Самые ранние христианские
символические изображения
относятся ко временам древней
катакомбной Церкви и первых
гонений. Тогда символика
употреблялась в первую
очередь как криптограмма,
тайнопись, чтобы единоверцы
могли узнавать друг друга во
враждебном окружении. Однако
смысл символов был всецело
обусловлен религиозными
переживаниями; тем самым можно
утверждать, что они донесли до
нас богословие ранней Церкви.
Мир "иной"
приоткрывается в этом мире
через символы, поэтому и
символическое видение есть
свойство человека, который
предназначен к бытию в этих
двух мирах. Поскольку
Божественное в той или иной
степени открывалось людям
всех дохристианских культур,
то неудивительно, что Церковь
использует некоторые из "языческих"
образов, уходящих своими
корнями не собственно в
язычество, а в глубины
человеческого сознания, где
даже у самых пламенных
атеистов дремлет жажда
богопознания. При этом Церковь
очищает и проясняет эти
символы, показывает стоящую за
ними истину в свете Откровения.
Они оказываются подобными
дверям в другой мир,
прикрытыми для язычников и
распахнутыми настежь в
христианстве. Отметим, что в
дохристианском мире в
наибольшей полноте была
просвещена Богом
ветхозаветная Церковь.
Израиль знал путь познания
Единого Бога, а следовательно,
и язык его символов был
наиболее адекватным тому, что
за ними стояло. Потому многие
ветхозаветные
прообразовательные символы
естественно входят в
христианскую символику.
Объективно это связано и с тем,
что первыми христианами были в
основном выходцы из иудейской
среды.
Символизм христианского
искусства этой поры был
проявлением "естественного"
для религиозного человека
видения мира, был способом
познания сокровенных глубин
мироздания и его Творца.
Отношение к
непосредственному
изображению Бога и "мира
невидимого" было
неоднозначным даже среди
ранних Отцов Церкви; у всех
перед глазами был пример
язычества, в котором
религиозное почитание
отнималось у первообраза
божества и переносилось на его
воплощенную в том или ином
материале форму.
Художественно передать
тайну Воплощения и Креста
представлялось весьма трудной
задачей. По замечанию Леонида
Успенского, "для того, чтобы
понемногу подготовить людей к
воистину непостижимой тайне
Боговоплощения, Церковь
сначала обращалась к ним на
языке, более для них
приемлемом, чем прямой образ"[1].
Этим и объясняется обилие
символов в раннехристианском
искусстве.
Богатый материал для
изучения раннехристианской
символики дают творения
Климента Александрийского,
который пишет о
предпочтительных для христиан
изображениях. Сплав образов
ветхозаветных и
общекультурных мы находим в
гимне Христу его сочинения (ок.
190 г.):
15 Подпора
страждущих,
Вечный владыка,
Смертного рода
Спаситель Иисус,
Пастырь, пахарь,
20 Кормило, устье [2],
Крыло Небесное
Святого стада.
Рыбарь всех смертных,
Тобою спасенных
25 В волнах неприязненных.
Из моря нечестия
Сладкою жизнью
уловляющий,
Веди нас, овец
30 Разумных Пастырь
Святый, веди нас,
Царь детей непорочных.
Стопы Христа -
Путь
Небесный [3].
Здесь мы приведем лишь
основные символы из той
совокупности
древнехристианской символики,
которая передает целостную
картину миропонимания Церкви
и чаяния Небесного Царствия.
Главные символы
естественным образом связаны
с самым существенным в жизни
Церкви - Спасителем, Его
крестной смертью и
утвержденным Им таинством
Богообщения - Евхаристии.
Таким образом, главные
евхаристические символы: хлеб,
виноград, предметы, связанные
с виноградарским делом, -
получили наиболее широкое
распространение в живописи
катакомб, в эпиграфике; они
изображались на священных
сосудах и предметах обихода
христиан. К собственно
евхаристическим символам
относятся изображения
виноградной лозы и хлеба.
Хлеб
изображается и в виде колосьев
(снопы могут символизировать
собрание Апостолов), и в виде
хлебов причащения. Приведем
рисунок, явно апеллирующий к
чуду приумножения хлебов (Мф
14:17-21; Мф 15:32-38) и в то же время
изображающий хлеб Евхаристии (о
символике изображения рыбы см.
