Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
ЛЮДИ БОЖИИ
Звон от сердца
«Сибирская звонница» - это совсем еще юное
епархиальное издание, созданное силами преподавателей и
учащихся Школы звонарей, действующей при Новосибирском
Свято-Макарьевском Православном богословском институте.
Основную цель газеты можно выразить словом приобщение – к
истокам православной культуры, которая включает в себя
колокольный звон; любви к этому звону, к людям, заставляющим
колокола звучать, приглашая нас в Дом Божий. Один из
материалов нового, третьего выпуска «Сибирской звонницы» мы
представляем сегодня нашим читателям.
Герой
сегодняшней рубрики – носитель старой русской, хорошо
известной фамилии. История хранит молчание о том, имеют ли
прямое отношение к моему собеседнику широко известный
русский путешественник, автор «Хожения за три моря» Афанасий
Никитин, либо создатель Останкинской башни Николай Никитин,
или небезызвестная в русской педагогике семья ученых
Никитиных. Конечно, факт схожести фамилий не имеет никакого
определяющего значения, просто всех этих людей объединяют
несколько очень важных качеств: добросовестное выполнение
своего дела, искренняя к нему любовь, и, как результат, –
доброе имя, добрая память в сердцах людей.
Мой собеседник, награжден орденами
Святого благоверного князя Даниила Московского, III степени,
Преподобного Сергия Радонежского, III степени, и несет
непростое послушание звонаря в главном храме епархии -
Вознесенском кафедральном соборе. В переводе с еврейского
имя Иоаким означает – «поставлен Богом». И это подтверждает
сама жизнь – в 1992 году Аким Филиппович НИКИТИН получил
благословение на это послушание, да так и остался при
соборе, «всерьез и надолго».
Беседа получилась довольно интересной:
нам удалось поднять несколько серьезных для современных
звонарей проблем (нежелание или невозможность работать в
послушании звонаря, причины этого, непривычность звона для
мирян, прихожан и священнослужителей и т.д.), довелось
поговорить и на более легкие и отвлеченные темы. Так или
иначе, знакомство с этим человеком позволило мне совместить
приятное с полезным: открыть для себя еще одного искреннего,
открытого, очень простого в общении человека - и опытного,
самодостаточного звонаря.
- Аким Филиппович, как вам кажется, важно
ли состояние души звонаря в момент звона?
- Думаю – да, важно. Оно отражается на
звоне. Но что бы ни случилось, я иду звонить с большим
желанием, и это желание у меня есть всегда. Поднимаешься на
колокольню – настроение сразу улучшается, приподнятое
становится.
- Часто ли вам доводилось слышать
колокольный звон «со стороны», случается ли послушать, как
звонят другие?
- Я любой звон всегда с удовольствием
слушаю. Вот иду как-то по Учительской, слышу звон колоколов.
И думаю: «А чего он так куце звонит?» Посмотрел, а там
всего-то пять колоколов! На таких далеко не разбежишься. И
получается только: «тили-тили-тили-бом, тили-тили-тили-бом…»
Но в любом случае всякий звон послушать полезно и интересно.
- Скажите, сложно стать звонарем?
- Это кому как. Не скажу, что просто, но
и не скажу, что сложно. Одни учатся – ученые становятся,
другие – сами доходят. И у последних-то иногда даже и лучше
получается звонить, чем у тех, кто учился. Занимался у меня
один человек, освоил пару тактов, начал звонить. И не звон,
а треск получается. Как не упрашивал учиться дальше – никак
не хочет. Другой чуть научился звонить, и пошло у него
какое-то наслаждение звоном, самолюбование, может. А
звоним-то не только для себя. Третий ученик был, на лету
схватывал (на пианино играть умел, легче ему было), недолго
продержался на колокольне, сейчас на другом послушании, на
другой работе.
- Что, по-вашему, нужно человеку, чтобы
начать учиться звонить в колокола?
- Необходимо, конечно, службу церковную
знать (можно «Закон Божий» Серафима Слободского почитать),
надо, чтобы человек сам церковным был, чтобы работа в нем
внутренняя была, а с улицы человек недолго на этом месте
продержится. Да и терпение нужно. Начнешь учиться, а прежде
чем что-то стройное, путное сыграешь, время пройти должно.
Очень нужно терпение и усердие.
- С какими проблемами вам приходится
сталкиваться, выполняя ваше послушание?
- Проблемы две. Первое: быть крепким
нужно звонарю, чтоб он не на четвереньках забирался на
рабочее место. Второе и не менее важное - то, что верующим
должен быть звонарь. Случайные люди, бывает, придут
«отколотить» и уйти, но разве это звонари?.. В звоне – вера,
радость, настоящая жизнь.
- Вы пользовались каким-нибудь уставом,
чтобы выработать систему звонов, адаптированную к вашему
храму?
- Нет, не пользовался. Уставы прописывают
к службе, довольно продолжительный звон: 10 минут благовеста
и 10-15 трезвона. Я предпочитаю звонить короче: мой звон
укладывается ровно в 7 минут (и благовест, и трезвон). Нотка
в нотку. Получается недолго, красиво и людям приятно.
Здесь Аким Филиппович уже задает мне
вопрос сам.
- А как Вы звоните? Просто тренькаете…или
по нотам звоните? Вот как у меня – до, ре, ми, фа, соль, ля,
си….И два баса…
Наступает пауза. На моем лице некоторое
изумление и недоумение (Дело в том, что такие гармонические
«по нотам» подборы характерны скорее для Запада, когда
количество колоколов может охватывать несколько октав, и
каждый колокол соответствует определенной ноте. У нас в
России такие можно встретить лишь на курантах или карильонах
- в Новосибирске их нет. На звонницах наших храмов колокола
подобраны по созвучности между собой).
- Вот веревки от колоколов, – продолжает
Аким Филиппович, - у меня расположены по порядку: по
возрастающей степени – от низких к высоким по звучанию, от
больших к меньшим по размеру. По нотам, в общем.
- Теперь понятно, - спохватываюсь я, -
да, так удобнее, порядка больше.
–Удобнее звонить, когда они все у тебя
под рукой, удобнее и звон записать. Я вот составил свой звон
и записал. Там все по ноткам, по времени рассчитано.
Приближалось время вечерней службы.
Сегодня всенощное бдение, память Святого благоверного князя
Александра Невского. Вот звон поплыл над городом… Кто-то
остановился, смотрит на колокольню, слушает… Может, сегодня
на одного человека в храме будет больше?
Собственно, имеет ли вообще значение –
«быть ученым» или «самому дойти»?.. Может быть, важнее –
любить то, что ты делаешь и вкладывать в это дело всю душу?
Анастасия ДРОЗДОВА
Фото автора
|