Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
«Звездам служащие звездою учахуся Тебе
кланятися…»
Когда родился Спаситель мира, Ему пришли поклониться
волхвы с востока. «Много нужно нам бодрствовать, много
молиться, чтобы суметь изъяснить настоящее место и узнать,
кто были эти волхвы, откуда и как пришли, кто их к тому
побуждал...» – так начинал свое толкование на Евангелие (Мф.
2, 1–12) святитель Иоанн Златоуст в конце IV века.
Действительно, это одна из рождественских тайн, разгадать
которую до конца вряд ли кому удастся в этой жизни.
Первенцы Церкви
«Волхвы» – это славянский перевод греческого слова
«маги», которым обозначались жрецы иранской религии
зороастризма, огнепоклонники, астрологи. Однако Евангелие
прямо не называет ни числа волхвов, ни имен, ни
национальности. Ясно только одно – они не иудеи и их страна
лежит на восток от Палестины.
Все,
что нам известно о волхвах, мы узнаем из преданий. В III
веке Ориген предположил, что число волхвов равно числу
даров, то есть трем, и это стало общепринятым мнением. Число
3 разные толкователи соотносили с Тремя Лицами Пресвятой
Троицы, тремя ангелами – гостями Авраама, тремя отроками
вавилонскими, тремя возрастами человека, тремя родами или
расами человечества.
Родиной волхвов святой мученик Иустин Философ (II век)
называл Аравийский полуостров, ссылаясь на пророчества
Ветхого Завета (Пс. 71, 10--15; Ис. 60, 3--6). Однако
гораздо чаще родиной волхвов называли Персию (Иран) или
Месопотамию. В раннехристианском искусстве пророка Даниила и
трех отроков, как живших в Вавилоне, изображали одетыми
по-персидски – круглая шапка, штаны, хитон с рукавами и
мантия. Тот же наряд неизменно дается и волхвам. Наверное
поэтому иранский царь Хосров II Парвиз (VII век), когда
уничтожил все церкви в Палестине, не тронул храм Рождества в
Вифлееме из-за персидского обличья изображенных в нем
волхвов.
В эпоху Великих географических открытий (XV-XVII века)
волхвы стали олицетворением трех человеческих рас – белой,
желтой и черной.
Истинные имена волхвов неизвестны, поэтому предполагались
разные варианты. Ориген звал их Авимелех, Ахузаф и Фихол;
сирийцы - Гормизд, Йездегерд и Пероз. На Западе в средние
века повсеместно утвердились имена Каспар, Бальтазар и
Мельхиор. Внешне Каспара представляют «молодым и безбородным»,
Мельхиора – «старцем с бородой», а Валтасара – темнокожим.
Тот факт, что на Востоке часто цари и жрецы были одним и
тем же лицом, породил уверенность в царском достоинстве
волхвов. Поклонение, которое совершили они перед Младенцем
Христом, по-гречески называется «проскинисис». Так именовали
обряд простирания ниц перед монархом. Тем самым поклонение
волхвов всегда воспринималось Церковью как символ
ничтожества перед Единственным Царем – Христом всех земных
царей и властей. Кроме того, слово «маг» изначально имеет
значение «великий, могучий» (сравнить греческое «мегас»,
латинское «магнус», русское «могучий», немецкое «махт»).
Таким образом, поклонение волхвов перед Младенцем – это
признание ничтожества всякого человеческого могущества пе
ред лицом Бога и Церкви.
Дары
волхвов обычно толковались так: ладаном почитают Божество
Иисуса Христа, золотом – Царя, смирной (смола для умащения
тела умерших) чествуют предстоящую крестную смерть Господа
Иисуса Христа.
Святитель Иоанн Златоуст назвал волхвов «первенцами
Церкви», ибо они «сделались провозвестниками истины»,
показав «насколько сильна их любовь ко Христу» и став, тем
самым, примером для всех христиан: «Так как иудеи,
непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии
Христовом, не обращали на то особенного внимания, то Господь
внушил варварам придти из отдаленной страны, расспрашивать о
Царе, родившемся у иудеев, и они от персов первых узнают то,
чему не хотели научиться у пророков».
