Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

СВЯТЫЕ ПОДВИЖНИКИ

НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ВСТРЕЧИ
С ПРЕПОДОБНЫМ АЛЕКСАНДРОМ СВИРСКИМ

Тамара Николаевна ЧЕРНОБАЙ – преподаватель воскресной школы прихода в честь иконы Божией Матери «Казанская» поселка Краснообск, выпускница Новосибирского Свято-Макарьевского Православного Богословского института.

В декабре прошлого года я с большим интересом прочитала книгу Аллы Добросоцких «Тайны и загадки мощей чудотворца Александра Свирского». По счастливому стечению обстоятельств, за последние восемь лет мне удалось три раза приложиться к святым мощам преподобного. Впечатления о паломнических поездках давно были записаны, подобраны фотографии, но материал лежал, и, видимо, нужен был какой-то толчок, чтобы опубликовать эти воспоминания.

Мне показалось, что книга Аллы Добросоцких – четвертая встреча с преподобным Александром Свирским. Встреча не случайная, она – как напоминание о поездках в святую обитель, знакомстве с Покрово-Тервеническим женским монастырем и с его подворьем в Санкт-Петербурге – храмом во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Хочется сердечно поблагодарить автора книги за большой труд по сбору материала о жизни, иноческом подвиге, об истории первого и второго обретения мощей, о чудесах, происходящих у раки преподобного Александра Свирского. Мне кажется, что в изложении материала Алле Добросоцких помогал он сам.

В нашем Сергиево-Казанском храме есть небольшая икона и фотография раки с мощами этого святого.

Тайнозритель Святой Троицы

«На северо-востоке Санкт-Петербургской епархии, вблизи границы с Карелией, среди дивных лесов и озер располагается обитель, созданная 500 лет назад по благословению Святой Троицы великим угодником Божиим преподобным Александром Свирским.

Такую любовь к Богу и людям носил в своем сердце этот праведник, живший во второй половине XV – начале XVI веков, что он – единственный из всех святых земли русской – был удостоен великого откровения и посещения Святой Троицы в виде Трех Ангелов. Сам Господь указал «новозаветному Аврааму» место строительства собора в честь Святой Троицы, а затем и Свято-Троицкого монастыря, грандиозные здания которого состоят из двух частей: Троицкой и Преображенской, каждая со своим уникальным архитектурным ансамблем.

Чудесная святыня находится в Преображенской части обители: мощи, которые за 470 с лишним лет не только совершенно не тронуло тление, но они полностью сохранились – в том же объеме и виде, каким было тело чудотворца при жизни...

Кто он, преподобный Александр Свирский, единственный из известных нам русских святых, которому довелось видеть незримое для всех и вместить невместимое? Какими особенными событиями была отмечена его жизнь?»

Преподобный Александр Свирский (в миру Амос) родился в 1448 году в пределах Великого Новгорода, в небольшом местечке на реке Ояти – Мандерах. В 26 лет он тайно оставил родительский дом и отправился в Валаамскую обитель. Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера во время молитвы Амос услышал голос, благословляющий его на дальнейший путь и возвещающий об основании им в будущем обители на этом самом месте.

На Валааме, приняв постриг с именем Александр, он провел 13 лет. После чего, по внушению свыше, удалился на берега реки Свирь, где устроил себе хижину в лесу и в одиночестве прожил семь лет в непрестанной молитве.

Неподалеку находилось дворянское поместье Андрея Завалишина, который очень любил охотиться. Однажды, увлеченный погоней за оленем, он очутился в чаще леса и набрел на хижину святого Александра. Познакомившись с отшельником, Андрей признался ему, что давно замечал необыкновенный свет над этим местом и собирался сюда. Вскоре слух о святом распространился по окрестностям, и к уединенной келье стали стекаться люди.

«В 1507 году, на 23-м году поселения в пустыни, келью великого подвижника во время ночной молитвы осиял невыразимый свет – и он увидел Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды, осиянных Небесной славой, у каждого из них в руке был посох. Затрепетав, преподобный поклонился Им до земли и воскликнул: «Никогда не видел кого-либо в такой Славе, как Вас вижу». На что Они ему отвечали: «Дух Святой живет в тебе чистоты ради сердца твоего...» Преподобный Александр получил повеление построить церковь и основать обитель, а когда он спросил, во имя кого должна быть церковь, Господь ответил: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы... Я оставляю тебе мир и мир подам тебе». В истории Русской Православной Церкви это Божественное снисхождение Живоначальной Троицы известно как единcтвeнное.

