Газета Новосибирской епархии Русской
Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа Новосибирского и Бердского
|
С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
В этот день исполнилось пророчество о
Спасителе мира
Ветхозаветные
пророки ясно определили время и место рождения Спасителя. По
этим пророчествам, Иисус Христос должен был явиться на свет
в иудейском городе Вифлееме - на родине царя Давида.
Пресвятая Дева Мария жила далеко от Вифлеема, и никто не
знал о Благовествовании, посланном Ей, так как Она смиренно
хранила в сердце своем слова Архангела, предвозвестившего
Ей, что Она родит Сына Божия. Но когда приблизилось время
рождества Спасителя, особенный случай заставил Марию и
Иосифа отправиться из Назарета галилейского в Иудею, в
Вифлеем. Римский император Август, под властью которого
находилась тогда Иудея, издал повеление произвести народную
перепись по всей империи. Каждый подданный должен был
записаться в том месте, откуда был родом, и Иосиф, как
потомок Давида, отправился в свой отческий город Вифлеем.
По случаю народной переписи в маленьком городке собралось
много народу; Иосиф с Марией не смогли найти себе место в
гостинице и должны были приютиться за городом, в пещере,
куда пастухи обыкновенно в ненастную погоду загоняли скот.
Тут Мария родила Сына Своего, Сама спеленала Его и положила
в ясли (место, где хранится зерно и сено - корм для скота).
Рождение Спасителя Мира произошло в правление императора
Августа, в 5508 году от Сотворения мира.
Скоро разнеслась весть о рождении Иисуса Христа, Которого
ожидали иудеи. Но не в величии и славе земной, как они того
ждали, родился обещанный им Мессия, а в смирении и бедности;
они надеялись найти в нем освободителя и могущественного
царя и не поняли, что Он дарует дyxoвную свободу, а не
мирское благоденствие..
Об этом великом событии прежде всех узнали смиренные
пастухи, ночью сторожившие свое стадо вблизи пещеры. Они
увидели на небе дивный свет: Ангел Божий явился им в
небесной славе, и Божественный свет осиял их. Пастухи
устрашились чудного видения, но Ангел сказал им: «Не
бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем
людям. Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель,
Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете
Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И внезапно явилось с
Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и
взывающее: «Слава в Вышних Богу и на Земле мир, в человеках
благоволение».
Когда ангелы отошли от них на Небо, пастухи сказали друг
другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о
чем возвестил нам Господь». И, поспешив, пришли - и нашли
Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же,
рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И
все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А
Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем. И
возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что
слышали и видели, как сказано было.
Не одни вифлеемские пастухи узнали о рождестве Спасителя.
В то же время в Иерусалим пришли волхвы (мудрецы) с Востока
и спрашивали: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели
звезду Его на востоке и пришли по клониться Ему». Услышав
это, Ирод-царь встрепенулся, и весь Иерусалим с ним; и,
собравши всех первосвященников и книжников народных,
спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали
ему: в Вифлееме иудейском, ибо так написано через пророка:
«И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств
Иудиных; ибо из тебя про изойдет вождь, который упасет народ
мой, Израиля».
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время
появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите,
тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите
меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя,
пошли; и звезда, которую видели они на востоке, шла перед
ними. Наконец она остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью великою. И,
вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его. Они,
падши, поклонились Ему и, открыв сокровища свои, принесли
Ему дары: золото, ладан и смирну. Н, получив во сне
откровение не возвращаться к Ироду, иным путем ушли в страну
свою.
Таким образом исполнились пророчества, за столько веков
предвещавшие пришествие Избавителя мира, Господа нашего
Иисуса Христа.
Ночь Рождества Христова
Чиста
ночь, в которую явился Чистый, пришедший очистить нас! Пусть
же и слух наш будет чист, и взор очей наших целомудрен, и
сердечное чувство свято, и слово из уст искренно. Настоящая
ночь есть ночь примирения; поэтому никто не гневайся на
брата и не оскорбляй его. Сия ночь даровала мир целому миру.
