскольку именно Филипп его привел к Спасителю, и в списках апостолов они упоминаются рядом.

Согласно церковному преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии; в связи с именем апостола Варфоломея особенно часто упоминают город Иераполь. Традиционно считается, что он был в Индии и благовестил в Армении, так что Армянская Церковь почитает его за своего покровителя.

По преданию, святой Варфоломей был казнен в городе Великой Армении Альбане, который принято отождествлять с Баку. Здесь он обратил в христианство сестру армянского царя Санатрука и многих вельмож. По приказу царя апостола распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь. Тогда святого сняли с креста и после страшных пыток обезглавили. Место у подножия Девичьей Башни в Баку, где, по преданию, претерпел мученическую кончину святой апостол Варфоломей, до 1936 года было отмечено часовней, памятная доска на которой сообщала об этом событии.

Спустя века на Руси небогатые дворяне Кирилл и Мария в честь святого апостола Варфоломея назвали своего сына, который впоследствии стал известным всему православному миру как Преподобный Сергий Радонежский. С именем Варфоломей был пострижен в монашество протоиерей Сергий Городцев, впоследствии митрополит Новосибирский и Барнаульский. Гробница митрополита Варфоломея находится в Серафимовском приделе Вознесенского кафедрального собора Новосибирска и молитвенно почитается не одним поколением православных сибиряков.

Святой апостол Варнава (? — 61 год, Кипр) — из числа семидесяти, основатель Кипрской церкви. Один из первых левитов, принявших христианство и поддерживавших известное апостольское учреждение: «общение имений» (Деян. 4, 32—37).

Варнава, то есть Сын утешения,— прозвище, данное апостолами за щедрые пожертвования в пользу христианской общины ученику Христа по имени Иосия. Варнава был родом с острова Кипр. Впервые он упоминается в книге Деяний апостольских: «Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит — сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов» (Деян. 4,36—37). Церковные писатели Климент Александрийский, святой Епифаний указывают, что Варнава своими родителями в юности был отправлен в Иерусалим, к знаменитому иудейскому ученому Гамалиилу, у которого он учился вместе с Савлом ( апостолом Павлом).

Он разделял с апостолом Павлом миссионерские труды, участвовал в Апостольском соборе 51 года в Иерусалиме, но впоследствии разошелся с ним. Последний раз упоминается в Деяниях в связи с его отплытием на Кипр.

В V веке появилось подложное описание странствий апостола Варнавы, из которого следует, что он проповедовал христианство на своем родном острове, за что иудеи казнили его, забросав камнями. В 488 году мощи апостола были обретены у монастыря святого Варнавы в Саламине.

Ему приписывается особое послание, греческий текст которого был открыт Тишендорфом в Синайском кодексе, ранее известное лишь по плохо сохранившемуся латинскому переводу. Вероятнее всего, это послание было написано около 130 года в Александрии и пользовалось большой популярностью среди ранних египетских христиан — таких как Климент Александрийский.

«Русская Церковь в современном мире: стратегия и задачи»

Пресс-конференция на эту тему прошла в пресс-центре агентства «Интерфакс» в Москве. В ней приняли участие главы трех синодальных учреждений Русской Православной Церкви: Отдела внешних церковных связей — епископ Волоколамский Иларион, Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества — протоиерей Всеволод Чаплин и Информационного отдела — Владимир Легойда.

Коснувшись решений последнего Священного Синода, епископ Иларион отметил, что возглавленный им ОВЦС — одно из старейших синодальных учреждений, созданное еще в 1946 году, — был «переформатирован».

