Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

30 июня 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона
Архиепископа Новосибирского и Бердского

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО


 

Зримый образ Православия в Сибири

С 15 февраля по 15 марта 2009 года в Куйбышевском краеведческом музее проходила тематическая выставка, посвященная 85-летию Новосибирской епархии Русской Православной Церкви. На выставке была представлена богослужебная утварь, облачения, личные предметы Новосибирских святителей и новомучеников, иконы, фотографии епархиальной жизни, деятельности архиерея, служителей Церкви.

После того, как тысячи новосибирцев и гостей города смогли посетить юбилейную экспозицию, развернутую в Новосибирском государственном краеведческом музее, ее организаторы приняли решение показать представленные на ней экспонаты в районах области. Первым городом, в котором побывали с выставкой сотрудники музея, и стал Куйбышев. Своими впечатлениями об этом событии, значимом для общественной и религиозной жизни города, поделилась директор местного краеведческого музея Наталья Иннокентьевна Павлова:

- Выставку посещали люди разных возрастов. Просмотр сопровождался звучанием церковного хора. Во время экскурсий демонстрировался фильм «Православная энциклопедия». Присутствие церковных икон и убранства создавало особую умиротворяющую атмосферу. Люди полностью отключались от действительности, как бы уходили в духовный мир. Я сама, присутствуя на выставке, слушая ни с чем не сравнимые песнопения, испытывала это состояние приобщения к вечности.

В общей сложности, экспозицию осмотрели около тысячи человек. Зрители оставляли в книге отзывов восторженные записи:

15.02.2009 г. «Спасибо за организацию такой уникальной выставки! Надеемся увидеть новые экспозиции. С уважением, учащиеся школы № 9».

03.03.2009 г. «Выставка потрясающая, фильм замечательный! Благодарю сердечно за доставленное удовольствие! И вообще ваш музей – чудо. Спасибо, что способствуете сохранению памяти человеческой. Воронова Н.В.».

15.03.2009 г. «С благоговейным чувством посетила выставку, посвященную 85-летию Новосибирской епархии Русской Православной Церкви. Удивительные фотографии, иконы, церковная утварь не оставляют равнодушным всякого, кто посетил эту выставку. Музыкальное сопровождение способствует особенному ощущению причастности к нашей многовековой культуре. Большое спасибо сотрудникам музея, организовавшим эту выставку. Жительница г. Куйбышева, Н. М. Шульская».

Известный в Куйбышеве православный бард Сергей Феденков написал песню, посвященную открытию юбилейной выставки:

Научи меня, моя вера

Научи меня, моя вера,
Позабыть, что было вчера.
Не ходить ни вправо, ни влево –
С Богом коротать вечера.
Это ведь нисколько не трудно,
В сердце – огонек голубой.
С Богом так легко и уютно,
И такой на сердце покой!

Научи меня, моя вера,
Незаметным, светлым делам:
Бедным людям доброе делать,
Чтобы в сердце радость была,
Помогать больным и убогим,
Навещать забытых в тюрьме,
Ни к кому не быть слишком строгим,
Только к одному лишь себе.

Научи смиренному счастью,
Чтоб вставать с молитвой чуть свет,
Убегать от споров и распрей,
Потому что Бога в них нет,
Дел своих хороших не помнить,
Потому что нет их совсем,
Помнить только грех свой и гордость,
И просить прощенья у всех.

Научи искать только Бога,
В мыслях и в словах, и в делах,
Чтобы только к Богу дорога
В воскресенье утром вела,
Чтобы замирать у порога,
Колокольный слушая звон,
И входить с поклоном глубоким
Робкими шагами в притвор.

Научи меня, моя вера,
Никого ни в чем не винить,
Чтоб всю жизнь прожить без измены
Тем, кого дано полюбить,
И с любовью тихой, смиренной
Жить, а час придет, — умирать…
Научи меня, моя вера,
С Богом коротать вечера.
Соб. инф.

Фото из архива краеведческого музея г. Куйбышева


История Новосибирской епархии – наше общее прошлое и настоящее

С 20 марта по 25 апреля выставка, посвященная 85-летию Новосибирской епархии, экспонировалась в Доволенском районе. Директор краеведческого музея села Довольное Татьяна Николаевна КОТЛЯР на страницах «НЕВ» делится с читателями своими впечатлениями об этом событии, размышляет об историческом опыте нашего народа, о роли музейных работников в сохранении памяти минувших времен. Полная версия материала опубликована на епархиальном сайте «Образование и Православие».

Мы, работники музея, нередко становимся свидетелями перемен, происходящих в сознании некоторых людей при соприкосновении с памятью прошлых лет. Иной, забежав окинуть взглядом новые экспозиции, быстро уходит, объясняя, что, мол, время не позволяет задерживаться. Но есть и те, кто чувствует, что повседневные заботы вдруг меркнут перед созерцанием предмета старины. Такой посетитель невольно останавливается, вглядывается в это родное, близкое сердцу… И всплывают воспоминания. Вдруг представляются какие-то полузабытые картинки детства, вновь словно ощущаются знакомые запахи родного дома, возможно, сохранившегося лишь в глубинах памяти. Часто при такой неожиданной встрече с прошлым бывает трудно сдержать нахлынувшие чувства. Соприкосновение души человека с, казалось бы, утраченными навсегда воспоминаниями,— это дорогого стоит.