А где именно строить церковь – преподобному было указано Ангелом, явившимся в мантии и куколе и стоящим на воздухе с распростертыми крыльями. Ангел трижды крестообразно обозначил место для храма и подтвердил явленное святому в видении. В великой радости подвижник поставил на этом месте крест. В том же году в безвестной и до того непроходимой пустыни была построена деревянная, а в 1526 году каменная церковь Живоначальной Троицы. Впоследствии на месте явления Бога-Троицы была построена часовня. И до сей поры на этом месте содрогается душа человеческая от осознания прекрасной и страшной близости Бога к нам...»

Приняв по настоянию архиепископа Новгородского Серапиона сан игумена, святой Александр продолжал совершать в обители и самую черную работу, подавая братии пример смирения.

«Читая его Житие, поражаешься, что праведник, получивший так много божественных откровений и даров, продолжал искренне считать себя худшим из всех.

Наверное, это главное лекарство против гордости, которая, как червь, вползает даже в искренне верующее сердце. Видя нынешнюю псевдоправославную «моду» на многочисленные «откровения», «видения», «мироточения», нелишне вспомнить о поразительном смирении человека, говорившего со Святой Троицей. Современные же «боговидцы», не победившие в себе даже одного, самого малого греха, считают себя достойными явления Матери Божией, святых и – впадают в глубочайшую прелесть...

Чтобы трезво взглянуть на свое «достоинство», полезно вдуматься в жизнь тайнозрителя Святой Троицы.

Этот избранник Божий ходил в рубище, спал на голом полу, первым выходил на самую трудную работу. Он молол зерно на ручнои мельнице, месил тeсто, пек хлебы, копал глину и делал кирпичи, держась со всеми не как начальник, но на равных.

За несколько лет до своей кончины преподобный Александр задумал создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с трапезой. Однажды ночью после вечернего молитвенного правила обитель озарил необыкновенный свет. Игумен увидел, что на основании Покровской церкви, на месте алтаря сидела на престоле Матерь Божия с Предвечным Младенцем на руках, окруженная множеством Небесных Сил. Она обещала быть неразлучной с обителью, а по кончине угодника Божия помогать монахам во всех нуждах и сохранять от козней видимых и невидимых врагов».

Преподобный мирно скончался 30 августа (12 сентября) 1533 года и был погребен близ церкви в честь Преображения Господня. Спустя всего 14 лет после преставления он был канонизирован в Успенском соборе Московского Кремля, что само по себе представляет случай исключительный – обычно на это уходят многие десятилетия и даже столетия.

В апреле 1641 года, через 107 лет и 7 месяцев при строительстве новой, каменной, церкви над телом преподобного были обретены его нетленные мощи – такими, какими и теперь, спустя 474 года, мы можем их видеть.

«Я вас слышу: это я…»

За 500-летний период своего существования обитель претерпела много бедствий, но самый тяжелый период началось в 1917 году, когда черная сила атеизма крушила православные святыни. В 1918 году большевики затеяли акцию по развенчанию культа святых мощей, и преподобный Александр Свирский пал первой жертвой этой кампании. Мощи были изъяты из серебряной раки, пожертвованной некогда царем Михаилом Романовым, и увезены в неизвестном направлении.

В 1997 году монастырь, поруганный и бесхозный, возвратили Русской Православной Церкви. И тогда же игумен возрождающейся обители отец Лукиан (Куценко) благословил инокиню Леониду (Сафонову) – насельницу Покрово-Тервенического монастыря, на поиск мощей преподобного Александра Свирского.

Матушка, бывшая в миру кандидатом биологических наук, ученым-биологом НИИ имени Пастера, исследовала тысячу документов в различных архивах. В конце концов, поиски привели ее в музей при кафедре нормальной анатомии Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. Она знала, что надо искать целое нетленное тело, а не костные останки, и, когда обратилась в музей с вопросом: «Есть ли у вас мумифицированное тело?», услышала в ответ: «Приезжайте…».

Мощи, казалось, потерянные навсегда, благополучно пролежали в Военно-медицинской академии до 1998 года.

Две экспертные комиссии – ВМА и Судебно-медицинской экспертной службы Санкт-Петербурга определили возраст умершего человека и были единодушны в заключении о принадлежности его к образу святого преподобного Александра Свирского. Сомнений у членов комиссии не было, так как работники Русского музея и Пушкинского дома предоставили в распоряжение ученых несколько зарисовок с его икон. Даже неспециалисту было видно сходство лица мумии с ликом преподобного, изображенного на иконах XVI века.

