Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Дни празднования и памяти святых |
26 октября / 8 ноября
1700 лет со дня преставления святого
великомученика Димитрия Солунского
Великомученик
Димитрий родился в греческом городе Солуни (Фессалоники).
Родители его, тайно исповедовавшие христианство, крестили
сына и стали его наставниками в вере. Когда юноша достиг
совершеннолетия, отец его, римский проконсул, умер, и
вступивший на престол в 305 году император Максимиан Галерий
сделал проконсулом Димитрия, назначив властителем и воеводой
Фессалонийской области. Главной обязанностью молодого
властителя было защищать свою область от внешних врагов, но
император потребовал, чтобы он также преследовал и христиан.
Вместо этого Димитрий стал искоренять языческие обычаи, а
самих язычников обращать к Христовой вере.
Вскоре императору донесли, что проконсул Димитрий -
христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен,
населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в
Солуни. Димитрий, понимавший, что ему грозит смерть, раздал
свое имущество бедным, а сам предался посту и молитве.
Заключив проконсула в темницу, император стал развлекать
себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями. По всему
городу разыскивали последователей христианского учения и
затем отправляли их на арену цирка. Известный гладиатор Лий
легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании
озверевшей толпы, сбрасывал тела мучеников на копья римских
воинов. Но юный христианин Нестор, навестивший Димитрия в
темнице и взявший у него благословение на единоборство с
Лием, одолел гордого гладиатора.
По приказу императора Максимиана Галерия тюремная стража
пронзила святого Димитрия копьями. Тело великомученика было
выброшено на съедение зверям, но горожане тайно предали его
земле. Это произошло в 306 году.
В правление императора Константина Великого (324-337 гг.)
над могилой святого воздвигли храм, а спустя сто лет были
обретены его нетленные мощи. При гробе святого
великомученика Димитрия Солунского совершались
многочисленные исцеления и чудеса. Например, в правление
императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город.
Явившись на городской стене, святой Димитрий обратил
100-тысячное войско осаждавших в бегство. В другой раз он
спас свой родной город от голода. В его житии повествуется о
том, как по молитвам, обращенным к нему, святой
великомученик освобождал пленных из рабства и помогал им
достигнуть Солуни.
С VII века при раке великомученика происходит истечение
благовонного и чудотворного миро, поэтому святого Димитрия
Солунского называют также Мироточивым. Димитрий Хризолог,
живший в XIV веке, так описывает чудотворное миро: «По
свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно
из известных нам веществ... Оно удивительнее всех благовоний
не только искусственных, но и по естеству созданных Богом».
27 октября / 9 ноября
День памяти преподобного Нестора
Летописца, Печерского, в Ближних Пещерах
Преподобный
Нестор Летописец родился в 50-х годах XI века в Киеве.
Семнадцати лет он поступил в Киево-Печерскую обитель, был
послушником преподобного Феодосия. Постриг принял от игумена
Стефана, преемника Феодосия. Чистотою жизни, молитвою и
послушанием юный подвижник скоро превзошел даже известных
Печерских старцев. Спустя некоторое время Нестора посвятили
в сан иеродиакона.
О высокой духовной жизни иеродиакона Нестора говорит тот
факт, что в числе других преподобных отцов он участвовал в
изгнании беса из Никиты Затворника, впоследствии
Новгородского святителя (память 31 января), прельщенного в
иудейское мудрствование.
Преподобный Нестор является составителем первоначальной
истории нашего Отечества, или Летописи, где излагается по
годам сказание о начале Русской земли и последующих событиях
ее истории, вплоть до 1100 года. Кроме того, им написано
житие святых князей Бориса и Глеба, «Сказание о первых
Печерских подвижниках» и прочее.
Достигнув глубокой старости, преподобный Нестор Летописец
мирно скончался около 1114 года. Его нетленные мощи покоятся
в Ближних Пещерах Киево-Печерской Лавры.
28 октября/10 ноября
День памяти святой великомученицы
Параскевы Пятницы
Святая
Параскева родилась в городе Иконии, в Малой Азии. Родители
ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь
Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали
Пятницей (по-гречески - Параскева).
Параскева рано осиротела. Достигнув совершеннолетнего
возраста, она приняла обет девства и стала заботиться о
распространении веры Христовой среди язычников.
В 300 году в Иконию пришел военачальник императора
Диоклитиана, которому было поручено истребить христиан.