Одной из таких удивительных встреч для наших земляков стала выставка «Новосибирская епархия Русской Православной Церкви. 85-лет».

В церемонии открытия экспозиции, состоявшейся 24 марта в Доволенском историко-краеведческом музее, приняли участие настоятель прихода во имя Преподобного Сергия Радонежского иерей Андрей Гусев, глава района Виталий Лукьянович Угненко, работники администрации, жители района.

История Новосибирской епархии – это наше общее прошлое и настоящее. Вот лишь некоторые моменты, являющиеся тому подтверждением.

Учреждение Новониколаевской епархии состоялось в сентябре 1924 года, когда в Москве архимандрит Никифор (Асташевский) был рукоположен в сан епископа и назначен в Новониколаевск. В начале 1928 года Новосибирская епархия располагала 205 храмами, в которых служили 197 священников, 5 диаконов и 5 псаломщиков.

На территории нашего района было 11 церквей. В каждой из них был свой священник. В Отделе архивной службы Доволенского района имеется документ с личной печатью архиепископа Новосибирского Никифора, выданный 28.12.1929 года, о том, что священник Иоанн Хажий благословляется настоятелем церкви села Комаринское.

Конец 20 х—начало 30-х годов XX века были для епархии особенно тяжелыми. Повсеместно шло закрытие и разрушение храмов. Волна репрессий покатилась по России. В отдаленные от центра уголки нашей Родины она тоже пришла, с небольшим лишь опозданием.

В начале 1929 года, как свидетельствуют документы районного архива, как и прежде, на заседании Доволенского церковного совета был заслушан отчет и утверждено решение о содержании церковного причта, вынесена благодарность за усердную пасторскую и проповедническую службу местному священнику Алексию Юдину, решались другие вопросы церковной жизни.

Но к декабрю того же года ситуация сильно изменилась. Давление на Православную Церковь стало расти. Лишенные избирательных прав, причисленные к классу кулаков священно- и церковнослужители были подвергнуты непомерным налогам. Политика, проводимая советской властью, имела свою логику — в действие был запущен механизм изоляции людей, имеющих авторитет в народе и влияние на него.

Волна повсеместного закрытия церквей в центральных районах России к 1931 году стихла, но на территории, относящейся ныне к Доволенскому району, она в это время набирала силу. И бедствия, происходившие тогда в жизни православного русского народа, не миновали ни одну епархию, ни один район или село.

Массовое закрытие храмов в Доволенском районе начинается с осени 1933 года и заканчивается в 1941 году с закрытием последней церкви. Доказательством служат документы Отдела архивной службы Доволенского района. Комиссией, созданной при районном исполнительном комитете, продолжается технический осмотр молитвенных зданий в районе. Составляются акты, в которых утверждается, что церкви пришли в негодность, и требуют срочного ремонта. Для большей убедительности указывается, что на этом решении настаивают жители сел. То, что все решения принимались по схеме, разработанной властью, становится понятно при работе с рассекреченными документами. Здания храмов передаются в распоряжение местных сельских советов, а далее - под школы, культурно-просветительные цели, зернохранилища.

Каждого из нас так или иначе коснулись происходившие тогда события, но зачастую человек даже не может осознать, насколько это касается его лично.

Из фондов музея Ярковской СОШ: «Церковь закрыли. Сделали глубинку. Там ссыпали зерно. Помещение сгноили. А сколько там было икон, всякого инвентаря, все образа сияли золотом. Все растащили, кто что успел. Тяжелые колокола сбросили и куда-то отправили. Многих безвинных людей сослали в Нарым, и оттуда не вернулись многие. Умерли от голода и нужды. Из церкви в 1949—50 г. построили школу, но она недолго простояла и сгнила. Ее сгноила глубинка зерном. Виновных нет, да их и не искали. Поплакали и замолчали, скрывая в душах великую боль…»

Церковь в селе Довольное по документам значилась официально закрытой с 6 января 1941 года, но службы в ней не велись уже с начала 40-го. Позже, в 1955 году, она была разобрана и перестроена под райисполком. Это был последний закрытый храм на территории нашего района.

К началу Великой Отечественной войны в епархии остался только одна действующая церковь — в честь Успения Пресвятой Богородицы на кладбище Новосибирска, расположенном в районе нынешнего парка культуры и отдыха «Березовая роща».

