Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона
Архиепископа Новосибирского и Бердского

 ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО


 

Православные врачи объединились

В конце сентября в Белгороде прошел Первый съезд православных врачей России, организованный Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, Белгородской епархией, администрацией Белгородской области, обществами православных врачей Москвы и Санкт-Петербурга. Огромную роль в инициировании проведения съезда сыграли известные отечественные врачи и ученые – главный терапевт Российской Федерации, академик РАМН А.Г. Чучалин и профессор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, председатель Московского общества православных врачей А.В. Недоступ.

Делегатами форума стали 87 человек от 52 территорий РФ - представители как врачебного сообщества, так и духовенства, работающего во взаимодействии с медиками. От иерархов Русской Православной Церкви на съезде присутствовали член Священного Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению митрополит Воронежский Сергий, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Кроме того, среди делегатов были известные врачи в священном сане: иеромонах Анатолий (Берестов), протоиерей Сергий Филимонов, протоиерей Алексий Бабурин, а также академики РАМН П.И. Сидоров, А.Г. Чучалин, О.П. Щепин, .

По благословению архиепископа Тихона, от Новосибирской епархии в форуме участвовали член Новосибирского общества православных врачей психиатр-эксперт О.А. Загребаев и бывший кардиолог, кандидат медицинских наук, диакон Николай Тетюцкий.

В первый день работы съезда были оглашены приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, губернатора Белгородской области Е.С. Савченко. В ходе пленарных заседаний были представлены 12 докладов, авторы которых – иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, деятели медицинской науки и труженики практического здравоохранения. Состоялся плодотворный и многополезный обмен мнениями.

Выступления, прозвучавшие на трех пленарных заседаниях, затрагивали разные вопросы. Среди них были и касающиеся внутренних проблем сегодняшней российской медицины, и способов взаимодействия лечебных учреждений с Русской Православной Церковью. Кроме того, на съезде обсуждалась демографическая ситуация в стране, религиозные и нравственные аспекты врачебного служения. Основной задачей мероприятия стало проведение Учредительной конференции Общества православных врачей России (ОПВР) имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Его председателем избран митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, а председателем Исполнительного комитета - профессор, д.м.н. А.В. Недоступ. Членами Исполкома ОПВР стали видные деятели медицинской науки и практического здравоохранения – академики РАМН П.И. Сидоров и А.Г. Чучалин, академик РАЕН А.А. Ярилин, профессора Н.А. Геппе, И.В. Силуянова, С.И. Воробьев, д.м.н. протоиерей Сергий Филимонов, д.м.н. иеромонах Анатолий (Берестов), к.м.н. Н.Г. Машукова и иеромонах Серафим (Кравченко).

Был также принят Устав ОПВР, избраны руководящие органы и утверждена эмблема ОПВР.

Уникальность этого съезда, по мнению архиепископа Белгородского и Старооскольсткого Иоанна, заключается в том, чтобы примирить науку и религию, помочь восстановить образ Божий в человеке и, главное, помочь науке и нравственности гармонично развиваться.

В беседе с представителями белгородских средств массовой информации старшая сестра Марфо-Мариинского сестричества при Марфо-Мариинском монастыре Белгорода Александра Михайловна Перькова сказала:

- Отличие православного врача от просто доктора заключается в том, что последний лечит только тело, а первый врачует душу и добивается лучших результатов. За одиннадцать лет работы я видела, как исцелялись безнадежные – с точки зрения обычных докторов – больные. А нужны-то им были всего лишь вера и поддержка.

 Завершила работу съезда пресс-конференция, в которой приняли участие митрополит Сергий, профессор А.В. Недоступ, начальник департамента здравоохранения и социальной защиты в ранге заместителя председателя правительства Белгородской области Н. Белоусов, академики А.Г. Чучалин и П.И. Сидоров, профессор И.В. Силуянова.

По словам Владыки Сергия, форум православных врачей - это естественный способ объединения разрозненных попыток создания подобных организаций, объединения усилий верующих врачей, которые предпринимались в последние годы на местах. На последних Рождественских чтениях было принято решение о проведении такого форума в Белгороде. И место это выбрано не случайно.

- Белгородская область - это регион, с которого следует брать пример всей России, поскольку здесь много делается для духовного обогащения людей, - сказал митрополит Сергий.