Итак, никто не угрожай... Это ночь Кротчайшего - никто не
будь жесток; это ночь Смиренного - никто не гордись. Ныне
день радости - не будем мстить за обиды; ныне день
благоволения - не будем жестокими. В сей день тишины - не
станем обуреваться гневом. Сегодня Бог пришел к грешникам -
не превозносись же праведник пред грешным! Сегодня
Пребогатый обнищал ради нас - пригласи же, богатый, бедного
за трапезу! Сегодня мы получили дар, коего не просили, -
будем же подавать милостыню тем, которые взывают к нам и
просят! Нынешний день отверз небесную дверь молитвам нашим -
отворим и мы дверь свою просящим у нас прощения! Ныне
Божество положило на Себя печать человечества, чтобы и
человечество украсилось печатию Божества.
Благословен Младенец, возвеселивший ныне Вифлеем!
Благословенно Отроча, даровавшее ныне человечеству юность!
Благословен Богатый, внезапно обогативший нашу нищету!
Благодарение Источнику, Который излиялся для нашего
очищения! Благодарение Милосердому, Который понес на Себе
наше жестокосердие! Хвала Тому, Кто не имеет никакой нужды в
наших похвалах, но жаждет их потому, что нас любит, требует,
чтобы мы Его славили, чтобы потом наградить нас! О Благий,
не требующий от нас сверх наших сил! Ты - море славы, не
имеющее нужды в нашем прославлении! Приими же по благости
Твоей и сию каплю славословия...
Все члены мои, все чувства, воздайте благодарение Тому,
Кто пришел и оживотворил все тело! Вышний стал Младенцем, но
в Нем сокрылось сокровище премудрости, достаточное для всех.
Вышний питался млеком Марииным, а по Его благости питаются
все твари. Немотствовал Он как Младенец, но всей твари
изрекал заповеди Свои. Его сила обнимала и Державшую Его в
Своих объятиях; а если бы Он отнял силу Свою, то разрушилось
бы все. Дева Мария давала Ему молоко, которое Он Сам
образовал, давала пищу, которую Он Сам сотворил. Как Бог,
давал Он Марии молоко. а как человек питался Ее молоком. Ее
руки носили Его потому, что Он сокрыл могущество Свое; Ее
лоно держало Его потому, что Он умалил Себя.
Покойся
в тишине на лоне Матери Твоей, о Сын Превознесенного! Кому
подобен Ты, радостный, достолюбезный? Матерь Твоя - Дева
целомудренная. Отец Твой - незрим даже и для Серафимов. Кому
подобен Ты? Поведай нам сие, о Сын Милосердного! Приходит ли
кто, обремененный заботами, - увидит он Тебя, и бегут все
тревоги от него. Подавлен кто горестью, - при Тебе забывает
он горесть свою. При Тебе голодный забывает о пище и путник
о пути. Давид воспел прежде Пришествия Твоего песнь, что
будет Тебе принесено аравийское злато, и вот это исполняется
еще во дни младенчества Твоего.
- Носил Меня Младенец, Которого носила Я, - говорила
Мария, - преклонил Он Свои крыла и Меня подъял на крылах
Своих... У кого есть сын? Пусть приходит он и будет братом
Сыну Моему Возлюбленному. У кого есть дочь? Пусть приходит
она и будет невестою Моему Бесценному! Желайте, непорочные
души, чтобы Сын Возлюбленный Мой обитал в вас; желайте и вы,
осквернившиеся, чтобы Он освятил вас! Приходите, слепые, и
приимите свет очей! Приходите, хромые, приимите крепость
ног! Приходите, косноязычные и немые, приимите дар слова!
Приходите, не владеющие руками, приимите силу в руках! У
Создателева Сына сокровищница полна всяких врачеваний.
Стекайтесь, прокаженные, принимайте очищение без труда; Он
очищает не как Елисей, повелевший семь раз омыться в реке.
Он не утомляет умовениями, как ветхозаветные иереи. И вы,
странники и чужие, спешите к великому Врачу! Никого не
чуждается Сын Царев, Господь всяческих!
