У врат Алтая
Выбор преподобным Макарием (Глухаревым) места для первого миссионерского стана
Из Тобольска на Алтай архимандрит Макарий прибыл в конце августа 1830 года. Сначала он провел несколько дней в Барнауле. Здесь он был радушно принят соборным протоиереем Созонтом, а также бывшим томским губернатором П. К. Фроловым, который пообещал на собственные средства изготовить священные сосуды для миссионерской походной церкви [Записки, 1897, с. 9-10]. Изъявил желание помогать законными средствами миссионерству и новый томский генерал-губернатор: «Господь да увенчает труд вам добрым успехом!» - были его слова. При прощании с Барнаулом протоиерей Созонт снабдил о. Макария многими предметами, необходимыми для совершения богослужения.
28 августа архимандрит Макарий с двумя помощниками-семинаристами прибыл в Бийск. Здесь также они были радушно приняты в доме священника Петра Синкина. А первый выезд в Горный Алтай состоялся уже через несколько дней. 7 сентября 1830 года в Улале был крещен с именем Иоанн юный инородец Элеска. 11 сентября вместе с новокрещеным миссионеры вернулись в Бийск. Еще через три дня архимандрит совершил свою первую литургию на Алтае и приобщил Святых Христовых тайн Элеску - Иоанна.
Однако пребывание в Бийске было затруднительным для миссионерской деятельности: во-первых, он был несколько удален от мест, где проживала основная часть алтайского инородческого населения; во-вторых, в маленьком городке, которым в то время был Бийск, найти помещение для Миссии было крайне тяжело.
В поисках места для миссионерского стана архимандрит Макарий в первую очередь посещал казачьи редуты и форпосты, рассчитывая на гостеприимство казаков, путешествовал по Алтаю. В середине сентября он посетил Антониевский форпост (120 верст от Бийска), где пытался встретиться с отставным каза-
4
ком Кудьяровым, хорошо знающим наречия здешних калмыков. Здесь ему удалось узнать, что местное население редко бывало в форпосте и «места кочевания их далеки « [Записки, 1897, с. 19].
После Антониевки о. Макарий поехал через Бийск в Сайдыпский форпост, куда прибыл 28 сентября. Поначалу жители форпоста отнеслись к приезду священника равнодушно. Но через некоторое время для него было подыскано удобное помещение, и кроме того, старшие из казаков решили произвести ремонт часовни, чтобы в любое время года можно было совершать богослужение. Здесь же крещеный татарин Иван Еремеев и отставной казак Федот Меньшиков перевели архимандриту Макарию на местное наречие молитву «Отче наш» и десять заповедей Моисея.
После недолгих размышлений миссионеры приняли решение провести ближайшую зиму здесь, в Сайдыпе, поскольку: «1) удобно можем поставить церковь походную в здешней часовне; 2) с пользой для себя и для жителей сего места упражняться в богослужении; 3) находим здесь знатоков наречия татарского, а Федот Меньшиков и калмыцкое знает; 4) многие жилища татар к сему форпосту близки, а притом 5) и квартиру удобную иметь здесь надеемся, и 6) для сношений с Бийском Сайдыпский форпост представляет в правильной казачьей почте самые верные постоянные способы». Так записал архимандрит Макарий в своем дневнике [Записки, 1897, с. 21]. Здесь же он отметил, что более целесообразно было бы находиться в Улале, но до зимы нет возможности организовать там место для походной церкви. К тому же между Улалой и Бийском не было регулярного почтового сообщения.
По дороге из Сайдыпа в Бийск миссионеры посетили редуты Лебяжий, Новиковский и Семеновский. В Бийске вновь пришлось столкнуться с проблемой жилья. Казак Чигичев значительно повысил цену - до 45 рублей в месяц, и отец Макарий вновь вынужден был воспользоваться гостеприимством священника Петра Синкина. Через две недели, 17 октября, была арендована квартира в доме титулярного советника П. И. Бабина.
Приближалась зима. Преподобный Макарий планировал к празднику Рождества Христова побывать в Улале, а потом ди конца февраля - в Бийске, чтобы познакомиться с инородцами, сдающими здесь в феврале ясак. Затем предстояла поездка в Сайдып, где он планировал провести Великий пост, до открытия летнего дорожного сезона.
5
3 декабря миссионеры ночевали в Сростках (Тарханское). На следующий день посетили Усть-Ишу. Затем - Нижний Карагуж, Верхний Карагуж и Барда. Через неделю после отъезда из Бийска прибыли в Улалу. По дороге совершали крещения, напутствие святыми тайнами, молебны. В Бийск вернулись 21 декабря.