Другой участник пресс-конференции, директор Института пульмонологии Минздравсоцразвития РФ академик РАМН Александр Чучалин указал на высокий профессионализм, самоотдачу и бескорыстие медиков, объединившихся в Общество православных врачей России.

Как подчеркнул в своем выступлении руководитель Московского общества православных врачей Александр Недоступ, многое из современного опыта медицины и науки не согласуется с православными ценностями. Поэтому одна из задач ОПВР состоит в информировании врачебного сообщества и населения о существующих в отдельных областях медицины угрозах нравственности, в частности, это относится к проведению абортов, использованию биомедицинских технологий и т.д..

В заключительном слове митрополит Сергий отметил, что «активные, образованные миряне - это та движущая сила, которая может сохранять Церковь живой и насыщать ее новыми идеями. Вечную неизменную  евангельскую истину, которую принес Господь на землю, мы должны применять в контексте современной повседневной жизни, чтобы осуществлять в рамках традиции, в конструктивном взаимодействии с иерархией Русской Церкви православное свидетельство в секулярном обществе».

Кроме того, председатель ОПВР и глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению обратил внимание представителей Общества православных врачей на необходимость сотрудничества с органами здравоохранения на местах и региональными правительствами.

По своему юридическому статусу новообразованное общество является организацией светской, однако ни у кого из участников форума не возникло сомнения в том, что ОПВР должно находиться под контролем и покровительством Русской Православной Церкви и состоять из воцерковленных людей.

В рамках работы съезда его участники смогли приложиться к раке с мощами святителя Иоасафа Белгородского, а также побывать на знаменитом поле под Прохоровкой, где происходили решающие сражения Курской битвы во время Великой Отечественной войны. Владыка Ювеналий отслужил молебен в соборе во имя святых апостолов Петра и Павла поселка Прохоровка.

После закрытие Учредительной конференции, проходившей в Культурно-историческом центре музея-заповедника «Прохоровское поле», ее участники посетили Областную клиническую больницу имени святителя Иоасафа, епископа Белгородского.

 Православие.Ru,

Соб. инф.

Фото диакона Николая Тетюцкого


Программа Общества православных врачей России

«Попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном - исконно является заботой Церкви» («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»).

С позиций православного вероучения невозможно полноценное исцеление больного вне излечения всей тройственной природы человека - духовной, душевной и соматической. В связи с этим духовное врачевство издавна являлось неотъемлемой частью лечебного процесса. С другой стороны, хорошо известна роль Церкви в становлении института здравоохранения («монастырская медицина»), велико значение благотворительной деятельности Церкви в дальнейшем развитии медицины.

Однако по мере секуляризации общества роль Церкви в медицине стала все более умаляться. В настоящее время в России понимание болезни как следствия духовной поврежденности почти исчезло из сознания человека. С другой стороны, в советское время Церкви было запрещено осуществлять любую социально значимую деятельность в сфере охраны здоровья населения. С началом эпохи «реформ» российская медицина все больше становится полем рыночных, то есть товарно-денежных отношений с соответствующей спецификой межличностных, правовых и этических норм. Кроме того, в медицине, ввиду отсутствия представлений о необходимости соблюдения религиозных норм жизни (в частности, Божественной заповеди «не убий»), стали допустимы такие уродливые с точки зрения христианства явления, как проведение абортов, фетальная терапия, проведение экспериментов с эмбриональными стволовыми клетками и т.д.

Возникновение в России в середине 90-х годов прошлого столетия обществ православных врачей явилось реакцией на бедственное положение отечественной медицины. Повсеместному возникновению обществ православных врачей способствовали ежегодные встречи православных медиков в рамках медицинской секции «Рождественских образовательных чтений» и две представительные общероссийские конференции по вопросам медицины и религии, прошедшие в Москве (2004 год) и Санкт-Петербурге (2005 год) с участием зарубежным гостей. Деятельность обществ православных врачей стала фактом медицинской и религиозной жизни России.

К настоящему моменту очевидны целесообразность и возможность объединения региональных обществ православных врачей в Общероссийскую структуру, что получило благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Целью учреждаемого Общества православных врачей России является объединение существующих и вновь возникающих региональных обществ православных врачей в единую организацию, главным направлением деятельности которой будет являться привнесение христианских ценностей в российскую медицину и улучшение качества здоровья граждан Российской Федерации.