Параскева отказалась принести жертву идолам, и за это была
подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело
железными гвоздями, а потом, изъязвленную до костей и едва
живую, бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и
чудесно исцелил ее. Но нечестивый военачальник не вразумился
этим чудом и продолжал истязать святую. Он приказал повесить
ее на дереве и жечь факелами. После многих пыток Параскева
была приговорена к усекновению мечом. Христиане похоронили
ее тело, и, спустя время, от мощей великомученицы стали
подаваться исцеления болящим.
У православных христиан святая Параскева (Пятница, или
Петка) издревле пользовалась особой любовью, ей посвящали
храмы и придорожные часовни (Пятницы), Святая великомученица
считается покровительницей полей и скота, а также
целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей
семейного благополучия и счастья. В день ее памяти на Руси
было принято приносить в храм плоды для освящения.
5/18 ноября
День памяти святителя Ионы
Новгородского, архиепископа
Будущий
святитель родился в конце XIV века в Новгороде. Иоанн, как
звали его в миру, рано осиротел. Еще в детстве от блаженного
Михаила Клопского (память 11/24 января) он получил
предсказание о своем предназначении, исполнившееся через
пятьдесят лет.
Достигнув совершеннолетнего возраста, Иоанн принял
монашество в Отенской пустыни с именем Иона. За святую жизнь
братия избрала его игуменом, а в 1458 году жители Новгорода
пожелали иметь Иону архиепископом. Святитель стал для них и
пастырем, и отцом. Особенно он заботился о вдовах и сиротах.
Пользовавшийся большой любовью и уважением горожан,
архиепископ Иона не раз удерживал Новгород от союза с
Литвой, ходатайствовал о смягчении участи мятежных
новгородцев перед московским великим князем.
Святитель много заботился о духовном просвещении своей
паствы, строительстве храмов; не забыл и Отенскую пустынь.
При устройстве Соловецкого монастыря вместе с мирскими
властями он выдал святому преподобному Зосиме (память 17/30
апреля) грамоту, согласно которой во владение новой обители
переходил весь Соловецкий остров.
Пятого ноября 1470 года архиепископ Иона мирно почил о
Господе. Нетленные мощи святителя прославились
многочисленными чудотворениями.
8/21 ноября
Собор Архистратига Михаила и прочих
Небесных Сил бесплотных
Празднование его было установлено в начале IV века на
Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до
Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом
осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и
правителям мира и утвердил православное их почитание. В
соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских праздник
совершается в ноябре - девятом месяце от марта (с которого в
древности начинался год). Восьмой же день месяца указывает
на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда
Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо
после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день
осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и
вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).
Чины Ангельские подразделяются на три иерархии - высшую,
среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В
высшую иерархию входят Серафимы, Херувимы и Престолы.
Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые
Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6,2). Они пламенеют
любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы
(Быт. 3,24). Их имя значит: излияние премудрости,
просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и
разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и
просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами предстоят Богоносные по благодати, данной
им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и
непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина:
Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол. 1,16) владычествуют над последующими
чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных
властителей мудрому управлению. Господства учат владеть
чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть
духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет. 3,22) исполняют волю Божию. Они
творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и
прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в
несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную
крепость и мужество.
Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1,16) имеют власть
укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские
искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают
людям в борьбе со злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и
Ангелы.
Начала (Кол. 1,16) начальствуют над низшими
ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений.
Им поручено управлять Вселенной, охранять страны, народы,
племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь,
подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять
должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради
чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и
преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение
воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум
светом Святого Евангелия.
Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они
возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной
и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений,
восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы
помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по
сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим
Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом Святой
Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского значит
«кто как Бог») - верный служитель Божий. Он низринул с Неба
возгордившегося Денницу с другими павшими духами. И
воскликнул, обращаясь к остальным Ангельским Силам: «Вонмем!
Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного
Богу!» По церковному преданию, запечатленному в службе
Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих
ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта
он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и
столпа огненного ночью.Через него явилась Сила Господня,
уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян.
Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие
Иерихона (Нав. 5,13 - 16). Сила великого Архистратига Божия
явилась в уничтожении 185 тысяч воинов ассирийского царя
Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя
Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трехсвятых отроков
- Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за
отказ поклониться идолу (Дан. 3,92 - 95). По воле Божией,
Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон,
чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному
(кондак акафиста, 8). Архангел Михаил запретил диаволу явить
иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).
