|
Чернега Ксения Алексеевна, кандидат юр. наук Православное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях История религиозного образованияСовременное состояние российской системы православного образования таково, что мы вынуждены оглядываться назад, изучая и переоценивая опыт прошлого. При этом безусловного внимания заслуживает не только содержание и организация образовательного процесса в дореволюционных учебных заведениях, но также и юридический статус последних. Несомненно, что для более полного понимания правового положения православного образования в наши дни следует обратиться к истории. Образовательная система дореволюционной России была основана на гармоничном сочетании светских знаний и религиозной нравственности. В конце XVIII - начале XIX в. обучение детей российских подданных было возложено на приходских священников и членов причта, в обязанности которых, помимо совершения богослужений и церковных треб, входило также создание церковно-приходских школ и преподавание в них не только вероучительных, но и иных предметов, прежде всего чистописания(*). В результате к концу XIX в. в России сформировалась целая сеть церковно-приходских школ, преследующих цели начального образования и православного воспитания учащихся. Основной чертой приходского образования была церковность, которая выражалась в том, что руководителями образовательного и воспитательного процесса в приходах были православные священники, а преподаваемый ими Закон Божий составлял ядро учебной программы. Церковность приходского образования обеспечивалась соответствием жизнедеятельности приходских школ внутреннему укладу и традициям православной Церкви: учащиеся и педагоги были воцерковлены, школьный коллектив участвовал в храмовых богослужениях, учебные занятия начинались и оканчивались молитвой. (*) В соответствии с Положением о церковных школах ведомства православного исповедания от 1 апреля 1902 г. церковно-приходская школа являлась одной из основных ячеек начального образования в России. (*)Наряду с церковно-приходской системой в нашем Отечестве развивалась государственная система образования, характерная особенность которой заключалась в том, что государственные образовательные учреждения, хотя и относились к ведению Министерства просвещения, тем не менее были тесно связаны с православной Церковью. Неслучайно вероучительные предметы, и прежде всего Закон Божий, входили в образовательную программу дореволюционных государственных учебных заведений. Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила сложившиеся в период самодержавия взаимоотношения Церкви и государства. К власти пришли воинствующие атеисты, попирающие заповеди Божий и отвергающие Церковь. В изменившейся обстановке Церковь стремилась предотвратить возможные притеснения со стороны государственных органов, найти приемлемые формы сосуществования с ними. Она пыталась использовать для этого авторитет Поместного Собора, который 2 декабря 1917 г. принял особое Определение, выражающее соборный взгляд Церкви на ее правовое положение в государстве. В этом Определении Церковь считала важным, чтобы государство признало следующие основные положения, касающиеся взаимоотношений школы и Церкви: 1). Согласно п. 18 Определения "учреждаемые Православною Церковью низшие, средние и высшие школы, как специально богословские, так и общеобразовательные, пользуются в Государстве всеми правами правительственных учебных заведений на общем основании". 2). В соответствии с п.19 Определения ";во всех светских государственных и частных школах воспитание православных детей должно соответствовать духу Православной Церкви; преподавание Закона Божия для православных учащихся обязательно как в низших и средних, так и в высших учебных заведениях; содержание законоучительских должностей в государственных школах принимается за счет казны".(*) Таким образом Священный Собор вовсе не был настроен на отделение государственной системы образования от Церкви. Напротив, предполагалось участие Церкви в образовательном процессе, поддержка религиозного образования со стороны государства. Однако намерения Священного Собора не оправдались. В ответ на принятое им Определение советское правительство в январе 1918 г. издало Декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви";. В п. 9 Декрета провозглашалось, что "школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом". Как видно из приведенного положения Декрет имеет ярко выраженную антицерковную направленность, чем отличается от нормативных актов действующего законодательства. Действительно, если в современных законах от Церкви отделена лишь государственная