Газета Новосибирской епархии Русской
Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа Новосибирского и Бердского
|
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Осипов А.И. Посмертная жизнь. – Изд. 2-е, исп. и доп. – М.:
ДАРЪ, 2006. – 224 с. |
Книга заслуженного профессора Московских Духовных академии и семинарии доктора
богословия Алексея Ильича Осипова «Посмертная жизнь» посвящена проблемам бытия
человека за гранью смерти. Посмертная жизнь души – всегда некая манящая к себе
тайна. «Что и как там?» – вопрос, переходящий из поколения в поколение и
порождающий массу ответов. Многие из них нередко заимствуются из источников
сомнительных и нецерковных: учений нехристианских религий, оккультных сочинений,
рассказов «побывавших» на том свете, «откровений» в сновидениях, просто
психически больных людей и т.п. Потому есть необходимость хотя бы несколько
раскрыть эту тему максимально приближенно к учению святых отцов и авторитетных
подвижников Православной Церкви.
Как понять Вечность с помощью наших земных мерок? Как действуют в посмертьи наши
непреодоленные страсти? Что такое мытарства? Ад – это место наказания и
пребывания души или ее собственное состояние? Что и как мы можем реально сделать
для наших усопших близких? Как именно действует молитва на посмертное состояние
души?
Никого не могут оставить равнодушными эти глубинные вопросы, эта тайна
человеческой жизни в двух измерениях – времени и Вечности. Книга профессора А.
И. Осипова, составленная на основе его публичных лекций и ответов на вопросы
слушателей, поможет читателю во многом заново осмыслить прежде известное,
взглянуть на тот мир через призму святоотеческого учения.
В первых главах книги Алексей Ильич раскрывает понимание смерти у древних
народов: «Если обратимся к дохристианской истории, то увидим множество различных
вариантов описания посмертья. Но сразу надо заметить, что, по существу, все они
говорят о какой-то форме продолжающейся жизни»
(с. 14). Показывается безосновательность буддийской теории реинкарнации
(перевоплощения) (с. 18). Интересующимся темой жизни после смерти профессор
рекомендует ряд книг известных ученых, философов и богословов (с. 29). Чтобы
правильно понимать все, что связано с явлениями того мира, православному
человеку Алексей Ильич советует прежде всего читать и изучать творения святителя
Игнатия Брянчанинова, в первую очередь, его «Слово о чувственном и духовном
видении духов», «Слово о смерти» и «Прибавление к слову о смерти» (т. III). Они
в наше религиозно смутное время дают твердую святоотеческую основу для
правильного понимания и оценки всех явлений духовного мира.
В доступной форме профессор Осипов раскрывает святоотеческое учение о состоянии
человека до грехопадения, последствий греха наших прародителей и исцелении
человеческой природы Воплотившимся Христом (с. 35-54).
«Смертность, тленность и подверженность страданиям – свойства падшей
человеческой природы – являются тем наростам (кожаными одеждами – Быт. 3, 21) на
здоровом теле, который Господь исцелил в воспринятой Им человечности и, таким
образом, став новым Адамом, открыл врата Царствия Божия для всех живых и
умерших, способных к новому, уже духовному, рождению. Поэтому в бытии человека
смерть тела является тем актом, который оперирует этот нарост для получения
нового тела. Христианство учит о будущем всеобщем воскресении, в котором,
благодаря жертвенной смерти и Воскресению Христа, природа человека восстанет
исцеленной, славной, духоносной» (с. 54).
В главе «Где пребывает душа после смерти» Алексей Ильич приводит интересное
объяснение особых дней поминовения усопших – 3-го, 9-го и 40-го, взятое из жития
преподобного Макария Александрийского (IV в.). В эти дни душа предстоит пред
Богом, поклоняясь Ему, и здесь как нельзя кстати молитвы Церкви за усопшего
(с.57-60).
По церковному учению после трех дней пребывания души усопшего в нашем мире,
около близких и друзей, начинаются своего рода испытания личности. Сначала –
перед лицом добра (с 3-го по 9-й день). Душа проходит путь по всем добродетелям
(по апостолу Павлу, это любовь, радость, мир, долготерпение, благость,
милосердие, кротость, воздержание и т. д. – Гал. 5, 22-23). Профессор А.И.
Осипов пишет: «Например, оказывается перед лицом милосердия. Воспримет ли она
его как ту драгоценность, к которой стремилась, хотя бы и не смогла в полноте
осуществить ее в условиях земной жизни, или, напротив, приобретенная жестокость
оттолкнет душу от этой добродетели, как от чего-то чуждого и неприемлемого?
Соединится ли она с духом милосердия или отвергнет его? Так, в течение шести
земных дней происходит испытание души на предмет ее отзывчивости на добро, на
любовь, на целомудрие…» (с. 76).