Святой Архангел Михаил чудесно спас отрока, брошенного
грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский
Патерик).
С древних времен Архангел Михаил прославлен своими
чудесами и на Руси. В Волоколамском Патерике приводится
рассказ преподобного Пафнутия Боровского, со слов татарских
баскаков, о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же
Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян... внегда
по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь
Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду
и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила
Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на
Литовския грады и прииде к Киеву и видеу каменныя церкви над
дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем
своим, указуя перстом: «Сей ми возбрани пойти на Великий
Новгород».
Предстательства за города русские Пресвятой Царицы
Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством
Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная
Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в
церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество
монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В
древнем Киеве, сразу по принятии христианства, был
воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Не было
на Руси города, где не существовало бы храма или придела,
посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших
храмов Москвы - храм-усыпальница в Кремле - также посвящен
ему.
Из Священного Писания и Священного Предания известны
также другие Архангелы:
Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и
служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Л к. 1,
26);
Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих
недугов (Тов. 3,16; Тов. 12, 15);
Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд.
5,20); Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве
(3 Езд. 5,16);
Иегудиил - славящий Бога,укрепляющийтружда-ющихся
для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за
подвиги; Варахиил - раз-даятель благословения Божия на
добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил -
возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36). На иконах Архангелы
изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке
держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой
хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан
червленый крест.
Гавриил - с райской ветвью, принесенной им
Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и
зеркалом изясписа- в левой.
Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в
левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на
уровне груди, в опущенной левой руке - «пламень огненный».
Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий
вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил - в деснице держит золотой венец, в шуйце
- бич из трех красных (или черных) вервий.
Варахиил - на его одежде множество розовых цветов.
Иеремиил - держит в руке весы.
15 /28 ноября
День памяти преподобного Паисия
Величковского
Будущий
архимандрит молдавского Нямецкого монастыря родился в 1727
году в Полтаве, в семье протоиерея. Семнадцати лет он
поступил в Любечский монастырь, затем ушел в скит Трейстены
в Молдавии, а позднее - в скит Керкул, отличавшийся особой
строгостью монашеской жизни. Спустя некоторое время
преподобный Паисий отправился на Афон, где основал скит
святого Илии. В 1758 году, в возрасте 36 лет, он был
рукоположен в священный сан и, спустя пять лет, по просьбе
молдавского господаря с шестьюдесятью четырьмя монахами
переселился в Валахию, - для лучшего устройства монашеской
жизни в этой стране.
Преподобный Паисий был поставлен настоятелем монастыря
Драгомирны. За три года число братии в обители утроилось.
Отец Паисий написал и ввел устав по чину святых Василия
Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Святой Горы
Афон. Основными идеями устава являлись: нестяжательность,
отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг,
непрестанное рукоделие и бытовое благочиние (образцовая
больница, странноприимница, церковные художества и др.).
После русско-турецкой войны 1774 года земли, на которых
размещался Драгомирнский монастырь, отошли к католической
Австрии. Авва Паисий, не видя возможности продолжать
духовную жизнь по обычаям Православной Церкви, решил уйти и
увести за собой всю братию - 350 человек. Господарь Григорий
Гика и митрополит Гавриил предоставили им затерянный в горах
бедный секульский монастырь во имя Усекновения главы Иоанна
Предтечи. Спустя некоторое время число иноков увеличилось, и
преподобный Паисий стал просить помощи в строительстве
келлии. В ответ пришло повеление переселяться вместе с
братией в богатейший Нямецкий монастырь. И в 1779 году,
оставив некоторых монахов в Секуле, отец Паисий перешел в
новую обитель.
Жизнь в Нямецком монастыре была устроена им по образцу
Драгомирны и Секула: общежитие, умная молитва,
переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и
вечером) исповедание помыслов духовникам. Здесь спасались
иноки более 10 национальностей, и к 1790 году их число
возросло до 10 тысяч человек. Это была, по тем временам,
самая многочисленная обитель Восточной Православной Церкви.
В 1790 году преподобный Паисий был возведен в сан
архимандрита, продолжая по-прежнему окормлять Секул и другие
окрестные монастыри и скиты.
На протяжении всего времени старческих подвигов в
молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве,
продолжая единую линию отцов Добротолюбия, преподобного
Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного
Нила Сорского. Преподобный Паисий приводил многочисленные
доказательства и свидетельства святоотеческого почитания
умной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй
мя», - которая есть и моление, и исповедание веры.