Преподобный Ефрем Сирин,
IV век
ВИФЛЕЕМ
(из книги «Святая Земля»)
Вифлеем, «град Давидов», некогда «малый между тысячами
Иудиными», по свидетельству пророка Михея (5, 2), и почти
безвестный даже в собственной стране, ныне прославлен по
всей вселенной воплощением Сына Божия. Сейчас он насчитывает
до 7 тысяч жителей (не считая сотен беженцев из Израиля), в
основном – христианского вероисповедания.
Вифлеем расположен на двух холмах, на высоте 77 метров
над уровнем моря, в семи с половиной километрах от
Иерусалима. В этой местности мягкий климат и плодородная
почва, отчего город и зовется по-еврейски «Дом Хлеба».
В
исторический момент Рождества «вертеп», на месте которого
ныне возвышается базилика Рождества Христова, находился к
югу от тогдашнего Вифлеема, служа в дурную погоду убежищем
для пастухов и скота. Расположенная на откосе скалистого
холма, пещера эта сразу уходила вглубь, а узкий вход
перекрывался выступом скалы, как козырьком, защищая ее от
затопления дождями. Подобных пещер можно увидеть еще
множество по пути в Вифлеем и в других местах.
Размеры ее невелики: длина 12 м, ширина 4 и высота около
3-х м. Вход находился с западной стороны, теперь он заложен.
У противоположного конца пещеры, лежащего на восток, в толще
скалы имеется малая ниша, которая и явилась местом
Божественного Воплощения. Наискосок от нее, шагах в трех,
находится другая ниша, пониже первой: здесь камень
выдолблен, образуя род кормушки для ягнят. Это Божественные
Ясли.
Место Рождества Христова неоспоримо подлинно, так как
сразу по Вознесении Господнем оно стало местом поклонения
первых христиан. Первым епископом Иерусалимским был сводный
брат Господень Иаков, который, безусловно, хорошо знал
местонахождение пещеры; наследовал ему святой Симеон,
начавший, по преданию, вести записки, непрерываемые по сей
день его преемниками; да и жители Вифлеема, издревле
христиане, блюли, сохраняли и поклонялись Вертепу Рождества.
Несмотря на последующие века гонений, христиане воздвигли
небольшой храм над ним, разрушенный позднее римским цезарем
Адрианом, поставившим здесь капище Адонису, языческому
божеству.
В
330 году, уверовавший во Христа царь Константин Великий,
строя по всей Святой Земле величественные храмы, поставил и
над святым Вертепом великолепную базилику по последним
требованиям современной ему архитектуры. Провидением Божьим
этому храму, где Божественная служба совершается уже 16
веков, единственному в мире суждено было устоять перед всеми
превратностями, уцелеть до наших времен нерушимым.
В середине VI века император Юстиниан отремонтировал и
расширил его; первые крестоносцы укрепили его от набегов
сарацин, создав вокруг род крепости. Около 1150 года
император Мануил Комнен украсил стены базилики золотой
мозаикой, которую еще можно местами наблюдать. В 1482 году
свинцовая крыша храма пришла в ветхость и была восстановлена
попечением английского короля Эдуарда IV и герцога
бургундского Филиппа. Около 1660 года турки использовали
свинец крыши на литье пуль: внутренность храма стала
приходить в упадок, особенно пострадали мозаики. Силами
греков, во владении которых находится храм, крыша была
восстановлена.
В настоящее время снаружи сам храм Рождества почти не
виден, настолько он включен в стены замка-форта, которые не
раз спасали его от набегов бедуинов. Хорошо видна только
фронтовая стена, выходящая на небольшую вымощенную плитами
площадь; но и эта стена с течением времени претерпела
различные изменения. Из трех входов в храм в этой стене
сохранился только один средний, два других давно замурованы.
Этот средний вход хранит еще намек на свой первоначальный
вид: можно наблюдать прямоугольный портик с перекрытием из
тесаного камня наверху, с такими же двумя поддерживающими
консолями - стиль чисто аттической красоты и простоты в то
же время. Но жестокие времена заставили постепенно уменьшать
этот обширный вход в целях безопасности, и в настоящее время
среднего роста человек должен сильно нагнуться, чтобы войти
в храм через низкое прямоугольное отверстие, запираемое
прочной железной дверью.
