Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Дни празднования и памяти святых

30 августа/12 сентября – Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского;
Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского

* * *

4/17 сентября – Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина»

* * *

7/20 сентября – Преподобного Макария Оптинского

* * *

16/29 сентября – Святителя Киприана, всея России чудотворца (600-летие со дня преставления)

* * *

23 сентября/6 октября -– Прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского

* * *

26 сентября/9 октября – Апостола и евангелиста Иоанна Богослова

* * *

1/14 октября – Люблинской, Псково-Покровской, Касперовской, Браиловской, Гербовецкой и Барской икон Божией Матери

5/18 октября – Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев

* * *

6/19 октября – Апостола Фомы

* * *

9/22 октября – Память святых отцов VII Вселенского Собора (787 г.)

* * *

11\24 октября – Собор преподобных Оптинских старцев

* * *

13/26 октября – Иверской иконы Божией Матери

* * *
15/28 октября – Димитриевская родительская суббота;

Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

* * *

18\31 октября – Апостола и евангелиста Луки

29 августа / 11 сентября

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Святой Иоанн Предтеча, предваривший Спасителя своим рождением и проповедью, предварил и добровольные Его страдания, смерть и сошествие во ад своими страданиями, смертью и сошествием во ад для проповеди содержащимся во аде душам праотцев о явлении в мир ожидаемого Мессии. Христос пострадал за грехи человеческие; так Предтеча Его, по беззаконию Иродову, предварил Спасителя своею мученической кончиной.
После Крещения Господня святой Иоанн Предтеча был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником Галилеи. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что он, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа.

В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать ей все, что она только пожелает. Саломия, по совету своей злобной матери, попросила Ирода дать ей тотчас же на блюде главу Иоанна Крестителя. Имея к нему великое уважение, Ирод опечалился, но ради клятвы, хотя и неправедной, и ради гостей своих не хотел отказать в безумном требовании. Отсеченную главу Иоанна Крестителя принесли на блюде и отдали девице, а она отдала ее своей матери. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую главу Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской. Святое тело Иоанна Крестителя погребли в Севастии, там, где была совершена казнь.

Суд Божий свершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя через реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что тело оказалось в воде, а голова - на поверхности. И, подобно тому, как некогда плясала по земле, теперь она, словно пляшущая, беспомощно перебирала ногами под водой, пока лед не перерезал ей шею. Тело ее не нашли, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Гая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а затем в Испанию. Там они и были погребены.

Святой Иоанн Предтеча, по словам Самого Господа, «бе светильник горя и светя» (Ин. 5, 35). Подобно ему, каждый православный христианин должен быть непрестанной жертвой любви к Богу и ближним, должен постоянно гореть и светить для славы Божией и блага ближним. Светильник, горя и светя, истощается; в подобном духовном горении и свечении заключается наша истинная жизнь и богоугодная жертва.

На примере клятвы, которой Ирод Антипа связал себя незаконно и, по ложному стыду, не смея ее нарушить, повелел обезглавить святого Иоанна Крестителя, Церковь внушает: «Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути» (Стихира на Господи воззвах). То есть, если поклялся, и оказалось, что исполнение клятвы противозаконно, то лучше нарушить, нежели исполнить беззаконную клятву.

В память усекновения главы Иоанна Предтечи Церковью установлен праздник и строгий пост - как выражение скорби о насильственной смерти великого Пророка. В этот день Церковь совершает поминовение воинов, на поле брани убиенных, установленное в 1769 году во время войны России с Турцией и Польшей.


8 / 21 сентября

Рождество Пресвятой Богородицы

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного падения, при которых восстание их казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы в годовом круге двунадесятых праздников является первым по времени и празднуется Святой Церковью как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, Которая была от века предназначена Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Родилась Божия Матерь в Палестине, в небольшом галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким и Анна. Иоаким происходил из рода пророка царя Давида, Анна – из рода первосвященника Аарона. Святые супруги оставались бездетными, так как святая Анна была бесплодна. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому праведные Иоаким и Анна безропотно терпели несправедливые поношения со стороны своих соотечественников, укорявших их тем, что Бог за грехи лишил их потомства.

Глубоко страдая от этого, они многие годы слезно молили Бога о даровании им ребенка и дали обет посвятить его Всевышнему. Господь, всегда слышащий молитвы, исполнил их упование, но не сразу, а тогда, когда святые супруги, достигнув преклонного возраста, приготовили себя добродетельной жизнью, постоянством в молитве и твердой надеждой на Бога к высокому званию быть родителями Пресвятой Богородицы, праотцами по плоти Спасителя. Посланный к Иоакиму и Анне Архангел Гавриил принес им радостную весть, что молитвы их услышаны и у них родится Дочь, через Которую будет даровано спасение всему миру. Святая Анна зачала и по исполнения срока родила Пресвятую Деву Марию, Своей чистотой и добродетелью превзошедшую не только всех людей, но и Ангелов, явившуюся живым храмом Божиим и, – как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, – «Небесной Дверью, вводящей Христа во вселенную, во спасение душ наших» (2 стихира на Господи, воззвах, глас 6).

Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени исполнения великих и утешительных обетований Божиих о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.


14 / 27 сентября

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня

Праздник Воздвижения Честнаго Креста соединяет в себе воспоминание о двух событиях: обретении Честнаго Креста при равноапостольном императоре Константине (306-337 г.г.) и возвращении его в Иерусалим при императоре Ираклии I (610-641)

Около двух веков великие христианские святыни – Голгофа и Честный Крест Господень – были сокрыты, а на месте распятия Господа нашего Иисуса Христа стоял языческий храм Венеры. Но Божественным Промыслом эти святыни были найдены и открыты для поклонения. Одержавший в трех войнах победу над врагами при помощи Господа, явившего на Небе Свое знамение – звездный Крест, святой Константин горячо возжелал отыскать подлинный Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. С этой целью он направил в город Иерусалим свою мать, святую царицу Елену, снабдив ее большими полномочиями, внушительными денежными средствами и письмом к Патриарху Макарию.

Долгое время поиски Креста Господня оставались безрезультатными. Наконец, иудеи указали царице на старого еврея по имени Иуда, который мог дать сведения о местонахождении святыни. Вначале он отказывался говорить о месте, где сокрыт Крест Христов, но, после того, как был посажен в глубокий ров, Иуда открыл царице тайну. Языческий храм Венеры, кощунственно построенный на месте Распятия, был снесен, и под землей обнаружилась пещера. В ней сохранились три креста, дощечка с подписью Пилата и гвозди. Какой из них был Крест Господень? Патриарх Макарий предложил возложить поочередно все три креста на покойника, которого в этот момент проносили мимо Голгофы. Когда Крест Господень был возложен на мертвеца, тот встал живым из гроба. Здесь же произошло еще одно чудо: тяжелобольная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу же получила исцеление. Таким образом, все убедились, что Крест Христов найден.

События эти вскоре стали известны многим. Крест был обретен перед Пасхой, и множество паломников собралось в тот год в Палестину. Улицы и площади Иерусалима были заполнены толпами народа, так что не было возможности приблизиться к Кресту или даже издали взглянуть на него. Патриарх Макарий вместе с духовенством взяли на руки Честный Крест и вынесли его на высокий холм. Несколько раз они поднимали (воздвигали) Древо Креста, чтобы народ мог увидеть его, а все люди взывали: «Господи, помилуй», и благоговейно ему покланялись.

Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм Воскресения Господня, под сводами которого оказались главные святыни — Голгофа и Гробница Христа. Древо Креста поставили в алтаре на Горнем месте.

В начале VII в. Иерусалим был захвачен персидским царем Хозроем II, который разбил греческое войско царя Фоки (602-610) и увез в Персию в числе трофеев Древо Креста. В это тяжелое для Византии время империей правил Ираклий I. Он наголову разбил войска царя Хозроя и Крест был возвращен в Палестину. Царь Ираклий на своих плечах пронес его от ворот Иерусалима до храма Воскресения. Из благоговения к великой святыне царь снял с себя корону и порфиру и шел по улицам Святого Града, одетый в рубище.
 


13 / 26 сентября

День памяти святителя Тихона, патриарха Московского

Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника. В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году – в Псковскую семинарию. Юноша был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, в 1884 году Василий поступил в Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1888 году в степени кандидата богословия. Затем он возвратился в Псков и три года преподавал в родной семинарии. 14 декабря 1891 года, после серьезных раздумий, он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского; на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и затем – в иеромонаха.

В 1892 году отца Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где он вскоре становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии.

Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем: плакали все – православные, униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину – православного архиерея. Только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы сопровождали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых и величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители – креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

Возглавляя, по возвращении из Америки, в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности. С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.

На открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. Это было время, когда всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба, когда смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, а страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков». Для подъема в народе религиозного чувства по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате, он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили дух святителя и были вынуждены выпустить Святейшего Патриарха Тихона, однако стали следить за каждым его шагом. Двенадцатого июня 1919 года и девятого декабря 1923 года были предприняты попытки убить святителя, и во время второго покушения мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Но, несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. В последний мучительный год своей жизни святитель Тихон, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. Двадцать третьего марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви в честь Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! – говорит в последней проповеди апостол Иоанн. – Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».

В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»

Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.


17 / 30 сентября

День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи горячей последовательницей учения Иисуса Христа, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам.

Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить девочек отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры-христианки не изменили своим убеждениям. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву языческим богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.

Разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумев от жестокости, Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.
Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные же муки. Огонь не причинил им вреда, и девочкам отсекли мечом голову.

Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли на сильнейшие душевные страдания от разлуки с замученными детьми. Она погребла их честные останки и два дня не отходила от могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, было тогда 12 лет, Надежде – 10, а младшей, Любови, – лишь 9 лет.


