Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АВТОРА
А.И. Пантелеев:
«Моим первым другом и наставником в вере была моя мама»
Алексей Иванович Пантелеев (1908–1988) – классик
детской литературы, автор таких знаменитых произведений, как
«Республика ШКИД» (в соавторстве с Г. Белых), «Честное
слово», «Наша Маша» и др., на протяжении всей жизни был
глубоко верующим православным человеком. Его рассказы и
повести учили маленьких читателей жертвенности, верности,
честности, бескорыстию, милосердию и многим другим, по сути
евангельским, добродетелям. О своем духовном пути, о своей
вере А.И. Пантелеев рассказал в изданной посмертно книге
воспоминаний «Верую», над которой трудился в последние годы
жизни. Ниже приводятся выдержки из этой книги, в которых
речь идет о детстве писателя.
|
А.И.Пантелеев |
Моим первым другом и первым наставником в вере была моя
мама. <…> Это она, мама, учила меня христианству - живому,
деятельному, активному и, я бы сказал, веселому, почитающему
за грех всякое уныние.
Мать моя не была ханжой. Не бежала мирских радостей, в любом
обществе слыла его душой, любила пошутить, посмеяться, с
удовольствием танцевала, пела, принимала участие в
любительских спектаклях. Но при всем том - ни девочкой, ни
девушкой, ни после замужества - не пропустила она, я думаю,
ни одной субботней всенощной и ни одной воскресной обедни, А
главное - во всех случаях, при всех житейских
обстоятельствах наша мать оставалась убежденной деятельной
христианкой.
Такими воспитывала она и нас, своих детей. Я был первенец, и
на мою долю пришлось больше и любви, и ласки, и внимания.
Чаще, чем Васю и Лялю, брала меня мама с собой в гости, в
театр, в кинематограф, на благотворительные вечера. И еще,
пожалуй, чаще ходил и ездил я с нею в окрестные и дальние
храмы - к Покрову, к Скорбящей, на Смоленское кладбище, в
домик Петра Великого, где молились тогда перед старинным
образом Спасителя... Самые же любимые церкви - и мамины, и
мои - были домовые, при лазаретах и больницах. Таких в те
годы вокруг было очень много. На одной Фонтанке, и только на
одной четной ее стороне, на расстоянии полутора-двух верст я
насчитал сейчас пять домовых церквей: при Александровской
больнице, при Обуховской, при Морском госпитале, в лазаретах
Кауфманской и Крестовоздвиженской общин... Была еще часовня
при Экспедиции заготовления государственных бумаг, рядом с
нашим домом. А если бы я позволил своей памяти свернуть с
Фонтанки, можно было бы, вероятно, назвать не десяток, а
несколько десятков церквей, часовен, соборов, подворий и
монастырей, в которых я побывал в свои детские годы.
Все это, конечно, легко могло сделать из меня ханжу,
святошу. Но нет, слава Богу, не сделало. Потому что не была
ни ханжой, ни святошей наша мама.
***
Церковная служба, самая долгая, великопостная - утомительная
и для взрослого, - никогда, даже в раннем детстве не была
мне в тягость. Наоборот, уже в этом возрасте я испытывал
чистейшую и сладчайшую радость от всего, что меня окружало,
от всего, что я видел, слышал, чем дышал и что чувствовал на
богослужении. А чувствовал я, - да, уже в те годы, -
близость Бога, присутствие благодати.
В домовые, маленькие церкви мы ходили по вечерам, ко
всенощной, а литургию я представляю почему-то непременно в
большом храме и непременно в погожий, летний или весенний
день, когда синеватый, пронизанный ладанным дымом солнечный
столп косо падает откуда-то сверху, из купольного окна.
Округло, выпукло блестит золото предалтарного иконостаса.
