3 | Вероучение, обряд, традиции |
В ХРАМЕ И ДОМА В нашу редакцию часто поступают вопросы читателей, касающиеся жизни православной приходской жизни. За ответами на них наш корреспондент обратился к Его преосвященству епископу Сыктывкарскому и Воркутинскому ПИТИРИМУ.
- В каких случаях священник может не допустить человека после исповеди к причастию?
- Это не всегда зависит от тяжести греха. Чаще всего причиной становится обыкновенная неготовность мирянина. Ведь нужно поститься перед принятием Святых Таин, вычитать необходимые каноны. Иногда человек не допускается потому, что не смог исповедаться должным образом - заявляет что-нибудь типа: “А какие у меня грехи? Другие во всем виноваты”. Или не желает оставить какого-нибудь тяжелого греха - наркомании, алкоголизма. Но здесь, конечно, все делается по усмотрению священника. Иного стоит не допустить, чтобы не осквернить крови и тела Христовых, другого, чтобы дать христианину возможность по-настоящему покаяться, чтобы он смог, наконец, задуматься над своей жизнью.
С другой стороны, бывает и так, что вроде бы нельзя допустить. Слишком все грустно обстоит. Но если не дать человеку вкусить Святых Таин, то он просто не будет знать, чего лишился, и поведение священника покажется ему жестоким, оттолкнет его от Церкви. С новоначальными священнику следует вести себя иначе, чем со старыми прихожанами, закосневшими в своих ошибках.
- Священники в наше время очень редко назначают епитимьи, с чем это связано?
- Я считаю, что епитимью назначать необходимо. Хотя бы небольшую, чисто символическую. Для ребенка “Отче наш...” прочитать, для взрослого человека несколько поклонов в день, для старушки “Богородице Дево радуйся...”, Иисусову молитву. Это очень хорошо помогает воздерживаться от обыденных грехов: осуждения, например. Человеку каждый день приходится вспоминать об этом грехе, и это помогает ему воздерживаться от него. Палку с епитимьей перегибать, конечно, не стоит. Нужно помнить, что она дается не в наказание, а в помощь человеку - своеобразный узелок на память.
- В разных церквях от человека требуются разные сроки поста перед причастием; сколько нужно поститься согласно правилам?
- Согласно правилам поститься перед причастием необходимо с двенадцати часов ночи. В этом случае священник не может отказать прихожанину в Святых Таинах. Но большинство причастников постится три дня. И это хороший благочестивый обычай. Некоторые вообще готовятся весь Великий, например, пост. О сроках здесь нужно справляться у своей совести и духовника.
- К нам в газету часто приходят письма с вопросами: действительно ли крещение, совершенное мирянином?
- Да, действительно, если все было сделано как следует. В экстренных случаях при удаленности священника, в тюрьме, например, может крестить и мирянин. Первое условие здесь - благоговейное отношение к таинству. Второе, нужно правильно произнести формулу: “Крещается раб Божий...во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь”. Далее следует прочитать Символ Веры, “Отче наш...”, “Царю Небесный...”. Можно и произнести чин отречения от сатаны, но это уже второстепенное добавление. Я очень рекомендую врачам, нянечкам в роддомах крестить таким образом умирающих детей, если священника позвать нет времени. Плохо, что они не знают о том, что могут это делать.
- Можно ли отпевать в православной церкви инославных?
- Католиков, старообрядцев мы всегда отпеваем, если покойный этого пожелал. Католики к нам часто ходят исповедоваться, причащаться, у них ведь своего храма в Коми нет. В этом нет ничего предосудительного.
- Можно ли христианину посещать храмы иных конфессий - баптистские, католические?
- В принципе можно, но не всегда желательно. Нет ничего дурного в том, чтобы православный христианин зашел в костел послушать орган. А вот к баптистам, по-моему, ходить не стоит. Возьмем, например, их храм в Мичуринском парке. Нам известно, сколько обманов было допущено при строительстве этого сооружения. И, посетив его, мы как бы дадим понять баптистам, что в подобных методах не видим ничего страшного.
- Что делать, если есть подозрения, что соседка - колдунья?
- Во-первых, молиться за этого человека. Хотя бы потому, что наши подозрения не всегда соответствуют действительности. И тогда мы осуждаем человека, а это грех. Иногда речь идет о начале у нас душевной болезни, мании преследования. Во-вторых, на случай, если подозрения небезосновательны, следует читать молитвы против нечистой силы: “Отче наш...”, “Да воскреснет Бог...” и другие, ограждать себя крестным знамением. Главная защита от подобных явлений - это вера. И всегда следует учитывать, что, если мы боимся колдунов сверх меры, значит не верим в то, что Господь, по нашей молитве, способен оградить нас от злых сил.
- Если нет сил отказаться от телевизора, то что можно смотреть?
- Программу “Время”, научные передачи, классические фильмы, особенно те, что сняты на основе нашего русского наследия. Ну и, конечно, православные передачи.
- В разных церквях службы длятся разное время. С чем это связано?
- У нас есть такая практика: “Аще изволит настоятель”. Если священник страдает какой-то болезнью, или прихожане не готовы к долгой службе, возможны какие-то сокращения, ведь в Уставе много повторений. Особо усердным священникам, прихожанам нравятся долгие службы, и за них можно порадоваться. Святой Серафим Саровский учил, что дары Святого Духа мы стяжаем больше всего во время молитв. Но когда из долгой службы ничего другого не выходит, кроме истязания себя и мирян, то священнику имеет смысл последовать правилу “лучше меньше, да лучше”.