25 сентября / 8 октября
День памяти Преподобного Сергия Радонежского

В первой половине XIV века возникла знаменитая Троице-Сергиева Лавра. Основатель ее Преподобный Сергий (в миру Варфоломей) был сыном ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся ближе к Москве в селение Радонеж.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную премудрость. После этого чуда в юном Варфоломее еще более окрепло желание служить только Богу. Ему хотелось уединиться по примеру древних подвижников, но любовь к родителям удерживала его в родной семье.

Варфоломей был скромен, тих и молчалив, со всеми кроток и ласков, никогда не раздражался и обнаруживал совершенное повиновение родителям. Обыкновенно он вкушал только хлеб и воду, а в постные дни совершенно воздерживался от пищи. После смерти родителей Варфоломей предоставил наследство своему младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефаном поселился в 10 верстах от Радонежа, в глубоком лесу около речки Кончюры. Братья рубили лес, и своими руками построили келью и малую церковь. Эту церковь священник, посланный митрополитом Феогностом, освятил в честь Святой Троицы. Так возникла знаменитая обитель Преподобного Сергия.

Вскоре Стефан оставил своего брата и стал настоятелем Богоявленского монастыря в Москве и духовником великого князя. Варфоломей же, постриженный в монашестве с именем Сергий, около двух лет подвизался один в лесу. Нельзя и представить, сколько искушений перенес в это время юный монах, но терпение и молитва преодолели все трудности и диавольские напасти. Мимо келии Преподобного Сергия целыми стаями пробегали волки, приходили и медведи, но ни один из них не причинял ему вреда. Однажды святой пустынник дал хлеба пришедшему к его келье медведю, и с тех пор зверь стал постоянно навещать Преподобного, который делил с ним свой последний кусок хлеба.

Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространилась и привлекла к нему других иноков, желавших спасаться под его руководством. Они стали просить его принять сан священника и игумена. Сергий долгое время не соглашался, но, видя в их неотступной просьбе призвание свыше, сказал: «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню». Это было в 1354 году, когда святитель Алексей вступил на кафедру московского митрополита.

Жизнь и труды Преподобного Сергия в истории русского монашества имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общинножитием. Устроенная на новых началах обитель Святой Троицы сначала во всем терпела крайнюю скудость; ризы были из простой крашенины, священные сосуды были деревянные, в храме вместо свечей светила лучина, но подвижники горели усердием. Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию. В трудах и подвигах он шел первым, а братия следовала за ним.

Однажды в обители совсем истощился запас хлеба. Сам игумен, чтобы заработать несколько кусков, собственноручно построил сени в келье одного брата. Но в час крайней нужды, по молитвам братии неожиданно подавалась щедрая помощь. Через несколько лет после основания обители около нее стали селиться крестьяне. Невдалеке от нее шла большая дорога к Москве и на север, благодаря чему средства монастыря стали возрастать, и он, по примеру Киево-Печерской Лавры, стал щедро раздавать милостыню и принимать на свое попечение больных и странников.

Слух о святом Сергии достиг Константинополя, и патриарх Филофей прислал ему свое благословение и грамоту, которой утверждались новые порядки пустынного общинножития, заведенные основателем Свято-Троицкой обители. Митрополит Алексей любил Преподобного Сергия, как друга, поручал ему примирять враждовавших князей, возлагал на него важные полномочия и готовил себе в преемники. Но Сергий отказался от этого избрания.

Однажды митрополит Алексей хотел возложить на него золотой крест в награду за труды, но святой сказал: «От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете», – и решительно отклонил от себя эту почесть.

Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, чтил Преподобного Сергия, как отца, и просил у него благословения на борьбу с татарским ханом Мамаем. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», – сказал ему святой старец и дал в сподвижники двух своих иноков: Пересвета и Ослябю, которые пали героями в Куликовской битве.

Еще при жизни Преподобный Сергий Радонежский совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители. Через 30 лет после его блаженной кончины (25 сентября 1392 года) открылись его святые мощи.


1 / 14 октября
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Это чудное явление Матери Божией произошло в начале Х века, в период царствования императора Льва VI Философа (886-911 гг.), во время вторжения сарацин в пределы Византийской империи.

Первого октября во Влахернской церкви Константинополя, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (омофор) и часть пояса, во время Всенощного бдения, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, окруженную Ангелами, пророками и апостолами. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве. Потом, подойдя к Престолу, продолжила Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных».

Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. Видение прославлено было сперва молящимися в храме, потом во всем Константинополе. Жители Константинополя, услышав об этом утешительном знамении, исполнились радости и упования, что Господь по молитвам Пресвятой Богородицы избавит их от бед, нанесенных им вторжением сарацин в их империю. Вскоре враги были побеждены и прогнаны.

В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя». Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

 


 

 




Яндекс.Метрика

На главную страницу