Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
МОЛОДЕЖНЫЕ СТРАНИЦЫ
«РАДОНЕЖ» - ОТ СЛОВА РАДОСТЬ |
Проведение молодежного сезона в лагере «Радонеж» уже давно стало доброй традицией для православной молодежи нашей епархии. Каждое лето мы стремимся сюда, чтобы вместе поработать, обменяться новыми идеями, опытом, узнать что-то новое для себя о православной вере. Но, кроме того, у нас есть не менее важные цели: обрести близких по духу друзей и вновь встретиться с теми, кто полюбился за эти четыре года. Чтобы связь не стала поверхностным общением, для нас важно соединиться друг с
другом духовно – через соборную молитву и причащение Святых Христовых Таин. Четыре сезона в «Радонеже» не были похожи один на другой. Ведь приезжало разное число участников, был выполнен разный объем работы. Большую роль играла и погода. Нельзя сказать, что какая-то смена была просто великолепной, а другая нет. Для наглядности я решила составить, опираясь на проверенные данные и воспоминания участников, эту сравнительную таблицу. 2 2003 год Этот сезон был первым. Почти все приехавшие в
«Радонеж» видели друг друга впервые. Лишь немногие были знакомы со съезда Православной молодежи Новосибирской епархии 2002 года либо встречались в храмах или приходах города. Знакомиться начали постепенно – сначала с соседями по комнате, потом с теми, кто сидит рядом за столом в трапезной, кто работает на соседнем участке и кто вечером, после молитвенного правила, пришел погреться у костра. На это хватило двух дней, а потом уже началось полноценное общение дружной компанией. Помимо этого, у ребят была возможность задать свой вопрос архиепископу
Новосибирскому и Бердскому Тихону, а также побеседовать с протоиереем Павлом Патриным. В конце смены к нам в гости приехали представители политической партии «За Русь святую». 2004 год На второй сезон собралось больше участников – среди молодежи новости распространяются довольно быстро. Многие ребята, которые работали и отдыхали здесь в прошлом году, поделились радостью с друзьями и пригласили их в «Радонеж». Программа была более насыщенной – духовник лагеря, руководитель епархиального Отдела по духовному окормлению молодежи священник
Андрей Ромашко пригласил для беседы с нами архиепископа Тихона, преподавателя НСМПБИ Александра Борисовича Пивоварова, кандидата философских наук, ведущего молодежных встреч в СГУПСе диакона Сергия Флаха. Особенно радостно, что в лагере состоялось и культурное мероприятие – выступление православного инструментального ансамбля «Родники». После того как ребята исполнили задуманную программу, начался концерт по заявкам слушателей. После вечерней молитвы общение с музыкантами продолжилось у костра. Кроме того, сезон был на несколько дней длиннее, и поэтому
осталось больше времени для общения. 2005 год Конечно же, в этот раз в лагере народу было еще больше. А значит, прибавилось и рабочих рук, которых постоянно не хватает. Третий сезон особенно запомнился тем, что, казалось, работа никогда не закончится. Самый интенсивный труд начался в последние два дня сезона – за это время было выполнено столько, сколько при нормальном режиме делается за неделю. Но особо никто не жаловался, все вернулись отдохнувшие и довольные. 2006 год Этот лагерь отличается продуманным сочетанием
интенсивной работы и разнообразием видов отдыха. Особенно популярен волейбол – теперь на поле приходят не только сами команды, но и болельщики. Одну из верхних строк рейтинга популярности продолжает удерживать бадминтон. Из новинок сезона – лапта и футбол. Но вообще-то, все участники «Радонежа» единогласно признали, что лучшим мероприятием сезона была интеллектуальная игра, организованная активистами лагеря Витей Шматовым и Лешей Морозовым. Подобные викторины ребята организовывали на молодежных встречах в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска, где
они пользовались не меньшей популярностью. А теперь о том, что думают обо все этом старожилы лагеря: Евгений МИРОШНИЧЕНКО: – За четыре года произошло много перемен. Что было хорошим в этом году, так это дисциплина. Видимо, проснулись у ребят чувство ответственности и желание работать. И особенно радостно, что приехало очень много интересной молодежи. Но вот прошлые годы, как символ дружбы и сплоченности, в лагере горел неугасающий костер, а сейчас он периодически гаснет, и некому его разжечь… Конечно, жаль, что было мало гостей.