Святейший Патриарх Кирилл посвятил несколько недель раздумьям о том, как сделать управление Русской Церковью более эффективным, сказал епископ Иларион, и предложил Синоду создать на базе соответствующего секретариата ОВЦС Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества. Кроме того, напомнил архиерей, все зарубежные учреждения Московского Патриархата, прежде относившиеся к юрисдикции ОВЦС, теперь непосредственно подчинены Патриарху. Помогать Патриарху в руководстве ими будет епископ Егорьевский Марк.
Председатель ОВЦС особо отметил, что он сам и главы двух новых Синодальных отделов связаны давним знакомством. В 1980-е годы юные Григорий Алфеев (ныне епископ Иларион) и Всеволод Чаплин посещали один приход - храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, где они оба «возрастали под омофором митрополита Питирима». С Владимиром Легойдой епископ Иларион тоже хорошо знаком по совместному участию в подготовке материалов для журнала «Фома». Это обстоятельство внушает председателю ОВЦС надежду, что Синодальные учреждения будут не конкурировать между собой, а плодотворно сотрудничать.

Далее, отвечая на вопросы журналистов, епископ Иларион коснулся основных направлений работы ОВЦС, каковыми останутся межправославные отношения и экуменические контакты.

Говоря о сфере деятельности своего отдела, протоиерей Всеволод Чаплин выделил два основных направления. Во-первых, новое учреждение призвано способствовать тому, чтобы Русская Православная Церковь стала поистине «народной», а во вторых — участвовать в дискуссиях, сопровождающих законотворческий процесс в Российской Федерации.

По словам Владимира Легойды, главы Информационного отдела РПЦ, одной из главных задач его отдела он считает «адекватное представление Церкви в информационном пространстве», что непросто с учетом формировавшихся веками особенностей церковной жизни — с одной стороны, и современных стандартов СМИ — с другой.

- Я вижу два основных направления деятельности отдела. Первое — это присутствие в светском пространстве. Второе — работа внутри Церкви: нужно понять, какие есть епархиальные и общецерковные СМИ, как они развиваются и чем мы можем им помочь, - отметил Лейгода.

Кроме того, его отдел будет давать «официальные экспертные комментарии» по всем событиям, касающимся жизни Церкви.

Пресс-служба, по его словам, сохранится: «это будет пресс-служба Патриарха».

- Мне кажется важным, чтобы у Патриарха был самостоятельный, свой сайт,— подчеркнул Владимир Легойда.
Он также считает естественным и целесообразным наличие корпоративных интернет-ресурсов у различных отделов Московского Патриархата.

- Будет и один официальный общецерковный сайт, — заверил глава Информационного отдела РПЦ. — А существующий параллелизм будет прекращен, — добавил он.

Каким будет новый единый официальный ресурс и как сложится дальнейшая судьба двух упомянутых «параллельных» официальных сайтов Русской Православной Церкви (портал www.patriarhia.ru  содержит пресс-служба Московской Патриархии, над сайтом www.mospat.ru  работает Отдел внешних церковных связей ) — пока не разглашается.

Для начала осуществления задуманного, по оценкам председателя Информационного отдела Русской Православной Церкви, потребуется от нескольких месяцев до полугода.

Отвечая на вопрос о характере церковно-государственных отношений в современной России, епископ Иларион привел слова покойного Святейшего Патриарха Алексия II, который считал эти отношения в начале второго тысячелетия «близкими к идеальным». Глава ОВЦС обратил внимание на то, что Патриарх Кирилл не раз использовал термин «симфония», определяя модель церковно-государственных отношений. По мнению епископа, сегодня есть все предпосылки для реализации этой модели: «авторитет обеих сторон, невмешательство в дела друг друга, и при этом — хорошее взаимодействие по многим вопросам». Впервые за 300 лет Православная Церковь в России «чувствует себя абсолютно свободной», она является «полноценным участником общественной дискуссии». Для сравнения епископ Иларион привел ситуацию в Европе, где ему пришлось жить несколько лет:

- Я знаю, насколько скованно чувствуют себя многие иерархи Католической Церкви и других Церквей, которые привыкли следовать требованиям политкорректности. У нас же Церковь имеет возможность говорить в полный голос.

Были также заданы вопросы об особенностях современной миссии, которую Патриарх Кирилл назвал в числе безусловных приоритетов Русской Православной Церкви. Отец Всеволод считает, что все приходы, монастыри, издательская деятельность и церковные СМИ — все должно стать миссионерским. Важный акцент сделал Владимир Легойда: миссия должна быть христоцентрична, что совсем не очевидно для многих изданий, называющих себя православными. Епископ Иларион, отвечая на вопрос о границах допустимого в миссионерской работе, отметил, что эти границы определяются «внутренним чувством» миссионера.

