Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
СЛОВО ПАТРИАРХА
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: |
«Для сохранения европейской культурной
идентичности важно сохранить нравственное измерение»
В ходе визита в Страсбург Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II состоялось его
выступление на сессии ПАСЕ перед парламентскими делегациями
40 стран, входящих в Совет Европы
Во
вступительном слове председатель Парламентской ассамблеи
Совета Европы Рене ван дер Линден назвал визит Предстоятеля
Русской Православной Церкви историческим, подчеркнув, что он
стал итогом ряда встреч и мероприятий, проходивших в
последние годы, сообщает Служба коммуникации ОВЦС. Также
председатель ПАСЕ напомнил об участии Святейшего Патриарха
Алексия в межхристианском диалоге, о создании по его
инициативе Межрелигиозного совета России, а также о том, что
во время его Патриаршества состоялось воссоединение
Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. «Послание мира,
которое несет Святейший Патриарх Алексий, ведет Россию и
другие страны к тому, чтобы люди смогли жить вместе в мире»,
— подчеркнул он.
Обращаясь к депутатам, Его Святейшество сказал:
Многоуважаемый господин председатель!
Уважаемые члены Парламентской ассамблеи!
Благодарю за приглашение обратиться к столь высокому
собранию, переданное мне от вашего имени председателем
Парламентской ассамблеи Совета Европы господином Рене ван
дер Линденом. С большой радостью пользуюсь сегодня
возможностью донести до парламентариев стран-членов Совета
Европы наше видение прошлого, настоящего и будущего
Европейского континента – нашего общего дома.
В последнее время Совет Европы предпринял новые,
беспрецедентные шаги по налаживанию взаимодействия с
религиозными общинами. Мы видим в этом долгожданный ответ на
призывы к диалогу, неоднократно звучавшие со стороны
религиозных лидеров.
Одной из важных тем такого диалога могла бы быть тема
человека, ибо вокруг проблем антропологии возникают сегодня
наиболее острые дискуссии и порой даже противостояние,
связанное с различиями во взглядах на этот предмет между
религиозными традициями и светским гуманизмом.
Европейский континент испытал влияние многих культур,
которые представлены на нем и сейчас. Но именно в рамках
христианской системы ценностей было сформировано
представление о высоком достоинстве человека и об условиях
его реализации. Христианство научило все европейские народы,
что человек создан по образу и подобию Божию. Но
одновременно оно всегда подчеркивало, что только если
человек будет следовать путем нравственной жизни, то станет
другом Божиим (Ин. 15:15) и обретет свободу (Ин. 8:32).
Это послание не только ставит человека на большую
ценностную высоту, но и говорит об условиях пребывания на
этой высоте. Человек легко склоняется к плохим поступкам, а
значит, отвергает свое достоинство, если постоянно не
заботится о возделывании собственных мыслей и чувств. Как
раз направление этих трудов задают нравственные нормы,
которые служат ориентиром для определения допустимого и
недопустимого в человеческой жизни. Христианские идеи
достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи
создают уникальный код европейского сознания, обладающий
неиссякаемым созидательным потенциалом в личной и
общественной жизни.
Любой честный исследователь истории Европы
засвидетельствует, что благодаря христианскому отношению к
человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась
процедура объективного суда, вызрели высокие
социально-политические стандарты жизни, определилась изящная
этика межличностных отношений, получили развитие наука и
культура. Более того, сама концепция прав человека –
важнейшая политическая идея Европы, – возникла не без
влияния христианского учения о достоинстве человека, его
свободе и нравственной жизни. С самого своего зарождения
права человека развивались на почве христианской
нравственности и составляли с ней своеобразный тандем.
Однако сегодня происходит губительный для европейской
цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и
нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения
прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании
безнравственных поступков с помощью прав человека. В связи с
этим хотел бы напомнить всем нам о том, что в Европейскую
конвенцию о защите прав человека и основных свобод включено
упоминание нравственности, с которой должна считаться
правозащитная деятельность. Убежден: создатели данной
конвенции включили в ее текст нравственность не как туманное
понятие, а как вполне определенный элемент всей системы прав
человека.
Не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы не
считаемся со свободой. Нравственность представляет собой
свободу в действии. Это свобода, уже реализованная в
результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради
блага и пользы самой личности или всего общества. Мораль
обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его
единство, достижение которого является одной из целей
Европейской конвенции о защите прав человека. Разрушение же
нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма
может подорвать мировосприятие европейского человека и
привести народы континента к черте, за которой – потеря
европейскими народами своей духовной и культурной
идентичности, а значит и самостоятельного места в истории.