Основной задачей Общества является улучшение медицинской помощи населению России, основанное как на духовном врачевании, осуществляемом священнослужителями Русской Православной Церкви, так и на оказании членами региональных обществ посильной благотворительной (безвозмездной) профессиональной медицинской помощи, понимаемой православными врачами как служение страдающему человеку.

Большую роль в этом отношении должна сыграть организация больничных храмов, часовен, молитвенных комнат при стационарах, ведение просветительской (катехизической) работы с больными и медперсоналом (по их желанию), содействие организации православных сестричеств, курсов православных сестер милосердия.

Региональным обществам православных врачей следует осуществлять взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления, заключать там, где есть обоюдное стремление к такому взаимодействию, соглашения о сотрудничестве. Вместе с тем, важно сознавать, что общества православных врачей не могут ставить задачей создание некоей альтернативной медицины.

Следует особо подчеркнуть, что вся деятельность как Общества православных врачей России, так и региональных обществ врачей должна проходить при повседневном духовном руководстве со стороны Священноначалия Русской Православной Церкви, в тесном взаимодействии с ее каноническими подразделениями.

Важной задачей Общества православных врачей России является участие в решении важной государственной задачи по улучшению демографической ситуации в стране. Одним из главных направлений в решении этой задачи является борьба с абортами, борьба за создание полноценной семьи и здоровый образ жизни. Особую роль играет работа с лицами, страдающими социально значимыми заболеваниями, в возникновении которых играет большую роль духовная поврежденность (алкоголизм, наркомания, ВИЧ-инфицированность, игромания, киберозависимость и др.) путем создания душепопечительских центров, ведения просветительской работы в средствах массовой информации, среди пациентов лечебных учреждений, учащихся, прихожан и т.д.

Общество православных врачей России должно иметь активную гражданскую позицию, участвовать в выработке решений законодательных органов, органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам медицинской науки и практики.

Особое значение приобретает изучение Обществом тенденций развития современной биомедицинской этики и осмысление ее проблем в свете учения Православной Церкви, проведение консультаций по этим проблемам со Священноначалием Русской Православной Церкви, участие в обсуждении спорных вопросов в соответствующих инстанциях, средствах массовой информации, рекомендательные обращения в законодательные органы.

Члены обществ православных врачей должны стремиться к неуклонному совершенствованию своих знаний в области основ православного вероучения (индивидуальная работа, приглашение на заседания обществ священнослужителей, ученых-богословов и т.д.). С другой стороны, члены обществ должны участвовать в процессе повышения уровня медицинских знаний среди учащихся Духовных школ Русской Православной Церкви. Общество православных врачей России должно способствовать распространению представлений о христианском понимании медицинской проблематики (как научного, так и практического характера), - в первую очередь, через средства массовой информации.

Региональные общества православных врачей могут организовывать курсы повышения квалификации специалистов медицинских и смежных профессий в свете их христианской ориентации (например, курсы медицинской психологии).

Средства региональных обществ православных врачей, состоящие из членских взносов и благотворительных пожертвований, а также средств, вырученных за продажу просветительской литературы, издаваемой Обществом, могут быть употреблены только на реализацию уставной деятельности (на нужды Общества).


Диагностика – это не селекция

Церковно-общественный совет по биоэтике при Московской Патриархии выступил с резким заявлением по поводу набирающей обороты практики так называемой «пренатальной диагностики», состоящей в том, что при малейшем подозрении на заболевания нерожденного ребенка беременную женщину отправляют на аборт. Ниже приводится текст заявления.

«Одно из современных направлений педиатрии - пренатальная медицина рассматривает еще не рожденного ребенка как пациента и разрабатывает методы преодоления его возможных заболеваний. Задача пренатальной диагностики - выявить и определить недуг на ранних стадиях внутриутробного развития.

К сожалению, в последнее время эта задача решается не для того, чтобы определить необходимые меры для лечения, выявленные болезнью, обеспечить оптимальные медицинские условия для рождения ребенка, подготовить родителей к особому о нем попечению. Пренатальная диагностика начинает использоваться как метод получения информации о состоянии здоровья плода с целью прерывания беременности, то есть его уничтожения в случае обнаружения малейших подозрений на патологию. В связи с довольно низкой степенью достоверности методики нередки случаи врачебных ошибок, следствием которых являются психологические травмы, неблагоприятно влияющие на состояние здоровья матери и ребенка. Результатом пренатальной диагностики все чаще становится направление на аборт, часто сопровождаемое психологическим давлением и даже принуждением со стороны врача, что вряд ли может считаться оправданным с точки зрения профессиональной врачебной этики. Причем от беременной нередко скрывается, что конечной целью пренатальной диагностики будет направление на аборт.