Но время, когда над страной нависла грозная военная опасность, побудило народ к единению. В августе 1943 года на Новосибирскую кафедру был назначен архиепископ, позднее митрополит Варфоломей (Городцов). С его появлением в городе стала быстро возрождаться церковная жизнь. Не только на территории епархии, но и по всей Сибири начали активно открываться храмы, создаваться церковные общины. Новосибирская епархия в годы Великой Отечественной войны принимала активное участие по сбору денежных средств на различные оборонные нужды.

К началу 1960-х годов епархия насчитывала уже 55 приходов, богослужения в которых совершали 95 священников.

В 1960-е годы в советском государстве вновь усилилась атеистическая пропаганда, сопровождающаяся закрытием храмов. К середине шестидесятых в епархии осталось 33 прихода, практически отсутствовали храмы в селах. На территории нашего района в это время не было ни одной действующей церкви. Люди собирались в домах верующих людей и молились.

Рассказ об этом на выставке звучал для наших земляков как откровение. Ведь для восстановления исторических событий минувшего века требуется допуск даже к рассекреченным архивным документам и годы кропотливой работы. Историю епархии отражают документы районных, областных архивов, но они, как правило, доступны лишь узкому кругу лиц. Экспозиция же, представленная на выставке, позволяет ознакомить с жизнью и деятельностью епархии большое число людей. Это очень важно. В душе человека, которого, может, не скоро дорога приведет в церковь, все, увиденное и услышанное здесь, обязательно оставит добрый след. Однажды услышанное слово может отозваться даже через годы.

Сегодня появилась возможность соприкоснуться с историей Православия на родной земле. Долгое время эта тема была закрыта для обсуждения. Слишком болезненна она для тех, кто осознает ее значимость для души православного человека. Не оттого ли мы пожинаем плоды бездуховности, что наше незнание, укрепляемое переписанными в свое время учебниками истории, далеко увело нас от истины?..

То, что такая выставка оказалась в Доволенском районе, по словам некоторых посетителей экспозиции, «это милость Божия».

Вот отрывки из отзывов:

«Я выражаю свою благодарность работникам музея и организаторам этой выставки. С помощью этой выставки я поняла, что все люди ходят под Богом». Зонова Татьяна, 10А кл. Доволенской СОШ».

«Я пенсионерка, впервые посетила ваш музей. Меня очень порадовало, что здесь можно познакомиться с духовенством, что для каждого человека в жизни самое главное — это церковь. Желаю всем работникам музея мира, тишины, благополучия, здоровья и ближе познать Спасителя Небесного Отца Господа Иисуса Христа (Подпись)».

«… Мы смогли прикоснуться к святыням земли Русской, помолиться у образов наших Господа, Божией Матери и святых угодников Божиих, узнать много фактов из жизни православных христиан нашего славного Отечества… Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Пасха Христова. 21.04.09. Петя Гусев ученик Доволенской СОШ №2, Белик Т. М.— прихожанка храма во имя Преподобного Сергия Радонежского».

Так уж удивительным образом совпало, что выставка в наш район прибыла 16 марта, когда шел Великий пост, и продолжала свою работу до 24 апреля — Пасхальной недели. Радость тех, кто прикоснулся к святой истории своего Отечества, не всегда выражалась словами, но этой радостью люди делились друг с другом.

Активное участие в работе выставки принял настоятель прихода во имя Преподобного Сергия Радонежского иерей Андрей Гусев. Многие из школьников после посещения выставки приходили в храм, беседовали со священником. Дети приезжали из разных сел. Нам, взрослым, еще надо научиться понимать, что же важно для души маленького человека, как много зависит от вовремя сказанного слова в познании истины.

Человек часто испытывает интерес к истории своей родины. И бывает, что, сталкиваясь с еще не известными ему историческими фактами, он с искренним удивлением восклицает: «Это впечатляет!». Именно с таких слов началось выступление главы Доволенского района В. Л. Угненко после просмотра выставки.

Можно быть уверенным, что 85-летие Новосибирской епархии для многих доволенцев запомнится прошедшей юбилейной выставкой и встречами. «Когда мы еще все это увидим? » — такой вопрос задавали многие посетители.

«Жалко расставаться», — я невольно повторила слова Н.И. Павловой, директора музейного комплекса города Куйбышева, сказанные ею в тот день, когда мы приехали забирать выставку в наш район.

И вот юбилейную выставку уже встречают в Барабинске. Мы искренне рады за жителей района, им еще предстоит пережить удивительные минуты встречи с ней.

Администрация, сотрудники Доволенского историко-краеведческого музея, все, посетившие выставку, передают искренние слова благодарности ее организаторам за предоставленную возможность прикоснуться к истории Православия, душой почувствовать его величие и значимость.


Людей объединяет вера

26 апреля в Нарымском сквере, возле Вознесенского кафедрального собора Новосибирска, по благословению архиепископа Тихона уже в седьмой раз прошло традиционное народное пасхальное гулянье «Красная горка». По словам руководителя Межрегиональной общественной организации Центр русского боевого искусства «Русский щит» Дмитрия СЕМЕНОВА, на саму Пасху в России общих празднований никогда не проводилось: люди, отстояв всенощную, шли разговляться к родным, знакомым. После этого наступала Светлая седмица, когда народ радовался Воскресению Христову, а затем в Антипасху, Фомину неделю, устраивал гулянье, получившее название «Красная горка».