Одновременно я уверен: никакое государство не должно
вмешиваться в личную жизнь человека. Быть моральным или
аморальным – это, в конце концов, следствие свободного
выбора личности. Однако в публичной сфере общество и
государство должны поддерживать и поощрять нравственность,
приемлемую для большинства граждан. Поэтому они должны
направлять свои усилия через средства массовой информации,
систему социальных и общественных институтов, систему
образования на воспроизводство нравственных идеалов,
связанных с духовной и культурной традицией европейских
народов.
Убежден, что для сохранения европейской культурной
идентичности, особенно в ее соприкосновении с иными
культурными и цивилизационными стандартами, чрезвычайно
важно сохранить нравственное измерение, которое одухотворяет
и облагораживает жизнь европейцев. Или, по крайней мере, с
опорой на государственные институты не следует ни
пропагандировать, ни поощрять все то, что ослабляет или
разрушает моральные устои общества.
Отказ от моральной оценки действий человека, власти и
народа делает многие общественные проблемы неразрешимыми.
Так, в России, в других странах СНГ, как и в ряде стран
Европы – не только на Востоке, но и на Западе – растет
пропасть между богатыми и бедными, нивелируется понятие о
социальной справедливости. Наша Церковь неоднократно
инициировала в России обсуждение нищенского положения
миллионов честных тружеников, с которым соседствует
невиданная роскошь и расточительство единиц. Отрадно, что
сегодня эта инициатива поддержана многими общественными и
политическими силами. Мы видим, что в стране укрепляются
предпосылки к принятию соответствующих решений в социальной
и экономической сферах.
Впрочем, даже самая совершенная правовая и социальная
система не может в полной мере ограничить жажду обогащения
одних в ущерб другим. Милосердие не возникает там, где люди
не чувствуют своей ответственности за сограждан. Оно –
результат воспитания, в том числе и в духе традиционной
христианской нравственности.
Традиционные моральные принципы – это еще и основа для
интеграции многокультурного общества, коим является
современная Европа. Это хорошо показал в частности,
Всемирный саммит религиозных деятелей, прошедший в Москве в
июле прошлого года. Участники форума – представители
христианства, ислама, иудаизма, буддизма, синтоизма,
индуизма из 49 стран мира – выразили свою общую
обеспокоенность деградацией морального состояния
человечества.
Именно на основе традиционной нравственности, уважения к
социальным моделям и образу жизни друг друга сосуществовали
различные религиозные традиции в России, не знавшей
религиозных войн. И сейчас наша Церковь продолжает укреплять
межрелигиозный мир, выстроив эффективный диалог и
сотрудничество с иными традиционными религиозными общинами
как России, так и других стран СНГ.
Как все мы знаем, сегодня в Европе и мире велика угроза
экстремизма и терроризма, в том числе прикрывающегося
религиозными лозунгами. И питательной почвой для этой
разрушительной силы является религиозная безграмотность,
нравственная скудость. Вот почему я убежден: подрастающее
поколение должно иметь возможность по свободному выбору
углубленно изучать в общедоступной школе свою религиозную
традицию. Необходимы базовые знания и о других традициях,
ибо это создает основу для мирной совместной жизни.
Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах
человека. И верующим людям есть что сказать по вопросам
биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям
развития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих
людей. Человек должен оставаться человеком – не товаром, не
подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для
экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему
науку и технологии также нельзя отделить от нравственной
оценки их устремлений и их плодов.
Русская Православная Церковь отдает себе отчет в том, что
в Европе и в мире существуют другие религиозные
мировоззрения. И мы готовы к диалогу с их приверженцами,
равно как и с представителями секулярного взгляда на жизнь.
Одновременно мы убеждены, что ни одно мировоззрение, включая
и секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в
Европе, ни в мире. Вот почему мы считаем недопустимым
изгнание религии из публичного пространства. Настало время
признать, что религиозная мотивация имеет право на
существование в том числе и в публичной сфере. Для того,
чтобы избежать возможных столкновений различных
мировоззрений, и нужен серьезный межкультурный диалог при
самом активном участии представителей традиционных религий и
секулярного мира. Полагаю, что одной из площадок такого
диалога может быть Совет Европы, имеющий потенциал и опыт
проведения мировоззренческого диалога о европейских
ценностях.
Страсбург,
2 октября 2007 г.
|