Основное богословие
Введение.
Тема 1. Предмет и задачи
основного богословия.
Восстановление целостной
истины как главная задача основного богословия. Связь с естественными и
гуманитарными науками, с одной стороны, и с богословскими дисциплинами – с
другой. Обзор основных источников и пособий.
Раздел
I.
Сущность и возникновение
религии.
Тема 2. Сущность
религии.
Необходимость решения вопроса о сущности
религии. Этимология слова «религия», различные гипотезы: Цицерон, Арнобий, Лактанций, блаж. Августин,
современные концепции. Нерелигиозные и христианские концепции понимания сущности
религии. Проблема определения религии. Необходимые элементы религии: вера в
личностного Бога и в сверхчувственный мир, необходимость Откровения, вера в
бессмертие души, связь религии с нравственностью, необходимость Церкви и
религиозного культа. Священное. Отличие Церкви от тоталитарной
секты.
Виды религий: теизм, деизм и пантеизм;
монотеизм и политеизм, мировые и племенные религии,
язычество.
Контрольные
вопросы:
1. Можно ли дать определение религии?
2. Атеистическое определение религии, его недостатки.
3. Необходимые элементы религии.
4. Каковы отличия теизма от деизма и пантеизма? Можно ли считать деизм и пантеизм религиями?
5. В чем отличие религии от тоталитарной секты?
Литература
1. Баженов В.Б., протопресв. О религии... СПб., 1905.
2. Буткевич Т.И., прот. Религия, ее сущность и происхождение. Кн. 1-2 Харьков, 1902-1904.
3. Глаголев С., проф. Из чтений о религии. Религия как основа жизни. Религия в ее исторических формах. Св. Троице-Сергиева Лавра, 1905.
4. Иннокентий (Борисов), архиепископ. О религии вообще. О религии откровенной... СПб., б.г.
5. Кудрявцев-Платонов В.Д. Религия, ее сущность и происхождение. М., 1871.
Тема 3. Происхождение
религии.
Важность
правильного решения вопроса об изначальном характере религии. Критический обзор
различных атеистических теорий о происхождении религии: а) религия – вымысел
жрецов, б) страх как причина возникновения религии, в) евгемеризм (обожествление
великих людей), г) просветительская концепция (невежество как причина религии),
д) учение Фейербаха, е) марксистская концепция (классовые корни религии), ж)
анимистическая теория, з) теории об особом психическом органе религиозного
сознания (Якоби), и) фрейдизм. Христианское учение об изначальности религии в
человеческом роде. Прамонотеизм и возникновение политеизма в результате
грехопадения. Доказательства в пользу первоначальности монотеизма. Свидетельства современной науки (этнографии)
в пользу прамонотеистической концепции о происхождении
религии.
Контрольные
вопросы:
1. Почему вопрос о времени возникновения религии является столь принципиальным?
2. Сущность просветительской концепции происхождения религии, ее ошибочность.
3. Сущность марксистской концепции происхождения религии, ее ошибочность.
4. Какие можно привести доказательства в пользу православного учения о прамонотеизме как первоначальной форме религии?
Литература
1. Буткевич Т.И., прот. Религия, ее сущность и происхождение. В 2 кн. Харьков, 1902-1904.
2. Введенский А. Вера в Бога, ее происхождение и основание. М., 1891.
3. Введенский А. Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. М., 1902.
4. Глаголев С. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого. М., 1984.
5. Глаголев С. Очерки по истории религий, ч. 1. Сергиев Посад. Св. Троице-Сергиева Лавра, 1902.
6. Глаголев С. Прошлое человека. Сергиев Посад, 1917.
7. Глаголев С., проф. Из чтений о религии. Религия как основа жизни. Религия в ее исторических формах... Св. Троице-Сергиева Лавра, 1905.
8.
Израиль
(Лукин), архим. Обозрение ложных религий: языческой, новоиудейской и
магометанской. Харьков, 1849.
9. Кабо В. Круг и крест. Канберра, 2002.
10. Кабо В. Происхождение религии: история проблемы. Канберра, 2002.