- Дмитрий Николаевич, как проходит этот праздник?

- В нем участвуют фольклорные и казачьи коллективы, секции русского рукопашного боя. В последнее время в Новосибирской области набирает силу движение клубов традиционной воинской культуры. В этот день ребята приезжают в Нарымский сквер, радуются, соревнуются. Для молодежи устраиваются танцы, молодецкие состязания. Обычно мы проводим так называемую «молодецкую эстафету»: от военно-патриотических клубов выдвигаются по два-три человека, они бегут эстафету и соответственно занимают призовые места. Для более взрослых организуются кулачные бои, «стенка на стенку»…

Самое главное то, что за прошедшие годы у людей выработалась потребность собираться в этот день вместе. Во всех состязаниях — будь то эстафета или кулачный бой — нет агрессии. Русские люди выходят для того, чтобы, как говорится, себя показать и других посмотреть, померяться силой, но все это без злобы в сердце. Они состязаются, а потом встают в круг, братаются, говорят друг другу что-то сокровенное, что лежит на сердце.

Раньше на Руси при храмах организовывались мужские артели. Такая артель была в каждом селе или в каждой деревне, ее члены следили за порядком. Так вот, объединялись эти артели в округ именно при храме, И, когда был какой-то большой православный праздник, они собирались вместе. Потому что людей должна, прежде всего, объединять вера. Можно иметь разные взгляды на какие-либо жизненные вопросы, но в духовных - православные всегда были едины.

- Осенью организуется еще одно народное гулянье…

Князь Голицын - Да, в том же Нарымском сквере Новосибирска вот уже 15 лет на день Рождества Пресвятой Богородицы проводится Всероссийский фестиваль традиционной воинской культуры «Где стоишь — там и поле Куликово». Многие знают о нем, но все равно заранее звонят и спрашивают, будет ли празднование. Так что могу предупредить всех заранее: в этом году, как всегда, в воскресенье перед днем Рождества Пресвятой Богородицы, 20 сентября, в два часа дня — после службы — в сквере возле Вознесенского кафедрального собора состоится народное гуляние.

- 26 апреля в рамках празднования « Красной горки» вы провели также фестиваль традиционной воинской культуры памяти князя Голицына. Расскажите, пожалуйста, об этом человеке подробнее.

- В этот день мы проводили кулачный турнир памяти Бориса Васильевича Голицына. Кроме рукопашного боя, он включает в себя соревнования по борьбе, бою на ножах и бою с оружием.

Князь Голицын был выдающийся человек, мастер русского боевого искусства, хранитель тысячелетней княжеской родовой боевой системы. Нам внушали, что бояре и князья на Руси были, мол, толстыми и ничего не умели, но это, так сказать, «советские сказки». Ведь кто такой был князь? Это лучший воин. Это тот, кто впереди всех на лихом коне. И, естественно, своего сына князь воспитывал соответственно. Княжеские традиции передавались из поколения в поколение, княжеская дружина владела какими-то секретами обучения. Потом, конечно, она пополнялась народным ополчением. Но и русские мужики, по традиции, ходили на стеношные бои, владели боевыми навыками, потому что, когда наступали лихие времена, каждый мужчина вставал на защиту Руси.

Когда мы познакомились с Борисом Васильевичем, он поразил меня. Впервые мы встретились в 1993 году. Это был семидесятилетний человек, шестидесяти килограммов весом, инвалид второй группы (во время Великой Отечественной войны на «Невском пятачке» у него снарядом сорвало мышцы с предплечья, поэтому на левой руке он носил протез). Когда он приезжал в военное училище или к спецназовцам, то говорил: «Ребятушки, возьмите меня, сколько вас сможет за меня взяться — десять, пятнадцать человек…» — потом делал одно движение, и все падали. Я в прошлом чемпион России по юношам, боролся до 90 кг. Подошел к нему, взял захват, — он сделал захват моей руки и я почувствовал: еще одно движение, и у меня рука в трех местах сломается. Стало интересно — что же это за дед такой? Так и познакомились.

С 1995 года Борис Васильевич каждый год приезжал в Новосибирск, был на кулачных боях памяти нашего погибшего товарища Евгения Москалева, которые мы проводили в Нарымском сквере. Князь многому нас научил.

Правда, он говорил:

- Ребятушки, я не могу вам передать наши родовые секреты, вы их не поймете, потому что им надо учиться с рождения. Я — инвалид, мог бы стоять, милостыню просить, но по духу я — воин, и вот этот дух обязан вам передать.

Мы слушали его, и сразу хотелось выпрямиться, перенять эту княжескую осанку. Он три раза дрался на дуэли, один раз — в Великую Отечественную войну, отстаивал свою честь. Приезжая в училище МВД, на встрече с курсантами он обращался к ним со словами «Ваше благородие»:

- Я хочу, чтобы к вам обращались: «Ваше благородие». Вы должны это возродить, потому что вы занимаетесь благородным делом.