Во времена Константина Великого, по правилам тогдашнего
строительства, перед входом был устроен атриум - крытый
портик с колоннадой, почти совершенно уничтоженный временем,
лишь части колонн его лежат еще перед храмом.
Через
малую дверку мы попадаем в закрытую темноватую паперть,
шириною и высотою в 6 м. и через единственную дверь входим в
базилику. Здесь сразу чувствуется царственный размах древних
императоров-строителей: высота центральной части равна 15 м,
ширина между колоннами коринфского стиля, идущими в два ряда
с каждой стороны, - 10,5 м. Колоннада образует широкие
крылья храма, более низкие, чем центральная часть. Длина
самого храма 22 м; передняя часть с алтарем и иконостасом
поднята на 60 см, так как непосредственно под нею находится
священный Вертеп. Здесь и был первоначально спуск в Вертеп.
Позднее при наплыве поклонников для большего удобства
сделали две полукруглые лестницы с северной и южной части
нынешней солеи.
15 ступеней приводят в Вертеп. Место Рождества почти на
уровне выложенного мрамором пола. Оно обозначено в нише
серебряной звездой с надписью: ЗДЕСЬ ОТ ДЕВЫ МАРИИ РОДИЛСЯ
ИИСУС ХРИСТОС. Пятнадцать серебряных лампад подвешены над
звездою. Мраморная доска, расположенная над этим местом,
является престолом, на котором совершается православная
литургия. Справа ясли также выложены мрамором, напротив них
расположен престол католиков, посвященный трем волхвам.
Несколько малых паникадил и два подсвечника освещают
внутренность этого первого обиталища на земле Сына Божия.
С южной стороны к храму Рождества Христова примыкает
здание греческого монастыря с остатками башни времен
императора Юстиниана. В этой обители – резиденция епископа
Вифлеемского.
Во дворе монастыря не так давно были обнаружены обширные
подземные могилы, где оказалось множество детских костных
останков. Это наводит на предположение, что здесь и
происходило избиение младенцев по приказу царя Ирода.
Долина пастырей
На восток от Вифлеема, приблизительно в 2-х километрах,
лежит поле, огласившееся когда-то небесным пением; «СЛАВА В
ВЫШНИХ БОГУ, И НА ЗЕМЛИ МИР, В ЧЕЛОВЕЦЕХ БЛАГОВОЛЕНИЕ».
Извилистая дорога приводит на обширную равнину, разделенную
теперь между различными владельцами на участки, где между
оградами из камней растут маслины.
Это благословенное место рано стали почитать христиане, и
путешественница Сильвия уже в 385 году повествует, что
«посетила церковь Пастырей» Вифлеемских, «над тем самым
местом, где Ангел возвестил Рождение Христа бодрствовавшим в
поле пастухам». Видимо, эта церковь тоже была создана
заботой святой царицы Елены, и еще можно видеть остатки
грандиозного фундамента, фрагменты колонн и капители перед
спуском в подземный храм - единственно уцелевшего от бывшего
памятника.
Эта малая пещера была, по-видимому, нижней церковью
святой царицы. Она сооружена на самой почве евангельского
поля, так как потолок ее искусственный. Против лестницы
(позднейшего происхождения) можно видеть часть мозаичного
пола: тут же, между двух колонн, на полу из мрамора сложен
белый крест – именно над этим местом, по преданию, появился
Ангел... Пещера продолжается вправо и заканчивается алтарем
с довольно бедным иконостасом, сооруженным в недавнее время,
когда храм стал приходским для окрестных деревень. Служба
здесь совершается еженедельно, на арабском языке.
Зимой, когда поле покрывается травой, как в древности,
пастухи здесь «содержат стражу у стад своих», приходя из
того самого селения Бет-Сахур, откуда, говорят, были и
пастыри евангельские, сподобившиеся первыми увидеть
воплотившееся Слово в яслях Вифлеема.
Епископ Мефодий (Кульман)
|