Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
ОСТОРОЖНО: СЕКТЫ
Лжемиссионеры мимикрируют |
Сейчас все чаще и чаще приходится сталкиваться с мнением, что, мол, у нас вроде
с сектантами стало полегче. Это вот несколько лет назад куда ни глянь – на
улицах российских городов, в метро, на остановках, во всех людных местах – всюду
проповедники; а сейчас ситуация вроде бы изменилась, этих лжемиссионеров не так
уж и много.
Но на самом деле волна сектантства отнюдь не пошла на спад, просто сейчас секты
вступили на новый путь развития: они стали создавать различные фонды, фронтовые
организации, которые с первого взгляда не имеют к сектам никакого отношения, но
на самом деле являются частью этой структуры. И одним из факторов их развития и
существования стало то, что секты стали подстраиваться под современную жизнь, в
том числе, и под церковную.
Их тактика – внедрение в административные, светские и церковные структуры,
искажение, обман и подмена понятий. Соприкасаясь с церковными структурами,
сектанты стараются отвести православных верующих от Церкви и, как написано в
Священном Писании, «прельстить, если возможно и избранных» (Мф. 24, 24).
Приведем несколько примеров того, как секты паразитируют на святынях
Православия.
В конце 90-х годов в книжных магазинах появилась серия из четырех книг Владимира
Мегре под общей рубрикой «Звенящие кедры России». Неосведомленному читателю
могло показаться, что эти издания направлены на сохранение природы, защиту
окружающей среды и могут помочь людям жить радостно и счастливо. Сами по себе
идеи о счастье и сохранении природы никакого вреда в себе не несут. Но
изложенное на страницах книг Мегре учение вызывает серьезные опасения за души
читающих их людей.
Под благовидным предлогом создания программ по сохранению и восстановлению
природы, восстановлению жизни без войн и преступности, отказа от всех вредных
производств и профессий, Мегре воспевает поклонение иному богу, творению вместо
Творца. Бог у него – это «межпланетный Разум, Интеллект, сосредоточенный в
Природе». В роли воплощенной «божественной» силы или «луча», который якобы может
изменить сознание людей для построения всемирного счастья, выступает главная
героиня его книг Анастасия.
По словам автора, Анастасия – «сибирская отшельница, молодая, красивая женщина,
очень сильная физически, обладающая невероятными способностями и живущая в
глухой тайге без жилища и одежды». Мегре с восхищением рассказывает, как он,
забыв про свою собственную семью, оставшуюся в Новосибирске, встретился с
Анастасией, и у них родился сын, которого эта женщина оставила жить с собой в
тайге. Анастасия поручила Владимиру через книги и фильмы рассказать о встречах с
ней, ее наставлениях и «невероятных» способностях всем людям. Приписывая
Анастасии божественные свойства всемогущества и всеведения, автор называет ее
«совершенным человеком, подобным Богу», «биологом внеземной цивилизации»,
«человеком первоистоков», «истиной» и «богиней».
И вот, летом 2006 года в средствах массовой информации появились сообщения о
паломничестве по Сибири и Алтаю некоего «Каравана Любви Солнечных Бардов» –
именно таким названием прикрылись члены секты «Анастасийцев». В сибирских и
алтайских городах «Караван» давал концерты и, конечно же, проводил агитацию по
вступлению в ряды последователей Анастасии. Обманутые люди легко улавливались на
крючок: им предлагалось совершить паломничество по святым местам Алтая, но –
исключительно в рамках программы данной сектантской организации. То есть на лицо
– подмена понятий: человек стремится посетить святыни Православия, но из данной
поездки он возвращается адептом секты.
Чаще всего на православных святых местах паразитируют оккультные эзотерические
секты (Агни-Йога, последователи Рерихов), группы движения Нью Эйдж (Новый век),
неоязыческие культы типа «Анастасийцев» и уфологические секты, а также огромное
количество различных лжецелителей.
Например, в Новосибирской епархии находится Святой источник, забивший из-под
земли на бывшей территории одного из лагерей так называемой системы Сиблаг
(Сибирские лагеря особого назначения). Круглый год верующие едут сюда, чтобы
окунуться в источник и набрать святой воды. Но, к сожалению, часто здесь
собираются люди, которые, выделывая руками различные пассы, «заряжаются»
энергией от этого святого места.
Даже остров Валаам многие уфологические секты объявили «особой зоной». Их
последователи едут туда не для того, чтобы прикоснуться к подвигу православных
отцов, а для того, чтобы поклониться «местам силы»…
Из вышеперечисленных примеров мы видим, что секты активно используют святые
места в своих интересах, искажая смысл православных святынь и смысл
паломничества как церковного делания.
В связи с этим епархиальным Паломническим центром при организации поездок
обязательно учитывается антисектантская составляющая. И одним из требований к
руководителям групп является не только знание истории святого места и
организационные навыки, но и хотя бы общие антисектантские знания.
В Новосибирской епархии есть интересный опыт работы в плане реабилитации людей,
пострадавших от тоталитарных культов, с помощью паломничества по святым местам.
Именно благодаря этому многие бывшие сектанты, вышедшие из этих организаций,
укрепляются в вере и чувствуют благодатную помощь от Господа.
Протоиерей
Владимир БОБРОВ,
руководитель епархиального Паломнического центра.
Из доклада «Паломничество и духовная безопасность. Проблема тоталитарных сект»,
озвученного на III Общецерковной конференции «Православное паломничество:
традиции
и современность».
Москва
29-30 ноября 2006 год
По проблемам, связанным с тоталитарными сектами, следует обращаться в
Информационно-консультативный центр по вопросам сектанства при
Александро-Невском соборе Новосибирска, где всегда можно получить консультацию,
достоверную и исчерпывающую информацию по тому или другому культу.
Ванга
Широко известная «прорицательница и провидица» Ванга проживала на территории
Неврокопской епархии, предстоятелем которой является Владыка Нафанаил. До сих
пор многие считают Baнгy православной и уверяют, что она действовала с
благословения и согласия священноначалия. Именно для таких людей и предназначен
этот рассказ.
Однажды, незадолго до смерти Ванги, к митрополиту Нафанаилу прибыли посланцы от
нее и передали ее просьбу приехать к ней. Ванга сообщала Владыке, что очень
нуждается в его совете и нижайше просит его снизойти к ее старости и болезни и
приехать к ней. Владыка, надеясь, что, может быть, она желает покаяться, обещал
приехать. Это вполне естественный поступок для доброго пастыря, пекущегося о
каждой овце своего стада, тем паче о заблудшей.
Когда Владыка через несколько дней приехал и вошел в комнату старухи, он держал
в руках крест-мощевик с частицей Честного Креста Господня. В комнате было много
народу, Ванга сидела в глубине, что-то вещала и не могла слышать, что еще один
человек тихо вошел в дверь. Уж, во всяком случае, она не могла знать, кто это.
Вдруг она прервалась и изменившимся – низким, хриплым – голосом с усилием
проговорила: «Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол ЭТО!» «Что
«это»?» – спросили у Ванги ошеломленные окружающие.
И тут она сорвалась на бешеный крик: «ЭТО! Он держит ЭТО в руках! ЭТО мешает мне
говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу! Я не хочу, чтобы ЭТО было в моем доме!»
– вопила старуха, суча ногами и раскачиваясь. Владыка развернулся, вышел, сел в
машину и уехал.
Александр ДВОРКИН,
«Афонские рассказы»
(Печатается в сокращении)
|