Борис Васильевич Голицын воспитывал в нас правильное представление о таких понятиях как честь, благородство, Отечество.

-У мужчин нет Родины, — говорил он, — у нас есть Отечество. Не бывает «родинной» войны, есть Отечественная война.

Он говорил, казалось бы, простые вещи, показывал простые приемы, но при этом мы понимали, что все это проверено веками, не одной войной.

- Мы — воины, ратники, — повторял он.

- Борис Васильевич, — спрашивали мы, — а то, чем вы занимаетесь, это — боевое искусство?

- Ремесло, — отвечал он. — Наше ремесло — защищать Родину, стоять на страже Отечества. Вот возьмем ушу: во время боя, когда идет сшибка, некогда махать ногами, одно движение, раз — и пошел дальше.

Он показывал удивительные приемы. Мне повезло — я встречался со многими мастерами единоборств, в том числе и восточных, но к князю Голицыну испытываю особое уважение.

За полгода до смерти он передал мне свою княжескую печать. Мне было, конечно, неловко брать, и тогда Борис Васильевич написал бумагу, где говорилось о том, что он передает ее «для отмечания спортивных побед». Уже после его смерти в 2000 году мы решили, что в таком случае у нас в городе будет проводиться Всероссийский кулачный турнир имени князя Голицына. И на тех дипломах, которые получают участники состязаний, стоит княжеская печать. В этом мне видится свидетельство того, что есть непрерывная связь времен. Ничто не потеряно, ничто не забыто.

- Чем еще занимается организация «Русский щит»?

- Наша основная работа — это воспитание молодежи на основе традиционной воинской культуры. У нас достигнуто взаимодействие, прежде всего, с Новосибирской епархией Русской Православной Церкви. То, что Владыка Тихон поддерживает, благословляет нас – это, пожалуй, самое главное. При соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского чаяниями настоятелю отцу Александру Новопашину работает православная дружина. Активное сотрудничество с настоятелем храма во имя святой Евфросинии Полоцкой священником Димитрием Полушиным, настоятелем Преображенского собора Бердска протоиереем Василием Бирюковым – посмотрите, какая у них отличная школа!

Ведется большая работа при поддержке Управления по делам молодежи Новосибирской области, ОГУ «Центр патриотического воспитания граждан», Департамента образования НСО, и других организаций.

Благодаря такой поддержке в Новосибирске широко развито патриотическое движение. На сегодняшний день в области действует около сорока клубов традиционной воинской культуры. Хотя что такое обычная военно-патриотическая подготовка? – это подготовка к армии. Воспитанники клубов бегают, отжимаются, прыгают с парашютом, стреляют… Но важно знать, во имя чего все это делается. Если не вложить что-то в душу, юноша, прошедший такую подготовку, может стать хорошим бандитом или киллером. Поэтому нужно работать с молодежью, с воспитанниками военно-патриотических клубов. Им интересно то, чем мы занимаемся. Интересно провести у себя в клубе Масленицу, вечерку, день святого князя Александра Невского, встречу с батюшкой. Таким образом молодежь постепенно приобщается к традиционной культуре.

В Новосибирской области растет движение «Клубы традиционной воинской культуры», где популярна такая шуточная формулировка: «ВПК, фольклор, приход — это будет патриот». Очень хорошо, когда молодой человек приходит в храм и начинает воцерковляться. Но, в случае опасности, он должен быть способен защитить свое Отечество — значит, надо заниматься физической подготовкой. Также он должен знать свою национальную культуру, свои традиции, свои песни, уметь играть на каком-либо народном инструменте. Если все это объединить в одну программу, тогда получается целостная система обучения традиционной воинской культуре.

- Чем отличалось проведение «Красной горки-2009» от предыдущих пасхальных празднеств?

- В этом году в рамках турнира памяти князя Голицына мы решили организовать фестиваль традиционной воинской культуры. Несмотря на тяжелые кризисные времена — получилось ! За три дня мы провели учебно-практический семинар по казачьему СПАСу и северо-западной традиции русского рукопашного боя «Буза», соревнования и фестивальный концерт казачьих коллективов в культурном центре НГТУ.

В большом игровом зале на стадионе «Спартак» было представлено около 20 школ русского рукопашного боя. Состоялся парад, участниками которого стали более 150 человек, затем — показательные выступления. В этом году к нам впервые приехал президент Всеукраинской федерации казачьего СПАСа Александр Притула. Он занимается не только рукопашным боем, но и входит в Совет по патриотическому воспитанию молодежи Украины. Организуются семинары, например, на темы: «Патриотизм в политике», «Патриотизм в бизнесе». Члены Совета добились того, что вопросы патриотического воспитания считаются главными в государственной политике.

