Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Предстоятель Русской Церкви стал «Человеком года-2006»

За выдающийся вклад в духовное возрождение России» Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II будет вручена национальная премия «Человек года - 2006».

Лауреатами премии, учрежденной Русским биографическим институтом, могут стать граждане Российской Федерации, а в отдельных номинациях - граждане других стран. Она присуждается решением Экспертного совета Русского биографического института за выдающиеся достижения в различных сферах деятельности (политика, экономика, культура, религия, медицина).

В номинации «Религия» в нынешнем году лауреатами также стали митрополит N Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; заведующий канцелярией Московской Патриархии, благочинный Центрального округа Москвы протоиерей Владимир Диваков; настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря игумения Сергия (Конкова).

«За подвижническую просветительскую деятельность» премия присуждена архиепископу Белгородскому и Старооскольскому Иоанну, председателю Миссионерского отдела Русской Православной Церкви. Русский биографический институт также наградил руководителя Отдела религиозного I образования и катехизации Новосибирской епархии протоиерея Бориса Пивоварова за создание учебника «Православная культура России».

Лауреатам вручаются диплом и серебряный крест, представляющий собой копию Георгиевского креста, в розетке которого расположен золотой двуглавый орел.

Служба коммуникации ОВЦС

Духовный центр на Сахалине

В Южно-Сахалинске началось проектирование Духовно-просветительского центра, который будет построен на территории Воскресенского кафедрального собора. Трехэтажное здание соберет под своей крышей детскую воскресную школу, филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, приходскую библиотеку, актовый зал, трапезную, молодежный клуб имени святого благоверного князя Александра Невского.
Идея создать Центр, дающий возможность объединить силы для духовного воспитания и просвещения, создать условия для творчества, дискуссий, обучения, спортивного развития, проведения лекций и семинаров культурной, исторической, этической, религиозной направленности давно витала в воздухе. Материализовать ее помогла встреча епископа Южно-Сахалинского и Курильского Даниила с губернатором Сахалинской области Иваном Малаховым. Губернатор заинтересовался проектом и помог православной епархии найти единомышленников. Проявила интерес к строительству Центра и городская администрация. Поддержал проект Сахалинский филиал Дальневосточной железной дороги. Готовятся письма и обращения к предприятиям и организациям, к общественности с предложением принять участие в строительстве Центра.

Уже сейчас немало людей готово помочь в возведении здания. Как сообщает Тихоокеанское информационное агентство «Острова», одними из первых на это богоугодное дело откликнулись служащие аппарата администрации Южно-Сахалинска. Они собрали более одного миллиона рублей, которые будут перечислены на счет Южно-Сахалинской и Курильской епархии.

Проектные работы выполняет «Сахалинпромстройпроект». Недавно здесь прошла встреча руководителя проектной организации Владимира Николаевича Зайцева и наместника Воскресенского кафедрального собора игумена Парамона. Они обсудили предварительные параметры проекта. Здание должно быть красивым, удобным и максимально экономичным, ведь строиться оно будет на благотворительные пожертвования, которых, как известно, много не бывает.

Такой опыту «Сахалинпромстройпроекта» уже есть, и доказательством тому - Серебряный диплом, полученный на фестивале зодчества в Москве. На этом смотре лучших архитектурных проектов по номинации «Реставрация» победу одержали сахалинцы - за реставрацию городского краеведческого музея.

Каким же задуман Духовно-просветительский центр? Это будет красивое здание с бирюзовой крышей, которая «впишется» в общий храмовый комплекс, возведенное с применением новых прочных, легких и экологичных материалов, оригинальной внешней отделкой. Сократить расходы помогут руководство железной дороги, которое берет на себя доставку материалов с материка, а также сахалинские предприятия стройиндустрии, готовые поставить песок, щебень и прочее. Так что духовный Центр на Сахалине будет поистине народной стойкой.

Православие.Ru

История Сибири: прошлое и настоящее

Книга о первом священномученике Сибири - архиепископе Омском и Павлодарском Сильвестре (Ольшевском) «В вере ли вы живете? Житие и труды Сильвестра - архиепископа Омского», написанная митрополитом Омским и Тарским Феодосием, была представлена в Омской государственной научной библиотеке имени А.С. Пушкина.

Первый сибирский святой новомученик Сильвестр, в миру Иустин Львович Ольшевский, родился 31 мая 1861 года. С1915 по 1920 годы занимал Омскую и Павлодарскую кафедру, служил в Успенском кафедральном соборе Омска.

В ноябре 1918 года, после свержения в городе советской власти, он возглавил Высшее временное церковное управление Сибири, а в январе 1919 года привел к присяге Верховного правителя России адмирала Александра Колчака. После вступления в город Красной армии архиепископ Сильвестр был арестован и в 1920 году убит.

Место его захоронения было обнаружено только 16 июля 2005 года, при раскопках фундамента разрушенного в 30-е годы Успенского собора в Никольском, что подтвердили три научные экспертизы.

