Формы религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Перейдем к вопросу о формах религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Впервые право на деятельность религиозных организаций в государственной школе было закреплено в ст. 9 Закона РСФСР "О свободе вероисповеданий" , согласно которой "преподавание вероучений, а также религиозное воспитание может осуществляться факультативно по желанию граждан представителями религиозных объединений в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях". Согласно закону преподавание религиоведческих, религиофилософских и религиопознавательных дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозых обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений. Во исполнение приведенной статьи Закона, который в настоящее время утратил свою силу, Министерство образование РФ направило в органы управления образованием два информационных письма, а именно Письмо "О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации" N 47/20-11п от 19.03.93. и Письмо органам управления образованием N 230/ 35-15 от 15.05.97. В этих письмах урегулированы вопросы преподавания религиоведческих, религиопознавательных и религиофилософских дисциплин в государственных и муниципальных школах. Характерно, что в ныне действующем Законе "О свободе совести" о преподавании религиоведческих дисциплин не сказано ни слова. Таким образом в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, когда информационные письма Министерства образования, не имея под собой законной основы, сохраняют юридическую силу и значение. Краткий анализ содержания данных писем содержится в разделе IV настоящего комментария. Есть надежда, что в ближайшее время Министерство образования разработает новые документы по вопросам преподавания религиоведческих дисциплин.

Закон "О свободе совести" достаточно подробно регламентирует порядок обучения школьников конкретному вероучению, в частности православию. Этот порядок урегулирован также Информационным письмом Министерства образования Российской Федерации "О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений" N 19-53-281ин/14-04 от 04.06.99. (далее- Информационное письмо). В настоящее время Информационное письмо разослано в подведомственные Министерству образования образовательные учреждения и в государственные органы управления образованием. На церковном уровне вопрос об обучении детей православию регламентируется Письмом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 9. 12.99. N 5925, содержащим рекомендации по организации обучения Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее - Рекомендации)(*).

В п. 4 ст. 5 Закона "О свободе совести" установлена следующая процедура решения вопроса о религиозном образовании в государственных и муниципальных образовательных учреждениях: "По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы."

Как видим, согласно закону, обучать религии, в частности православию, можно лишь несовершеннолетних учащихся государственных и муниципальных учебных заведений. В связи с этим факультатив по Закону Божию или иным православным вероучительным предметам недопустим для совершеннолетних лиц, в том числе для достигших 18-летнего возраста студентов государственных и муниципальных вузов.

Следует подчеркнуть, что согласно Информационному письму обучение православию может быть организовано в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Из приведенного перечня исключены дошкольные образовательные учреждения. Однако отсутствие этих учреждений в перечне не означает запрета на обучение религии их воспитанников. Дело в том, что в российском законодательстве действует принцип: "разрешено все, что прямо не запрещено законом." Таким образом, поскольку ни в Законе "О свободе совести", ни в Информационном письме не содержится запрета на обучение религии воспитанников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных учреждений, такое обучение возможно.

Первым шагом на пути к факультативу по православию в государственной и муниципальной школе является достижение взаимного согласия между учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими). Наличие такого согласия обязательно в отношении учащихся в возрасте до 14 лет. В том же случае, если учащиеся достигли четырнадцатилетнего возраста, они, согласно п. 5 ст. 3 Закона "О свободе совести", самостоятельно решают вопрос о своем отношении к религии и вправе не согласовывать с родителями (лицами, их заменяющими) свое желание получить религиозное образование.

Просьба родителей (лиц, их заменяющих) о предоставлении конкретной религиозной организации возможности обучать ребенка православию оформляется заявлением на имя администрации образовательного учреждения. Согласие детей в возрасте до 14-ти лет на обучение православию указывается родителями (лицами, их заменяющими) в этом же заявлении. Несовершеннолетние в возрасте старше 14-ти лет фиксируют свое отношение к обучению религии в самостоятельном заявлении на имя администрации образовательного учреждения.

