Второй член Символа веры

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождений, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша

Вечность Сына Божия

В начале было Слово,
И Слово было Бог,
И в Боге было Слово.
Лишь Он, Предвечный, мог
Вселенной дать начало
И Словом оживить
Все то, что зародилось,
И все, что стало быть.
Лишь Он - Источник жизни,
И света, и людей.
Тот свет горит от века,
И мир Им начал быть,
И ночь Его сиянья
Не в силах омрачить...

К.Львов

Верую... во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия

Император Феодосии еще при жизни отдал своему сыну Аркадию царскую власть и повелел подданным воздавать ему ту же честь, что воздавалась и самому императору.

Феодосии хотя и считался христианином, но не признавал Иисуса Христа Единородным Сыном Божиим и думал, что неправильно поступают те, которые поклоняются Ему как Богу.

Епископом царствующего города тогда был святой Амфилохий. Святитель часто говорил императору, что он грешит, не воздавая поклонения Сыну Божию. Но все замечания епископа были бесплодны.

Однажды святой Амфилохий пришел в императорский дворец. С подобающим почтением он поклонился самому царю Феодосию, на сына же его, Аркадия, не обратил никакого внимания. Это удивило Феодосия, и он напомнил святителю, что ему не подобает забывать и о царском сыне. На это замечание Амфилохий ответил, что довольно и того, что он почтил отца, а сын может обойтись и без царского почтения. За такой ответ император весьма разгневался на святителя. Тогда святой Амфилохий сказал:

- Государь, тебе прискорбно, что люди не оказывают такого же почтения твоему сыну, какое воздают тебе. Подумай же теперь, что скажет Небесный Царь тем, которые, по твоему примеру, не хотят чтить Его, как чтут Бога Отца, между тем, как Сам Бог Отец неоднократно показывал, что Иисус Христос есть Сын Его, Истинный Бог.

Выслушав это, император с тех пор стал почитать Сына Божия так же, как почитал и Бога Отца.

А. Царевский

Открытие тайны Иосифу Обручнику

Праведный Иосиф Обручник не знал о бывшем Пресвятой Деве Марии благовестии Архангела Гавриила, но Бог открыл ему эту тайну. Иосифу явился во сне Ангел и сказал: "Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою! Родившийся от Нее есть от Духа Святого. Она родит Сына, и ты назовешь Его Иисусом (это имя значит Спаситель), потому что Он спасет людей Своих от грехов их".

Проснувшись, Иосиф исполнил повеление Ангела. Иосиф и Святая Дева Мария жили в городе Назарете, благодаря Бога и ожидая исполнения сказанного Ангелом.

Теперь мы знаем, что значит имя Иисус. Это имя значит Спаситель и наречено Господу Архангелом Гавриилом. Такое наименование Сына Божия при рождении Его на земле дано Ему потому, что Он родился спасти нас от греха, проклятия и смерти.

Благовещение

Кто сей юный? В ризе света
Он небесно возблистал
И, сияющий, предстал
Кроткой Деве Назарета*.
Дышит радостью чело,
Веют благостию речи,
Кудри сыплются на плечи,
За плечом дрожит крыло.
Кто Сия? Покров лилейный
Осеняет ясный лик,
Долу взор благоговейный
Под ресницами поник.
Скрещены на персях руки,
В сердце сдержан тихий вздох,
Робкий слух приемлет звуки:
"Дева, Сын Твой будет Бог".
Этот юноша крылатый -
Искупления глашатай,
Ангел, вестник торжества,
Вестник тайны воплощенья,
А пред ним, полна смиренья,
Дева - Матерь Божества.

В. Бенедиктов

Сила Христова

В италийском городе Пьяченце, как повествует святитель Григорий Двоеслов, епископом был некто Сабин, человек богоугодной жизни. Однажды один диакон сообщил ему, что река По, выйдя из берегов, затопляет церковные поля со всем посеянным на них Угодник Божий Сабин призвал своего писца и приказал ему написать на бумаге следующее: "Именем Господа нашего Иисуса Христа приказываю тебе, река По, не выходить никогда из своего русла в здешних местах и не опустошать полей церковных". Написанное он велел бросить в реку. Когда писец сделал это, река возвратилась в свое русло и больше уже никогда не затопляла тех мест.

Что значит имя Иисус

Сидит слепец у дороги и просит милостыню. Несчастный и рад бы не просить, да сам не может добывать себе пропитание: он слеп.

Слышит он, что мимо идет Иисус Назарянин, Которого слепой уже давно исповедует Сыном Давидовым, а это значит то же, что Мессия - Сын Божий, и начинает взывать: "Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!"