11. Клитин М.М., прот., проф. История религии (Опыт историко-богословского исследования), т. 1. Одесса, 1910.
12. Покровский А. Библейское учение о первобытной религии. Опыт
библейско-апологетического исследования. Св. Троице-Сергиева Лавра,
1901.
Раздел
III.
Философские проблемы
православного богословия.
Тема 4. Вера и разум.
Философская
апологетика: основные проблемы, методы их решения. Философия и христианство.
Отношение отцов Церкви к философии. «Философия – служанка богословия» (Климент
Александрийский). Возможность использования различных философских систем для
нужд христианской апологетики.
Необходимость
решения проблемы веры и разума для обоснования существования христианской
апологетики. Исторический обзор различных способов решения проблемы отношения
веры и разума: блаж. Августин («верую, чтобы понимать»), Тертуллиан («верую, ибо
абсурдно»), Пьер Абеляр («понимаю, чтобы верить»), Сигер Брабантский (учение о
двух истинах). Достоинства и недостатки каждого решения. «Вера не
противоразумна, а сверхразумна». Психологическое и онтологическое понимание
веры. Вера как онтологическое свойство целомудренной души. О возможности и
ограниченности использования рациональных доказательств религиозных
истин.
Контрольные
вопросы:
1. В чем смысл существования различных философских систем?
2. Почему отцы Церкви обращались к различным философским учениям для развития своего богословского учения?
3. Можно ли доказывать религиозные положения или следует принимать их только на веру?
4. Какие можно назвать варианты решения вопроса об отношении веры и разума?
5. В чем смысл определения веры, данное апостолом Павлом (Евр. 11, 1)?
6. Каковы отличия католического и православного понимания веры?
7. Что означает сверхразумность веры?
Литература
1. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998. С. 124-242.
2. Вениамин (Федченков), митр. О вере, неверии и сомнении. СПб., 1992.
3. Лавровский А., прот. Опыт изъяснения взаимного отношения между Божественным Откровением и разумом человеческим. СПб., 1889.
4. Лега В.П. Философия Плотина и патристика. М., 2002. С. 91-100.
5. Тиллих П. Динамика веры // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995.
6. Успенский Е. Христианское умозрение и человеческий разум. М., 1895.
7. Франк С.Л. С нами Бог. М., 1992.
Проблема истины.
Различные
определения истины. Критерий истины. Классическая концепция истины: Платон,
Аристотель. Когерентная концепция истины: Гоббс, Кант. Марксистская концепция
истины. Учение об истине в прагматизме и позитивизме. Недостаточность и
противоречивость философского и научного понимания истины. Метафизический,
логический и этический смысл истины. Христианство как единственное учение,
дающее решение проблемы истины.
Контрольные
вопросы:
1. В чем сущность и недостатки классической и когерентной концепций истины?
2. Каковы причины появления марксистского критерия истины как общественной практики?
3. В чем суть учения Ф.Ницше об истине?
4. Почему только христианство может дать удовлетворительное решение
проблеме истины?
Литература
1. Лега В.П. Философия Плотина и патристика. М., 2002. С. 81-91.
2. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977.
Тема 5. Доказательства бытия
Бога.
Вопрос о
доказательствах бытия Бога. Суть проблемы, ее сложность, противоречивость и
актуальность. Отцы Церкви о возможности и специфике доказательств бытия Бога:
свв. Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин. Смысл фразы
«доказательство бытия Бога». Классификация известных доказательств бытия Бога по
двум группам: априорные и апостериорные.
Априорные
доказательства. Онтологический
аргумент: Этимология названия. Разработка данного аргумента архиеп.
Ансельмом Кентерберийским. Логическая сущность аргумента: понятие о
Всесовершенном («То, больше чего нельзя помыслить») и утверждение о Его
нереальности логически несовместимы. Бонавентура («Если Бог есть Бог, то Он
есть»). Формулировка онтологического аргумента Декартом. Невозможность человеку
самому выработать идею о Том, Кто выше его разума. Споры вокруг онтологического
аргумента. Критика онтологического доказательства Фомой Аквинским и Кантом.
Критика Гегелем кантовских опровержений. С.Л.Франк об особенностях плотиновского
варианта онтологического доказательства. Нравственный аргумент.