- Говорят, что в католических храмах двери никогда не закрываются, туда можно зайти в любое время. Кроме того, можно исповедаться в любое время. Почему у нас не так?
- Я проехал 12 стран мира, и везде дело обстоит так же, как у нас. В центре храмы открыты весь день, на периферии открываются только во время службы. Все дело в том, есть ли средства нанять дежурного. Что касается исповедей, то у католиков огромное число священнослужителей, оно даже сокращается постепенно, не хватает прихожан. А у нас все наоборот. У батюшек просто нет времени и сил исповедовать в неотведенные для этого часы всех желающих. Хотя в экстренных случаях он обязан исповедовать в любое время суток. У меня часто так бывает. Стараюсь никому не отказывать.
- В частных беседах среди христиан время от времени возникает вопрос о том, на что идут их пожертвования.
- Во-первых, на оплату труда священнослужителей. Она во многом зависит от доходов с прихода. Часто это ничтожные суммы. В селах у меня монахи служат - даже подрясников запасных не имеют. Зарплата 150 тысяч. Собираем для них что можем: где сапоги, где кусок материи фабрика подарит. В некоторых местах очень плохо. В городах в основном женатые священники, у них зарплата побольше, от пятисот тысяч до миллиона. Некоторым батюшкам родные помогают, видя их нищету. В Усть-Куломском районе священнику родители собрали деньги, купили старую машину. Без нее ему никак не управиться. Сломается - на что ремонтировать, неизвестно.
С Кубани к нам недавно две машины с продуктами пришли - пoмощь. Так и живем. С тех церквей, которые в состоянии, идут отчисления на епархию - 25 процентов с дохода, так было установлено приходскими советами. Это сравнительно немного. Но из 54 наших церквей способны на такие отчисления сегодня 7-8, в городах. На Удоре - у священника поступления в казну три миллиона в год, а на них нужно ведь еще и церковь ремонтировать. Конечно, я денег с него не спрошу.
Как распределяются епархиальные деньги? У нас масса острых таких точек, где нужны средства. Вот, например, православная гимназия: там 64 человека учится. По договору Минобразования платит зарплату учителям, а на нас вся хозяйственная часть, от ремонта школы до покупки мела. Вот филиал Свято-Тихоновского Богословского института у нас открылся, тоже лег на наши плечи. Ну и так далее. Мне сейчас в отпуск съездить не на что.
На что за границу в паломничества езжу? Их оплачивали правительство республики, воркутинский институт бизнеса и права, поездку в Иерусалим вот - Нина Михайловна Макарусь из Троицко-Печорска. Многие предлагают вместе съездить, взять на себя расходы. Когда могу - соглашаюсь.
- Многие сегодня жалуются на то, что слишком дорого стало креститься, венчаться, освятить жилье.
- Да, знаю, это серьезный вопрос. Если у человека нет денег, ему следует подойти к настоятелю и попросить совершить требоисполнение бесплатно. Если откажет настоятель, написать письмо архиерею. Робеть здесь нечего. Вот это ложное стеснение приводит потом к ропоту, обиде на Церковь. Нельзя так.
Но у этого вопроса есть еще одна сторона. Жалуются далеко не только те, у кого средств нет. Иной пропьет зарплату или купит очень дорогую вещь, а потом ругает нас, священнослужителей, что мы много требуем. У людей исчезает уважение к таинствам. Крещение - это второе рождение человека - оценивается ниже батона колбасы. О каком благоговении, подготовке к святому таинству здесь может идти речь?
Почему Церковь вообще берет деньги за требоисполнение? Это единственный источник нашего существования. Священнику, уборщице в храме, участникам хора необходимо чем-то питаться. Купель для крещения или подсвечник нам тоже никто бесплатно не сделает, расходы очень велики.
Нет денег сейчас - объяснись, принеси их потом, когда будут. Не будет потом, ничего страшного. Но помни, что это не батюшка тебя облагодетельствовал, а другой мирянин, который что-то пожертвовал. Сектанты сплошь и рядом жертвуют все свое имущество, заработанное иногда трудами нескольких поколений. А мы, православные, самую скромную лепту иной раз подаем с недобрыми мыслями в адрес пастыря.
- Можно ли православной выходить замуж за иноверного или атеиста?
- Почему нельзя, если человек порядочный? Сказано ведь: верующая жена освящает неверующего мужа. Нужно получить благословение у священника и потом молиться всю жизнь за супруга. Господь милосерден. Иногда он таким образом посылает возможность спастись неверующему человеку.
- Если один супруг венчается в первый раз, а другой во второй, как их будут венчать: по первобрачному чину или по второбрачному?
- Ради венчающегося впервые - по первобрачному чину. Второй супруг при этом может хоть дважды быть до этого венчанным.
- Со службы мирянину не разрешается уходить до отпуста, а если он зашел на минутку поставить свечку?
- Конечно, если у человека есть какие-то неотложные дела, то он может лишь на минутку зайти в храм, во время службы. При этом нужно стараться, чтобы не помешать молящимся. Можно уходить со службы и тем, кто почувствовал себя плохо. Остальным же следует дождаться отпуста, а если после отпуста следует проповедь, то дождаться ее окончания.
Записал Г.ДОНАРОВ
.