Видно, несчастный понял, что слепота есть воля Божия, видно, он знал за собой какую-либо вину, заслуживающую такого наказания, и понял, что исцеление слепоты, невозможное у людей, возможно у Бога.

Громкое прошение о помощи не понравилось тем, которые сопровождали Иисуса Христа, и шедшие впереди заставляли слепца молчать, но слепец верил, что Спаситель помилует его, и начал снова взывать:

"Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!"

Такая твердая вера слепца исходатайствовала милость Сына Божия.

- Прозри! Вера твоя спасла тебя, - ответил ему Иисус Христос.

И слепец прозрел. Такова сила призвания с верой Господа Иисуса, или Спасителя.

Священник П. Смирнов

Другое имя Спасителя - Христос

Христос значит помазанник. Помазание в Ветхом Завете являлось таким священным действием, которое совершалось над царями и пророками. Нам известно, что пророк Самуил помазал на царство Саула, который после этого назывался помазанником Господним. При помазании Господь посылал на помазуемого Духа Святого и наделял его высшими духовными силами. Таким образом, вместе с видимым помазанием елеем соединялось истинное помазание Духом Божиим, Которым помазуемый и посвящался на высшее служение Богу. Также был помазан на царство и второй царь израильский - Давид. Подобно Давиду и Саулу, все благочестивые цари израильские были помазанниками Божиими.

Помазание в Ветхом Завете совершалось также над священниками, особенно же над первосвященниками.

Таким образом, в Ветхом Завете было три чрезвычайных служения: царское, первосвященническое и пророческое. И все эти три служения совершил на земле Спаситель, будучи помазан на это Духом Святым. Он-и Пророк, возвещающий людям волю Божию, Он был и Первосвященником, ибо как Агнец Божий Он взял на Себя грехи мира и примирил нас с Богом. Наконец, Он-и Царь, ибо управляет миром.

Значит, называя Спасителя Христом, мы тем самым верим, что Его человечеству в бесконечной степени были сообщены видение пророка, святость первосвященника и могущество царя.

Профессор А. Цареоский

Спаситель

Любовью к ближним пламенея,
Народ смиренью Он учил,
Он все законы Моисея
Любви закону подчинил.
Не терпит гнева Он, ни мщенья,
Он проповедует прощенье.
Велит за зло платить добром,
Есть неземная сила в Нем:
Слепым Он возвращает зренье,
Дарит и крепость, и движенье
Тому, кто был и слаб, и хром.
Ему признания не надо.
Сердец мышленье отперто,
Его пытающего взгляда
Еще не выдержал никто.
Целя недуг, врачуя муку,
Везде Спасителем Он был
И всем простер благую руку,
И никого не осудил...


Небесное свидетельство Бога Истинного

Сын императора Константина Великого, Констанций, разделял ересь Ария, умалявшего достоинство Сына Божия, помогал еретикам и притеснял православных. В числе защитников православной истины был святитель Иерусалимский Кирилл. Много писал он против еретиков. Приводил и такое небесное свидетельство истины о том, что Христос есть действительно Сын Божий. "В День Пятидесятницы, - говорил он, - в Иерусалиме около третьего часа дня на небе появилось изображение креста Христова, составившееся из блестящих и ослепительных лучей солнца. Оно показалось у Голгофы и простиралось до горы Елеонской. Не один и не двое видели это чудное видение, но в продолжение многих часов и многими людьми ясно виден был крест. Все население города - и христиане, и язычники - все были объяты страхом и славили чудодейственную силу Христову, уразумевая из видения, что Единородный Сын Божий есть Истинный Бог, равный по силе и естеству Богу Отцу, что христианское учение о Нем не людьми только возвещается, но Самим Богом свидетельствуется с небес"*.

Приводя это свидетельство, святитель убеждал христиан поклоняться Христу как Богу. "Чудо

совершилось, - говорил он, - на наших глазах и снова, с большей убедительностью, совершится во время свое, по слову Христову: "И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе".

Историю у нас называют учительницей, и с ее свидетельствами считаются. Не задумаются ли над рассказанным небесным свидетельством те из неверующих, кто хотел бы видеть во Христе только человека?

Единосущный Отцу

Во время иудейского праздника Обновления храма фарисеи обступили Иисуса Христа в притворе Соломоновом и спросили: "Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты - Христос, скажи нам прямо". Иисус Христос отвечал: "Я сказал вам, и не верите. Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, свидетельствуют обо Мне: Я и Отец - одно". При этих словах фарисеи схватили камни и готовы были побить Его, но Господь спросил: "Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего, за которое из них хотите побить Меня камнями?" Этот вопрос обезоружил фарисеев, и они отвечали: "Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом". Господь спокойно заметил им: "Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне. А если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем". Фарисеи опять не могли равнодушно вынести того, что Он объявлял Себя во всем равным Богу, и опять хотели схватить Его. Иисус Христос уклонился от них и пошел за Иордан, в то место, где прежде крестил Иоанн. Во время Его пребывания там многие уверовали в Него.