Докантовская формулировка: заключение от присущего нам нравственного закона
к бытию верховного Законодателя. Нравственный закон в человеке. Различные
гипотезы о нравственном законе (биологическая, социальная, автономная). Свв.
отцы о его сущности и происхождении. Понятие о совести. Универсальный
общечеловеческий характер нравственного закона. Кантовская разработка
нравственного аргумента: бытие Бога и бессмертие души как постулаты
практического разума. Критика нравственного доказательства со стороны Фихте,
Шеллинга, Гегеля и их несостоятельность.
Контрольные
вопросы:
1. Какова роль доказательств бытия Бога в христианском богословии?
2. Каково отношение православной Церкви к доказательствам бытия Бога?
3. В чем суть онтологического доказательства бытия Бога?
4. Почему критика Кантом онтологического доказательства бытия Бога не может быть признана состоятельной?
5. В чем суть нравственного доказательства бытия Бога?
Литература
1. Владимир (Богоявленский), свщмч. Доказательства бытия Божия. М., 1912.
2. Кудрявцев-Платонов В.Д. О доказательствах бытия Бога.
3. Лега В.П. Философия Плотина и патристика. М., 2002. С. 100-108.
4. Марков И. Декартово онтологическое доказательство существования Бога. Сергиев Посад, 1914.
5. Михаил (Грибановский), епископ. Истина бытия Божия. // Богословские труды. 1990. Сб. 13. С. 5-82.
6. Тихомиров П.В. Имманентная критика рационального богословия (Гносеологические и метафизические предпосылки истины бытия Божия). Исследование. Харьков, 1899.
7. Франк С.Л. К истории онтологического доказательства // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. С. 365-416.
8. Франк С.Л. Онтологическое доказательство бытия Бога // Франк С.Л. По ту сторону правого и левого. Париж, 1972. С. 107-152.
Апостериорные
доказательства. Космологический
аргумент: История разработки: Аристотель, отцы Церкви, Фома Аквинский,
Лейбниц. Логические основания аргумента: закон причинности и закон достаточного
основания. Факт бытия мира требует признания всемогущей творческой причины. Идея
сотворения мира из ничего и космологический аргумент. Критика космологического
доказательства Юмом, Кантом и Штраусом. Физико-теологический аргумент.
Творец и творение: библейское понимание. Отцы Церкви о познании Бога из
творения. Логическая сущность аргумента. Разумно-целесообразное и
гармонически-упорядоченное строение мира как произведение разумного Творца,
обладающего всемогуществом и всесовершенством. Формально-логический анализ
телеологического аргумента. Утверждение его в многообразии человеческого опыта.
Примеры из современных наук – физики («большой взрыв», «антропный принцип»),
биологии и др. Исторический аргумент. Основания аргумента: всеобщность
религии в человеческом роде и необъяснимость этого универсального феномена
конечными, относительными факторами человеческой истории. Данные истории,
археологии, этнологии, в пользу исторического аргумента. Недостаток
формально-логической строгости. Сила его как косвенного аргумента.
Апологетическое значение его в современных условиях. Религиозно-опытный
аргумент. Значение опыта в установлении и подтверждении истины. Религия как
живая связь человека с Богом. Бытие Бога - факт многообразного и многократно
подтверждаемого опыта людей. Независимость и универсальность этого опыта от
преходящих и относительных культурно-исторических и индивидуально-бытовых
условий. Проверяемость и повторяемость духовно-опытных свидетельств о бытии
Бога.
Контрольные
вопросы:
1. В чем суть физико-теологического доказательства бытия Бога?
2. Какие доказательства бытия Бога более убедительны?
3. В чем отличие религиозного и научного опыта?
Литература
1. Аквилонов Е., проф., прот. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия, 2-е изд. СПб., 1905.
2. Голубев В. Бог как первая причина бытия, с философской и естественнонаучной точки зрения. Харьков, 1905.
3. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993.
4. Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.
Тема 6. Проблема свободы
человека.