В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Сильвестр (Ольшевский) был причислен клику святых Новомучеников и Исповедников Российских.

К слову, памятник истории, архитектуры и культуры - Успенский кафедральный собор сегодня обретает первоначальные черты. Как заявил губернатор Омской области Леонид Полежаев, который стал инициатором восстановления храма, уже в праздник Рождества Христова, 7 января 2007 года, колокола собора возвестят о его втором рождении.

ИТАР-ТАСС/Седмица.Ru

Взаимодействие Церкви и науки продолжается

На встрече, состоявшейся в Патриаршей резиденции в Чистом переулке, Предстоятель Русской Церкви и президент РАН Ю.С. Осипов продлили Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Российской академией наук.

Святейший Патриарх Алексий, приветствуя участников встречи, отметил, что на протяжении последних лет это сотрудничество плодотворно развивается, и одним из его основных направлений стала работа над изданием «Православной энциклопедии».

Кроме того, Его Святейшество подчеркнул, что ведется работа и над многими другими совместными проектами, участие в которых взаимно обогащает как церковную, так и светскую науку. Например, положительную оценку получила деятельность Макариевского фонда.

По мнению Ю.С. Осипова, благодаря конкурсу, который ежегодно проводится Макариевским фондом, историки, в том числе молодые ученые, получили возможность исследования страниц отечественной истории, до недавнего времени остававшихся вне поля зрения светской науки.

Святейший Патриарх Алексий и академик Ю.С. Осипов подписали соглашение о сотрудничестве в научно-исследовательской и культурно-просветительской области между РАН и Русской Православной Церковью. Обе стороны высказались за дальнейшее взаимодействие в области изучения российской истории, которая, по признанию участников встречи, неразрывно связана с историей Церкви.

В официальной церемонии подписания также приняли участие директор Института всеобщей истории РАН А.О. Чубарьян и руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец.

В ходе встречи Святейший Патриарх Алексий наградил академика А.О. Чуба рьяна орденом Святителя Макария Московского, II степени. При этом он отметил, что высокая церковная награда вручена академику за его плодотворную деятельность в качестве члена Научно-церковного совета по изданию «Православной энциклопедии» - фундаментального труда, к работе над которым привлечены лучшие кадры как светской, так и церковной науки.

Его Святейшество также поздравил академика А.О. Чубарьяна с прошедшим юбилеем - 75-летием со дня рождения и пожелал ему благословенных успехов в его трудах.

Патриархия. ru

Образ мира и единения

Настоятель храма в честь Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы игумен Роман (Медведев) по благословению архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина доставил в Америку икону Божией Матери, особо чтимую на Дальнем Востоке.

Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» была создана в иконописной мастерской «Михаил Архангел» во Владимирской области по просьбе канадской частной благотворительной организации «Православное миссионерское общество святителя Иннокентия». Финансирование за каза осуществила общественная организация «Благословенный Дальний Восток».

амолетом святыня была доставлена сначала в штат Аляска (США), где представителей Владивостокской епархии принял епископ Анкориджа, Ситки и Аляски Николай. По благословению епископа Николая икона побывала в нескольких городах Аляски и потом была отправлена в Канаду.

В Канаде дальневосточную святыню встречали в храмах Ванкувера, Эдмонтона, Оттавы и других городов, где совершались молебны, читался акафист на английском языке и даже состоялся крестный ход, хотя власти Канады не приветствуют такие акции. Сведения о Порт-Артурской иконе Божией Матери верующие Америки и Канады почерпнули в сети Интернет, и теперь, как сказал епископ Оттавский и всея Канады Серафим, «эта святыня будет объединять всех православных Северной Америки».

Игумен Роман рассказал об особенностях иконы, написанной для Канады.

- Образ Божией Матери остался неизменным, но берег изображен американский с молодым деревцем клена (кленовый лист - символ Канады). Кроме того, на российском берегу изображен православный храм, чего нет в нашей иконе. И надпись по периметру сделана на английском языке.

Отец Роман сказал, что дар Владивостокской епархии в приходах США и Канады восприняли как образ мира и единения всех православных христиан.

Православие.Ru

 Паломничество не является «оздоравливающим путешествием»

В Русской Православной Церкви выражают сожаление по поводу того, что посещение святынь людьми, которые считают себя истинно верующими, зачастую воспринимается как, в первую очередь, эффективное средство лечения заболеваний.

- Паломничество из сферы религиозной жизни, таким образом, переносится в практическую область, становясь предметом псевдомедицинских манипуляций, - заявил заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк.

По словам Владыки, который также является главным редактором журнала «Православный паломник», вокруг паломничества «рождается мифология», которая связывает определенные религиозные действия - посещение богослужений, причастие, купание в святых источниках - с возможностью получить исцеление.

- Зачастую эффективность «врачевания святынями» определяется количественными мерками: надо посетить столько-то храмов, определенное количество раз окунуться в такие-то святые источники или вообще принять ванну из святой воды, - отметил епископ.