Протоиерей А. Рудаков

"Сын Бога Живаго"

Однажды Иисус Христос созвал возвратившихся с проповеди Апостолов, чтобы испытать их веру. Это было в пределах города Кесарии Филипповой. Спаситель предложил Апостолам вопрос: "За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?" Апостолы ответили, что им приходилось выслушивать различные мнения. Одни считали Иисуса Христа Иоанном Крестителем, другие - пророком Илией, или Иеремией, или же каким-либо другим пророком. Тогда Спаситель спросил их: "А вы за кого почитаете Меня?" Апостол Петр от лица всех других Апостолов исповедовал веру так: "Ты - Христос, Сын Бога Живаго". Спаситель одобрил исповедование веры Апостолов и объявил им, что на этом исповедовании, как на краеугольном камне, Он создаст Церковь Свою и Апостолов облечет великими правами пастырства. Но до времени они должны хранить эту тайну.

Протоиерей В. Преображенский

"Свете тихий"

На одной из иерусалимских гор сидел мудрый старец. Это был Патриарх Софроний. Его задумчивый взгляд скользил по необъятно раскинувшемуся перед ним горизонту и, наконец, остановился на потухающих лучах заходящего солнца. Кругом царила глубокая тишина. Живительный вечерний воздух был напоен приятной прохладой и сильным запахом горных цветов. Картина за картиной проходила перед умственным взором Патриарха. Он представлял себе, как здесь, на этой же горе, перед Своими страданиями взирал на Иерусалим Спаситель. Тогда так же, как и теперь, тихий свет заходящего солнца падал на стены и улицы славного города. И склонившееся к западу вещественное солнце склонило ум Патриарха к представлению о Солнце невещественном, то есть Сыне Божием, Который сошел к темному человечеству, чтобы просветить его. Радостью наполнилось сердце мудрого старца, и из его восторженных уст полилась вдохновенная песнь. "Свете тихий!" - зазвучал дрожащий старческий голос...

С тех пор в течение многих веков оглашает наши храмы эта священная песнь, и она никогда не потеряет своей свежести и умилительности!

Первый Вселенский Собор

Со времени воцарения императора Константина Великого гонения на христиан прекратились, вера православная бьша объявлена господствующей.

В то время в Церкви Христовой появился еретик Арий, который стал отвергать Божество Иисуса Христа и учить, что Христос, как и все люди, сотворен и, стало быть, не единосущен Богу Отцу. Таким образом, Арий унизил Господа Иисуса Христа, присвоив Ему степень простого человека.

Архиепископ Александрийский Александр, узнав об уклонении Ария в такую ересь, старался наедине вразумить его, но Арий не послушался. Тогда Архиепископ созвал Поместный Собор из епископов и пресвитеров, но Арий не покорился и определению Собора. Он удалился в Азию к своему товарищу по учению, епископу Евсевию. Евсевий согласился со лжеучением Ария, к ним присоединилось еще несколько человек из духовенства и мирян. После этого Арий стал распространять свое неправое учение в церковных стихах, которые скоро распространились и среди простого народа. Поднялись споры, волнения, смуты. Сколько тогда высказано было несообразностей и хулений на Христа со стороны Ария и его последователей!

Чтобы успокоить Церковь Христову и утвердить истину об Иисусе Христе, император Константин Великий, этот святой ревнитель чистоты веры, повелел созвать в Никее Вселенский Собор из всех епископов, ученых пресвитеров и диаконов. Это было в 325 году. Собралось 318 отцов Церкви. Этот Собор украшали своим присутствием многие мученики, претерпевшие за веру в прежние гонения. Здесь же был великий отец и учитель Церкви будущий святитель Афанасий Александрийский. Будучи тогда диаконом, он своей ученостью совершенно опроверг учение хитрого Ария. Здесь восседали многие мужи, прославившиеся святостью и чудотворениями. Среди них были святой Спиридон Тримифунтский, великий Чудотворец Святитель Николай. Эти-то богомудрые отцы действием Святого Духа сохранили Церковь Божию, удержав ее от великого зла. Опровергнув и посрамив учение Ария, отцы Собора составили Символ, то есть образец веры, где Сын Божий исповедуется единосущным Богу Отцу, Богом Истинным, от Отца предвечно рожденным, а не сотворенным, как учил Арий.

С того времени и до сего дня мы читаем этот Символ веры и твердо исповедуем Иисуса Христа Сыном Божиим.



[на главную] [в раздел ] [Катехизис в рассказах ]