Свобода человека — и
всемогущество Бога и Его промысел. Христианское учение о человеке как образе
Божием как основа решения проблемы свободы. Свобода и грехопадение. Учение преп.
Максима Исповедника о двух свободных волях в человеке: природной и греховной,
гномической. Свобода как выбор и свобода как независимость. Что означает
выражение «раб Божий»? Смысл монашеского обета послушания как отказа от своей
свободы. Свобода и познание истины. Свобода и необходимость. Критика
нехристианских учений о свободе человека.
Контрольные
вопросы:
1. В чем суть христианского решения вопроса о соотношении свободы человека и Божественного предопределения?
2. Сопоставьте выражения: «я - раб Божий» и «христианство – религия свободы».
3. Где человек более свободен: в Церкви или вне ее?
4. Связано обретение свободы с познанием истины?
Литература
1. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 1995.
2. Мейендорф И., прот. Христос в восточном православном богословии. М., 2000.
Тема 7. Вопрос о смысле
страдания праведников (теодицея).
Суть проблемы, ее
сложность и актуальность. Нехристианские и еретические способы решения проблемы
(просветительская, марксистская, буддийская), их ошибочность и противоречивость.
Христианское решение проблемы: причина зла - в относительной самостоятельности
тварного мира, свободной воле человека и первородном грехе. Онтологический смысл
грехопадения Адама и необходимости страданий в падшем мире. Онтологический смысл
страданий Иисуса Христа и искупления Им грехов
человечества.
Контрольные
вопросы:
1. Почему Бог не может или не хочет избавить мир от страданий?
2. Возможно ли спасение вне Церкви?
3. Почему христианский ответ на вопрос о смысле жизни является наиболее последовательным?
4. В чем смысл первородного греха?
5. Как можно объяснить события вокруг грехопадения? В чем смысл запрета на вкушение плодов с дерева познания добра и зла? Почему за ослушание Бог не простил Адама и Еву, а изгнал их из рая? Почему из-за греха прародителей прокляты не только они, но и вся земля? Почему наказанием за грех стала смерть?
6. Почему искупление Христом грехов человечества является единственным способом возвращения человечества в рай?
7. Почему Бог не может открыть врата рая всему человечеству?
8. Почему Бог попускает столь жестокие страдания невинных людей?
Литература
1. Бурдо Л. Вопрос о смерти, его различные решения. СПб., 1911.
2. Льюис К.С. Страдание. М., 1992.
3. Трубецкой С. Н. Смысл жизни. М., 1994.
4. Франк С.Л. Непостижимое, гл. 10 // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 510-555.
5. Франк С.Л. Смысл жизни. Париж, 1925.
Тема 8. Православное
учение о душе.
Проблема души, ее
существования и бессмертия. Бестелесность души как основной аргумент в защиту ее
бессмертия. Доказательства бессмертия души (Платон, Плотин, Максим Исповедник,
Фома Аквинский, Лейбниц). Спор свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана
Затворника по вопросу о телесности души. Учение отцов Церкви о человеке как
образе и подобии Божием.
Контрольные
вопросы:
1. Можно ли доказать существование души?
2. Связаны ли друг с другом вопросы о сущности души и ее бессмертии?
3. Какие в истории философии предлагались доказательства бессмертия души?
4. Почему вопрос о телесности души является столь принципиальным для христианского богословия?
5. В чем суть спора о природе души свтт. Игнатия и Феофана?
Литература
1. Айвазов И.Г. Критический обзор материологических теорий против субстанциональности души. М., 1912.
2. Дьяченко Гр., прот. Из области таинственного, ч. 1-3. М., 1900.
3. Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. М., 1984.
4. Степановский Н. Душа человека: против неверия. Учение Православной Церкви и популярная критика психологического материализма. Чернигов, 1910.
5. Феофан Затворник, свт. Душа и ангел - не тело, а дух. М., 1999.
6. Франк С.Л. О природе душевной жизни // Франк С.Л. По ту сторону правого и левого. Париж, 1972. С. 153-239.
7. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. М., 1995. С. 419-632.
Тема 9. Отношение христианства к
человеческому телу.