Пронизанная светом пурпурно алеет в прорезях Царских врат
таинственная завеса. Все радует меня, трогает, веселит мое
сердце. И раскатистые, гудящие возглашения дьякона, и
наплывающие, набегающие на эти возглашения «Господи,
помилуй» и «Подай, Господи!» хора, и истошный и вместе с тем
веселый, радующий почему-то сердце крик младенца перед
причастием, и запахи деревянного масла, ладана, свечного
нагара, разгоряченного человеческого тела, толпы… И прежде
всего - молитва, молитвенный настрой души... Да, уже и тогда
я умел молиться - не только знал заученные слова молитв, но
и находил свои собственные слова, обращенные к Господу, -
слова благодарности, просьбы, восхваления.
« Господи, помоги, чтобы папу нашего не убило, не ранило» ,
- шептал или мысленно говорил я, стоя на коленках, делая
земной поклон и касаясь крутым еремеевским лобиком каменной
плиты церковного пола.
Мама поручала мне класть деньги на блюдо или ставить свечу
«на канун», - и я уже знал, как это делается. Затеплив
огонек от другой свечи, расплавив, размягчив основание
тоненькой восковой палочки на пламени этой другой, горящей
свечи, вставляешь свою свечку в свободное гнездо
многосвечника и плотнее прижимаешь, придавливаешь ее к
стенке гнезда, стараясь, чтобы она стояла совсем прямо,
вертикально.
И все это - не суета, не развлечение, все это - часть
ритуала. Не на елке свечки зажигаешь, не для себя, не для
гостей - для Бога.
- Воннмеммм! - гудит под сводами собора бас дьякона. И
прежде чем священник откроет на аналое большую книгу в
серебряном окладе и начнет читать: «Во время оно прииде
Иисус в Назарет идеже бе воспитан»... - ты уже низко
наклоняешь голову - знаешь, что именно так, с преклонением
головы, слушают в церкви Евангелие.
Вместе со всеми, кто стоит вокруг, ты поешь «Верую» - и
веруешь, - не все еще понимаешь, но всей душой веруешь - и
во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, и в Духа
Святаго, и в воскресение мертвых, и во Единую Святую
Соборную и Апостольскую Церковь...
А как трепетно ждешь ты главной минуты литургии!..
Как радостно было накануне, когда вернувшись домой после
первой исповеди, ты лег спать не поужинав. И утром, перед
обедней, перед причастием тоже ничего не ешь и не пьешь. С
какой легкостью и на душе и в теле идешь ты вместе с мамой в
церковь.
И вот она - главная минута. Ты - впереди, но не из самых
первых. Первые - младенцы и вообще маленькие, а ты уже
большой, ты - исповедник.
Еще издали видишь Чашу и красный плат в руке дьякона. И
красную завесу в барочных прорезях Царских врат.
Подходит твоя очередь. Волнуешься, но волнение это
радостное, счастливое. Слегка привстав на цыпочки, тянешься,
вытягиваешь шею. Высокий дьякон, чуть-чуть наклонившись,
подносит к твоему подбородку сложенный вчетверо большой
красный шелковый, почему-то очень нежно касающийся твоей
кожи платок.
- Имя? - сдерживая бас, вопрошает дьякон.
- Алексий.
(Да, я уже знаю, что в церкви я - не Алексей, а Алексий.)
Руки сложены крестом на груди. Открываешь рот. И видишь,
как, слегка наклонившись, бережно подносит батюшка к твоему
отверзтому рту золотую или серебряную плоскую, утлую
ложечку, что-то при этом произнося, называя твое имя. Уже!
Свершилось! В тебя вошли, озарили тебя блаженством - Тело и
Кровь Христовы. Это - вино и хлеб, но это не похоже ни на
вино, ни на хлеб, ни на какие другие человеческие еды и
пития.
Спускаешься с амвона, медленно следуешь за другими
мальчиками и девочками и за какими-нибудь дряхлыми
старичками и старушками к тому низенькому столику, на
котором ждет тебя блюдо с белыми кубиками просфоры, большой
медный кувшин или чайник, а рядом на подносе плоские
серебряные чашечки с такими ручками, какие бывают на
ситечках для чая. В чашках слегка розовеет прозрачная
жидкость - тепло. Кладешь в рот два-три кусочка просфоры,
запиваешь теплом. Ах, как хорошо!.. Подумал сейчас - никакие
конфеты, никакая халва или пастила никогда не доставляли
такого наслаждения. Но - нет, при чем тут пастила и халва?