«Умно-сердечная молитва - для преуспевающих, для
средних-пение, то есть обычные церковные песнопения, для
новоначальных - послушание и труд», - поучал старец.
Многотрудная жизнь преподобного подходила к своему
земному концу. Перенеся перед кончиной болезнь, в возрасте
72 лет, 15 ноября 1794 года он с миром преставился ко
Господу. Старец Паисий был погребен в соборном храме в честь
Вознесения Господня Нямецкого монастыря.
Его переводы святоотеческих творений с греческого языка
на русский долгое время были единственными в своем роде.
Преподобный Паисий Величковский издал «Добротолюбие», «Восторгнутые
класы» - сборник из произведений святителя Иоанна Златоуста,
сочинения преподобных Исаака Сирина, Феодора Студита,
Варсонофия, Максима Исповедника, святителя Григория Паламы и
многое другое. Преподобный Паисий, после преподобного
Сергия, возродил в России школу старчества, которая на
протяжении всего XIX века и позднее приносила свои
благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской
и Оптиной пустынях, а также в других монастырях Русской
Православной Церкви.
16 /29 ноября
День памяти апостола Матфея, именуемого
Левием
До
обращения ко Христу Матфей служил мытарем, сборщиком податей
для Рима. Услышав глас Иисуса Христа: «иди за Мной» (Мф. 9.
9), он оставил свою должность и пошел за Спасителем, став
одни из Двенадцати. После сошествия Духа Святого на
апостолов Матфей вначале проповедовал в Палестине. Перед
тем, как уйти благовествовать в дальние страны, он, по
просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, написал
Евангелие. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея
стоит первым. Речи и деяния Спасителя апостол излагает в
соответствии с тремя сторонами служения Христа: как Пророка
и Законодателя; Царя над миром видимым и невидимым;
Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей.
Проповедуя Благую Весть, святой апостол Матфей обошел
Сирию, Мидию, Персию и Парфию; завершился же его
миссионерский труд мученической кончиной в Эфиопии в 60 году
от Р.Х.
Страна эта была населена племенами каннибалов, здесь
царили грубые обычаи и верования. Святой Матфей своей
проповедью обратил некоторых идолопоклонников к вере во
Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены,
поставив в ней епископом своего спутника по имени Платон. Во
время молитвы Иисусу Христу об обращении эфиопов ему явился
Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить
его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла
вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его
истечет источник воды. Омывшись в ней и вкусив плодов,
эфиопы изменят свой дикий нрав, станут добрыми и кроткими.
Когда апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и
сына правителя страны Фулвиана. одержимых нечистым духом.
Именем Иисуса Христа святой Матфей исцелил их, и это чудо
обратило ко Господу множество язычников.
Но правитель Эфиопии не хотел, чтобы его подданные стали
христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он
обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его.
Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и
подожгли. Когда же костер разгорелся, все увидели, что огонь
не вредит святому. Тогда Фулвиан приказал добавить еще
хвороста и облить его смолой, а вокруг костра поставить
двенадцать идолов. Но, разгоревшись, пламя растопило идолов
и опалило самого правителя. Испугавшись, эфиоп обратился к
святому Матфею с мольбой о пощаде, и, по молитве апостола,
огонь потух. Тело святого осталось невредимым, а сам он
отошел ко Господу.
Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но
сомнений своих не оставил. Он велел положить тело апостола в
железный гроб и бросить в море. При этом Фулвиан сказал, что
если Бог Матфеев сохранит его тело в воде так же, как
сохранил в огне, то следует поклоняться этому Единому
Истинному Богу. В ту же ночь к епископу Платону в сонном
видении явился апостол Матфей и повелел идти с клиром на
берег моря, чтобы обрести там его тело. Пришел на берег и
правитель Эфиопии со своей свитой. Вынесенный волной гроб
был с честью перенесен в храм, построенный апостолом
Матфеем. Здесь Фулвиан испросил у святого прощения за
содеянное зло, и затем епископ Платон крестил его, дав, по
велению Божиему, имя Матфей. Впоследствии царь эфиопов
Матфей принял сан епископа и продолжил дело христианской
проповеди среди своего народа.
