Тема 3
ВОЗВРАЩЕНИЕ К
ЖИЗНИ
Ещё во времена земной жизни
Иисуса Христа проповедь
Евангелия — Благой Вести —
связывалась с покаянием. У
евангелиста Марка об этом
говорится в первой главе: «Пришёл
Иисус в Галилею, проповедуя
Евангелие Царствия Божия и говоря,
что исполнилось время и
приблизилось Царствие Божие:
покайтесь и веруйте в Евангелие» (от
Марка, гл. 1, стихи 14-15).
Как уже говорилось выше,
написанию известных Евангелий от
Матфея, от Марка, от Луки и от
Иоанна предшествовала устная
евангельская традиция, то есть
устная проповедь апостолов о
Христе, Его жизни, учении, чудесах.
Именно на проповедь Евангелия
послал Христос апостолов: «Идите
по всему миру и проповедуйте
Евангелие всей твари» (от Марка,
гл. 16, стих 15), «во всех народах» (от
Марка, гл. 13, стих 10). Проповедь
апостолов, то есть посланников
Иисуса Христа, привела, в
частности, к тому, что «многие
начали составлять повествования»
о Христе, как пишет в начале
своего Евангелия святой Лука.
Тогда рассудилось и самому Луке «по
тщательном исследовании всего
сначала, по порядку» написать
некоему Феофилу об основах
христианского учения, в котором
он уже был наставлен.
По некоторым, казалось бы,
частным обстоятельствам записали
свою проповедь Евангелия и другие
апостолы — Матфей, Марк и Иоанн.
Предполагается, что Евангелие от
Матфея было написано раньше всех
— в 50—60-е годы первого столетия
христианской эры. Евангелия от
Марка и Луки несколько позже, но
до разрушения Иерусалима, то есть
до 70 года. Евангелист Иоанн писал
свое Евангелие, будучи уже
глубоким старцем — в конце
первого столетия.
Эти четыре евангельских записи
сразу же стали широко
распространяться среди первых
христиан. Их всегда читали на
богослужебных собраниях.
Собирались же христиане не реже
раза в неделю — и обязательно в
ночь с субботы на Воскресенье,
когда они пели пасхальные
христианские песнопения, то есть
славили Воскресение Иисуса
Христа. Росло число христианских
общин, и каждой новой общине
требовался текст Евангелия —
этой радостной Вести о
Воскресении Христа.
В конце первого и во втором
столетии эти Евангелия уже
цитируют древнехристианские
писатели. Именно эти четыре
Евангелия имеют апостольский
авторитет: все христианские
общины признают, что они вышли из-под
пера учеников Иисуса Христа
Матфея и Иоанна — из числа 12-ти
ближайших апостолов, а также
Марка и Луки — из числа 70 других
посланников Христа. Другие записи
евангельской истории такого
авторитета в Церкви никогда не
имели, даже если им кем-то
приписывалось авторство
апостолов Христа, на пример Петра
или Фомы. Исследователям
древнехристианской письменности
известны многочисленные тексты с
изложением евангельских событий.
Некоторые из них были известны и
писателям Древней Церкви. Но
только четыре Евангелия получили
общецерковное признание.
Когда апостолы Иисуса Христа
проповедовали о Христе, то люди,
поверившие их проповеди,
спрашивали их: «А что нам делать?»
На это посланники Христа отвечали:
«Покайтесь!» (Книга Деяний Святых
Апостолов, гл. 2, стих 38). С призыва
к покаянию начинается Евангелие
от Марка. Что же такое покаяние?
Притча о блудном сыне
«У
некоторого человека было два сына;
и сказал младший из них отцу: отче!