При этом, по его словам, мифотворцами выступают, чаще всего, нецерковные люди, которые либо искренне заблуждаются, либо пытаются использовать эту тему в коммерческих целях.

- К сожалению, порой подобные искаженные представления сосуществуют в сознании православных людей с вполне церковными взглядами и тиражируются не слишком богословски образованными прихожанами, - заявил представитель ОВЦС МП.

Такое восприятие паломничества является в корне неверным и представляет собой «опасное явление, способное нанести человеку серьезный духовный урон». Бороться с этим можно только с помощью просветительской работы, разъяснений того, чем отличается настоящее паломничество от «оздоровительных путешествий» к святыням, считает иерарх Русской Церкви.

- Нельзя считать паломничество чем-то наподобие древней методики нетрадиционного целительства, с помощью которой можно, причем в кратчайший срок, избавиться от тех или иных душевных и телесных недугов, - подчеркнул епископ Марк, добавив, что Господь может подать исцеление просящему, но этому обязательно предшествует покаяние и нравственное обновление человека. «А для достижения такой цели необходим большой духовный труд», - заключил он.

ИНТЕРФАКС-Религия/Cедмица.Ru

Блаженны не видевшие и уверовавшие


В честь Международного дня слепых храму в честь Воскресения Христова Санкт-Петербурга переданы иконы для незрячих верующих.

Это единственная на северо-западе России церковь, в которой есть специальные иконы, доступные для слепых и слабовидящих людей. Обычно иконы рельефно вырезаются из березы и помещаются в дубовые киоты. Проведя по образам пальцами, незрячие верующие легко смогут определить, какую именно икону держат в руках.

Православие.Ru

МДА и МГУ подписали Декларацию

Торжественное подписание Декларации о сотрудничестве между Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Московской Духовной Академией состоялось в Троице-Сергиевой Лавре. Декларацию, развивающую дальнейшее взаимодействие крупнейшего светского и духовного вузов России, подписали их ректоры Виктор Садовничий и архиепископ Верейский Евгений.

- Принятая Декларация открывает собой новый этап в отношениях академии и университета, подразумевающий переход от связей между отдельными факультетами и персоналиями обоих вузов к взаимопризнанию двух систем образования, - заявил один из разработчиков документа, профессор академии, настоятель храма во имя святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов.

По его мнению, основное значение этого документа заключается в том, что два старейших и центральных российских высших учебных заведения светской и духовной систем образования воспринимают друг друга на равных основаниях.

- Найденная форма сотрудничества действительно традиционна по отношению к прошлому и наиболее продуктивна по отношению к будущему, - подчеркнул отец Максим, отметив, что принятие Декларации говорит еще и о понимании ее инициаторами того, что специфика богословского образования достаточно велика.

Разработчиками документа выступили представители ректоратов МГУ и Духовной Академии, а также сотрудники исторического и философского факультетов Московского университета.

В ближайшее время специально созданная рабочая группа подготовит более детальные документы, которые будут подробно регламентировать порядок научного и учебного взаимодействия двух вузов. Новый этап сотрудничества университета и академии начнется с обмена лекционными курсами и организации публичных лекций профессоров обоих вузов.

В рамках Дня философского факультета МГУ в Академии был также подписан отдельный договор о сотрудничестве между философским факультетом и МДА.

ИНТЕРФАКС-Религия/Cедмица.Ru

«Патриарший знак материнства» - за воспитание в духе православной веры

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил многодетных матерей «Патриаршим знаком материнства».

Эта церковная награда была учреждена Указом Предстоятеля Русской Церкви в октябре 2006 года «в целях укрепления традиционных семейных ценностей, проповеди в обществе уважения к подвигу материнства, а также содействия защите материнства и детства». Ее удостаиваются женщины, «воспитавшие в традициях православной веры пять и более детей; явившие образец духовно-нравственного воспитания детей (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); явившие исключительный пример подвига чадолюбия, материнства, служения семье и укрепления семейных ценностей в российском обществе», - говорится в Положении о церковной награде.

«Патриарший Знак Материнства» имеет 2 степени. Представление к награждению осуществляется епархиальными архиереями, Синодальными учреждениями Русской Православной Церкви, а также социальными учреждениями Русской Православной Церкви общецерковного значения.

В торжественной церемонии приняли участие митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии; епископы Дмитровский Александр и Бронницкий Амвросий; полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко.

В начале церемонии со словами приветствия к присутствующим обратился митрополит Калужский и Боровский Климент.

Затем с Первосвятительским словом выступил Святейший Патриарх Алексий. Его Святейшество вручил «Патриарший Знак Материнства» I и II степени женщинам, удостоенным высокой церковной награды и поздравил их со столь знаменательным событием.

Г.С.Полтавченко также поздравил награжденных и вручил каждой из них кухонный комбайн - подарок от администрации Президента России.

Раис Радиусович Атнагулов, президент Международной общественной ассоциации благотворительных фондов «МАМА», преподнес Предстоятелю Русской Православной Церкви икону Божией Матери «Радуйся, Невесто Неневестная», написанную иконописцем из Владимирской области Ю. Кузнецовым, и рассказал о проведенных по благословению Святейшего Патриарха Алексия форумах матерей Дальневосточного и Сибирского федеральных округов.