21 ноября / 4 декабря
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Когда
Пресвятая Дева Мария достигла трехлетнего возраста,
праведные родители Ее, святые Иоаким и Анна, исполняя свой
обет посвятить Дочь на служение Богу, отвели Ее в
Иерусалимский храм.
Торжественным было это шествие. Впереди Марии шли девушки
с зажженными светильниками и пели псалмы. В церковных вратах
Ее встретил первосвященник Захария, будущий отец святого
Иоанна Предтечи, со множеством священников.
В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней.
Казалось бы, трехлетняя девочка, какой была Мария, не сможет
сама взойти по ней. Но, как только Ее поставили на первую
ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела все
остальные ступени. Затем первосвященник ввел Пресвятую Деву
в Святое святых, куда из всех людей один раз в году имел
право войти только сам первосвященник с очистительной
жертвенной кровью. Святой праведный Захария поступил так по
внушению Духа Святого, который открыл ему, что Мария
достойнее и святее всех людей, даже священников. Все же
присутствовавшие в храме дивились этому необыкновенному
событию.
Праведные Иоаким и Анна, вручив свое Дитя воле Отца
Небесного, возвратились домой, а Преблагословенная Мария
осталась жить при храме. Она воспитывалась в обществе
благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание,
занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в
любви к Богу.
В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в
Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен
установила торжественное празднество. Указания на совершение
праздника в первые века христианства находятся в преданиях
палестинских христиан, где говорится о том, что святая
царица Елена построила храм в честь Введения во храм
Пресвятой Богородицы. Упоминание об этом празднике есть у
святителя Григория Нисского (IV век). В VIII веке проповеди
в этот день произносили святители Герман и Тарасий,
Константинопольские патриархи.
23 ноября / 6 декабря
День памяти святого благоверного князя
Александра Невского - в схиме Алексия
Святой
благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года
в городе Переславле-Залесском. Отец его Ярослав, в крещении
Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо.
Мать, Феодосия Игоревна, - рязанская княжна. В 1227 году
князь Ярослав, по просьбе новгородцев, стал княжить в
Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и
Александра.
Это было трудное время в истории Руси: с востока шли
монгольские орды, с запада надвигалась армия
рыцарей-крестоносцев. Воспользовавшись нашествием Батыя, их
полчища вторглись в пределы Руси. Первыми были шведы.
Множество кораблей под командованием ярла Биргера подошло к
берегу Невы. Александр, которому не было тогда еще и 20 лет,
долго молился в храме во имя святой Софии. После того, как
архиепископ Спиридон благословил князя и его воинство на
брань, Александр вышел из храма и укрепил дружину
исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные
- с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего
призовем!»
Пятнадцатого июля на рассвете стоявшему в морском дозоре
воину было чудесное видение: он увидел ладью, плывущую по
морю, и в ней в багряных одеждах - святых мучеников Бориса и
Глеба. Александр, ободренный этим предзнаменованием, с
молитвою, мужественно повел войско на шведов. «И была сеча
великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и
самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем».
За эту победу, одержанную на реке Неве 15 июля 1240 года,
народ и назвал святого князя Александра Невским.
Опасным врагом Отечества оставались немецкие рыцари. В
1241 году молниеносным походом святой Александр изгнал их из
древней русской крепости Копорье. Зимой следующего года он
освободил Псков, а пятого апреля дал Тевтонскому ордену
крестоносцев решительное сражение на льду Чудского озера.
Рыцари были полностью разгромлены.
Итак, западные пределы Русской земли теперь стали надежно
ограждены, пришел черед обезопасить Русь с востока. В 1242
году святой Александр Невский со своим отцом, князем
Ярославом, выехал в Орду. Священную миссию защитников
Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это
потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за
это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой -
необходимый для предотвращения нового разгрома Руси -
продолжал крепить святой Александр Невский. Обещав свою
поддержку Батыю, он дал хану возможность выступить в поход
против Монголии и стать главной силой во всей Великой Степи.
В 1252 году многие русские города восстали против
татарского и га. Снова возникла угроза самому существованию
Руси. Святому благоверному князю Александру Невскому опять
пришлось ехать в Орду для того, чтобы предотвратить
карательное нашествие татар на русские земли. После этого он
стал единовластным великим князем всей Руси.
В 1253 году святой Александр отразил новый набег на
Псков, а спустя год заключил договор о мирных границах с
Норвегией. В 1256 году он совершил поход в финскую землю.