Благовест-инфо,
Интерфакс-Религия


Премию «За нравственный подвиг учителя» вручили сибирякам

15 февраля 2009 года в рамках церемонии открытия XVII Международных Рождественских образовательных чтений состоялось награждение премиями «За нравственный подвиг учителя» победителей всероссийского этапа педагогического конкурса, представивших лучшие методические воспитательные проекты. Премии и дипломы вручил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» проводится в целях стимулирования творчества педагогов и воспитателей образовательных учреждений и поощрения их за многолетнее высокое качество воспитания и обучения учащихся, за внедрение инновационных разработок в сфере образования, содействующих духовно-нравственному развитию личности гражданина России; выявления и распространения лучших моделей воспитания, обучения и внеучебной работы с детьми и молодежью; повышения престижа учительского труда.

Русская Православная Церковь и Министерство образования и науки Российской Федерации при поддержке полномочных представителей Президента России в федеральных округах проводят конкурс в три этапа: I этап — региональный ( областной), II-й — окружной и III-й — всероссийский этап.

Премия «За нравственный подвиг учителя» была учреждена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и вручается педагогам, добившимся больших успехов в нравственном воспитании подрастающего поколения.

Премия третьей степени и диплом, в числе прочих победителей конкурса, были вручены также Татьяне Сергеевне Рублевой, педагогу дополнительного образования детей МОУ ДОД «Дом детства и юношества», руководителю Серафимо-Никольской Школы традиционной русской культуры (г. Болотное Новосибирской области) за исследовательско-методический комплекс «Сибирский календарь. Календарно-обрядовые традиции православного населения Верхнего Приобья».

По материалам сайта Патриархия. Ru


Церковь против алкогольной угрозы

На последнем заседании Священного Синода, состоявшемся в конце марта, было принято решение создать Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы.

В официальных материалах указывается: «В целях обеспечения координации усилий церковных и светских инициатив, направленных на преодоление алкогольной угрозы в странах, находящихся на канонической территории Московского Патриархата, Синод постановил:

«Образовать Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы в следующем составе:

- со стороны Церкви: архимандрит Тихон (Шевкунов; сопредседатель Совета), протоиерей Димитрий Смирнов, протоиерей Аркадий Шатов (г. Москва), протоиерей Андрей Новиков (г. Одесса), протоиерей Феодор Повный (г. Минск ), протоиерей Александр Талько (г. Владивосток), иерей Игорь Бачинин (г. Екатеринбург), диакон Андрей Кураев (г. Москва).

- со стороны общественности (по согласованию): писатель В. Г. Распутин (сопредседатель Совета), академик РАМН Н. Ф. Герасименко, главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г. Г. Онищенко, директор НЦ сердечно-сосудистой хирургии имени А. Н. Бакулева РАМН Л. А. Бокерия, ректор Московской медицинской академии имени Сеченова М. А. Пальцев, народный артист СССР Ю. М. Соломин, депутат Государственной Думы С. В. Хоркина, зампредседателя общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Е. Л. Юрьев».

Патриархия.Ru


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
«Ложно понятая идея свободы порождает коллективное беснование»

- Разве сегодня не подчиняют люди свой разум опасным и греховным идеям? Сегодня многие идеологии используют богодарованную свободу человека для того, чтобы человека превратить в зверя, чтобы со ссылкой на свободу раскрепостить греховное, инстинктивное человеческое начало, — заявил Патриарх в ходе проповеди в храме Христа Спасителя.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси КириллПо словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, носители этой идеологии выступают под лозунгами: «Живи как хочешь! Ты свободен! Хочешь жить по закону инстинкта — живи!»

- И идею жизни на основе инстинкта подхватывают литература, массовая информация. Стереотипы вкладываются в сознание людей с помощью СМИ, и миллионы людей порабощают свой разум дьявольскими мыслями, становясь бесноватыми, — сказал Патриарх Кирилл.