ниже).
Виноградная лоза -
евангельский образ Христа,
единого источника жизни для
человека, которую Он подает
через причастие.[4]Символ
лозы имеет также значение
Церкви: ее члены - ветви;
виноградные грозди, которые
нередко клюют птицы, суть
символ Причащения - способа
жизни во Христе. Виноградная
лоза в Ветхом Завете - символ
земли обетованной, в Новом -
рая; в этом значении лоза еще
долго используется в качестве
декоративного элемента. Вот
совершенное изображение лозы
из мозаик мавзолея Сан-Констанца
в Риме.
К
символике винограда относятся
также изображения чаш и бочек,
используемых при его уборке.
Виноградная лоза, чаша и
крестообразная монограмма
Христа.
Приведем
фрагмент равеннской мозаики VI
в., изображающей лозу,
монограмму Христа и павлина, -
птицу, символизирующую
возрождение к новой жизни.
С самим Спасителем связаны
изображения рыбы как
своеобразной отсылки к имени
Христа; Доброго Пастыря (Ин
10:11-16; Мф 25:32); Агнца - Его
ветхозаветного прообраза (например,
Ис 16:1, ср. Ин 1:29), а также Его имени,
выраженного в знаке (монограмме)
и в прикровенном изображении
Креста в образе якоря,
корабля.
Остановимся прежде всего на
монограмме имени Христова. Эта
монограмма, состоящая из
начальных букв Х и Р, получила
большое распространение,
возможно, начиная с
апостольских времен. Мы
находим ее в эпиграфике, на
рельефах саркофагов, в
мозаиках и пр. Возможно,
монограмма восходит к словам
Апокалипсиса о "печати Бога
Живого" (Откр 7:2) и "новом
имени побеждающему" (Откр
2:17) - верному в Царствии Божием.
Греческое название
монограммы crisma (собств. "помазание,
миропомазание") может
переводиться как "печать".
Форма монограммы существенно
видоизменялась с течением
времени. Древние формы:
.
Наиболее раcпространенный
вариант
усложняется в
раннеконстантиновское время: ,
ок. 335 г. он преобразуется в
(исчезает буква Х). Такая форма
имела большое распространение
на востоке, особенно в Египте.
Нередко она украшается
пальмовыми ветвями или
утверждается в лавровом венке
(античные символы славы),
сопровождается буквами
и .
Приведем изображение детали
саркофага II в., в которой
собственно хризма не
присутствует, но значение
сохраняется. Такое
употребление
и
восходит к тексту
апокалипсиса: Я
есмь Альфа и Омега, начало и
конец, говорит Господь,
Который есть и был и грядет,
Вседержитель. (Откр
1:8; см. также Откр 22:13). Начальная
и конечная буквы греческого
алфавита являют таким образом
Божественное достоинство
Иисуса Христа, а их соединение
с Его именем (хризма)
подчеркивает "...Его
собезначальное бытие со Отцем,
Его отношение к миру, как
первоисточника всего и
конечной цели всякого бытия"[5].
Таково изображение хризмы на
монете императора Константина
II (317-361).
Дополнительной
отсылкой ко Христу могла
служить надпись, которая была
шифрограммой Его имени Christos -
ikhthus, "рыба". Помимо
простого анаграммного
сходства, это слово
приобретало и дополнительную
символическую нагрузку: его
читали как аббревиатуру фразы Иисус
Христос, Сын Божий, Спаситель,[6]
Iesus Christos Theu Yu Sotir. Ср. серебряную
пластинку IV в. (Трир).
Изображение
хризмы - постоянный мотив
христианского искусства.
Приведем и интересный
современный графический
вариант хризмы - эмблему
журнала "Sourozh".
Все эти изображения -
действительно тайнопись: за
известными формами букв
алфавита и др. скрывается
образ Распятия Воплотившегося
Бога и возможность для
человека измениться через
приобщение к тайне Креста.
Таково изображение на
могильном камне (Тунис, VIII в.).
К
таким образам относится также
и якорь - символ христианской
надежды на будущее
Воскресение, как говорит о том
апостол Павел в послании к
Евреям (Евр 6:18-20). Вот
изображение якоря из римских
катакомб.