Где покоятся мощи волхвов
По преданию, волхвы, вернувшись из Вифлеема в свои родные
места, приняли крещение и стали возвещать народам об Иисусе
Христе. Будучи благочестивыми христианами, они не только
проповедовали Евангелие на Востоке, но и строили там в честь
Иисуса Христа храмы. Сохранилось предание, повествующее о
том, что апостол Фома посвятил волхвов в епископы. Приняв
мученичество за Христа, они закончили земную жизнь
приблизительно в одно и то же время и похоронены были тоже
вместе. Гробница их находилась в персидском городе Сава.
Впервые мощи волхвов были обретены святой
равноапостольной царицей Еленой и перенесены в
Константинополь, а в V веке – в Медиолан (современный
Милан). Имеются свидетельства, что мощи были подарены
Кельнскому архиепископу и канцлеру Райнальду фон Дассель
германским императором Фридрихом I Барбароссой. В 1164 году
из Милана останки прославленных волхвов были сначала
перенесены по суше на специальных подводах, а потом – на
речном судне по Рейну в Кельн.
Чтобы мощи трех святых волхвов обрели в городе достойное
пристанище, в Кельне решено было изготовить золотой
реликварий и воздвигнуть величественный собор в стиле
«высокой готики». Его строительство было начато в 1248 году,
а завершено лишь спустя несколько столетий.
В 1181 году местной школе золотых дел мастера Николая фон
Вердена из Мааса поручили изготовить реликварий для мощей
волхвов. Уникальный ковчег, выполненный только в 1220 году
(по другим данным – в 1230-м), и сегодня считается в
Германии одним из самых выдающихся шедевров средневекового
искусства. И по сей день он хранится он в Кельнском соборе
Пресвятой Богородицы и святого Петра и является главным его
сокровищем.
Реликварий, украшенный драгоценными камнями, представляет
собой трехнефную базилику с двумя нижними и одним верхним
помещениями. Специалисты отмечают точную схему размещения
фигур – от ветхозаветных пророков и царей до воплощения
Христа. Сцены Страшного суда и восседающие на троне,
выполненные методом чеканки, фигурки пророков и апостолов с
их выразительными ликами, динамичными жестами и складками
одежд «преодолевают застывшую романскую пластику»
Деревянный
корпус раки обит позолоченными медными и серебряными
пластинами. Только передняя сторона ковчега почти полностью
изготовлена из листового золота. Фризы украшены множеством
позолоченных эмалевых пластинок. В отделке особенно
впечатляют маленькие колонны из позолоченной эмали с
постоянно меняющимся узором. Кромки и конек раки увенчаны
узором тончайшей работы в форме вьющихся растений. Сам
ковчег украшен тысячей драгоценных камней и жемчужин. На нем
установлено более трехсот античных гемм и камей, считавшихся
в те времена самым ценным украшением. На его продольных
сторонах изображены сидящие ветхозаветные цари и пророки, а
в верхней части - апостолы. Сюжетные изображения, которыми
когда-то были украшены скосы крыши, к сожалению, не
сохранились. Внизу на задней стороне раки можно видеть сцены
бичевания и распятия Христа. На середине передней стенки
раки – Богоматерь с Христом Младенцем и сцена поклонения
волхвов. Примечательно, что сюжеты на реликварии не являются
циклом сцен из жизни трех волхвов, а посвящены жизненному
пути Христа Спасителя.
Память трех волхвов на Западе отмечается 6 января.
Праздник очень популярен и любим в народе. Кельнский собор
становится в этот день местом массового паломничества
верующих со всей Германии и из граничащих с ней стран. Около
городских и сельских храмов устраиваются театрализованные
фольклорные представления, изображающие приход волхвов в
Вифлеем и поклонение их Богомладенцу. В каждом храме
оформлены вертепы – рождественские ясли, где «присутствуют»
и знаменитые волхвы.
|