Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
ХРИСТОС
ВОСКРЕСЕ!
Пасхальные традиции
По окончании
литургии совершается освящение артоса — хлеба с изображением
на нем Воскресшего Господа. Самое слово «артос» греческое;
в переводе на русский язык оно и означает «хлеб».
Историческое происхождение артоса следующее. Апостолы,
привыкли вкушaть трапезу с Господом (Деян. 10, 41). По вознесении же
Его на небо они всегда ощущали живой верой невидимое
присутствие Спасителя в своих собраниях, памятуя Его заветные
слова: «Я с вами во все дни» (Мф. 28, 20).
Естественным выражением этой пламенной веры и постоянным
напоминанием о пребывании Его с ними было то, что, приступая
к трапезе, они оставляли незанятым место, на котором
восседал с ними Иисус Христос. На столе против того места
полагали, как бы для Него, часть хлеба.
Каждый
раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу,
апостолы поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос
воскресе!». Когда же ученики Христовы разошлись в разные
стороны для благовествования Евангелия, они, по возможности,
старались соблюдать этот обычай. Каждый из святых апостолов,
в какой бы стране ни находился, приступая к трапезе в обществе
христиан, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя, а по окончании
трапезы вместе с остальными прославлял Воскресшего Господа,
возвышая часть хлеба, положенную в память о Нем. Что было
принято первыми христианами от апостолов и совершалось
ежедневно, то святые отцы последующих веков применили к празднику
Воскресения Христова, чтобы навсегда сохранить в Церкви этот
апостольский обычай.
Как у апостолов
часть хлеба, полагаемая во время их собрания на месте,
назначенном для Спасителя, напоминала им о Воскресшем Христе,
так, по намерению святой Церкви, и в настоящее время артос,
полагаемый во святую Пасху в храме перед взорами верующих,
должен служить таким же напоминанием невидимого присутствия
с нами Господа.
Вместе
с тем, артос напоминает, что Иисус Христос крестною смертью
и воскресением сделался для нас истинным хлебом жизни. Такое
значение артоса и раскрывается в молитве на его освящение.
Кроме того, в этой молитве священник, призывая благословение
Божие, просит Господа исцелить болезни и подать здравие
всем, вкушающим сей хлеб. Освящение артоса происходит
в первый день Святой Пасхи, раздробляется же он и раздается
верующим для вкушения как пасхальное благословение после
Божественной литургии на исходе Светлой седмицы в субботу.
Во все
дни Пасхальной недели Царские врата, как и северные и южные
двери алтаря остаются открытыми. Взорам молящихся
оказываются доступны все особенности богослужения, даже те,
которые обычно сокрыты от мирян. Врата отверсты в знак того,
что Воскресением Христовым всем людям отныне открыт вход
в Царство Небесное.
После
совершения Божественной литургии в самый день Пасхи
и накануне благословляются и освящаются домашние приношения
для пасхальной трапезы: куличи, пасхи, яйца, без чего
ни одна благочестивая семья не садится за праздничный стол
разговляться.
***
С древних
времен ведет свое происхождение пасхальный обычай:
христосуясь, дарить друг другу красные яйца. Яйцо — символ
Воскресения Иисуса Христа. Подобно тому, как из-под мертвой
скорлупы яйца рождается жизнь, появляется живой птенец, так
и Спаситель, лежавший во гробе, восстал из мертвых и силою
Своего Воскресения ознаменовал возможность нашего
возрождения для жизни будущего века. Окрашенное в красный
цвет яйцо и напоминает об этой иной жизни, которая
наследуется, благодаря искупительной Крови Христа. Этот
обычай, по сохранившемуся преданию, обязан своим
распространением в христианском мире святой равноапостольной
Марии Магдалине, которая по Вознесении Господа на Небо,
придя в Рим к императору Тиверию для проповеди Евангелия,
приветствовала его подношением яйца, окрашенного в красный
цвет, и словами: «Христос воскресе!».
Императора не удивила скромность подарка святой Марии,
потому что ему был известен восточный обычай — являясь
в первый раз к высшим, подносить в знак почтения дар
с символическим значением (Примером того являются дары,
принесенные богатыми волхвами Богомладенцу Христу: золото —
как Царю, ладан — как Богу и смирну — как Человеку, которому
надлежит вкусить смерть. ). Люди бедные в подобных
обстоятельствах приносили в дар разные плоды своей земли
или яйца птиц. Удивился же весьма Тиверий неслыханным доселе
словам: «Христос воскресе!». И равноапостольная Мария
Магдалина благовествовала ему о Воскресшем Христе. Первые
христиане, узнав о простосердечном приношении ученицей
Господней дара императору, начали подражать
ей и при воспоминании Воскресения Христова сами стали дарить
друг другу красные яйца. Обычай этот со временем
распространился и сделался всеобщим в христианском мире.
***
В Древней
Церкви праздник Воскресения Христова посвящался
преимущественно делам благотворительности. Тот,
кто оказывает милость в этот день, знает, говорил в своем
слове на праздник Пасхи святитель Григорий Нисский,
«что в день будущего воскресения, по образу коего
мы чествуем настоящий день, он и сам будет иметь нужду
в долготерпении и благости Господа и потому, оказывая
милость ныне, ожидает воздаяния» в грядущем. И на Руси
во время Пасхи, исполняя свой христианский долг, верующие
неизменно посещали больницы, богадельни и пасхальным
приветствием: «Христос воскресе!» наделяли страждущих
одеждой, пищей и деньгами. Это было время богомолья,
паломничества к монастырям, щедрой раздачи милости нищим
и калекам.
Радость
Воскресения Христова не умещается в душе человека.
Она переходит на весь тварный мир и разливается в нем
повсюду. «Всякое дыхание да хвалит Господа!» (Пс. 150, 6).
Символично, что праздник Пасхи совпадает со временем
весеннего обновления природы, которое напоминает о том,
что и мы сами должны духовно возродиться: очиститься
от грехов, пороков и страстей и воскреснуть для дел добра,
милосердия и любви к ближним. К этому нас и призывает Святая
Церковь в столь великий и радостный день Христова
Воскресения!
К. Р.
(Великий князь
Константин Романов)
Хвала Воскресшему
Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно:
Исполнен мир Его чудес
И славой несказанной.
Хвалите сонм бесплотных сил
И ангельские лики:
Из мрака скорбного могил
Свет воссиял великий.
Хвалите Господа с небес,
Холмы, утесы, горы!
Осанна! Смерти страх исчез,
Светлеют наши взоры.
Хвалите Бога, моря даль
И океан безбрежный!
Да смолкнут вякая печаль
И ропот безнадежный!
Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос!
Христос воскрес!
И смерть попрал
навеки!
Олег Петрович Осипов
(1932 – 1997)
ХРИСТОС ВОСКРЕС
Христос Воскрес — и ад Им побежден.
Христос Воскрес — и мир Им искуплен.
Христос Воскрес — и ангелы ликуют.
Христос Воскрес — и люди торжествуют.
Христос Воскрес — и рай открыт для нас.
Христос Воскрес — и сила ада пала.
Христос Воскрес — и стерто смерти жало.
Христос Воскрес — и мир от муки спас.
Аполлон Майков
(1821–1897)
ХРИСТОС ВОСКРЕС!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес!
Христос воскрес!
(1883 г.)
Владимир Ладыженский
(1859-1932)
* * *
Христос Воскрес! В любви лучах
Исчезнет скорби мрачный холод,
Пусть радость царствует в сердцах
И тех, кто стар, и тех, кто молод!
Заветом благостных Небес
Звучит нам песня Воскресенья, –
Христос Воскрес!
|