Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Осипов А.И. Посмертная жизнь. – Изд. 2-е, исп. и доп. – М.: ДАРЪ, 2006. – 224 с.

Книга заслуженного профессора Московских Духовных академии и семинарии доктора богословия Алексея Ильича Осипова «Посмертная жизнь» посвящена проблемам бытия человека за гранью смерти. Посмертная жизнь души – всегда некая манящая к себе тайна. «Что и как там?» – вопрос, переходящий из поколения в поколение и порождающий массу ответов. Многие из них нередко заимствуются из источников сомнительных и нецерковных: учений нехристианских религий, оккультных сочинений, рассказов «побывавших» на том свете, «откровений» в сновидениях, просто психически больных людей и т.п. Потому есть необходимость хотя бы несколько раскрыть эту тему максимально приближенно к учению святых отцов и авторитетных подвижников Православной Церкви.

Как понять Вечность с помощью наших земных мерок? Как действуют в посмертьи наши непреодоленные страсти? Что такое мытарства? Ад – это место наказания и пребывания души или ее собственное состояние? Что и как мы можем реально сделать для наших усопших близких? Как именно действует молитва на посмертное состояние души?

Никого не могут оставить равнодушными эти глубинные вопросы, эта тайна человеческой жизни в двух измерениях – времени и Вечности. Книга профессора А. И. Осипова, составленная на основе его публичных лекций и ответов на вопросы слушателей, поможет читателю во многом заново осмыслить прежде известное, взглянуть на тот мир через призму святоотеческого учения.

В первых главах книги Алексей Ильич раскрывает понимание смерти у древних народов: «Если обратимся к дохристианской истории, то увидим множество различных вариантов описания посмертья. Но сразу надо заметить, что, по существу, все они говорят о какой-то форме продолжающейся жизни»

(с. 14). Показывается безосновательность буддийской теории реинкарнации (перевоплощения) (с. 18). Интересующимся темой жизни после смерти профессор рекомендует ряд книг известных ученых, философов и богословов (с. 29). Чтобы правильно понимать все, что связано с явлениями того мира, православному человеку Алексей Ильич советует прежде всего читать и изучать творения святителя Игнатия Брянчанинова, в первую очередь, его «Слово о чувственном и духовном видении духов», «Слово о смерти» и «Прибавление к слову о смерти» (т. III). Они в наше религиозно смутное время дают твердую святоотеческую основу для правильного понимания и оценки всех явлений духовного мира.

В доступной форме профессор Осипов раскрывает святоотеческое учение о состоянии человека до грехопадения, последствий греха наших прародителей и исцелении человеческой природы Воплотившимся Христом (с. 35-54).

«Смертность, тленность и подверженность страданиям – свойства падшей человеческой природы – являются тем наростам (кожаными одеждами – Быт. 3, 21) на здоровом теле, который Господь исцелил в воспринятой Им человечности и, таким образом, став новым Адамом, открыл врата Царствия Божия для всех живых и умерших, способных к новому, уже духовному, рождению. Поэтому в бытии человека смерть тела является тем актом, который оперирует этот нарост для получения нового тела. Христианство учит о будущем всеобщем воскресении, в котором, благодаря жертвенной смерти и Воскресению Христа, природа человека восстанет исцеленной, славной, духоносной» (с. 54).

В главе «Где пребывает душа после смерти» Алексей Ильич приводит интересное объяснение особых дней поминовения усопших – 3-го, 9-го и 40-го, взятое из жития преподобного Макария Александрийского (IV в.). В эти дни душа предстоит пред Богом, поклоняясь Ему, и здесь как нельзя кстати молитвы Церкви за усопшего (с.57-60).

По церковному учению после трех дней пребывания души усопшего в нашем мире, около близких и друзей, начинаются своего рода испытания личности. Сначала – перед лицом добра (с 3-го по 9-й день). Душа проходит путь по всем добродетелям (по апостолу Павлу, это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание и т. д. – Гал. 5, 22-23). Профессор А.И. Осипов пишет: «Например, оказывается перед лицом милосердия. Воспримет ли она его как ту драгоценность, к которой стремилась, хотя бы и не смогла в полноте осуществить ее в условиях земной жизни, или, напротив, приобретенная жестокость оттолкнет душу от этой добродетели, как от чего-то чуждого и неприемлемого? Соединится ли она с духом милосердия или отвергнет его? Так, в течение шести земных дней происходит испытание души на предмет ее отзывчивости на добро, на любовь, на целомудрие…» (с. 76).