Что касается просьбы конкретной религиозной организации о предоставлении ей возможности в данном образовательном учреждении обучать детей православной вере, то она оформляется специальным письмом руководителя религиозной организации (настоятеля, наместника, председателя православного братства и т. п.) на имя администрации образовательного учреждения. Закон подчеркивает, что заниматься обучением религии в данном случае может лишь то религиозное объединение, которое зарегистрировано в качестве юридического лица. Организации, не имеющие статуса юридического лица (например, религиозные группы) либо не относящиеся к разряду религиозных организаций (в частности, общественные объединения), не вправе осуществлять религиозное образование в государственных и муниципальных учебных заведениях. Кроме того, в соответствии с Информационным письмом правом на обучение религии детей в упомянутых учебных заведениях не могут пользоваться те религиозные организации, которые имеют права юридического лица на условиях их ежегодной перерегистрации, что, согласно п. 3 ст. 27 Федерального Закона "О свободе совести", оформляется выдачей временного свидетельства о государственной регистрации. Приведенное положение письма имеет достаточно большое значение, так как ограждает государственные и муниципальные образовательные учреждения от так называемых "сект", юридическое определение которых в законе, к сожалению, отсутствует. Действительно, в силу Информационного письма большинство сект не имеют доступа в государственные школы по следующим причинам:

Во-первых, некоторые секты не являясь религиозными объединениями, существуют в качестве не имеющих статуса юридического лица религиозных групп ( в частности, катакомбники, баптисты-инициативники ). Во-вторых, целый ряд сект зарегистрирован в качестве не относящихся к разряду религиозных организации некоммерческих организаций, к числу таких сект относятся "Богородичный центр", корейская секта Муна и др. И, наконец, отдельные "секты" , успев зарегистрироваться в качестве религиозных организаций по прежнему законодательству, имеют в настоящее время права юридического лица на условиях ежегодной перерегистрации. Таков, как известно статус свидетелей Иеговы, которые обратились в Конституционный Суд с требованием о пересмотре неправомерного с их точки зрения положения о ежегодной перерегистрации тех религиозных организаций, которые, хотя и зарегистрированы в качестве таковых, не имеют 15-летнего срока существования на территории Российской Федерации.

Для того, чтобы администрация образовательного учреждения могла удостовериться в наличии у заявителя законного права на обучение религии детей , руководитель религиозной организации обязан приложить к своему письму (ходатайству) копию устава и свидетельства о государственной регистрации религиозной организации. В Информационном письме подчеркивается, что религиозные организации могут быть допущены к обучению детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях лишь в том случае, если такого рода деятельность предусмотрена в их уставах. Что касается православных религиозных организаций- епархий, монастырей и приходов, то в разработанных Московской Патриархией Типовых уставах содержится специальный пункт о праве упомянутых организаций обучать православию всех желающих. Так, например, в п. 14 Типового Устава прихода указано, что приход в целях распространения православной веры, а также для попечения о религиозно-нравственном воспитании осуществляет религиозное образование, обучение и воспитание. Таким образом, уставы тех православных религиозных организаций, которые в процессе перерегистрации привели свои уставы в соответствие с разработанными Московской Патриархией Типовыми уставами, позволяют обучать православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Решение об организации в образовательном учреждении факультатива по религии принимает администрация учреждения по согласованию с функционирующим в нем органом общественного самоуправления (совет школы, попечительский совет, общее собрание школы, педагогический совет и т. п.). Состав и полномочия этого органа определены в уставе образовательного учреждения. Принятое образовательным учреждением решение должно быть согласовано также с органами местного самоуправления, к числу которых, согласно действующим в данном населенном пункте нормативным актам о местном самоуправлении, могут относиться городская дума, земская управа, совет представителей, мэрия и другие органы

В Информационном письме не указаны основания отказа администрации образовательного учрдения и органа местного самоуправления в предоставлении религиозной организации возможности обучать детей православию. Между тем,