Мы обменялись с украинцами накопленным опытом, и оказалось, что в некоторых вопросах мы их опередили, в некоторых – они нас. Уже подписан Договор о намерениях, скоро подпишем Договор о сотрудничестве между Центром по патриотическому воспитанию Украины и Центром патриотического воспитания граждан Новосибирской области. В декабре этого года на Украине состоится Международная конференция по патриотическому воспитанию, нас пригласили в ней участвовать.

В рамках фестиваля мы провели Круг кулачных артелей и патриотических организаций и организовали Всеславянское движение патриотических организаций, куда сразу же вошли Тверь, Магнитогорск, Ангарск, Иркутск. Президент Всеукраинской федерации казачьего СПАСа также написал заявление о вступлении в Движение.

То есть за эти три дня было сделано очень много. Но хочется также отметить одну особенность наших мероприятий – царящую на них атмосферу.

Вместе с Александром Притулой приехал его ученик Андрей – чемпион Европы по контактным поединкам. И он был удивлен: первый раз на соревнованиях он, по его словам, «бьется с братами». Обычно на состязаниях все участники видят друг в друге соперников. А здесь после поединка к нему подошел его недавний «противник», обнял, они обменялись футболками, адресами, телефонами… «Я приехал к друзьям,— говорил Андрей.— и вот такое отношение — это главное, его не купишь ни за какие деньги. Когда я поеду на Украину, то возьму с собой горсть сибирской земли».

- Дмитрий Николаевич, в заключение скажите несколько слов о существующих в вашей работе проблемах.

- В первую очередь, для развития патриотического движения в целом по России должна существовать государственная программа, подкрепленная должным уровнем финансирования. Потому что сегодня на эти цели выделяется очень мало денег. Допустим, приходит к нам бывший офицер, с высшим образованием, опытом службы в «горячих точках», а ему дают зарплату ниже прожиточного минимума. И зачастую ему приходится выбирать – остаться в Новосибирске или переехать в область, либо вообще в другой регион, где есть возможность получить жилье и нормальную зарплату.

Второе: у нас нет ни одного учебного заведения, где бы готовили специалистов по патриотическому воспитанию. У нас ребята получают дипломы педагогов дополнительного образования, но это не то.

Далее, мы проводим мероприятия такого высокого уровня, но при этом должны просить об аренде зала или клуба: «Пустите нас к себе, Христа ради!», - потому что Русского центра в Сибири нет. Но такого не должно быть!

Впрочем, несмотря на все эти трудности, минимальное финансирование и так далее, решать вопросы патриотического воспитания в Новосибирске можно. Мы, повторю, находим понимание и в Департаменте образования, и в Управлении по делам молодежи. Но, конечно, хотелось бы большего, потому что проблема патриотизма — самая главная. Кого мы воспитываем, куда ведем молодежь? — об этом нужно думать и государству, и всем нам.


Галина ПЫРХ,
Фото автора и из архива МОО ЦРБИ «Русский щит»


Жить по–русски

Серафимо–Никольской Школе традиционной русской культуры (ШТРК) уже тринадцать лет. За это время она стала достаточно известной в Новосибирске и области – благодаря конкурсам среди учреждений дополнительного образования, фольклорным праздникам, а также богатой экспозиции народной одежды, рукоделья, росписи и разных поделок ее воспитанников на ежегодной выставке «Учсиб», проходящей на Сибирской ярмарке. В этом — немалая заслуга руководителя и создателя Школы матушки Татьяны — Татьяны Сергеевны Рублевой, очень деятельной, заботливой, внимательной, доброй женщины с большими, сияющими глазами.

История возникновения Серафимо-Никольской Школы традиционной русской культуры такова. Молодая семья священника Анатолия Рублева — матушка Татьяна и двое детей — переехала из Новосибирска в районный центр Болотное, где отец Анатолий получил приход. Матушка Татьяна, педагог по образованию, понимала, что на новом месте надо жить не как-нибудь, а с пользой для себя и других, как того требует православная вера. (К слову, за прошедшие с тех пор годы семья Рублевых выросла до семи человек: сейчас у них два сына — подростка и три дочки.)

В Новосибирске, где училась Татьяна Сергеевна, в то время (конец восьмидесятых-начало девяностых годов) был высок интерес к традиционной русской культуре. В городе проводились замечательные фольклорные праздники, фестивали, конкурсы, которые привлекали множество людей. Те же, кому довелось окунуться в безбрежное море русской культуры, уже не мыслили иной жизни, кроме как в русле этих традиций. Среди них была и Татьяна Сергеевна. Поэтому естественно, что Рублевы, будучи русскими православными и воцерковленными людьми, стали создавать школу именно традиционной русской культуры. Ведь это так естественно — жить по законам культуры и веры своего народа.

Необходимо добавить, что это необычное учебное заведение, организованное при районном Доме детства и юношества, сразу же поддержали Отдел образования Новосибирской епархии и местные власти. Председатель районного Совета депутатов В. Н. Карпов одним из первых одобрил идею создания ШТРК. Так в Болотнинском районе в 1996 году впервые в Новосибирской области начал осуществляться проект сотрудничества Церкви и власти с очень сложным названием: «По созданию системы духовно-нравственного воспитания в пространстве государственного дополнительного образования».