система образования, то согласно упомянутому Декрету любое общеобразовательное учреждение, в том числе общественное и частное, отторгалось от Церкви, лишаясь, тем самым, права на предоставление своим учащимся религиозного образования. В дальнейшем установленный Декретом запрет на преподавание вероучений в учебных заведениях был дополнен и конкретизирован разъяснениями Наркомата юстиции. В разъяснении V отдела НКЮ М227 от 8 мая 1922 г. указано, что "преподавание вероучения лицам, не достигшим 18-летнего возраста, не допускается... Для лиц старше 18 лет допускаются отдельные лекции, беседы и чтения по вопросам вероучения, поскольку таковые не имеют характера систематического школьного преподавания". Согласно Декрету граждане могли обучать и обучаться религии частным образом. При этом, однако, устанавливались достаточно жесткие требования к количеству присутствующих на домашних занятиях учащихся."Исходя из постановлений Х Съезда Советов, - читаем в Инструкции НКВД от N 461 22 декабря 1923 г., - НКВД предлагает запретить занятия с детьми вне школы путем организации групповых занятий с группами детей количеством более 3 человек". В отличие от приведенной Инструкции действующее российское законодательство предоставляет возможность получения религиозного образования на дому без всякого ограничения количественного состава учащихся. Более того, в соответствующих нормативных правовых актах закреплена возможность обучения граждан в образовательных учреждениях, созданных церковными организациями. В период действия советского Декрета 1918 г. такая возможность была исключена, ведь в силу п. 12 Декрета церковные организации лишались прав юридического лица, а значит и не могли выступать в качестве учредителей образовательных учреждений. Заслуживает внимания также постановление Наркомата юстиции "О порядке проведения в жизнь Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 24 авг. 1918 г. В п. 33 постановления указано, что "ввиду отделения школы от церкви преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений ни в коем случае не может быть допущено в государственных, общественных и частных учебных заведениях, за исключением специальных богословских." Итак, если установленный Декретом 1918 г. запрет на религиозное образование касался лишь общеобразовательных учреждений, то постановление Наркомата юстиции запрещало преподавание вероучений в любых образовательных учреждениях всех типов и видов, за исключением богословских. Одновременно государственная власть приняла меры к тому, чтобы не допустить священнослужителей к преподаванию в школе. Так, в развитие п. 9 Декрета Наркомпрос в особом циркуляре от 3 марта 1919 г. постановил: "- воспретить лицам, принадлежащим к духовенству, занимать какие бы то ни было должности во всех школах; - лица, принадлежащие ранее к составу духовенства, по оставлении сана, могут занимать таковые должности лишь с особого каждый раз разрешения Наркомпроса; - виновные в нарушении сего воспрещения подлежат суду Ревтрибунала." В п. 34-35 приведенного постановления НКЮ узаконивается грабеж работников церковных образовательных учреждений: "все кредиты на преподавание религии в школах должны быть немедленно закрыты и преподаватели религиозных вероучений должны быть лишены всякого рода довольствия. Здания духовных учебных заведений, а также церковно-приходских школ, как народное достояние, переходят в распоряжение местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов и Народного Комиссариата Просвещения." Как видим, педагогические коллективы церковных учебных заведений, в том числе церковно-приходских и воскресных школ, богословских курсов, духовных семинарий, остаются не только без прав, но также и без всяких средств к существованию. С юридической точки зрения участь религиозного образования в годы советской власти гораздо более трагична, чем участь культовой деятельности и ведущих ее церковных общин. Последние, хотя и были лишены всякого собственного имущества и капиталов, все же имели право на существование, вели культовую деятельность. Между тем, православные школы, за исключением специальных богословских курсов и семинарий для совершеннолетних, были разогнаны, так что религиозное образование находилось по строгим запретом. Об этом выразительно свидетельствует Уголовный кодекс 1924 г., устанавливающий уголовную ответственность за преподавание малолетним и несовершеннолетним гражданам религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах. Это преступление каралось принудительными работами на срок до одного года. |
[ на главную] [в раздел] [далее-Понятие и нормативно-правовая база] |