В
раннехристианской гемме
сливаются изображения креста
и якоря. Его сопровождают рыбы
- символы Христа, а из
основания произрастают
пальмовые ветви - символы
триумфа. В
прямом смысле, как образ
спасения, используется якорь в
изображении с двумя
уловляемыми рыбками-христианами
из римских катакомб II века. А
это - еще один, графически
проработанный вариант того же
сюжета.
Другой
распространенный символ -
корабль, который также нередко
включает образ Креста. Во
многих древних культурах
корабль - символ человеческой
жизни, плывущей к неизбежной
пристани - смерти.
Но
в христианстве корабль
ассоциируется с Церковью[7].
Церковь как корабль, ведомый
Христом, - распространеннейшая
метафора (см. выше в гимне
Климента Александрийского). Но
и всякий христианин тоже может
уподобляться кораблику,
следующему за кораблем-Церковью.
В христианских изображениях
корабля, несущегося по волнам
житейского моря под знаком
креста и направляющегося ко
Христу, адекватно выражен
образ христианской жизни, плод
которой - обретение вечной
жизни в единении с Богом.
Обратимся
к образу Христа - Доброго
Пастыря. Основной источник
этого образа - евангельская
притча, в которой Сам Христос
называет Себя так (Ин 10:11-16).
Собственно образ Пастыря
коренится в Ветхом Завете, где
нередко предводители народа
израильского (Моисей - Ис 63:11,
Иисус Навин - Числ 27:16-17, царь
Давид в псалмах 77, 71, 23)
называются пастырями, о Самом
же Господе говорится - "Господь,
Пастырь мой" (Пс Господе
говорится - "Господь,
Пастырь мой" (Пс 23:1-2). Таким
образом, Христос в
евангельской притче указывает
на исполнение пророчества и
обретение утешения народом
Божьим. К тому же образ пастыря
имел и имеет всем понятный
смысл, так что и поныне в
христианстве принято называть
священников пастырями, а мирян
- паствой.
Христос-Пастырь
изображается в виде античного
пастуха, одетого в хитон, в
пастушеских зашнурованных
сандалиях, нередко с посохом[8]
и сосудом для молока; в руках
он может держать тростниковую
флейту. Сосуд для молока
символизирует Причастие; жезл
- власть; флейта - сладость Его
учения ("Никто никогда не
говорил так, как этот человек"
- Ин 7:46) и упования, надежды.
Такова мозаика начала IV в.
базилики из Аквилеи.
Художественными прототипами
образа могли послужить
античные изображения пастуха,
покровителя стад Гермеса , с
ягненком на плечах, Меркурия с
барашком у ног - образ
Богообщения. Агнец на плечах
Доброго Пастыря божественной
радости о пропавшей овце -
кающемся грешнике - в
Евангелии от Луки (Лк 15:3-7), где
раскрывается и пророчество
Исайи: "Агнцев будет брать
на руки и носить на груди своей,
и водить дойных" (Ис 40:11). Тут
тайна искупления мира во
Христе, отношения Бога, "полагающего
жизнь свою за овец" (Ин 10:11), к
людям. Овца в данном случае
есть образ падшей
человеческой природы,
воспринятой Богом и
возведенной Им к
Божественному достоинству.
С
образом Доброго Пастыря в
раннехристианском искусстве
соседствует образ Агнца -
ветхозаветного прообраза
жертвы Христа (жертва Авеля;
жертва Авраама, пасхальная
жертва) и евангельского Агнца,
"вземлющего грехи мира" (Ин
1:29). Агнец - Христос нередко
изображается с
принадлежностями пастуха, что
буквально следует словам
Откровения "Агнец <...>
будет пасти их и водить их на
живые источники вод" (Откр
7:17). Агнец есть
евхаристический образ, и в
христианской иконографии он
нередко изображается на дне
литургических сосудов. Агнцем
называется в современной
литургической практике и
часть просфоры, освящаемая в
Евхаристии.
