Главная


Иконография


 

 

 
«Нездешний мир свой лик на миг покажет...».

01.jpg (54713 bytes)Русь когда-то заслужила эпитет - Святая, Соборность, сердечность, добротолюбие, чувство истинной красоты были присущи нашим предкам. Ощущение духовной общности удесятеряло силу нации. Сейчас мы раздробленны и разобщены, поэтому утратили былую силу и стоим на грани выживания как нация и как культура. Мы забыли свою историю, утратили свои традиции. Давайте учиться вспоминать!

Россия явила миру поистине великую культуру. Одной из высочайших её вершин является древнерусская иконопись. Ныне уже весь земной шар очарован нашей иконой. Иоанн Дамаскин о назначении иконы говорил: "Через видимый образ вести мышление к невидимому величию Божества".

Каким выразительным языком можно было достичь этой цели? Конечно, языком только условным, языком сплошных художественно-живописных символов, который никак не похож и вообще не имеет ничего общего, 02.jpg (68899 bytes) например, с языком современной живописи. Да и как же иначе? Ведь иконы - не картины. Они хотя и изображают в основном происходившее на земле, но -сверхъестественное, непостижимое, божественное, а зачастую и с участием сил небесных. Разве это могло выглядеть no-земному реально? Поэтому икона - это искусство и одновременно нечто значительно большее. Иконам ведь молятся, от них ждут чуда, им поверяют самое сокровенное, что лежит на душе. От них получают утешение, исцеление, живую помощь. То есть они действительно обладают неведомой силой, данной им самим Богом, Во всяком случае, они являются посредником между Ним и нами.

В одном старинном сочинении сказано, что «иконную хитрость изобрете не Гизес индийский, ни Полигнот, ни египтяне, коринфяне, хияне или афиняне» но сам Господь, небо украсивый звёздами и землю цветами, и лепоту».

03.jpg (57416 bytes)Известно, что и первое подлинное изображение Христа сделал Он сам, приложив к лицу своему полотенце, на котором отпечатался Его лик, названный потом «Спасом Нерукотворным».  А первое изображение Богородицы сделал, по преданию, евангелист Лука, причём на доске от стола, принадлежавшего Святому Семейству, Этот образ - всем известная «Богоматерь Владимирская», одна из главных православных святынь на Руси с древнейших времён. И о многих других иконных образах и сюжетах сохранились такие же предания, и названы были такие изображения подлинниками, от которых все последующие иконописцы не имели права отступать.

Не случайно самые главные композиции просуществовали в иконописи по тысяче и более лет. И все её символы и цвета существуют и по сей день.

Русь приняла крещение от Византии, а вместе с ним унаследовала иконописную традицию, Но в XII - XIII веках русская икона уже сильно отличалась от своей прародительницы, «У византийцев всё суровое и гневное, у русских - ласковое и доброе».

04.jpg (62970 bytes)На русской национальной почве родилась и традиция рельефных изображений священных образов. Она восходит к белокаменной резьбе Владимирских храмов XII - ХIII веков. В XIV - XV веках был расцвет русской деревянной скульптуры. Но икона полнее отвечала задаче как можно доходчивее передать человеку смысл духовного образа. Из-за этого большие скульптурные работы выполнялись всё реже и реже, а в XVI веке и вовсе исчезли. Зато в изобилии выполнялись предметы мелкой пластики. Стало популярно медное литьё и резьба с неглубоким рельефом. И всё же резная икона уже никогда не была столь популярной, как в былые времена. А пережив свой ренессанс в начале XVIII века, она встречается все реже. Применение резьбы в храмах с тех пор ограничилась, в основном, резными распятиями и декоративным украшением иконостасов.

В наши дни традиции древних мастеров возрождают современные художники. Они бережно сохраняют духовный опыт предков, понимая, что работа над иконой - процесс литургический, а художник - служитель, В новых резных иконах оживает преемственность поколений.

Ирина Загоруйко
Мастер художественной резьбы по дереву, член Творческого Союза иконописцев «Завет»

Продолжение следует.