Дай мне следующую мне часть
имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней
младший сын, собрав всё, пошёл в
дальнюю сторону и там
расточил имение своё, живя
распутно. Когда же он прожил всё,
настал великий голод в той стране,
и он начал нуждаться; и пошёл,
пристал к одному из жителей
страны той, а тот послал его на
поля свои пасти свиней; и он рад
был наполнить чрево свое рожками,
которые ели свиньи, но никто не
давал ему. Придя же в себя, сказал:
сколько наёмников у отца моего
избыточествуют хлебом, а я умираю
от голода: встану, пойду к отцу
моему и скажу ему: отче! я согрешил
против неба и пред тобою и уже
недостоин называться сыном твоим;
прими меня в число наёмников
твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И
когда он был ещё далеко, увидел
его отец и сжалился; и, побежав,
пал ему на шею и целовал его. Сын
же сказал ему: отче! я согрешил
против неба и пред тобою и уже
недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим:
принесите лучшую одежду и оденьте
его, и дайте перстень на руку его и
обувь на ноги; и приведите
откормленного теленка, и заколите;
станем есть и веселиться! ибо этот
сын мой был мёртв и ожил, пропадал
и нашёлся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и
возвращаясь, когда приблизился к
дому, услышал пение и ликование; и,
призвав одного из слуг, спросил:
что это такое? Он сказал ему: брат
твой пришел, и отец твой заколол
откормленного теленка, потому что
принял его здоровым. Он осердился
и не хотел войти. Отец же его,
выйдя, звал его. Но он сказал в
ответ отцу: вот, я столько лет
служу тебе и никогда не преступал
приказания твоего, но ты никогда
не дал мне и козленка, чтобы мне
повеселиться с друзьями моими; а
когда этот сын твой, расточивший
имение своё с блудницами, пришёл,
ты заколол для него откормленного
теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты
всегда со мною, и всё моё твое, а о
том надобно было радоваться и
веселиться, что брат твой сей был
мёртв и ожил, пропадал и нашелся».
Евангелие от Луки, глава 15, стихи
11-32.
Примечание. По
наследственному праву, того
времени младший сын по смерти
отца получал половину того, что
отходило в пользу старшего сына.
Просьба, младшего сына была очень
дерзкой, но любящий отец
удовлетворил ее.
Пасти свиней, по мнению иудеев,
было самым низким занятием, так
как свиньи считались нечистыми
животными.
Рожки — стручки одного из
растений в Палестине.
Перстень и обувь — знаки
свободного человека: рабы ходили
босыми.
Пересказ притчи о
блудном сыне
У некоторого человека было два
сына.
— Отец! — сказал младший сын. —
Отдай мне мою часть наследства.
Разделил отец свое имение. А
через несколько дней младший сын,
собрав всё, пошёл в дальнюю
сторону и промотал там свою долю в
распутной жизни. Вскоре в той
стороне настал великий голод и
младший сын оказался в великой
нужде. Тогда он нанялся к одному
из жителей той страны пасти
свиней. Сильно голодал младший
сын, так что рад бы наесться и той
пищи, которую ели свиньи, но никто
ему не давал. Наконец опомнился он,
пришел в себя и сказал:
— У моего отца и наёмники имеют
избыток в хлебе, а я здесь умираю
от голода! Пойду к отцу моему,
покаюсь, скажу ему: «Отец!
Согрешил я и против неба, и против
тебя. Понимаю, что недостоин
называться сыном твоим. Возьми
меня хотя бы в число наёмников
твоих!»
Решительно встал он и пошёл к
отцу своему. Тот увидел его ещё
издалека, побежал к сыну
навстречу, обнял его и стал
целовать его.
Сын говорит:
— Отец! Я согрешил и перед небом,
и перед тобой! Я недостоин
называться сыном твоим.
Отец же стал сразу отдавать
распоряжения своим слугам:
— Несите сюда лучшую одежду,
обуйте его и дайте перстень на
руку его! И скорее заколите
откормленного теленка, чтобы нам
устроить пир и веселье, потому что
сын мой был мёртв — и ожил,
пропадал — и нашёлся!
И началось веселье.
Старший же сын был на полевых
работах. Возвращаясь домой, он
услышал пение в доме и ликование.
Подозвав одного из слуг, он
спросил:
— Что это значит?
— Твой брат вернулся здоровым, и
поэтому отец твой велел заколоть
теленка.