Подобное же испытание, такой же экзамен душа проходит и дальше, с 9-го по 40-й день. Начинается прохождение мытарств. «Двадцать мытарств охватывают все категории страстей, в каждую из которых входит множество разновидностей грехов, то есть любое мытарство включает в себя целое гнездо родственных грехов» (с. 80). Здесь открывается душе сила каждой ее страсти – ненависти, зависти, гордости, лукавства…Тот, кто не боролся со страстью, а, более того, служил ей, тот перед лицом Бога не сможет отрешиться от нее.

Все наши грехи совершаются, когда душа соединена с телом. Душа без тела ни добро творить, ни грешить не может. Святые отцы определенно говорят, что вместилищем страстей является душа, а не тело. Корни страстей не в теле, а в душе. Поэтому они не гаснут, не исчезают со смертью тела. С ними человек выходит из этого мира.

Когда душа проходит мытарства, она испытывается страстью каждого мытарства, ее духами, демонами-мучителями, и, соответственно своему состоянию, или отторгается от них, или соединяется с ними, впадая в тяжелейшие страдания. Подобное всегда соединяется с подобным.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы берут ее будто друзья…» (с. 84).

Христианство дает величайшее средство спасения человеку – покаяние. Церковь призывает всех к скорейшему покаянию. Покаяние, по-гречески, – изменение ума, образа мыслей, изменение целей своей жизни, стремлений. Покаяние – это и ненависть ко греху, отвращение к нему. Искреннее покаяние и борьба со грехом и страстями в этой жизни становится залогом спасительного прохождения мытарств. Господь хочет, чтобы мы и здесь, и тем более после смерти, не страдали. Потому Церковь призывает: человек, пока не поздно, примись за себя… (с. 97).

Двадцать мытарств выявляют состояние души человека, здесь обнаруживается все ее духовное содержание и определяется дальнейшая участь. Правда, еще не окончательная. Она может измениться по молитвам Церкви.

Как правильно молиться за усопших? Профессор Осипов так отвечает на этот в высшей степени серьезный вопрос: «Жертвенная молитва, соединенная с сердечным усилием и с отречением хотя бы от какого-то удовольствия, нужна покойному…Если кто действительно хочет помочь своему сыну, дочери, матери, мужу, жене, сестре, брату – тому, кого он искренне любит, то средство есть, оно в наших руках – отдай, человек, часть своей души, частицу своей привычной, духовно-пассивной жизни. Возьми на себя хотя бы маленький подвиг… Тогда твоя молитва к Богу и твои подаяния, твои записки и прочее принесут действенную пользу усопшему» (с. 124-125).

Что такое геенна? Каковы мучения в ней грешников? Каков ее смысл и назначение? Вопрос этот волнует многих. Сложность понимания этого вопроса заключается не только в том, что то закрыто от нас непроницаемой завесой, но и в том, что вечность – это совсем не время (Откр. 10, 6: времени уже не будет) и для человеческого сознания, погруженного в поток времени, ее просто невозможно представить. В творениях святых отцов: преподобного Исаака Сирина, святителей Григория Чудотворца и Григория Нисского Алексей Ильич находит поразительный ответ на этот сложный вопрос. «Вот, оказывается, почему существует геенна: не для возмездия, не для бесконечного наказания, а как последнее промыслительное средство любви Божией, Который взирает на пользу, которая должна произойти от Его действий. Геенну использует Бог в качестве спасения человека. Царство Божие и геенна огненная – суть следствия милости, а не воздаяния! Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби!»

(с. 136). Но, чтобы человек не впал в легкомыслие, преподобный Исаак Сирин предупреждает: «Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания – степень страдания в ней» (с. 138).

Что нас ждет на Страшном суде? «Страшным судом этот последний акт в истории человечества, открывающий и начало его вечной жизни, называется потому, что здесь при последней трубе (1 Кор. 15, 52) каждой личностью будет принято последнее и окончательное решение – быть ли ей с Богом или навсегда остаться «вне» Царства» (с.141). По всеобщем воскресении, человек вновь получит тело и, следовательно, последнюю возможность обращения к Богу, духовного обновления и полного исцеления.

Спасутся ли иноверные и неверующие? Можно ли молиться о неправославном? Можно ли считать, что человек, умерший на Пасху, попадает в рай? Рассуждения на эти и другие темы читатель сможет найти на страницах книги А. И. Осипова «Посмертная жизнь», вышедшей в серии «Азы Православия».

Священник

Александр МАТРУК


 


Яндекс.Метрика

На главную страницу