Агнец может изображаться на
скале или камне, из подножия
которого бьют струи четырех
источников (символы
Четвероевангелия), к которым
устремляются другие агнцы -
апостолы или, шире, вообще
христиане. Агнец из мозаик
Равенны (VI в.) изображен с
нимбом, на котором - хризма; тем
самым его соотнесенность с
Христом предстает как
совершенно бесспорная.
Изображение
Христа в виде Агнца намекало
на тайну Крестной Жертвы[9],
но не обнаруживало ее перед
нехристианами; однако во
времена широкого
распространения христианства
оно было запрещено 82 правилом
VI (V-VI) Вселенского собора 692 г.,
поскольку первенство в
почитании должно принадлежать
не прообразу, а самому образу
Спасителя "по человеческому
существу". По отношению к
"прямому образу" такие
символы являлись уже
пережитками "иудейской
незрелости"[10].
В Новом Завете символика
рыбы связывается с проповедью;
бывших рыбаков, а после
апостолов, Христос называет
"ловцами человеков" (Мф
4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное
уподобляет "неводу,
закинутому в море и
захватившего рыб всякого рода"
(Мф 13:47).
Евхаристическое значение
рыбы связывается с
прообразовательными
евангельскими трапезами:
насыщением народа в пустыне
хлебами и рыбами (Мк 6:34-44; Мк
8:1-9), трапезой Христа и
апостолов на Тивериадском
озере по Воскресении (Ин 21:9-22),
которая нередко изображается
в катакомбах, смыкаясь с
Тайной Вечерей. В Писании
Христос говорит: "Есть ли
между вами такой человек,
который, когда сын его
попросит у него хлеба, подал бы
ему камень? И когда попросит
рыбы, подал бы ему змею?"(Мф
7:9-10). По мысли толкователей
образ рыбы относится ко Христу
как истинному Хлебу Жизни, в
противоположность змее,
которая символизирует диавола[11].
Изображение рыбы нередко
сочетается с изображением
корзины с хлебами и вином, и
таким образом символ рыбы
связывается с Самим Христом. Выше
мы писали, что этой
соотнесенности способствует и
графический облик греческого
названия рыбы. Символика рыбы
оказывается связанной и с
таинством Крещения. Как
говорит Тертуллиан: "Мы
маленькие рыбки, ведомые нашим
ikhthus, мы рождаемся в воде и
можем спастись не иначе, как
пребывая в воде."[12]
На рисунке - изображение рыбы,
служившее заставкой к письму
свт. Василия Великого.
Крест Христов и Его
Воскресение, апокалиптические
чаяния всеобщего воскресения
и настоящая жизнь Церкви в
Таинстве Евхаристии - вот суть
образов, скрывающихся за
символами первых веков
христианства, часть которых
постепенно, начиная со времени
Константина Великого,
вытеснялась более прямыми
образами.
Елена Луковникова
[1]Успенский
Л. Богословие иконы
Православной Церкви.
Издательство Западно-Европейского
Экзархата. Московский
Патриархат, 1989, с. 11.
[2]Слово
устье может значить и "гавань".
- Ред.
[3]
Цит по: Граф А. С. Уваров.
Древнехристианская символика.
М., 1908.
[4]
По слову Климента
Александрийского, как лоза
дает вино, так Божественное
Слово дало Свою кровь; ср. Ин 15:1
("Я есмь истинная
виноградная лоза").
[5]
Архим. Христофор.
Древнехристианская
иконография как выражение
древнецерковного
миросозерцания. Спб., 1886, с. 60.
[6]
Голубцова, могло возникнуть в
Александрии - центре
аллегорической экзегезы. -
Голубцов А. П. Из чтений по
церковной археологии и
литургике. Т. 1. Сергиев Посад,
1918, с. 189.
[7]Gerd
Heinz-Mohr. Lexikon der Symbole. Herder, 1992, S. 274.
[8]Отметим,
что посох как знак пастырского
достоинства вручается
православным игуменам и
епископам.
[9]
В этом значении образу Агнца
наследовало более позднее
изображение Распятия.
[10]Успенский
Л. Богословие иконы
Православной Церкви, с. 64.
[11]
Голубцов А. П. Из чтений по
церковной археологии и
литургике, с. 191.
[12]Цит
по: Успенский Л. Там же, сс. 40-41.
|