Эта радость - не гастрономическая, не чувственная. Это -
продолжение, заключение того, что только что свершилось на
амвоне.
Отходишь в сторону, ищешь глазами маму. Вот она! Издали
улыбаясь, пробирается она к тебе, наклоняется, нежно целует
в щеку, поздравляет с принятием Святых Тайн. И ко всем
другим запахам примешивается еще и мамин запах - запах
муфты, меха, духов и зубного лекарства...
Крестный ход на Светлой седмице
А перед этим была неделя, когда ты говел, то есть готовился
к исповеди. Мама, не евшая скоромное весь Великий пост, нам,
детям, позволяла поститься только ту неделю, когда мы
говели. По возрасту я пошел к исповеди первый, за мной -
Вася, а потом, уже в год революции, и Ляля, очень по ее
словам весь день волновавшаяся, потому что был на ее душе
большой грех: неделю назад стянула она на кухне и украдкой
съела испеченную из теста птичку, румяного благовещенского
жаворонка.
Конечно, наш детский пост не был изнуряющим. Вместо мяса мы
ели рыбу, кофе пили с миндальным молоком, на ужин нам давали
картофельные котлеты с грибным соусом или какие-нибудь
копчушки.
Когда я подрос, мне позволено было поститься и на Страстной
неделе. Всю эту неделю я ежедневно бывал с мамой в церкви,
иногда и по два раза, на двух службах. И тогда, в детстве, и
сейчас, когда голова моя давно побелела, великопостная
служба, особенно всенощная, - моя самая любимая. Не передать
всей прелести той скромной и печальной обстановки, какая
царит в полутемном храме в эти зимние или весенние вечера. И
облачение духовенства, и парчовые украшения на иконостасе, и
те холщовые чехлы, которые надеваются на аналои, - все в эти
дни траурное, неяркое, неброское - черное с белым или
серебряным.
И в детстве я не мог и сейчас не могу без слез, без спазма в
горле слушать или читать молитву Святого Ефрема Сирина.
Отзвучали последние песнопения, отгудел бас дьякона, погасло
электричество, только редкие свечки помигивают то тут, то
там - у Распятия, у Казанской, у Скорбящей, у Николы
Чудотворца, у Серафима Саровского… И молящихся уже не так
много.
Из левой боковой алтарной двери выходит на амвон батюшка. Он
уже снял свое жесткое черно-серебряное облачение, остался в
домашней, черной или темно-серой рясе, на которой так чисто
и молитвенно грустно посверкивает наперсный серебряный
крест.
Обратившись лицом к уже закрытым, уже потемневшим,
потускневшим Царским вратам, батюшка некоторое время молчит.
Молчим и мы, ждем. Тихо, как никогда в другое время не
бывает тихо, в храме. Только где-нибудь догорающая свечка
вдруг нешумно затрещит, зафыркает, как бенгальский огонь. И
опять тишина.
- Господи и Владыко живота моего, - истово, мягко и четко
начинает батюшка, осеняя себя широким и неторопливым
крестом. И ты, маленький, но не чувствующий себя маленьким,
громко или шепотом повторяешь за седовласым пастырем дивные
слова молитвы:
- Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не
даждь ми!
И вслед за священником и вместе со всеми, кто стоит вокруг,
ты опускаешься на колени, крестишься и лбом касаешься
холодной плиты пола. И сразу поднимаешься. И все
поднимаются. Как море, как волны шумят вокруг. И ты опять
слышишь голос батюшки и со слезами в голосе истово
повторяешь за ним:
- Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй
ми, рабу Твоему!..
И опять шумят волны. Опять ты опускаешься на колени.
Одна за другой гаснут свечи. И в полумраке храма только
лампады - малиновые, зеленые, густо-синие, по моим
представлениям, неугасимые, никогда не гаснущие, неярко
светятся, мигают и тоже на всю жизнь оставляют след в твоей
памяти и в твоей душе.
|