Церемония завершилась концертом, на котором выступили ансамбль духовенства Ярославской епархии и хор воскресной школы Троицкого храма в Свиблово.

Седмица.Ru

 Управляющему Новосибирской епархией, архиепископу Новосибирскому и Бердскому ТИХОНУ

Многоуважаемый Владыка!

Новосибирский филиал Российского Фонда Культуры и Исполнительный комитет Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» благодарит Вас за Ваш личный вклад в дело создания на Бельской земле, у конкретного захоронения 12 500 воинов-сибиряков, Мемориала славы всем сибирякам, погибшим в годы Отечественной войны 1941-1945 гг.

Десятого марта 1993 года Вы одобрили эскиз часовни во имя великомученика Георгия Победоносца, выполненный Г.Н. Тумаником, и благословили ее строительство. Освящение построенной часовни у возведенного Мемориала славы сибирякам состоялось 14 августа 1996 года в присутствии множества гостей и жителей города Белый.

Уже 10 лет в часовне служатся панихиды по убиенным. Над входом в нее находится икона великомученика Георгия Победоносца, выполненная в Красноярском крае из сибирских самоцветов. В юбилейные дни, посещая Мемориал воинов-сибиряков, Вы могли видеть эту икону. Спасибо Вам!

Директор Новосибирского филиала РФК В.Ю. ГАВРИЛОВ,
Председатель Исполнительного комитета МА «Сибирское соглашение»
В.И. ИВАНКОВ


Митрополит поздравил ветеранов

В рамках мероприятий, приуроченных к 65-й годовщине разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой, в комплексе представительских помещений правительства Московской области митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий дал прием для ветеранов Великой Отечественной войны -участников битвы за Москву.
В торжественном мероприятии принял участие губернатор Московской области Борис Громов, заместитель председателя правительства региона Сергей Кошман, министр социальной защиты правительства области Валентина Лагункина, министр - руководитель аппарата правительства Московской области Борис Жиганов, председатель Московского областного совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Виктор Азаров.

На прием по случаю 65-й годовщины разгрома немецко-фашистских полчищ под Москвой пришло около 70 ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в Подмосковье. Для них пели воспитанники Коломенской Духовной семинарии, в их честь произносили тосты; от правительства Московской области ветераны получили репринтные издания советских газет 1941-1945 годов и новые мобильные телефоны, а от Московской епархии - иконы Казанской Божией Матери и книги «Святые воины».

- Каждый здравомыслящий человек прекрасно понимает значение победы под Москвой -той первой нашей большой победы, которая во многом определила исход не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны, - сказал, обращаясь к ветеранам, губернатор Борис Громов. Он подчеркнул, что нынешняя встреча с ветеранами Великой Отечественной войны в канун знаменательной даты проводится митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

- Русская Православная Церковь во все времена была со своим народом, остается она со своим народом и сегодня, - сказал губернатор и сердечно поблагодарил Владыку за организацию встречи.

Митрополит Ювеналий, обращаясь к ветеранам, назвал их «носителями и свидетелями исторического подвига нашего народа в Великой Отечественной войне». Он поделился воспоминаниями о своем детстве, которое пришлось на военные годы:

- Я помню, как все силы народа были напряжены в борьбе с врагом, как нам в школе говорили, что каждая наша «пятерка» - это удар по врагу, а «двойка» равносильна поражению.

Его Высокопреосвященство рассказал о том, как мать водила его в храм, где вто время ни одного богослужения не проходило без того, чтобы прихожане не подавали записки о здравии своих сыновей, мужей, братьев, находившихся на фронте, о упокоении погибших.

- Храм был тем местом, где ковалась нравственная победа над врагом, где осиротевшие жены, матери и сестры находили утешение, - отметил Владыка, напомнив, что 9 мая, годовщину Великой Победы, Русская Православная Церковь объявила днем поминовения воинов.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополит Ювеналий преподнес ветеранам Великой Отечественной войны, а также губернатору Московской области Борису Громову и председателю Московского областного совета ветеранов войны, вооруженных сил и правоохранительных органов Виктору Азарову иконы Божией Матери.

- Позвольте низко поклониться вам - защитникам нашего Отечества, нашей свободы, -с такими словами архипастырь обратился к присутствующим, а воспитанники Коломенской Духовной семинарии пропели защитникам Родины «Многая лета».