Осердился старший сын, так что
не захотел даже войти в дом. Отец,
узнав об этом, выйдя из дома, стал
звать его. Но тот говорил в ответ:
— Столько лет я служу тебе и во
всём был тебе послушен. Но ты даже
козленка не дал мне зарезать,
чтобы я мог повеселиться со
своими друзьями. А когда этот сын
твой, промотавший свою долю,
возвратился, то ты и теленка
откормленного не пожалел для пира.
— Сын мой! — отвечал отец. — Ты
всегда со мной, и всё моё — твоё.
Теперь же время радоваться и
веселиться о том, что брат твой
был мёртв — и ожил, пропадал — и
нашелся.
Христос
рассказал житейскую историю о том,
как ушел из дома младший сын, в
праздности промотал наследство,
начал терпеть нужду и голод,
нанялся на низкую работу и едва не
умер от голода. Но, дойдя до
отчаянного положения, очнулся и
вдруг вспомнил отчий дом. В нём
совершился переворот, и он
решился возвратиться и даже
приготовил исповедь отцу. Но
встреча превзошла ожидание
блудного сына. Отец издали увидел
его, потому что ни на один день, ни
на один час не забывал о своем
сыне, сам выбежал ему навстречу и
не дал договорить исповеди,
возвратил ему все знаки сыновнего
достоинства и по случаю
возвращения домой своего
младшего сына устроил пир.
Страшная и горестная история.
Актуальная, наверное, для всех
времен и особенно для нынешнего
времени. Притча о покаянии и
всепрощающей отцовской любви.
Дважды в притче приводятся слова:
«Был мёртв — и ожил, пропадал — и
нашёлся!»
Что же такое покаяние? Нередко
покаяние отождествляют с
исповедью. Но это не совсем верно.
Слова, которые блудный сын
собирался говорить отцу и которые
успел сказать, — это его исповедь.
А покаяние — значит перемена,
изменение в лучшую сторону.
Греческое слово «метания», с
которого переведено славянское «покаяние»,
означает перемену ума, перемену
мыслей и чувств, обращение от
худшего к лучшему, то есть
нравственную перемену.
Евангельский призыв «Покайтесь!»
означает буквально: «Переменитесь!»
Покаяние не может быть
легковесным. Оно может быть
трудным, длительным, но не лживым.
Оно или есть, или его нет, как
возвращение блудного сына.
Покаялся — значит вернулся в
отчий дом, переменил жизнь, или,
как говорит Евангелие, «был мёртв
— и ожил», то есть возвратился к
жизни.
Вовремя опомнился блудный сын,
не погиб до конца и переменил свою
жизнь. Кто может изъяснить
радость отца?! Но вот — старший
сын. Он даже не говорит «брат мой»,
а говорит отцу «сын твой». Почему
же он не хочет разделить радости
отца? Почему вместо радости —
негодование? Можно вспомнить и
другие евангельские места: Иисус
Христос так милостиво принимал
обращающихся грешников, что иные
люди даже смущались этим. У них
было своё представление о
справедливости.
В Евангелии имеется целый ряд
свидетельств о том, что именно
через покаяние (перемену,
обращение, возвращение) наступала
радость. Ведь Евангелие —
Радостная Весть. Разве трудно
представить радость родителей,
когда в дом возвращается ребёнок,
который, казалось, уже
безвозвратно утрачен? Недаром
великие живописцы обращались к
этой евангельской притче. Можно
вспомнить хотя бы картину
Рембрандта «Возвращение блудного
сына».
Трудно понять эту притчу, если
смотреть на неё только со стороны
и думать, что с тобою этого
никогда не случится. Покаяние
человека всегда есть возвращение
в отчий дом, оно всегда радость,
ибо человек возвращается к жизни.
Тогда становится понятным и то,
что грех — это не просто
нарушение каких-то предписаний, а
разрыв жизненных связей, уход из
лучшей жизни в худшее состояние. А
покаяние — перемена к лучшей
жизни. И возвращение в отчий дом —
это общая радость.
Дорогой друг! Посмотри на
обложку этой книги, где
изображена картина Рембрандта, и
постарайся пересказать притчу о
блудном сыне.
Следующая тема >>>
|