Очень хотелось бы пообщаться с протоиереями Борисом Пивоваровым, Валентином Бирюковым, Димитрием Сальниковым, Александром Реморовым и священником Димитрием Долгушиным. Ну и, конечно, если это возможно, пригласить в гости настоятеля храма во имя святой мученицы Татианы при МГУ протоиерея Максима Козлова и диакона Андрея Кураева, а также познакомиться с работой молодежных отделов других епархий. Марьяна ЛУЙК: – Все мое детство прошло в оздоровительных лагерях, поэтому, когда я узнала, что в епархии есть молодежный лагерь, сразу собралась и
поехала. Но без энтузиазма, всего на три дня, а осталась на весь сезон. Думала, что встречу здесь людей недалеких, но оказалось, что православные ребята очень интересные и талантливые. Этот год отличается дефицитом встреч и лекций. Замечательно, что мы смогли задать свои вопросы архиепископу Тихону; хотелось бы еще пригласить в гости настоятеля собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерея Александра Новопашина, диакона Сергия Флаха (монаха Платона), матушку Наталью Соколову, – маму епископа Сергия и православную
писательницу. Виталий ЕРЛИН: – Я приезжаю в лагерь из Горно-Алтайска. В первый год меня пригласил сюда друг, а сейчас уже много друзей и в Новосибирске, ведь лагерь «Радонеж» – прекрасное место для общения. В нашем городе молодежное движение не развито, но недавно решили создать миссионерский кружок для молодежи, думаю, получится. Хочу пожелать, чтобы следующие сезоны в лагере были более дружными. Сплачивает же людей не только совместная работа, но и отдых. А также лекции и беседы с интересными людьми Новосибирской епархии – Владыкой
Тихоном, священниками и преподавателями Богословского института. Алексей ГУСАЧЕНКО: – В лагере для меня главное мероприятие – это молитва. В этом году здесь много толковых молодых людей, но хотелось бы услышать ответы на интересующие нас вопросы от архиепископа Тихона, встретиться со священниками, диаконом Сергием Флахом (монахом Платоном). Неплохо было бы создать в лагере несколько образовательных секций по богословию, Закону Божию, церковному пению и церковнославянскому языку. А также выработать традиции, которые бы сплачивали молодежь.
Например, после вечерней молитвы вставать в круг и просить друг у друга прощения. У костра можно читать жития святых. Людмила ОШЕ: – В лагере больше всего ценю драгоценные минуты общения, работу, свободное время и беседы у костра. Интересны лекции по церковно-славянскому языку. Очень рекомендую ввести двухчасовой сон-час после обеда. О том, как незаметно проходит ночь Ночная жизнь нашего лагеря – это отдельная тема… За четыре года она практически не изменилась. Хотелось бы увидеть человека, который хотя бы раз за
смену лег спать раньше четырех утра. Каждую ночь большинство, вооружившись фонариками, отправляется в ночной дозор. Другие участники лагеря огромными компаниями собираются в тесных комнатах, где происходят бурная полемика, импровизированная трапеза и пение. Вообще, пению отводится особое место в разнообразном ночном отдыхе, оно оставляет далеко позади валяние на кровати, купание и игры. Его можно услышать в коридорах и комнатах жилого корпуса, в лесу – по дороге на берег, непосредственно на берегу Бердского залива. Но все же из года в год центром
музыкальной жизни остается знаменитый лагерный костер. Здесь собираются лучшие певцы и гитаристы сезона, звучат многолетние хиты и новинки. Кроме того, у костра тепло и стоят лавочки. Поэтому не удивительно, что большая часть молодежи ночью приходит именно сюда, где, кроме концертов, которые дают местные знаменитости, проходят и беседы с духовником лагеря отцом Андреем Ромашко. И каждую ночь репертуар концертов новый, а тема для разговоров – другая. О том, какая бывает работа Во время молодежного сезона она, как правило, бывает двух
видов. Большинство участников лагеря заняты благоустройством территории. Парни почти все эти годы валят деревья, рубят ветки, пилят стволы и корчуют пни. Кроме того, одно время они красили забор, что-то ремонтировали, копали канаву и кололи дрова. Девочки на соседнем поле ликвидировали необъятные заросли малины, репейника и других сорняков. Когда с этим было покончено, им поручили обдирать старую краску с одного из деревянных корпусов лагеря. В основном же они заняты на другом поприще. Поскольку лагерь молодежный, здесь нет ни воспитателей,
ни каких-либо других работников. А это значит, что готовить завтраки, обеды и ужины, накрывать на стол, мыть посуду, убирать в корпусах и подметать территорию нужно самим. Поскольку работы эти, в основном, женские, их и выполняют представительницы прекрасной половины населения «Радонежа». С каждым годом сложность и объем работ возрастает. Но ребята справляются, и при умелой организации успевают даже выкроить время на отдых (см. таблицу).