Подобное же испытание, такой же экзамен душа проходит и дальше, с 9-го по 40-й
день. Начинается прохождение мытарств. «Двадцать мытарств охватывают все
категории страстей, в каждую из которых входит множество разновидностей грехов,
то есть любое мытарство включает в себя целое гнездо родственных грехов» (с.
80). Здесь открывается душе сила каждой ее страсти – ненависти, зависти,
гордости, лукавства…Тот, кто не боролся со страстью, а, более того, служил ей,
тот перед лицом Бога не сможет отрешиться от нее.
Все наши грехи совершаются, когда душа соединена с телом. Душа без тела ни добро
творить, ни грешить не может. Святые отцы определенно говорят, что вместилищем
страстей является душа, а не тело. Корни страстей не в теле, а в душе. Поэтому
они не гаснут, не исчезают со смертью тела. С ними человек выходит из этого
мира.
Когда душа проходит мытарства, она испытывается страстью каждого мытарства, ее
духами, демонами-мучителями, и, соответственно своему состоянию, или отторгается
от них, или соединяется с ними, впадая в тяжелейшие страдания. Подобное всегда
соединяется с подобным.
Святитель Феофан Затворник пишет: «Когда сердце не очищено, тогда к какой
страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы берут
ее будто друзья…» (с. 84).
Христианство дает величайшее средство спасения человеку – покаяние. Церковь
призывает всех к скорейшему покаянию. Покаяние, по-гречески, – изменение ума,
образа мыслей, изменение целей своей жизни, стремлений. Покаяние – это и
ненависть ко греху, отвращение к нему. Искреннее покаяние и борьба со грехом и
страстями в этой жизни становится залогом спасительного прохождения мытарств.
Господь хочет, чтобы мы и здесь, и тем более после смерти, не страдали. Потому
Церковь призывает: человек, пока не поздно, примись за себя… (с. 97).
Двадцать мытарств выявляют состояние души человека, здесь обнаруживается все ее
духовное содержание и определяется дальнейшая участь. Правда, еще не
окончательная. Она может измениться по молитвам Церкви.
Как правильно молиться за усопших? Профессор Осипов так отвечает на этот в
высшей степени серьезный вопрос: «Жертвенная молитва, соединенная с сердечным
усилием и с отречением хотя бы от какого-то удовольствия, нужна покойному…Если
кто действительно хочет помочь своему сыну, дочери, матери, мужу, жене, сестре,
брату – тому, кого он искренне любит, то средство есть, оно в наших руках –
отдай, человек, часть своей души, частицу своей привычной, духовно-пассивной
жизни. Возьми на себя хотя бы маленький подвиг… Тогда твоя молитва к Богу и твои
подаяния, твои записки и прочее принесут действенную пользу усопшему» (с.
124-125).
Что такое геенна? Каковы мучения в ней грешников? Каков ее смысл и назначение?
Вопрос этот волнует многих. Сложность понимания этого вопроса заключается не
только в том, что то закрыто от нас непроницаемой завесой, но и в том, что
вечность – это совсем не время (Откр. 10, 6: времени уже не будет) и для
человеческого сознания, погруженного в поток времени, ее просто невозможно
представить. В творениях святых отцов: преподобного Исаака Сирина, святителей
Григория Чудотворца и Григория Нисского Алексей Ильич находит поразительный
ответ на этот сложный вопрос. «Вот, оказывается, почему существует геенна: не
для возмездия, не для бесконечного наказания, а как последнее промыслительное
средство любви Божией, Который взирает на пользу, которая должна произойти от
Его действий. Геенну использует Бог в качестве спасения человека. Царство Божие
и геенна огненная – суть следствия милости, а не воздаяния! Не для того
милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их
нескончаемой скорби!»
(с. 136). Но, чтобы человек не впал в легкомыслие, преподобный Исаак Сирин
предупреждает: «Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя
геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за
пределами нашего познания – степень страдания в ней» (с. 138).
Что нас ждет на Страшном суде? «Страшным судом этот последний акт в истории
человечества, открывающий и начало его вечной жизни, называется потому, что
здесь при последней трубе (1 Кор. 15, 52) каждой личностью будет принято
последнее и окончательное решение – быть ли ей с Богом или навсегда остаться
«вне» Царства» (с.141). По всеобщем воскресении, человек вновь получит тело и,
следовательно, последнюю возможность обращения к Богу, духовного обновления и
полного исцеления.
Спасутся ли иноверные и неверующие? Можно ли молиться о неправославном? Можно ли
считать, что человек, умерший на Пасху, попадает в рай? Рассуждения на эти и
другие темы читатель сможет найти на страницах книги А. И. Осипова «Посмертная
жизнь», вышедшей в серии «Азы Православия».
Священник
Александр МАТРУК
|