Как и принято у «народников», матушка Татьяна взяла за основу круглый год православного и народного календаря. Постепенно сложилась авторская программа «Духовно-нравственное воспитание на основе возрождения традиций русской культуры », рассчитанная на пять лет. Помогли в ее создании и специалисты Центра развития учреждений дополнительного образования и НИПКиПРО. И так все хорошо да ладно было сделано, что в 2004 году программа вошла в число ста лучших авторских образовательных программ России. Но главное даже не это. Программу то, конечно, можно составить. Но для того, чтобы она работала, то есть чтобы дети приходили и учились всему с радостью, необходимо в нее душу вложить, кровью и потом своим полить …

Надо самой так этим заболеть, столько пудов соли съесть с учениками и педагогами, чтобы все теоретические выкладки переплавилось в новое качество жизни.

Как это им всем удалось — отцу Анатолию, матушке Татьяне, педагогам школы, ученикам и их родителям — одному Господу известно. Но не зря говорят, что в добрых, богоугодных делах всегда есть помощь Божия. Ведь удалось! Доказательство тому — признание земляков, многие награды и премии. Кроме золотой медали Международной выставки Сибирской ярмарки « Учсиб-2004»,— диплом VII Всероссийской творческой мастерской «Фольклор и молодежь»; в 2005 году руководитель ШТРК Татьяна Сергеевна Рублева стала обладателем премии Департамента образования администрации НСО «За достижения в воспитании и дополнительном образовании» и премии губернатора Новосибирской области «Лучший педагогический работник». Серафимо-Никольская Школа традиционной русской культуры — дважды лауреат регионального педагогического конкурса «Через прошлое к будущему» за 2005 и 2006 годы, лауреат областного конкурса «Салют, Победа!» 2005 года, лауреат VI Всероссийского национального фестиваля «Удаль молодецкая» в номинациях «Традиционный костюм» (где прославилась выпускница этого года — Марина Воробьева, о которой немного ниже) и «Народные игры», проходившего в Москве в 2006 году.

Очень дорога для матушки Татьяны последняя награда — Патриарший диплом за победу во Всероссийском конкурсе проектов в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодежью за 2009 год.

Есть и еще одно очень верное доказательство жизнеспособности созданной творческой программы: выпускники Школы возвращаются.

Когда я приехала в Болотное, чтобы написать этот материал, меня встретила педагог Елизавета Юрьевна Денисова. В ней я сразу узнала ту высокую, белокурую девочку с красивой косой, которая всегда участвовала в фольклорных праздниках, танцевала, пела и украшала одежду чудесной вышивкой. Лет шесть—семь назад я сама ей заказала вышитую рубаху, когда Лиза вместе с воспитанниками Школы приехала на Сибирскую ярмарку. Славная получилась рубаха, вышита чистенько, мелким крестиком, красными и черными нитками на белом. Я до сих пор ее надеваю — как часть народного костюма.

Елизавета Юрьевна охотно рассказала о том, как впервые пришла в ШТРК и почему осталась здесь, как закончила колледж культуры в Новосибирске, поступила в педуниверситет, а сейчас вот занимается с ребятишками. На ее занятиях мне понравилось: у молодого педагога немалые знания в сочетании с искренней и горячей увлеченностью. Попела она с ребятами волочебные и христославные песни (шла последняя неделя Великого поста), поговорила о завтрашнем празднике — Благовещении. А под конец, когда дети устали, все с удовольствием поиграли в «Редьку».

Это хорошо! Ребятам, чтобы вырасти душевно и физически здоровыми, надо непременно играть и петь. Это им так же необходимо, как есть, пить и дышать. И, надо сказать, играют воспитанники школы умело и охотно.

Великое дело — русская народная подвижная игра. В ней дитя всему обучается: быстро бегать, петь куплеты, если надо, с шуткой отвечать на вопросы, мгновенно принимать решение. Учит игра ловкости, выносливости, координации движений, быстрой реакции, мышечной в том числе. А еще в игре ребенок постигает, как нужно сотрудничать с другими детьми, вырабатывает волю, терпение. Многие, если не все хороводные игры сопровождаются песнями, куплетами, слова и мелодию которых надо тут же вспомнить.

Специалисты утверждают, что рифмованная речь, сопровождаемая ритмичными движениями, хлопками, притопыванием, хорошо активизирует центр речи, а значит, развивает ум и способности к чтению и письму.