Важность телесной
жизни для спасения человека, догматические основания для этого - воплощение
Иисуса Христа, воскресение из мертвых. Уникальность христианства как религии,
объясняющей смысл земной жизни человека, самопротиворечивость всех остальных
религий. Необходимость заботы о телесном здоровье, мнения отцов Церкви об этом
(преп. Максим Исповедник, авва Фалассий). Евхаристический смысл заботы о теле в
христианстве.
Контрольные
вопросы:
1. Каково отношение православия к телесной составляющей природы человека?
2. В чем смысл жизни человека?
3. Почему только христианство дает правильный и последовательный ответ на вопрос о смысле жизни?
4. Должен ли православный христианин заботиться о своем здоровье?
5. Каково отношения Церкви к физкультуре и спорту?
Литература
1. Лега В.П. Тело и плоть: платоновское и христианское понимание // Казанский государственный университет. Юбилейная научная конференция: материалы. Казань, 1996.
Тема
10. Православное учение о личности.
Философское понимание
личности. Постановка вопроса Сократом. Учение о двух уровнях Я у Плотина. Учение
о человеке в средневековой философии, в философии эпохи Возрождения и Нового
времени. Кьеркегор, экзистенциализм (Хайдеггер и др.), персонализм (Мунье и
др.). Учение о личности в современной психологии. Фрейд, Юнг, Фромм, Штерн,
Бинсвангер. Ограниченность философского и психологического подходов.
Необходимость перехода на религиозный уровень. Необходимость решения
тринитарного вопроса для понимания личности. Личность человека как образ и
подобие Божественной Личности. Учение В.Н.Лосского и С.Л.Франка о личности.
Контрольные
вопросы:
1. В чем ограниченность психологического и философского понимания личности?
2. В чем отличие личности от индивидуальности?
3. В чем особенность понимания личности в христианстве?
4. Можно ли рассматривать личность человека как образ и подобие божественной Личности?
Литература
1. Лега В.П. Философия Плотина и патристика. М., 2002. С. 56-66.
2. Лосский В.Н. По образу и подобию. М., 1995.
3. Психология личности. Хрестоматия. Т.1-2. Самара, 2004.
4. Франк С.Л. Непостижимое, гл. 7 // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 386-414.
Тема
11. Христианство и культура.
Определение понятия
«культура», узкий (искусство) и широкий (все созданное человечеством) смысл.
Культура как синтез высших ценностей человечества – Истины, Добра и Красоты.
Духовные основы культуры. Святоотеческое учение о трехчастности души как основа
культуры. Культурологический смысл православного учения об
обожении.
Контрольные
вопросы:
1. Является ли христианство частью культуры или культура – частью христианства?
2. Как связаны друг с другом духовность и истинная культура?
3. Почему эта связь в полной мере проявляется только в христианстве?
Литература
1. Лега В.П. Философия Плотина и патристика. М., 2002. С. 108-118.
2. Николаева О. Современная культура и православие. М., 1999.
Раздел
IV.
Естественнонаучные вопросы
основного богословия.
Тема 12. Наука и
христианство.
Возникновение современной науки в XVI-XVII вв. из
христианских и философских положений. Вера в Бога – Творца и Законодателя мира
как необходимая предпосылка возникновения науки. Иные постулаты, лежащие в
основе современной науки: учение о человеке как образе Божием, Боговоплощение
как освящение мира, математизация естествознания, его теоретичность.
Антиеретическая и антиоккультная направленность науки в XVII веке. Оккультизм и
ненаучность учения Джордано Бруно. Суд над Галилео Галилеем. Отношение
католической церкви и науки в XVII-XIX вв. Отсутствие конфликта с наукой в
Православии. Особенность религиозности ученых: Кеплер, Декарт, Ньютон,
Паскаль, Лейбниц, Фарадей, Максвелл, Коши, Мендель, Эйнштейн, Планк, Гейзенберг
и др. Причины отхода многих ученых от Церкви в XX веке.
Контрольные
вопросы:
1. Существовал ли конфликт между христианством и наукой в XVII веке?
2. В чем отличие аристотелевской науки от галилеевской?
3. Какие положения лежат в основании современной науки?