Служба коммуникации ОВЦС

Страницы истории

Мемориал всем павшим сибирякам

Сибирские дивизии, сражаясь на всех фронтах Великой Отечественной войны, внесли огромный вклад в нашу победу. Только из Новосибирской области в 1941-1945 годах было призвано 633,8 тысяч лучших воинов, а всего по Сибирскому военному округу - более 2 миллионов человек. В сражении за Москву, которое продолжалось 135 дней, участвовало 10 сибирских дивизий. Стойкость и героизм сибиряков особо отмечали многие военачальники, например, командующий Донским фронтом К. К. Рокоссовский: «Среди наших прекрасных солдат сибиряки всегда отличались особой стойкостью». Сходные оценки высказывали маршалы Малиновский, Еременко, Жуков и другие. Поскольку же именно сибирские дивизии участвовали во всех самых опасных, самых кровопролитных боях, то их потери оцениваются примерно в 200 тысяч человек. Мы должны помнить о павших и передать эту память потомкам.

Четырнадцатого августа 1996 года у деревни Плоское близ города Белый был торжественно открыт мемориальный комплекс в память павших воинов-сибиряков 6-го стрелкового Сибирского добровольческого корпуса, 17-й гвардейской Красноярской стрелковой дивизии, 279-й стрелковой дивизии и 19-й механизированной бригады.

Бои на территории Бельского района Смоленской (ныне Тверской) области начались уже в июле 1941 года и длились до марта 1943 года. Одна из лучших в РККА сибирская 24-я армия в июле 1941 года занимала здесь оборону на рубеже Оленино-Белый-Дорогобуж на дальних подступах, прикрывая собой Москву.

Перед войной в Бельском районе проживало свыше 54 тысяч человек, сегодня -всего около 10 тысяч. За годы войны в Белом не уцелело ни одного здания.

Ноябрь-декабрь 1942 года - это славная и скорбная глава в летописи района. Для разгрома противника на Ржевско-Вяземском выступе и широкого наступления на Смоленск Ставка, по плану стратегической операции «Марс», сосредоточила на Западном направлении войск в полтора-два раза больше, чем под Сталинградом. Войскам Калининского фронта предстояло нанести главный удар южнее Белого. Утром 25 ноября I механизированный и 6-й стрелковый корпуса 41-й армии пошли в наступление.

В 6-й корпус входили: 150-я дивизия (новосибирский, кузбасский, кемеровский и томский полки), 74-я алтайская, 75-я омская, 78-я красноярская и 91-я общесибирская бригады. Все они именовались Сталинскими, хотя в массе своей были укомплектованы из политически неблагонадежного элемента, проще говоря, «штрафников», спецпоселенцев, бывших заключенных, трудармейцев.

Воинам-сибирякам и морякам Амурской флотилии противостояли отборные дивизии СС «Великая Германия» и «Мертвая голова», четыре пехотные дивизии вермахта, 12-я авиаполевая дивизия, отдельный полк СС, «Восточный батальон» из советских военнопленных, артиллерийские и саперные части. Две полевые и две танковые армии стянул противник под городом Белый. Обе стороны понесли большой урон в живой силе и технике.

С 25 ноября по 16 декабря 1942 года 6-й корпус, в котором изначально насчитывалось 37 500 человек, потерял 25 400 человек, из них 5 400убитыми. Из 12 тысяч сибиряков-танкистов I-го мехкорпуса к середи не декабря 8 тысяч пало в боях. Только на мемориальном кладбище у деревни Плоское захоронено двенадцать с половиной тысяч воинов-сибиряков, это больше, чем все нынешнее население района.

«РОССИЯ - АФОН: тысячелетие духовного единства»

Под таким названием по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 1 по 4 октября в Москве прошла Международная научно-богословская конференция.

Инициатива ее проведения исходила от игуменов двух монастырей, между которыми до сего дня поддерживается постоянная связь - монастырем Ватопед на Святой Горе и Спасо-Преображенским Валаамским монастырем в России. Игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем и схиигумен Серафим (Валаам) предложили Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету взять на себя организацию мероприятия. Оргкомитет возглавили два сопредседателя: митрополит Минский и Слуцкий Филарет и Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко.

Конференция проводилась также при поддержке и участии Синодальной Богословской комиссии, Отдела внешних церковных связей, Троице-Сергиевой Лавры, Московских Духовных Академии и семинарии, министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, министерства образования и науки, отделения истории и филологии Российской академии наук и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Первого октября в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию. Святейшему Патриарху сослужили архипастыри Русской Православной Церкви и священнослужители - члены делегаций от Константинопольского Патриархата и Святой Горы Афон.

В тот же день после обеда в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялось торжественное открытие конференции и пленарное заседание под председательством Святейшего Патриарха.

Открывая научно-богословский форум, Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул необходимость сохранения афонским монашеством объединительной роли в православном мире:

- Сегодня единство Православия серьезно испытывается на прочность, и в этой ситуации Святая Гора Афон должна оказывать всемерное содействие укреплению единства Церкви Христовой, - сказал он.

Святейший Патриарх напомнил, что на Афоне много столетий подвизались иноки, пришедшие из разных стран и от разных народов: греки, русские, сербы, болгары, румыны, грузины. При этом в самые тяжелые времена и в самых сложных политических обстоятельствах монашеское братство Афона «являло собой пример всеправославного духовного единства, преодолевающего этнокультурные границы».