- Задача дьявола заключается в том, чтобы весь мир стал бесноватым, чтобы каждый человек был в его власти. И эти действия осуществляются дьявольски тонко и разумно. Мы не увидим сейчас, за редчайшим исключением, тех бесноватых, которые кричат и бросаются на пол. Потому что таких людей в нынешних условиях сразу же заберут в психиатрическую клинику и изолируют. А для того, чтобы дьявольское действие в мире существовало, люди, подчиненные злой воле, не должны быть изолированы. Они, напротив, должны влиять на других.

По мнению Святейшего Патриарха, «задача Церкви заключается в том, чтобы говорить людям об опасности беснования, о нежизнеспособности человеческого общества, подчиненного дьявольской силе».

Интерфакс-Религия


Что за дверью, ведущей в мир?

В ходе традиционной встречи членов Синода Белорусской Православной Церкви с президентом А.Г. Лукашенко был затронут вопрос, касающийся содержания Интернет-сайтов.

- Говоря о нравственных проблемах, хотелось бы затронуть тему Интернета,— сказал митрополит Минский и Слуцкий Филарет в своем приветственном обращении.— Интернет — дверь, распахнутая в мир, он обладает мощным влиянием, формирующим характер и ценности. Однако не все, что находится по ту сторону этой двери, безопасно, полезно и истинно.

По словам Владыки, основная угроза Интернета состоит в том, что «всякого рода безнравственная информация теперь стала легко доступна самым уязвимым слоям населения — детям и подросткам».

В связи с исключительной важностью данной проблемы Патриарший Экзарх призвал «ввести действенное регулирование интернет-содержимого на законодательном уровне, как это сделано во многих странах, в частности, в Китае».

- Китайский опыт интересен тем, что при его использовании основной груз проблемы возлагается не на государство, — отметил митрополит. — Ответственными лицами там являются те, кто предоставляет доступ в сеть. И они кровно заинтересованы, чтобы вверенные им врата в информационное пространство были в согласии с законодательством и нормами морали.

Как подчеркнул митрополит Филарет, «не дело Церкви предлагать техническое решение проблемы».

- Мы ставим вопрос и бьем в набат. Проблема остается нерешенной до тех пор, пока доступ к «грязным» ресурсам будет столь же легким и простым, как и ко всей остальной информации. Мы надеемся, что государство не оставит эту проблему без внимания, ибо она имеет, прежде всего, общественную важность, — заключил Владыка Филарет.

Патриархия.Ru


Праздников праздник и торжество торжеств

Около 4,5 миллиона россиян приняли участие в Пасхальных богослужениях и крестных ходах, которые прошли в ночь на 19 апреля по всей стране.

Праздничные службы состоялись в более чем девяти тысячах храмах и монастырях. В основном, люди стремились участвовать в ночных Пасхальных богослужениях. Например, в Краснодарском крае в ночь на 19 апреля в храмах в общей сложности насчитывалось около 370 тысяч человек, в Ростовской области — 257 тысяч, в Рязанской области — 190 тысяч, Нижегородской области — 175 тысяч тех, кто пришел разделить Пасхальную радость.

В Москве на службах в 260 храмах и монастырях присутствовало 137 тысяч человек, а в Московской области в храмы ночью пришли 152 тысячи православных христиан.

Фоторепортаж о праздновании Пасхи в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска см. на стр. 9

Седмица.Ru


Завершилась I Всероссийская олимпиада по ОПК

В кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось торжественное закрытие I Всероссийской олимпиады по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную».

Олимпиада проходила в течение всего учебного года. В рамках этого мероприятия было проведено четыре отборочных этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный, который завершился 28 апреля 2009 года. Из 150 финалистов были выбраны 45 призеров I, II и III степени.

Предстоятель Русской Православной Церкви вручил дипломы I степени десяти финалистам олимпиады, в том числе ее победителю - ученице 10 класса сельской школы из Кемеровской области Дарье Фролкиной, оказавшейся лучшей среди 8 тысяч участников из 30 регионов страны.