4. Может ли ученый быть христианином?
5. Можно ли доказывать истинность христианства указанием на наличие верующих ученых?
6. За что был осужден Джордано Бруно? Является ли Бруно ученым?
7. Как вы думаете, кто был прав в споре Галилея и инквизиции?
Литература
1. Барбур И. Религия и наука: история и современность. М., 2000.
2. Моррис Г. Библейские основания современной науки. СПб.,1995.
3. Полкинхорн Дж. Вера глазами физика: богословские заметки мыслителя "снизу-вверх". М., 1998.
4. Светлов П.Я. Религия и наука. СПб., 1912.
5. Тростников В. Мысли перед рассветом. Париж, 1980.
6. Философско-религиозные истоки науки / Под ред. П.П.Гайденко. М., 1997.
7. Франк С.Л. Религия и наука. Брюссель, 1953.
8. Хаммэль Ч. Дело Галилея. Есть ли точки соприкосновения науки и богословия. М., 1998.
Тема 13. Православное учение о
чудесах.
Природа чудес.
Проблема определения чуда. Чудо как событие, противоречащее законам природы.
Онтологическое обоснование возможности чуда. Примеры чудес: уникальные (в т.ч.
евангельские) и постоянно действующие. Жизнь как чудо с точки зрения физики.
Попытка Шрёдингера объяснить жизнь с точки зрения физики, ее неудача. Евхаристия
как наиболее наглядное чудо. Причины непризнания людьми даже самых очевидных
чудес.
Контрольные вопросы к
занятию:
1. Можно ли дать философско-религиозное обоснование чудес?
2. Каким было отношение к чудесам у физиков XVII века?
3. Почему атеисты не признают чудеса?
4. Можно ли, оставаясь ученым, верить в чудеса?
5. Назовите примеры чудес, происходивших в настоящее время.
Литература
1. Лега В.П. Проблема чуда и современное научное мировоззрение // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1996.
2. Льюис К.С. Чудо. М., 1992.
3. Феофан (Тумаков), еп. Чудо. Христианская вера в Него и ее оправдание. Опыт апологетически-этического исследования. Пг., 1915.
Тема 14. Библия и наука.
Историческая
уникальность библейского описания сотворения мира. Соответствие «шестоднева»
положениям современных наук: физики, геологии, биологии. Креационизм и
эволюционизм в понимании сотворения и развития мира. Христианство и частные
науки: физика, математика, геология, биология, антропология. Антропный принцип.
Проблема возникновения жизни, отношение к эволюции, происхождение
человека.
Контрольные вопросы к
занятию:
1. Есть ли точки соприкосновения у современной физики и христианской апологетики?
2. Можно ли использовать данные современных наук для вывода о существовании Бога?
3. Как христианство относится к вопросу о возникновении жизни и эволюции видов?
5. В чем причины нерелигиозности многих современных ученых?
6. Насколько принципиален вопрос о возрасте вселенной и Земли?
7. Может ли эволюционист быть православным христианином?
8. Можно ли согласовать положения «шестоднева» и современной науки?
Литература
1. Богородский Я.А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии, 2-е изд. Казань, 1909.
2. Борис (Плотников), архим. О начале мира. Апологетическое исследование. Киев, 1891.
3. Василий (Родзянко), еп. Теория распада вселенной и вера отцов. Каппадокийское богословие - ключ к апологетике нашего времени (Апологетика XXI века). М., 1996.
4. Иванов Н., прот. И сказал Бог (Опыт истолкования Книги Бытия). Клин, 1997.
5. Ильин В.Н. Шесть дней творения: Библия и наука о творении и происхождении мира. Париж, 1930.
6. Ляшевский С., прот. Библия и наука о сотворении мира. М., 1997.
7. Той повеле, и создашася. Современные ученые о сотворении мира. Клин, 1999.
8. Хобринк Бен. Эволюция: яйцо без курицы. М., 1993.
9. Шестоднев против эволюции. В защиту святоотеческого учения о творении / Под ред. диакона Даниила Сысоева. М., 2000.
Раздел
V.
Христианство как
богооткровенная религия.
Тема 15. Историческая
апологетика.