раздел А. Информационного письма предусматривает, что условия реализации программ обучения религии должны отвечать государственным и муниципальным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья учащихся и работников образовательного учреждения, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса и образовательного ценза привлекаемого к обучению детей религии персонала религиозной организации. На наш взгляд, несоблюдение приведенных требований может послужить основанием для отказа религиозной организации в просьбе обучать детей православию. В случае если администрация образовательного учреждения не разрешит проведение занятий по православию заявители, в том числе руководитель религиозной организации, вправе потребовать от нее письменный отказ с указанием мотивов. Отказ администрации обжалуется в орган местного самоуправления либо в суд. Согласно Рекомендациям в целях урегулирования возникших между образовательным учреждением и религиозной организацией разногласий в государственных органах управления образованием, а именно в Министерстве образования Российской Федерации (в Москве - в Московском комитете образования) копию письменного отказа администрации образовательного учреждения следует направить в Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, представители которого входят в состав функционирующего при Министерстве образования Координационного Совета по взаимодействию Министерства образования и Русской Православной Церкви. В случае положительного решения вопроса об обучении православию учащихся конкретного государственного или муниципального образовательного учреждения администрация этого учреждения и религиозная организация заключают между собою договор, в котором следует определить условия и режим проведения занятий, права и обязанности организующего эти занятия лица (далее законоучителя), условия и порядок предоставления помещения для проведения занятий (см. Типовой договор об обучении Православию). При этом стороны должны руководствоваться следующим:

1. В Информационном письме под предоставлением религиозной организации возможности обучать православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений понимается предоставление религиозной организации помещения соответствующего учреждения для проведения в нем занятий по православию. Это положение означает, что обучение православию относится к разряду услуг, предоставляемых религиозной организацией, и не может рассматриваться в качестве услуги образовательного учреждения. В связи с этим, в частности, администрация образовательного учреждения не обязана включать законоучителя в штат, платить ему зарплату, обеспечивать законоучителя учебной программой и учебными планами, предоставлять ему средства на приобретение необходимого оборудования и литературы. Единственной обязанностью администрации является предоставление религиозной организации на время проведения соответствующих занятий пригодного помещения. Помещение предоставляется на праве безвозмездного пользования, что может быть указано в тексте договора, заключенного между религиозной организацией и образовательным учреждением. В договоре определяются также права и обязанности сторон по поддержанию помещения в надлежащем состоянии.

2. Согласно п. 4 ст. 5 Федерального Закона "О свободе совести" занятия по религии, в том числе православию, проходит вне рамок образовательной программы, во внеучебное время, на факультативной основе. Таким образом закон гарантирует соблюдение принципа добровольности религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Время проведения и продолжительность учебных занятий по православию согласовывается сторонами в договоре.

3. Учебная программа и учебный план по основам православия разрабатывается на церковном уровне, в том числе на уровне конкретной религиозной организации. При этом допускается использование авторских программ, которые содержатся , в частности, в рекомендованном Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата сборнике программ по Закону Божию для церковно-приходских воскресных школ (М, 1999 г.). Государственные и муниципальные образовательные учреждения, равно как и государственные органы управления образованием не вправе навязывать религиозной организации свои учебные программы и учебные планы по основам православия.

4. В соответствии с разделом А. Информационного письма условия реализации программы по обучению православию должны соответствовать требованиям в части образовательного ценза педагогов. Вопрос об образовательном цензе законоучителя решается на уровне Русской Православной Церкви, а не на уровне государственных органов управления образованием. В соответствии с Рекомендациями законоучитель должен иметь богословское образование, подтвержденное документом об окончании соответствующего учебного заведения ( например, богословских курсов). Руководитель религиозной организации, заключившей договор с образовательным учреждением, выдает законоучителю письменное удостоверение (благословение), подтверждающее право законоучителя на проведение факультатива по православию. Вопрос об оплате труда законоучителя решается религиозной организацией. Так, например, в том случае, если должность законоучителя входит в штатное расписание религиозной организации, занятия по основам православия, оплачивает религиозная организация. Возможно и иное решение вопроса об оплате. В частности, религиозная организация вправе заключить с родителями учащихся особый договор, согласно которому, обязанность оплаты занятий по православию будет возложена на родителей (Договор с родителями учащихся или лицами, их заменяющими).

5. При проведении занятий по православию необходимо соблюдать ст. 16 Закона "О свободе совести", запрещающую проведение религиозных обрядов на территории образовательных учреждений. В связи с этим на занятиях по православию не допускаются молебны, миропомазание и другие обряды. Вопрос о допустимости использования на занятиях по православию предметов культа (крестов, лампад, икон и т.п.) в настоящее время нормативно не урегулирован.


[ на главную] [в раздел] [далее-Религиоведение в государственной школе]