Ответы архипастыря «Вера – от слышания…» Молодежный сезон в «Радонеже»
архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон посещает почти каждый год. И каждый год участники лагеря задают ему все больше и больше вопросов. В этот раз Владыка беседовал с молодежью четыре часа и ответил на многие вопросы. Сегодня мы публикуем некоторые из них. – Каковы границы вмешательства Церкви в общественную и политическую жизнь? – Государственная власть (я не говорю государство, потому что государство – это мы все) – и политики, и общественные деятели имеют одну аудиторию – народ. Поэтому у них должна быть своя задача, у нас –
своя. Поскольку в мире живет зло, ему подвержены многие люди, особенно те, кто стремится к богатству, к власти над другими людьми, над их душами и умами. Мы знаем таких правителей, как Александр Невский, Владимир Великий, Константин Великий, которые несли народу благо. Власть – это рука, протянутая к народу с благодеяниями. Но есть и другие властители, придерживающиеся иных жизненных принципов. Они стараются все извлечь из народа. Конечно же, они обмануты диаволом. Поэтому Церковь несет обществу свои, духовные ценности. Она считает, что все проблемы от
того, что душа человека больна, больна грехом. Надо исцелить болезнь души, тогда проблемы решатся – и духовные, и материальные. Политики же берутся за решение материальных проблем и пытаются оттеснить Церковь от общественной жизни, на что мы никогда не согласимся. И все равно будем говорить, что Христос нас послал благовестить о Царствии Божием. Люди, которые ищут Небесное Царство, должны услышать слово о нем. Потому что вера – от слышания, так говорит нам Священное Писание. –
Каким образом Церковь вырабатывает свою позицию в отношении тех или иных законов, решении, ситуаций, не имеющих особой важности? – Есть у нас в Москве Священноначалие – умные люди, члены Синода, которые являются советниками Патриарха. Они вовремя реагируют на возникающие спорные ситуации, потому что знают, что подобные проблемы когда-нибудь возникнут и у нас в провинции. Они и вырабатывают церковную позицию. Уже опубликованы Основы социальной концепции Церкви, где сказано, как нужно относиться к иным исповеданиям, к различным политическим
мероприятиям и так далее. Сейчас вырабатывается отношение Церкви к глобализму, этому «коммунизму», который будет строиться уже по всему миру, когда все государства будут объединяться. Европейские государства уже сегодня с единой валютой, шенгенская виза у них – словом, близко все соединили. Вы знаете, что Россия сотрудничает с Тихоокеанским и азиатским регионами. Поэтому, естественно, Церковь должна своим чадам сказать, есть ли в этом процессе глобализации что-то неоднозначное, все ли можно принять, существует ли здесь какая-то опасность для спасения
человеческой души. Или мы должны спокойно к нему относиться, но знать, что вот через это преступать нельзя, это не наше. Когда народ говорит о чем-то, конечно, Священноначалие прислушивается к нему, потому что полнота Церкви – это епископат, священство – и миряне. Есть даже пословица: «глас народа – глас Божий». Но это не значит, что народ должен руководить Церковью. Как епископ, я давал перед Патриархом клятву, в которой есть такие слова: «Если даже я буду тесним от множества народа, народ мне скажет: прими другие догматы, кроме тех, которые
определены отцами Семи Вселенских Соборов, я не имею права это сделать». Хотя бы вся паства собралась и сказала: давайте примем вот эти новые догматы. Кстати, такое было в начале прошлого века на Афоне – когда монахи придумали новые догмы об имени Божием, доказывая, что имя Божие – это есть Бог. И как догмат это должна была принять вся Церковь. В результате, всех русских монахов оттуда выслали. Раньше на Афоне было 80 русских монастырей, а сегодня остался один Пантелеимонов. Пять тысяч монахов русских проживало… И одним ложным догматом загубили все
русское монашество на Афоне. Поэтому епископ и дает клятву, что, кроме догматов, определенных Семью Вселенскими Соборами, мы ничего не принимаем. Все богословские вопросы разрешены святыми отцами на этих Семи Вселенских Соборах. И мы православными людьми именуемся только потому, что признаем их решения. (Продолжение следует)
|