В том же году хан Батый умер, и святому князю Александру
в третий раз пришлось ехать в Сарай, чтобы подтвердить
договор о мире между Русью и Ордой с новым ханом Берке.
В1261 году его и митрополита Кирилла стараниями в Сарае,
столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской
Православной Церкви.
Наступила эпоха великой христианизации языческого
Востока, и в этом было пророчески угаданное святым
Александром Невским историческое предназначение Руси. В 1262
году по его указанию во многих городах были перебиты
татарские сборщики дани и вербовщики воинов - баскаки. Можно
было ожидать мести татар, но великий заступник народа вновь
поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло:
ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать
дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным
государством, сделав ее, тем самым, заслоном Руси с востока.
Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в
Сарай была последней в его жизни. На обратном пути в
монастыре Городца князь-подвижник предал свой дух Господу,
завершив многотрудный жизненный путь принятием святой
иноческой схимы с именем Алексий. Это произошло 14 ноября
1263 года. Его святое тело понесли во Владимир, и все девять
дней, которые длился путь, оно оставалось нетленным. В
Рождественском монастыре Владимира при погребении святого
благоверного князя Александра Невского было явлено «чудо
дивно и памяти достойно».
После видения перед Куликовской битвой в 1380 году
нетленные мощи святого князя были открыты, и тогда же
установили местное празднование дня памяти святого
Александра Невского. Общецерковное прославление его
совершилось при митрополите Макарии, на Московском соборе
1547 года.
После продолжительной и изнурительной войны со шведами 30
августа 1721 года Петр I заключил Ништадский мир. Этот день
решено было освятить перенесением мощей святого благоверного
князя Александра Невского из Владимира в новую северную
столицу - Петербург. Двадцатого сентября 1723 года святые
мощи были привезены в Шлиссельбург и оставались там до 30
августа 1724 года, когда их перенесли в Троицкий собор
Александро-Невской Лавры, где они почивают и поныне.
Ведущий рубрики Алексей ЗУБОВ
30 ноября/13 декабря
День памяти святого апостола Андрея
Первозванного
Апостол
Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли
славилась плодородием и живописностью, а жители ее - своим
добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с
греками, во множестве населявшими их страну, и понимали их
язык, нередко даже давали детям греческие имена. К примеру,
имя Андрей - греческое, в переводе означающее
«мужественный».
Когда святой Иоанн Креститель начал проповедовать на
берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (бывшим
с ним из одного города - Вифсаиды) последовал за Пророком,
надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы.
Многие тогда думали, что, может быть, Иоанн Креститель и
есть тот самый ожидаемый Мессия.
В то время Иисус Христос пришел к нему на Иордан для
крещения, и Иоанн Предтеча, указывая на Него, сказал своим
ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира»
(Ин. 1,29). Услышав это, Андрей с Иоанном Зеведеевым
последовали за Иисусом. Он, увидев их, спросил: «Что вам
надобно?» Они сказали Ему: Равви, - что значит «учитель», -
где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и
увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот» (Ин.1,
39). Так они стали Его учениками. Тогда же Андрей пошел к
своему брату Симону Петру и сказал ему: «Мы нашли Мессию,
что значит «Христос» (Ин. 1,41). И Петр присоединился к ним.
Однако из Евангелия мы знаем, что Андрей и Симон Петр
вместе с братьями Зеведеевыми Иоанном и Иаковом вскоре
вынуждены были вернуться к своим семьям и вновь заняться
прежней работой - рыбной ловлей. Некоторое время спустя
Господь, проходя мимо Галилейского озера и увидев их
ловящими рыбу, сказал: «Идите за Мною, и Я сделаю вас
ловцами человеков» (Мф. 4, 19). С того дня они оставили свои
лодки и сети, став неотлучными учениками Христовыми. Андрей,
ранее других апостолов последовавший за Господом, был назван
Первозванным.
После сошествия Святого Духа ученики бросили жребий, кому
в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому
Андрею достались страны, лежавшие вдоль побережья Черного
моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, то
есть земля, на которой позднее образовалось Русское
государство.
Согласно преданию, апостол Андрей Первозванный
проповедовал на Крымском полуострове, потом по Днепру
поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник
Киев. «Верьте мне, - сказал апостол своим ученикам, - что на
горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет
здесь, Господь просветит сию землю Святым Крещением и
воздвигнет здесь много церквей». Затем апостол Андрей
благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест,
предвозвещая принятие веры будущими жителями Руси. |