Уникальность
Библии. Доказательство историчности ветхозаветных событий: археологические
данные, кумранские рукописи, тщательная методика переписывания Ветхого Завет в
древности как гарантия подлинности текста. Историчность евангельских событий.
Свидетельства нецерковных историков о Христе (Иосиф Флавий, Тацит, Плиний
Младший, Светоний). Надежность Евангелий как исторических документов.
Мученичество апостолов как свидетельство истинности Евангелий. Критика учений о
«естественности» воскресения Христа (обморок и т.п.). «Туринская
плащаница».
Контрольные вопросы к
занятию:
1. Соответствует ли написанное в Библии данным исторических наук?
2. Почему мы должны верить Евангелиям?
3. Каковы результаты научного исследования Туринской плащаницы?
Литература
1. Гаврилов М.Н. Туринская плащаница. Описание и научное объяснение. Тула, 1992.
2. Иисус Христос в документах истории. СПб., 1999.
3. Каледа Г., прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.
4. Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства: Исторические свидетельства, факты, документы христианства. М., 1993.
5. Мерперт Н. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.
6. Новелли Дж. Туринская плащаница: вопрос остается открытым. М., 1998.
7. Синельников В., свящ. Туринская плащаница на заре новой эры. М., 2001.
8. Тайна Библии. Сост. свящ. В. Синельников. М., 2000.
9. Филиппов Б.А. Свидетельница воскресения. М., 2004..
Тема 16. Учение о христианском
откровении.
Понятие об откровении и его
главных видах. Определение. Разделение на сверхъестественное и естественное,
непосредственное и опосредованное, внешнее и внутреннее. Ложные понятия об
откровении: рационалистическое, ложно-мистическое, одностороннее
супранатуралистическое. Условия возможности сверхъестественного откровения:
существование сверхъестественного вообще и отсутствие оснований для утверждения
его невозможности: метафизических (логическая мыслимость), физических
(непротиворечие законам природы), динамистических (сила божественного
всемогущества) и нравственных (способность человека сознательно и свободно
воспринимать сверхъестественное откровение). Признаки сверхъестественного
откровения: чудеса и пророчества. Пророчества и чудеса в Библии. Неполнота
ветхозаветного откровения и его приготовительное значение к явлению полного
откровения в христианстве. О Божественном происхождении христианской религии. О
Божественном достоинстве Основателя христианской религии.
Контрольные вопросы к
занятию:
1. Каковы признаки богооткровенной религии?
2. Можно ли доказать богооткровенный характер христианства?
Литература
1. Глаголев С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Исследование. Харьков, 1900.
2. Кейт А. Доказательства истинности христианской веры. На основании буквального исполнения ветхозаветных и новозаветных пророчеств. СПб., б.г.
3. Махорьев Ф. Мессианское значение чудес Иисуса Христа. СПб., 1892.
Примерный перечень вопросов
к экзамену по всему курсу
1)
Августин, архим.
(Гуланицкий). Руководство к Основному
богословию. Изд. 10-е. М., 1914.
2)
Голубинский Ф.,
прот.
Умозрительное богословие. М., 1884.
3)
Добротворский
В.Н.
Основное и догматическое богословие. Харьков, 1888.
4)
Зеньковский В.В. Апологетика // Зеньковский В.В. Основы
христианской философии. М., 1997.
5)
Михаил (Мудьюгин), архиеп. Курс основного богословия. М.,
1995.
6)
Осипов А.И. Путь разума в поисках
истины. Основное богословие. М., 1999.
7)
Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного
богословия. СПб., 1884.
8)
Светлов П.Я. Курс апологетического богословия. Киев,
1912.
9)
Светлов П.Я. Одигетика. Руководитель в занятиях
апологетикой. Киев, 1997.
10)
Светлов П.Я. Христианское вероучение в
апологетическом изложении. Киев, 1910.
11)
Тихомиров Д.А.,
прот. Курс
Основного богословия, 4-е изд. Пг., 1915.
12)
Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. Клин,
2000.
Автор
(составитель)
Лега Виктор Петрович,
кандидат богословия, доцент ПСТГУ