На следующий день в Свято-Даниловом монастыре проходила секция «Духовное наследие афонского подвижничества: история и современность». С особым вниманием участники этого заседания слушали ранее не планировавшееся выступление митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Сербская Православная Церковь), выдающегося богослова и педагога, в котором Владыка Амфилохий убедительно доказал важность сохранения православного предания для укрепления церковных связей между православными различных народов и стран.

В тот же день в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете проходила секция «Афон и православное богословие», где в основном рассматривалось духовное наследие русских и греческих старцев-исихастов, подвизавшихся на Афоне в последние столетия, например, старца Силуана Афонского и Иосифа Исихаста.

Третьего октября в Свято-Даниловом монастыре проводилось заседание секции «Русские святогорцы», а в здании Президиума Российской академии наук - секций «Древняя история Афона», «История Афона в Новое и Новейшее время», «Преподобный Максим Грек». Кроме священнослужителей из России и Греции, в них приняли участие российские и греческие светские историки.

В последний день проведения конференции, 4 октября, участники секции «Искусство Афона» собрались на обсуждение докладов в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева.

В это же время в Московской государственной консерватории проводилась секция «Византия и Древняя Русь: литургические и певческие контакты».

В работе секции «Афон и русские монастыри», которая проходила в конференц-зале Паломнического центра при гостинице «Университетская», по благословению архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона приняли участие настоятель мужского монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Завьялово Новосибирской области игумен Николай (Чашин) и руководитель епархиального Отдела образования и катехизации протоиерей Борис Пивоваров, который выступил с докладом «Афон и Алтайская Духовная миссия».
Поскольку в этом году отмечались две знаменательные даты - 450-летие со дня преставления преподобного Максима Грека и 10-летие обретения его святых мощей,  - то на секционных заседаниях целый ряд докладов был посвящен его духовному наследию.

Всего же на Международной научно-богословской конференции «Россия-Афон: тысячелетие духовного единства» было представлено свыше ста докладов и сообщений, причем более трети из них принадлежали иностранным участникам из Греции и афонских монастырей, а также Великобритании, Украины, Молдавии, Сербии, Черногории, Италии, США.

Завершился форум в Московской государственной консерватории. Его итоги подвел митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Он выразил надежду на то, что состоявшаяся конференция поможет укреплен и ю духовных связей между Афоном и Русской Православной Церковью, а молитвенное общение и научные контакты представителей различных Поместных Церквей будут способствовать укреплен и ю православного единства. Митрополит Филарет высказал благодарность всем, кто прибыл на это мероприятие, объединившее представителей как богословской, так и светской науки.

- Но изначально целью нашей работы было духовное общение. Именно поэтому конференция открывалась Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля, а последний день работы секций завершает концерт духовной музыки, - подчеркнул Патриарший Экзарх всея Белоруссии.

Министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А. С. Соколов в своем выступлении отметил, что он сам уже трижды посетил Святую Гору и очень рад, что духовные и культурные связи между Россией и Афоном восстанавливаются.

После официальной части состоялся концерт мужского хора «Мастера певческого искусства» под управлением Ахиллефса Халдеакиса (Афины). Пятнадцать певчих исполнили византийские церковные песнопения XIV—-XIX веков и церковные напевы Святой Горы Афон.

Соб. инф.


ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА КОНФЕРЕНЦИИ:

В своем слове на Международной научно-богословской конференции Святейший Патриарх отметил, что Афон оказал духовное влияние на становление славянских народов и на формирование русской монашеской традиции. Назвав его «столицей православного монашества», Патриарх выразил надежду на то, что Святая Гора и в будущем не утратит своей уникальной объединяющей роли во Вселенском Православии.

В свою очередь, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал:

— Общая ответственность всех православных — сохранить многоукладность и полиэтничность Афона, чтобы на Святой Горе одинаково спокойно, как дома, себя чувствовали монашествующие всех национальностей, и через них благодатное влияние Афона распространялось бы на все народы.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет выразил обеспокоенность Русской Православной Церкви положением славянских монастырей на Святой Горе. Вследствие неоднозначной политики греческого правительства и Константинопольского Патриархата, на протяжении ХХ века многократные попытки пополнить братию Русского Свято-Пантелеимонова монастыря встречали затруднения. Изданный в 1969 году правительством Греции закон предоставил губернатору Афона почти неограниченную власть в отношении негреческих монастырей (русского, сербского, болгарского).

На Святой Горе до революции 1917 года подвизались тысячи русских монахов. Их число превышало общее количество всех остальных насельников Афона. Например, в 1903 году в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре было 1446 насельников, еще большее число русских монахов подвизались в скитах и келлиях, расположенных на территориях других афонских обителей. Всего на Афоне в 1903 году было 3496 русских монахов. Из России сюда постоянно приезжало много паломников, и большинство из них стремилось остаться в этом Уделе Пресвятой Богородицы на всю жизнь. После революции поток паломников из России был прерван, и к 1956 году на Святой Горе осталось лишь 75 русских монахов. В 1968 году их было уже 25, а в 1971 году в афонских монастырях подвизался всего 21 русский насельник.