С точки зрения религии аборт абсолютно неприемлем, так как является уничтожением человеческой жизни, которая начинается с момента зачатия. Библейская заповедь «не убий» не содержит никаких оговорок или дополнительных условий, касающихся здоровья плода. Христианская мораль защищает право на жизнь и заботу о каждом человеке, независимо от возраста или наличия у него заболеваний. Социальная концепция Русской Православной Церкви (Глава XII. 5) осуждает пренатальную диагностику в случае, если предполагается убийство нерожденного ребенка. Медицина не должна бороться с болезнями путем убийства больных. Этот моральный принцип, как известно, отвергает лишь фашистская идеология, отрицая права «вырождающейся жизни», требуя ее уничтожения и проповедуя «искусственный отбор» по критерию естественного здоровья.

Медицина, осуществляющая «селекционные» программы, утрачивает свое предназначение. Цель медицины - лечить заболевания. Цель профилактики - предотвращать заболевания. Но эти цели не должны достигаться любой ценой. Уничтожение больных, в том числе имеющих генетическую патологию, не должно рассматриваться как мера, предупреждающая возникновение болезней и улучшающая физическое здоровье населения.

Церковно-общественный совет (ЦОС) по биомедицинской этике предостерегает коллег от применения пренатальной диагностики с неправильно понятыми профилактическими задачами в целях прерывания беременности. Мы напоминаем коллегам о праве родителей отказаться от процедуры пренатальной диагностики и о незаконности принудительного пренатального обследования».

Православие.Ru


О противопоставлении науки и религии

В том, что религия и наука антиподы, у нас убеждена значительная часть общества. Считается, что научные открытия безусловно утверждают атеистическую картину мира. В известном письме десяти академиков против «клерикализации российского общества» указывается на недопустимость «подмены знаний, накопленных наукой, верою».

Но на чем основано представление об антагонизме науки и религии? Обратимся к истории. До XIX века таких представлений не было. Хрестоматийные примеры Бруно и Галилея не годятся - оба они не были атеистами. Инквизиция преследовала их не за атеизм, а за якобы содержащуюся в их работах ересь. Другими словами, гонители и гонимые по-разному понимали религиозные постулаты. Вообще, преследование ученых инквизицией имеет в истории взаимоотношений науки и религии довольно частный характер. (Кстати, в атеистическом СССР ученых преследовали не меньше, но антагонизма науки и власти не было.) Далее, ниспровергатель геоцентрической системы мира Коперник большую часть своей сознательной жизни состоял каноником католического костела. Великий физик Ньютон занимался также и теологией. Этот список можно продолжать. Правда состоит в том, и почему-то сейчас об этом мало вспоминают, что до XIX века атеистов среди ученых было очень мало, почти не было. Вот обычный ход мыслей ученого того времени: в открытых законах природы проявляется замысел Создателя, а наука есть способ это увидеть. Как писал Галилей, «в действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах Писания».

В XlХ веке, действительно, стало казаться, что научные открытия противоречат религиозной картине мира. Объем полученных знаний стал настолько большим, и их совокупность объединилась в столь стройную систему, что это подвигло известного астронома, математика и физика Лапласа сказать Наполеону знаменитую фразу: «В гипотезе о Боге я не нуждаюсь» (тогда это звучало как вызов).

Но главным образом в спорах о картине мира копья до сих пор ломаются вокруг теории эволюции Дарвина. Правдой же является то, что на самом деле религиозных основ теория Дарвина не потрясла. «Дарвинизм, правильно понятый, имеет громадное научное значение при решении вопросов о взаимоотношении организмов» - это фраза из православного богословского энциклопедического словаря XIX века. Но идея противопоставления науки и религии тогда была с энтузиазмом воспринята определенной частью общества, в первую очередь, марксистами, анархистами, нигилистами и пр. Наверное, их имел в виду Федор Достоевский, когда вложил в уста одного из своих героев слова: «У них наука, а в науке лишь то, что подвержено чувствам. Мир же духовный, высшая половина существа человеческого, отвергнута вовсе, изгнана с некоторым торжеством, даже с ненавистью». Из приведенной цитаты следует, что наш великий соотечественник понимал, что наука и религия относятся к разным сферам человеческой жизни - физической и духовной. Они могут соприкасаться, но никак не противостоять друг другу. Об этом писал Альберт Эйнштейн в 1941 году в своей известной статье «Наука, философия, религия». Допустим, рассуждал великий физик, ученый понял, что в природе существует какой-то физический закон. Описание этого закона для себя и для остальных людей - это сфера науки. Но что значит «он понял»? Здесь сразу появляются вопросы, что такое человеческое сознание, что такое личность и т.д. А это все вопросы религизно-философские. «Наука без религии хрома, а религия без науки слепа», - заключает Эйнштейн.