Обращаясь со словами приветствия к участникам и организаторам олимпиады, Святейший Патриарх отметил, что «в последнее время наметился явный прогресс в церковно-государственных переговорах, в диалоге Церкви с общественными организациями по выработке общеприемлемой модели преподавания «Основ православной культуры» и других знаний о религии в школах».

Святейший Владыка также выразил надежду на то, что возможность выбирать в рамках духовно-нравственной образовательной компоненты предпочтительные для себя курсы уже в ближайшем будущем появится у российских школьников в масштабах всей страны.

Предстоятель остановился и на вопросах социальной функции изучения основ православной культуры.

- Чтобы никто и никогда не мог использовать религиозную мотивацию для того, чтобы наносить вред другим людям или окружающей природе, нужно с детских лет у людей закладывать такие знания, которые бы помогали ориентироваться в жизни, иметь ясную систему нравственных ценностей … Религиозная мотивация во многом будет способствовать формированию той личности, которая станет жить в наисложнейших условиях постиндустриального ХХI века, — подчеркнул Святейший Патриарх. По словам Его Святейшества, задачей преподавания ОПК является формирование представлений о том, «что есть православная вера, как можно опираться на нее в решении конкретных жизненных ситуации, как православная вера может и должна оплодотворять деятельность людей».

Присутствовавший на церемонии президент Российского союза ректоров, ректор МГУ В.А. Садовничий, со своей стороны, обратил внимание на то, что перед победителями олимпиады открывается «более широкий и простой путь дальнейшего образования»: они смогут вне конкурса поступить в вуз для обучения по государственному направлению «Теология».

Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко в своем обращении к конкурсантам обратил внимание на важность усвоения основ православной культуры для нравственного становления личности.

- Сегодня приобщение учащихся к культурным традициям на основе общепризнанных духовных ценностей — это одна из задач российского общества, — заключил руководитель Минобрнауки.

Радонеж


Подвиг российских новомучеников ХХ века предан забвенью

Преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Георгий Митрофанов озабочен равнодушием большинства верующих к подвигу российских новомучеников ХХ века.

- Почитания новомучеников, даже наиболее выдающихся, у нас нет по вполне понятной причине — они нам остаются еще чуждыми по духу, — заявил отец Георгий на семинаре в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына.

Он с сожалением констатировал, что после прославления новых святых даже в тех епархиях, с которыми они были связаны, не происходило ничего: не издавались жития подвижников, память их праздновалась далеко не во всех храмах. По его словам, из числа новопрославленных святых XX века наибольшим почитанием окружены Царственные страстотерпцы, «хотя слухи о них сильно преувеличены определенного рода прессой». Но даже Царскую семью почитают в гораздо меньшей степени, чем блаженную Матрону «и до сего времени не канонизованного Феодосия Кавказского», отметил священник.

- Собор новомучеников внесен в наш церковный календарь, но это очередной красный день календаря, и все! Мы даже не поняли, что произошло, не захотели понять! То, что прославление новомучеников — это повод для серьезного критического осмысления нами нашего церковно-исторического пути, многим даже не приходит в голову, — считает отец Георгий.

По его мнению, «разъедающий нашу церковную жизнь дух триумфализма мешает увидеть этот страшный вызов, брошенный нам новомучениками, но в свое время принятый ими самими от лица той паствы, которую так плохо воспитали, что она пошла с дрекольем на храмы Божии и на них самих».

Он призвал задуматься об ответственности не только богоборцев-большевиков, но и Церкви за то, что у нас случилось, ибо значительная часть богоборцев-большевиков вышла из церковно-приходских школ и даже средних учебных заведений, где изучали Закон Божий.

Интерфакс-Религия


Крестный ход в концлагерь

8—9 мая состоялся первый крестный ход православной молодежи, 12 километровый маршрут которого пролег от православного мужского монастыря во имя преподобного Иова Почаевского в Мюнхене (РПЦЗ) до бывшего концентрационного лагеря в Дахау, где находится русская православная деревянная часовня-памятник, принадлежащая Московскому Патриархату.