Сегодня численность братии Свято-Пантелеимонова монастыря, по словам митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, составляет 60 человек.

— Таким образом, Священноначалию Русской Православной Церкви ценой многолетних настойчивых усилий удалось в самый критический период истории Русского Афона предотвратить его физическое вымирание, — отметил Владыка Ювеналий. — Но проблемы наполняемости славянских монастырей остаются до сих пор.

(О игумене и священноархимандрите Афонского Пантелеимонова монастыря Макарии, при котором обитель и стала называться Русской, читайте на стр. 27)

Число «активных» верующих увеличилось

Результаты масштабного социологического исследования «Реальная Россия», в частности, по разделу «Религия и общество, были представлены Институтом общественного проектирования.

Как отметил руководитель социального отдела Института общественного проектирования Михаил Тарусин, общероссийское исследование под общим названием «Социальная стратификация современного российского общества» является беспрецедентным по масштабу и задачам: по обширной анкете было опрошено 15 тысяч респондентов; к сожалению, регионы исследования не были указаны.

Представляя экспертам и журналистам результаты «религиозного» раздела исследования, вице-президент «Медиа-союза» Елена Зелинская отметила, что его результаты в корне меняют сложившиеся представления о происходящем в нашем обществе.

- Нельзя и даже преступно скрывать это от общества, - подчеркнула она, призвав прессу всемерно освещать данную тему.

Михаил Тарусин также отметил, что главный итог работы социологов - это разрушение «некоторых мифов» и, в частности, мифа о том, что российское общество в целом «равнодушно к вопросам веры, а устойчивый образ верующего - старуха в платочке».

Что же на самом деле показал соцопрос? Отвечая на вопрос «Какую религию вы исповедуете?», назвали себя православными 62 процента; мусульманами - около 8 процентов; атеистами - 15 процентов; «в Бога верю, но не отношу себя к какому-либо исповеданию» —14 процентов. Еще 1,2 процента в соцопросе проходят по графе «другое»: к ним социологи причисляют другие христианские конфессии, иудаизм, буддизм и прочее.

М.Тарусин особо обратил внимание на динамику роста православных: в 1991 году таковыми называла себя примерно треть населения, тогда как в 2006 году - уже две трети. Число же мусульман не меняется, отметил он, а вот атеистов стало в два раза меньше. Социолог подчеркнул, что подобная динамика за столь короткий исторический период (20 лет) является беспрецедентной. Кроме того, он считает важным и «удивительным», что «освоение религиозного пространства идет в формах традиционной религиозности».

На постоянный вопрос ко всем соцопросам в данной области - каковы критерии «православности»? - специалисты проекта «Реальная Россия» отвечают, разделив группы по степени религиозности. Получается, что из 62 процентов православных — 8,5 процента активных (несколько раз в месяц посещают церковь, регулярно причащаются); 20,8 процента — умеренных (в храме - 1 раз в месяц и реже); 21,3 процента — пассивных (заходят в храм по большим праздникам). Интересно, что из этих 62 почти 46 процентов при подробном опросе оказываются и вовсе «нейтральными, неверующими», то есть относящими себя к Православию по этнокультурному признаку. Социологам удалось также посчитать, что с конца 80-х годов число регулярно совершающих исповедь и причастие выросло в 4 раза. Количество воцерковленных увеличивается прямо пропорционально росту числа действующих храмов: в 1989 году в России было б тысяч храмов и 4 процента воцерковленных от общего числа православных, в 2005 году на 8,5 процента воцерковленных приходится уже 12,6 тысяч храмов. Это позволяет социологам приблизительно спрогнозировать, что в 2015 году доля воцерковленных достигнет уже 20 процентов, если будет открыто 25 тысяч храмов. Ну а еще через 10 лет, есл и все будет хорошо, в 35-40 тысяч храмов будет регулярно приходить уже треть всех, называющих себя православными.

Опровергая мнение о «старушках», социологи создали портрет современного российского верующего: среднему активному православному сейчас 48,6 лет и на 75 процентов это женщины, тогда как среди активных мусульман больше мужчин (60,5 процента), а средний возраст примерно такой же— 45,6 лет, что близко к средн им значениям по стране.

Социологов радует вывод о том, что активные верующие являются и социально активными гражданами, они поддерживают рыночную экономику и основные институты демократии, выступают сторонниками укрепления государства, проявляют социальный оптимизм (мусульмане - 37 процентов, православные - 25 процентов), намерены обеспечить демографический рост, среди человеческих качеств более всего почитают трудолюбие, а в общественной жизни предпочли бы равенство свободе.

Еще один важный аспект исследования касается межнациональных отношений. Оказалось, что больше половины (52 процента) православных и чуть меньше (46,4 процента) мусульман чувствуют угрозу межнациональных конфликтов. Однако из всего перечня проблем верующие больше всего озабочены обнищанием населения, ростом преступности, безработицы и коррупции. Обострение межнациональных конфликтов в этом списке стоит на последнем месте (2,8 процента - православные; 6,5 процента — мусульмане), что позволяет авторам исследования сделать вывод о том, что тема ксенофобии и национальной нетерпимости «искусственно раздувается в СМИ».