Но самое главное, мощи заговорили сами на языке мироточения. Это произошло первый раз в начале июля 1998 года и затем – спустя две недели, во время молебна с чтением акафиста в рентгеновском кабинете Судебно-медицинской экспертной службы Санкт-Петербурга, куда прибыли служители церкви.

«28 июля 1998 года, в день равноапостольного князя Владимира, обновившего русскую землю святым Крещением, – в рентгеновском кабинете СМЭС, во время молебна, мощи вдруг покрылись крупными светло-янтарными каплями миро. Преподобный Александр Свирский как бы говорил: «Я вас слышу: это я…»

Настоятель Александро-Свирского монастыря игумен Лукиан (Куценко) направил рапорт о мироточении митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру. Тот написал резолюцию: «Слава Богу за его великое милосердие и любовь к святой Православной Церкви и Poccuu» – и благословил проведение молебнов».

В тот же день, 28 июля 1998 года, начальник Военно-медицинской академии Юрий Шевченко подписал акт о передаче святых мощей Русской Православной Церкви.

Мощи преподобного были выставлены в храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – подворье Покрово-Тервенического женского монастыря, и эта маленькая церквушка на проспекте Стачек летом 1998 года стала местом православного паломничества. Семнадцатого августа храм посетил и Святейший Патриарх Алексий II.

Личные впечатления

По счастливой случайности осенью 1998 года я была в Санкт-Петербурге и проживала в паломнической гостинице Свято-Иоанновского женского монастыря. Там и узнала, что мощи преподобного Александра Свирского находятся в храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенном на юго-восточной окраине Санкт-Петербурга.

Рака была установлена вдоль алтарной стены под большой иконой преподобного. Мощи мироточили, аромат от них разливался по всему храму; одежда, бумаги были пропитаны этим запахом и долго его сохраняли. Народу тогда было немного, все по очереди с благоговением прикладывались к раке. Когда приходили священнослужители, ее открывали.

Это была моя первая встреча с преподобным Александром Свирским.

«Каждого, кто подходит к святым мощам чудотворца всея Руси, поражают его обнаженные стопы и рука, тогда как все остальное тело скрыто под схимническим одеянием. Из стоп преподобного исходит миро, подобно тому, как оно стекает нынче с многих икон.

Необыкновенный запах миро (аромат роз, жасмина, меда) со дня обретения мощей почти все время присутствовал в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, поражает этот запах и паломников монастыря.

Необыкновенные события вокруг мощей преподобного Александра Свирского – повод задуматься: как отличить истинное мироточение от искушений? Случалось, некими маслянистыми каплями покрывались самочинные изображения различных исторических личнocтeй и духовных лиц, и люди новоначальные, не полнocтью воцерковленные, спешили объявить эти изображения «чудотворными иконами», утверждая, что один только факт «мироточения» является несомненным признаком Истины. Но если мы не будем учитывать, что дьяволу несложно спародировать мироточение (известно благоухание икон и крестов у сектантов из «богородичного центра», выделение некоей коричневой жидкости из фотографий Алана Чумака и других оккультистов), то легко впасть в прелесть и подменить веру в Бога чудоверием.

Истинная же вера никогда не строилась на чуде, но чудо, в данном случае – мироточение, может являться знамением Божественной милости и благодати, знаком утверждения Истины. Из истории Церкви мы знаем множество случаев, когда тела дивных подвижников, утончившиеся и одухотворенные от постов и молитвенных подвигов, становились причастными благодатной силе Христовой. Когда же годы спустя после отшествия ко Господу эти святые тела обретались как святые мощи, то нередко эти чудесные события сопровождались благоуханием и мироточением.

То же самое видим мы и в случае с преподобным Александром Свирским. Его святые мощи замироточили в момент, когда надо было свидетельствовать об Истине, когда произошло первое, а затем второе их обретение. Происходило это всегда во время церковных молебнов – в отличие от соблазнительных явлений, когда дома у мирских людей иконы начинали как бы «мироточить», но после внесения в храм «чудо» прекращалось.

Не зря Церковь всегда соблюдала спасительную осторожность и трезвость по отношению к необычным явлениям. Церковная традиция предписывает обо всех необычных случаях сообщать правящему архиерею, который самолично или с помощью назначенной им комиссии удостоверяет или отрицает благодатность происходящего».

Через четыре месяца мощи преподобного были перенесены на свое историческое место – в Преображенский собор Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря.

Вторая моя встреча с преподобным Александром Свирским была связана с поездкой в Покрово-Тервенический монастырь на праздник Пасхи в 2001 году.