В конце декабря о. Макарию из Барнаула от П. К. Фролова пришли оловянные сосуды для совершения литургии, а в начале февраля 1831 года от протоиерея Созонта - комплект богослужебных книг. Таким образом, была полностью укомплектована миссионерская походная церковь, и можно было перемещаться по местам пребывания коренного населения.
Из Бийска выехали 19 февраля. По дороге проезжали редут Новиковский и деревню Ненинскую, где окрестили пять младенцев. 21 февраля прибыли в Сайдып, а 23-го в местной часовне установили иконостас походной церкви. В начале марта по просьбе сайдыпцев солтонский священник о. Симеон благословил архимандриту Макарию временно нести обязанности приходского священника в Сайдыпе. Первая литургия в миссионерской походной церкви была совершена 28 февраля 1831 года.
После Пасхальной седмицы сошел снег, открылись дороги, окончилась весенняя распутица, и 2 мая 1831 г. архимандрит Макарий покидает Сайдып. Местные жители «провожали походную церковь миссии с пением духовных песней» [Извлечения, 1857, с. 123].
Жители Сайдыпа уговаривали архимандрита Макария избрать их селение для расположения миссионерского стана. Но он не видел среди здешних черневых «татар» такой склонности к христианству, которая была среди «татар», кочующих южнее Бии. К тому же в районе Улалы к этому времени было гораздо больше новокрещеных, требовавших пастырского окормления. На прощание о. Макарий сказал сайдыпцам: «Верстах в двух от их форпоста, вверх по Бии, на самом берегу их прекрасной реки, есть место от наводнения безопасное, рыбою и лесом сосновым богатое, и по всем видам живописной окрестности великолепное, которое для главного местопребывания Миссии в иное время было бы весьма благоприятно» [Извлечения, 1857, с. 124].
«Путь в Улалу, - писал преподобный, - был указан нам самим Промыслом Божиим, в сем ауле мы имели бы, смотря на юг, с левой руки область татар, а с правой - область калмыков» [Записки, 1897, с. 21]. Сюда 17 мая и прибыли миссионеры, поселившись в той же хижине, где жили в декабре 1830 года. Когда 21 мая была совершена первая литургия, некрещеные улалинцы
6
стали опасаться насильственного крещения. Не желая осложнять отношения, о. Макарий выехал из Улалы и поселился в селении у слияния рек Маймы и Катуни, находившемся в восьми верстах. Это позволяло сохранить доступ к улалинцам и делало более удобными поездки по окрестностям, в том числе и до Бийска.
В селении Майминском, где поселился преподобный, жили крещеные алтайцы и русские. Основано оно было в 1810 - 1811 гг. заводскими крестьянами - братьями Зяблицкими. Здесь же поселились несколько семей кочевников Нижне-Кумандинской волости во главе с крещеным Чендеком [Список населенных мест, 1928, с. 14]. Его потомки стали активными помощниками православной миссии на Алтае.
В Майму о. Макарий прибыл 23 мая 1831 г. А в праздник Вознесения была отслужена в походной церкви первая здесь Божественная литургия. Середину июня архимандрит провел в Бийске, а в июле стал посещать окружающие селения. Был в Таште, Верхнем Карагуже. В августе, на престольный праздник Преображения Господня, в Майму съехались многие новокрещеные. После литургии совершили крестный ход на реку Майму для водоосвящения. Здесь и было решено основать первый стан Алтайской Духовной миссии.
Вот как архимандрит Макарий описывает это место: «Климат почти малороссийский; рыба в преизбыточестве; земля для хлебопашества и скотоводства способнейшая; дров в лесу множество; пчеловодство цветущее. Майма от Бийска верст 80» (27 ноября 1831 г.) [Письма, 1905, с. 244]. А через три года в одном из писем он подчеркивает: «Миссия имеет стан свой, можно сказать, у врат Алтая, в селении, которое по устью р. Маймы, впадающей здесь в Катунь, называется Усть-Майминским» (8 ноября 1834 г.) [Письма, 1905, с. 155].
Литература
1. Записки находящегося в Бийском округе для обращения иноверцев к христианству архимандрита Макария и братии его (В кн. «Сборник исторических материалов о жизни и деятельности архимандрита Макария Глухарева». - Орел, 1897).
2. Извлечения из путевых записок миссионера архимандрита Макария./ Памятник трудов благовестников русских с 1793 по 1853 гг. - М., 1857.
3. Письма архимандрита Макария, основателя Алтайской Миссии. - Казань, 1905. - 558 с.
4. Список населенных мест Сибирского края. Вып. X. Ойротская область. - Новосибирск, 1928.
7