Доклад М. Тарусина был дополнен выступлением ответственного редактора газеты «Церковный вестник» Сергея Чапнина, который рассказал о результатах более скромного (2 тысячи респондентов) соцопроса, предпринятого в Интернете в преддверии недавнего фестиваля православных СМИ. Исследование было посвящено отражению ценностей современной России в СМИ. По словам С. Чапнина, этот не вполне репрезентативный опрос все же подтверждает выводы Института общественного проектирования и в части числа православных (здесь получилось 57 процентов, но С. Чапнин приплюсовывает к ним еще 30 процентов считающих себя «вообще христианами»), и в части некоторых ценностных установок. Один из главных выводов второго исследования: ценности, пропагандируемые в светских СМИ, диаметрально противоположны тем ценностям, которые сами люди считают приоритетными.

Еще одно социологическое дополнение прозвучало из уст Андрея Осинникова - он поделился данными соцопроса, проведенного осенью этого года в трех районах Приморья. Несмотря на то, что в этом отдаленном регионе всего 3 православных храма, около 60 процентов респондентов считают себя православными, а треть из них хотя бы раз в год ухитряются по бездорожью добраться в церковь. Большинство опрошенных считают необходимым государственную поддержку Православия в регионе, а также введение в школах Основ православия. Исследователь посетовал на то, что в Приморье полторы тысячи человек из числа опрошенных причисляют себя к различным религиозным организациям, которые А. Осинников собирательно назвал «сектами»: это Свидетели Иеговы, Адвентисты седьмого дня, кришнаиты и другие.

Результаты исследований прокомментировали приглашенные эксперты. Главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда призвал журналистов широко освещать данные социологов, свидетельствующие о том, что религия перемещается с периферии в центр общественной жизни и становится значимым общественным фактором. Для зампреда ОВЦС МП протоиерея Всеволода Чаплина важно социологическое подтверждение того, что ни 70 лет коммунистической идеологии, ни 15 лет «промывания мозгов» в направлении идеалов общества потребления не смогли искоренить в народе ценности, укорененные в Евангелии. Вместе с руководителем пресс-службы Московского Патриархата священником Владимиром Вигилянским отец Всеволод обратил внимание социологов на необходимость совершенствовать и выверять формулировки вопросов, касающихся религиозной сферы, учитывая, что «вера в России всегда была невербальной».

Благовест-инфо Фото Андрея ШАПРАНА

Его Высокопреосвященству Господину Тихону
Архиепископу Новосибирскому и Бердскому
В Новосибирск Россия

Высокопреосвященнейший Отец и Владыко!

С глубоким уважением, считая долгом чести и признательности, сообщаемся с Вашим Высокопреосвященством после возвращения миссии, состоящей из группы наших братий, которая принесла с престарелого Афона в Вашу богоспасаемую Епархию честные мощи святой, всеславной, равноапостольной и мироносицы Марии Магдалины, святого младенца мученика Кирика, а также части честного Древа Креста Господня.

Трогательная и величественная встреча, которой удостоились священные эти сокровища нашей Обители со стороны почтенного Вашего Высокопреосвященства, священного клира богохранимой Вашей Епархии и верной и благочестивой Вашей паствы, подвигает нас выразить горячую признательность и благодарственные молитвы. Глубокое благоговение христолюбивого народа к святым мощам и его любовь к святым были для отцов тем огромным подкреплением в трудном их деле, так что они не чувствовали усталости этого продолжительного путешествия - поклонения.

С умилением они до сих пор рассказывают нам об оказанной им чести и авраамиевом приеме и гостеприимстве во время их скорого пребывания там, о Вашей особой отеческой заинтересованности и трудоемкой заботе, чтобы поклонение осуществилось с подобающим благочинием и священнолепием.

Итак, вновь благодаря за оказанную Вами отеческую любовь нашим братиям, находившимся у Вас, и принося сыновнее наше почтение, смиренно молимся, чтобы великий Архиерей Господь наш Иисус, силою честного и животворящего Креста и предстательством святой мироносицы и Его ученицы Марии Магдалины и святого, мужественного мученика Кирика, сохраняет Вас в добром здравии и долгоденствии и воздает щедрым урожаем за боголюбивое Ваше архиерейское служение во славу святого Господня и ко спасению вверенной Вам паствы, на этом остаемся с Вами, благоговейно лобызая почтенную Вашу десницу.

Игумен Священного Монастыря Симонос Петрас АРХИМАНДРИТ ЕЛИСЕЙ с братией во Христе

Число «активных» верующих увеличилось

 

 

Число «активных» верующих увеличилось

 

 

Число «активных» верующих увеличилось

 

 

Число «активных» верующих увеличилось

 

 




Яндекс.Метрика

На главную страницу