Несмотря на распространившиеся тогда в обществе атеистические настроения, целый ряд блистательных физиков ХIX и ХХ столетий, чьи имена попали в учебники, оставались людьми верующими. Среди них Фарадей, Ампер, Томсон, Рэлей, Комптон, Рейнольдс, Гейзенберг и другие. Томсон (открыл электрон) говорил: «Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии». Гейзенберг (один из создателей квантовой механики): «Первые глотки из сосуда Знания делают вас атеистом. Но на дне сocyдa вас ожидает Бог». Верующими были и другие ученые. Луи Пастер, отец современной микробиологии и иммунологии, говорил: «Я много изучал и потому верую, как простой крестьянин. Если бы я сделался еще ученее, то моя вера стала бы так же глубока и пламенна, как вера простой женщины-крестьянки».

Все эти корифеи мировой науки, наверное, сильно бы удивились, если бы им кто-то сказал, что их вера подменяет им научные знания.

Среди сегодняшних моих коллег - ученых из стран Запада - есть такие, кто не садится у себя дома обедать без молитвы. Наблюдая это, думаешь, что у нас, в постсоветской России, такого бы не поняли.

Ученых-атеистов сейчас большинство, особенно в нашей стране. Но вряд ли кто станет утверждать, что ученый атеист ХXI века по своим профессиональным качествам лучше своего верующего собрата из века XVIII. И причина абсурдности такого сравнения простая: наука и религия относятся к разным сферам жизни человека и общества и поэтому в противоречии в принципе находиться не могут.

Существующий якобы антагонизм науки и религии - один из мифов советской идеологии. Создание этого мифа органически вписывалось в борьбу в СССР против религии, за монополию КПСС в идеологической сфере. В основе этого мифа - искажение истории науки, замалчивание позиции многих признанных ее корифеев, непонимание истинной сути, значения и функции религии. А также и догматически понимаемый постулат о материалистической сути мира. Вечный спор между материализмом и идеализмом доступными нам средствами решен быть не может - это признавали даже марксисты. И выбор того или иного видения - действительно вопрос веры. И такой выбор человека надо уважать независимо от того, в чью пользу он сделан. Тем более в стране, в которой права и свободы человека являются высшей ценностью (это из Конституции).

Стремление Церкви заявить сейчас о себе в обществе обусловлено ее востребованностью у людей. Общественное значение Церкви состоит, прежде всего, в нравственном воспитании и совершенствовании человека. Такую ее роль можно только поощрять. И такой «клерикализации» бояться не надо.

Что же касается поднятых в упомянутом письме конкретных вопросов - преподавания религиозных предметов в школе и введения специальности «теология» в перечень ВАК - их можно и нужно серьезно обсуждать. Но только избавивши предмет обсуждения от догматических наслоений и идеологических штампов.

Сергей ДЗЮБА,

доктор физико-математических наук, профессор

(«Наука в Сибири», № 34 (6 сентября 2007 г.), стр. 14)


Богословие обогащает палитру университетского образования

12 октября этого года Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет в РИА «Новости» провел пресс-конференция на тему «Теология в светских государствах Европы – информация из первых рук». В ней приняли участие представители Германии, Ирландии, Болгарии, которые рассказали о статусе светского и духовного теологического образования в этих странах. Кроме того, в разговоре участвовали также С.Г. Зубанова, доктор исторических наук, профессор кафедры теологии РГСУ и И.П. Рязанцев, доктор экономических наук, декан социологического факультета ПСТГУ, заместитель декана социологического факультета МГУ. Вел пресс-конференцию Владимир Легойда, кандидат политических наук, заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО(У) МИД РФ, главный редактор журнала «Фома».

С самого начала был затронут вопрос о якобы ненаучности богословия, к чему апеллируют авторы «письма десяти».