8 мая несколько десятков молодых людей из 15 православных приходов двух Германских епархий (РПЦЗ и Московского Патриархата) собрались в женском скиту преподобномученицы великой княгини Елисаветы в баварском Бухендорфе. Здесь настоятельница скита монахиня Мария (Седирополу) познакомила паломников с историей создания в октябре 2005 года этой обители, рассказала о ее современной деятельности, показала швейные, переплетные и другие мастерские, где проходят послушание 9 монашествующих сестер.

Прибывший из Мюнхена протоиерей Николай Забелич, настоятель Свято-Воскресенской общины городов Дахау и Мюнхена (Московский Патриархат), в свою очередь, рассказал участникам крестного хода об истории возникновения концлагеря Дахау и его православных узниках, среди которых был и святитель Николай Сербский (Велимирович, 1881-1956). В начале войны святитель Николай был заключен фашистами в сербском монастыре Раковица, а позже через Войлицу переведен в концлагерь Дахау, где пережил страшные мучения. Однако Господь сохранил святого, который после освобождения перебрался в Америку, где занимался просветительной и богословской деятельностью.

Молодые паломники приняли участие в вечернем и утреннем богослужениях в женском скиту, а после этого 9 мая отправились на микроавтобусах в монастырь преподобного Иова Почаевского, где ознакомились с этой обителью, возникшей в одном из пригородов Мюнхена в декабре 1945 года.

Крестный ход в направлении Дахау проходил в течение нескольких часов. Молодые люди на пути к мемориальному комплексу не только общались друг с другом, но и молились, исполняли Пасхальные песнопения, а на коротких привалах читали выдержки из творений святителя Николая Сербского.

В православной часовне-памятнике на территории бывшего концлагеря священники Николай Забелич и ответственный за организацию крестного хода, член Молодежного комитета при Синоде РПЦЗ клирик Свято-Николаевского прихода в Штутгарте священник Илия Лимбергер совершили панихиду по усопшим узникам и краткий молебен святителю Николаю Сербскому. В заключении участникам крестного хода было зачитано письмо-обращение жительницы Мюнхена, ветерана и инвалида войны 90-летней Маргариты Борисовны Котиковской, пережившей блокаду Ленинграда. Ее имя знакомо российским телезрителям по недавно созданному документальному фильму «Списки Маргариты».

Отец Илия Лимбергер по окончании крестного хода отметил, что задуманная в РПЦЗ идея создания «молодежной епархии» на немецкой земле благодаря проведенному мероприятию получила свое развитие.

Седмица.Ru


Нужна ли проповедь молодым

Заместитель председателя Синодального отдела Московского Патриархата по делам молодежи иеромонах Серафим (Петровский) выступил за активную православную миссию среди представителей различных молодежных субкультур.

— Мы идем в колонию строгого режима, в тюремные камеры к серийным маньякам, дето- и отцеубийцам, но только не туда, где собираются совершенно нормальные современные молодые люди,— заявил иеромонах Серафим.

По его словам две идеи — проповедь на рок-концертах и православные молодежные ночные клубы — наиболее обсуждаемы сегодня в церковно-общественных кругах. Как отметил отец Серафим, «главный контраргумент по-прежнему: Церковь должна поднимать людей до своего уровня, а не опускаться до уровня так называемых молодежных тусовок и сленга».

- Представьте, что среди множества людей, которые, как и остальные, подвержены влиянию греха, то есть, говоря по-православному, больны, мы выделяем некоторые категории, которым принципиально отказываем в церковной врачебной помощи. И этими категориями оказываются не самые, с точки зрения Уголовного кодекса, безнадежные — с отклонениями в распорядке дня и в музыкальных предпочтениях,— сказал иеромонах Серафим.

Отец Серафим призвал брать пример с «выдающегося светильника наших дней» митрополита Антония Сурожского, который «шел и лично общался с представителями маргинальных молодежных групп, в буквальном смысле спускался в подвалы».