Между этими обителями – Покрово-Тервенической и Александро-Свирской – существует тесная, неразрывная связь. Инокиня Покрово-Тервенического монастыря была одной из участниц поиска мощей, а настоятель Александро-Свирского монастыря игумен Лукиан (Куценко)– строитель и первый настоятель храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – духовник женской обители. Многие насельники Александро-Свирского монастыря начинали свой путь к монашеству в этом храме.

Покрово-Тервеническая женская обитель еще очень молода. По решению Священного Синода Русской Православной Церкви статус монастыря Покровское сестричество получило в 1997 году. Главной святыней обители является чудотворная икона Божией Матери, именуемая Тервеническая.

К тому времени Преображенский собор Александро-Свирского монастыря уже был восстановлен. Внутреннее убранство его соответствовало духу величайшей святыни, которая здесь находилась. Преподобный при жизни отличался исключительным смирением и кротостью, и окружающая обстановка это подчеркивала – скромная рака, мало икон, простые подсвечники. Рядом с собором, на месте явления Святой Троицы преподобному Александру Свирскому, находится часовня, названная в честь этого события Троицкой. В ней напротив входа – огромная икона Трех Светлых Ангелов с посохами в руках, под которой насыпан песочек, приобретающий благодатные свойства.

Третий раз мне удалось побывать здесь летом 2005 года, когда поездку в Санкт-Петербург я решила совместить с посещением Валаамского монастыря.

И вновь – счастливое стечение обстоятельств, или, вернее, проявление Промысла Божиего. Я присоединилась к группе паломников из Ставрополья, которые направлялись на Валаам. Когда же из разговора с руководителем группы я узнала, что они планируют из Санкт-Петербурга заехать в Тихвин к Тихвинской иконе Божией Матери и затем – в поселок Свирское к преподобному Александру Свирскому, моей радости не было предела.

И вот я снова стою у святыни. Вдруг слышу голос: «Матушка, отойдите!» Оказывается, в это время подошла группа священнослужителей. Для них раку открыли, и я оказалась впереди всех. Монах, стоящий рядом с ней, несколько раз повторил: «Прикладывайтесь к ручке и ножке». Народу было немного, и я трижды приложилась к открытым мощам. К чувству огромной радости, благодарности присоединилось телесное исцеление – перестала болеть спина. Как-то тревожно говорить и писать об этом, но это было проверено сразу после длительного ночного переезда.

«Здесь происходят удивительные вещи. Рассказов об исцелениях у мощей по молитвам преподобного так много, что они стали делом вроде даже привычным, хотя к чуду Божиему привыкнуть невозможно.

Известно, что вся жизнь преподобного Александра, а также чудесные, полные драматизма обретения мощей сопровождались великими знамениями и многочисленными чудотворениями. Но только ли ради чудес едут сюда православные люди?

Паломники рассказывали, какое потрясение переживали они, когда устами и всем существом прикасались к легкой, теплой, можно сказать, неземной плоти тайнозрителя Святой Троицы, хранящей тайную жизнь, одетой в белые ризы преображения. И когда грешные люди ощущали живое воздействие святого, к которому они обращались с искренней молитвой, – это потом приводило к изменению их сердца, к переосмыслению всей жизни. Такое доводилось слышать и от мирян, и от священников...

И это неудивительно. Какой молитвенный огонь до сих пор поднимается к небу с этой благодатной земли!

Отсюда, как из великого источника, истекают ручейки святости. В начале XIX века в этой обители нашли себе пристанище основатели оптинского старчества схимонах Феодор (он провел здесь пять последних лет своей жизни и был погребен на монастырском кладбище), а также его ученик преподобный Лев Оптинский, подвизавшийся здесь около десяти лет. Оба они – ученики преподобного Паисия Величковского. За время служения в Свирском монастыре к ним приходил нескончаемый поток народа за наставлением и советом. Здесь же в течение года проходил послушание святитель Игнатий Брянчанинов. Известно, что однажды, стоя на молитве перед ракой преподобного Александра Свирского, он получил наставление от самого святого Александра – перейти в другую обитель, где будет место его спасения и подвигов…

Вот такие дивные здесь места... Побывав здесь, невозможно остаться прежним, невозможно не вдохновиться всем сердцем на преображение своей жизни, не извлечь свои уроки из великой жизни великого святого, всея России чудотворца».

*Курсивом даны цитаты из книги Аллы Добросоцких «Тайны и загадки мощей чудотворца Александра Свирского»


 


Яндекс.Метрика

На главную страницу