- Трудно поверить, что такое письмо написали ученые, - заметил профессор Вальтер Ойлер, директора Института изучения наследия Николая Кузанского (город Трир, Германия). По его словам, никакого противоречия между догматичностью теологии и ее научностью нет. Ученые-теологи используют сугубо научные методы исследования, они открыты для дискуссии с верующими и неверующими.

В связи с этим уместно рассмотреть вопрос о признании дипломов и научных степеней, присваиваемых выпускникам духовных школ. В России государство не признает эти дипломы, то есть семинарист, проучившийся пять лет, по нашим законам – это человек без высшего образования. А вот в Германии духовные школы приравниваются к светским вузам – их выпускники получают такие же дипломы, как и выпускники светских теологических факультетов. Как сообщает профессор К.-Х. Фельми (Германия), пастыри со степенью кандидата или доктора теологии могут преподавать в светских высших учебных заведениях, и их дипломы котируются наряду с дипломами светских университетов.

С другой стороны, после окончания светского теологического факультета можно получить сан. Например, в Болгарии теологический факультет Софийского университета выполняет ту же роль, что и духовные семинарии и академии в России – то есть готовит священнослужителей.

Должны существовать разные формы присутствия теологии в системе высшего образования, считает профессор Брендан Лихи, профессор теологии (колледж святого Патрика, Мэйнут (Национальный университет Ирландии, Мэйнут): факультеты в университетах, межфакультетские и межуниверситетские кафедры, отдельные институты.

- Богословие нельзя прогнать из государственных или частных университетов. Церковь и верующие являются частью общества, и богословие может только обогатить палитру университетского академического образования, - заключил Ангел Николов, профессор факультета истории Софийского университета.

Православие.Ru


Ученые ответили академикам

В начале ноября группа представителей Российской академии наук выступила с открытым письмом, выразив несогласие со своими коллегами - авторами «письма десяти», обеспокоенными активной ролью Церкви в общественной жизни России.

«Названное письмо не выражает мнения всех членов Российской академии наук. Предмет письма не имеет отношения к профессиональной специализации его авторов, как и к тем областям научного знания, где они являются признанными авторитетами», - говорится в новом обращении ученых, поступившем в «Интерфакс».

По мнению авторов документа, «недовольство по поводу «активного проникновения» Русской Православной Церкви во «все сферы общественной жизни» выглядит малообоснованным, учитывая обусловленность такой возможности свободой вероисповедания, гарантированной Конституцией».

Ссылаясь на Основной закон страны, представители академии наук подчеркивают, что изучение религиозной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, при обеспечении добровольности выбора такого учебного курса, не нарушает принципа светскости государства и светского характера образования.

При этом ученые напоминают, что в государственных и муниципальных общеобразовательных школах многих западноевропейских стран преподаются предметы религиозного образования, а в некоторых государствах, например, в Германии, в государственных школах преподается обязательный учебный курс Закона Божия.

«Обучающимся предоставляется возможность выбрать между таким курсом определенной конфессии, либо альтернативным курсом нерелигиозной этики. Никаких отдельных учебных религиоведческих курсов «религий мира» в большинстве европейских стран в школах не преподается», - отмечают авторы письма.

Не противоречило бы закону, по их мнению, введение специальности «теология» в государственный реестр специальностей. Как пишут академики, целый ряд гуманитарных наук «отнюдь не оперирует одними лишь фактами и доказательствами», и в этом смысле культурология, философия и религиоведение находятся в таком же положении, как теология.

«Присуждение теологам ученых степеней государственными университетами (с выдачей диплома государственного образца) или равноценное признание государством таких ученых степеней - обычная практика почти всех европейских и других стран мира (Германия, Франция, Швейцария, Испания и др.)», - подчеркивают ученые.

Столь же сомнительны, по их мнению, претензии по поводу присутствия священнослужителей в армии: «институт военных капелланов имеется в вооруженных силах большинства стран мира, никакой «клерикализации» или антиконституционности в этом нет».

В заключение авторы документа выражают сожаление по поводу того, что «Российскую академию наук начинают втягивать в антирелигиозные баталии и использовать ее авторитет для достижения каких-то частных идеологических целей».

Обращение подписали академики Георгий Заварзин, Тимур Энеев, Георгий Голицын, членкоры РАН Геннадий Мальцев и Федор Кузнецов.

Православие.Ru



Яндекс.Метрика

На главную страницу