- Его пример ярко говорит: чем реже мы появляемся на рок-концертах и в ночных клубах, именно таких, где есть объективная возможность проповеди Христа, тем чаще нам придется посещать места лишения свободы,— считает заместитель председателя Синодального отдела Московского Патриархата по делам молодежи.

Радонеж


Любовь сорадуется истине

3 мая, в Неделю святых Жен-Мироносиц, в Никольском храме Барнаула всем женщинам-прихожанкам дарили цветы и иконки с изображением Жен-Мироносиц.

Таким необычным образом Барнаульская епархия обозначила свое участие во Всероссийской православной акции «Любовь сорадуется истине», организованной содружеством православной молодежи. Этот проект создан, чтобы возродить интересные православные традиции и развить должное отношение к материнству и семье, формирование уважения к женщине. Кроме Барнаула, в акции приняли участие Москва, Смоленск, Тверь, Сергиев Посад, Киров, Красноярск, Томск, Омск, Астрахань, Курган, Екатеринбург, Иркутск, Новокузнецк и многие другие города.

В Новосибирске молодые прихожане храма в честь иконы Божией Матери «Знамение-Абалацкая» также раздавали женщинам цветы. Причем, не только прихожанкам храма, но и жительницам Дзержинского района – вне зависимости от возраста, - которые во время этой радостной акции шли по улице возле храма или выходили из общественного транспорта.

Русская линия


Гоголь знакомый и незнакомый

1 апреля 2009 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

Николай Васильевич ГогольИеромонах Симеон (Томачинский), директор издательства Сретенского монастыря, кандидат филологических наук, считает:

- Гоголя сейчас нужно больше издавать, больше пропагандировать, в миссионерском плане его творчество обладает огромным потенциалом.

По мнению отца Симеона, книга Гоголя «Размышления о Божественной литургии», о которой в советское время умалчивалось, «помогает понять, что происходит во время литургии, каков смысл священнодействий, песнопений, тех молитв, которые священник читает в алтаре».

- Для тех, кто хочет понять смысл Божественной литургии, а не просто созерцать то, что происходит в храме, это прекрасный помощник. Ее рекомендовали читать и Оптинские старцы,— подчеркнул иеромонах Симеон.

По его словам, даже в «Ревизора», который многие воспринимали просто как сатирическое произведение, обличающее нравы, Гоголь вкладывал более глубокий смысл: «что каждый должен на свою душу посмотреть, что все эти чиновники олицетворяют собой страсти, господствующие в человеке, а настоящий ревизор — это истинная совесть, в отличие от «ветреной совести», которую олицетворяет Хлестаков».

- Гоголь не только принимал активное участие в службах, исповедовался, причащался, но и глубоко изучал церковное богослужение. Об этом свидетельствуют его произведения, огромные тетради его выписок из святоотеческих произведений, из Миней, из Кормчей книги и, наконец, его работа «Размышления о Божественной литургии», ради которой он специально изучал греческий язык,— напомнил отец Симеон.

Он также отметил, что цензура, посредством которой из Гоголя пытаются сделать оголтелого украинского националиста, - это надругательство над памятью писателя.

- К сожалению, сейчас на родине Гоголя его издают на украинском языке, где все беспощадно переделывается. Где писатель говорит «русская земля», они пишут «украинская земля», где классик говорит о силе русского народа, они пишут «украинского народа» и так далее, - с сожалением констатировал директор издательства Сретенского монастыря. - Для современных украинских властей такой Гоголь, как он есть, неудобен. Николай Васильевич считал, что русские с украинцами должны быть вместе, что эти две нации дополняют друг друга, и в их взаимном единении заключается великая сила.

- Надеюсь, что нынешний юбилей откроет людям глаза на то, что великий сын украинского народа Гоголь, который бесконечно любил свою Родину, желал ей только добра и процветания. При этом он говорил, что Украина должна идти рука об руку с Россией, что это взаимодополняющие нации, и одна без другой жить не может.

Радонеж




Яндекс.Метрика

На главную страницу