А еще в такой общей подвижной игре идет воспитание коллективизма, социальных навыков и умений. Сейчас в городских школах часто составляет проблему уговорить учащихся начальных классов взяться за руки в хороводе. Дети отказываются держать за руку того, кто им не нравится, слабо ориентируются в пространстве (например, не держат круг), не умеют постоять за себя — сразу жалуются педагогу, не хотят соблюдать правила игры, неуверенны в себе, самовольно выходят из игры, если их что-то не устраивает или они чего-то боятся. В результате игра быстро «рассыпается», сами же ребятишки не способны организоваться, потому что большинство из них из малодетных семей, эгоисты, не хотят уступить, потерпеть ради общей игры. Так постепенно и народ становится другой, потому что не проходит в детстве через горнило коллективной захватывающей, эмоциональной, азартной детской игры — универсального и незаменимого средства воспитания славян.

Так вот этим замечательным средством в Серафимо-Никольской Школе активно пользуются. Это видно из фильмов о деятельности ШТРК, снятых ее организаторами. В беседе с матушкой Татьяной выясняю, чему должны научиться дети в школе. За пять лет они обучаются петь — это необходимо для того, чтобы участвовать в праздниках (кроме того, умение петь — одно из обязательных умений русского человека); танцевать — плясать достаточно сложные танцы со многими коленцами ; играть — опять же здесь нужно уметь петь и двигаться в ритме ; а также расписывать по дереву, глине и другим материалам, шить и вышивать народные костюмы. Кстати сказать, дети изучают, в какой из российских областей какие костюмы носили. Могут украсить одежду или головной убор бисером. Не побоятся исполнить роль в постановке (народный театр!), сумеют уважительно побеседовать со старшими носителями народной традиции в фольклорно-этнографической экспедиции, собирая заданную информацию, и еще многое другое. Это не мало, не так ли? В результате, у детей-воспитанников ШТРК вырабатываются совсем другие качества, чем у их сверстников, обучающихся только в обычной школе.

Я посмотрела на взрослых девочек — выпускниц Школы. Они уважительны, охотно отвечают на вопросы без гордости и ломанья, серьезны. Вот что говорит, например, Арина Литовко, которая пришла сюда шестилетним «воробышком», а сейчас заканчивает 10-й класс:

- Я научилась петь, больше мне негде было этому учиться, танцевать народные танцы, могу шить. Я раскрылась здесь как личность и очень многим хорошим в моей жизни я обязана Татьяне Сергеевне. Спасибо Школе!

Другая выпускница, Марина Воробьева, признанная на одном из всероссийских конкурсов лучшей мастерицей страны в своей возрастной группе, в своем отзыве о школе написала: «Школа традиционной русской культуры — это мой дом, а все мы, воспитанники и педагоги, большая дружная семья, членом которой я стала в 2004 году. За пять лет я многому научилась, встретила друзей, познакомилась с очень интересными людьми. Я благодарна всем педагогам ШТРК за их доброту, понимание, любовь, за желание научить нас всему, что они сами знают и умеют. Особенно я благодарна матушке Татьяне Сергеевне. За те годы, что я провела в ШТРК, она стала для меня самым близким и родным человеком. Я с ней делилась своими секретами, переживаниями, радостями, и она искренне мне сопереживала и радовалась за меня. С большим теплом буду вспоминать и директора Дома детства и юношества Светлану Александровну Синельник за поддержку и помощь нашей Школе. Желаю всем творческих успехов, процветания и больше высоких наград».

Такие отзывы дорогого стоят. Но самое ценное, что девочки хотят вернуться сюда, но уже педагогами. Вот где истинная победа Татьяны Сергеевны Рублевой как педагога и человека!

Я пишу только о школьных занятиях, но Школа — это еще и совместное проживание православных праздников и событий под духовным водительством отца Анатолия, участие в традиционном крестном ходе в село Турнаево, яркая, эмоциональная жизнь в загородном православном лагере: как выразилась Татьяна Сергеевна, «две недели беспробудного творчества». Это и общее увлечение воспитанников своими родословными, историей заселения Сибири. Например, на вопрос: кто такие чалдоны, они отвечают: «Сибиряки, которые произошли от поморов и казаков». Каждый из ребят сумел докопаться до своих родовых истоков и чрезвычайно этим гордится. Какой пример для окружающих, родных, одноклассников!

Сегодня Татьяна Сергеевна Рублева озабочена развитием Школы уже на новом витке, то есть созданием в Болотнинском районе Центра духовно-нравственного воспитания на основе народной культуры. Уже давно достигнута договоренность между архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном и главой администрации района А. А. Франком. Конечно, дело это небыстрое и зреет постепенно. Но, как было сказано на десятилетнем юбилее Серафимо-Никольской Школы традиционной русской культуры.

«Величье нашего народа —
Не только памятные плиты.
Покуда вера не избыта,
Культура наша не забыта,
Мы одолеем все невзгоды».

Так что, надо надеяться, этот Центр будет, и дети нынешних воспитанников Школы тоже приобщатся к неисчерпаемым сокровищам православной народной культуры и когда нибудь скажут о себе с гордостью: «Мы живем по русски». Дай, Господи, чтобы было так!

Нина СОКОЛОВА
Фото из архива СНШТРК




Яндекс.Метрика

На главную страницу