19 | Вероучение, обряд, традиции |
ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ “Первый дар Христа нам, первое и самое глубокое раскрытие Его учения и призыва даны нам в образе женщины. Почему это так важно, так утешительно, так спасительно? Да потому, что мир наш стал до конца безнадежно мужским миром. В мире нашем царят гордыня, агрессивность, в нем все сведено к орудиям власти и властвования - к производству и к орудиям производства, к соперничеству, насилию, нежеланию в чем-то уступить, где-то смириться, умолкнуть, погрузиться в тихую глубину жизни. И именно всему этому противостоит, все это обличает - самим своим присутствием - образ Девы Марии...” - писал прот. Александр Шмеман. Образ Пресвятой Богородицы сияет через всю историю России, защищая, утешая, вдохновляя народ. Вот и совсем недавняя смута - 1993 года - разве не Ее Владимирскому образу мы обязаны умирением страстей, готовых перерости в гражданскую войну? Вот и сегодня, в очень тревожные дни мы вновь обращаемся к ней: “Сохрани, Пречистая, нас в мире и любви!..” А явлен образ Приснодевы нам в том невероятном сонме икон Ее, что имеются, пожалуй, в каждом доме. Среди этих образов Божией Матери есть на Руси особо чтимые (их - свыше трехсот), о некоторых из которых - сегодняшний рассказ. ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ По церковному преданию эта икона была написана в 15-ое лето по Вознесении Господнем евангелистом Лукой. За последующие два тысячелетия икона сменила семь городов. Из Иерусалима образ перенесли в Константинополь. Спасая икону от руссов, штурмующих византийскую столицу, ее переправили в Херсонес. В год крещения Руси образ был подарен св. князю Владимиру, но в Киеве пробыл недолго. Владимир определил место иконе в Софийском соборе Новгорода. Там она пребывала вплоть до взятия Новгорода Иоанном Грозным, после чего икону Иерусалимской Божией Матери перенесли в Москву. В 1812 году она была похищена французами и ныне находится в Соборе Парижской Богоматери. Во всех семи городах от иконы совершались многочисленные чудеса и исцеления. Наиболее известный список с Иерусалимского образа пребывает на Афоне в Русике над царскими вратами соборного Покровского храма. Накануне Богородичных праздников и в воскресные дни после вечерни икона спускается и монахи читают перед ней акафист. ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В 999 году у побережья Афона монахи Иверского (грузинского) монастыря увидели столп света от воды до неба. Свет поднимался от плывущей лодки, Приглядевшись монахи увидели, в ней икону. Тогда один из иверцев инок Гавриил, потрясенный чудом, пешком по морю отправился к лодке и принял икону Богородицы. Когда он вернулся его ноги были сухими. Но не это было самым удивительным. На образе Божией Матери монахи обнаружили кровь, словно от раны. Лишь через несколько лет братия монастыря узнала, что кровь эта действительно истекла из лика Непорочной Девы. В те годы по всей Византийской империи рыскали отряды солдат, которым император-иконоборец поручил разыскивать и уничтожать “идолов” - православные иконы. В городе Никее один воин зашел в домашнюю часовенку некоей женщины-вдовы, воспитывавшей сына. Увидев образ, святотатец вытащил меч и ударил им по лику Богоматери. Через мгновение равнодушие на его лице сменилось ужасом. Икона кровоточила. В страхе и покаянии воин упал на колени. Впоследствии он стал монахом, а в те дни помог вдове подкупить офицера, с тем чтобы тот отступился и не отнял икону. Тот же посоветовал женщине скрыть образ. Помолившись, женщина поставила икону в лодку и отправила ее в море, доверившись Богу... И вот уже без малого тысячу лет хранится этот образ на Афоне. Предание определило иконе быть хранительницей Святой Горы и признало ее главной афонской святыней. Преподобный Нил Мироточивый в своем пророчестве о конце времен наставлял будущих иноков, что “до тех пор, пока Царица спасения будет находиться на Афоне, не покидайте и вы Святой Горы. Но когда Царица спасения удалится с Афона, тогда и монахи должны будут покинуть это место, ибо оно будет обречено на гибель”. Именно с Афона в Москву, в Иверскую часовню был привезен список этой иконы в прошлом году, и теперь к чудному образу приложиться, помолиться у него может всякий, кто окажется в столице. “В РОДАХ ПОМОЩНИЦА” На большинстве икон Пресвятой Богородицы мы видим ее с Сыном на руках, уже познавшую радость материнства. Но эта икона повествует о другом. Здесь Богомладенец пребывает еще во чреве матери. Его образ явлен нам в сияющем символе лона Непорочной Девы. Сложив молитвенно на груди руки, Она ждет часа Рождества. К этому образу женщины на Руси обращались с молитвами о благополучном разрешении от бремени. Время явления иконы, ее история неизвестны. Запись церковных преданий связанных с чудесной помощью от образа никогда не велась, так как помощь в родах была слишком многочисленной и очевидной. Празднование ее - 8 января, сразу после славного Рождества Богомладенца, в день празднования Собора Пресвятой Богородицы. КУРСКАЯ КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - ЗНАМЕНИЕ Первое празднование в ее честь совершается в день Рождества Пресвятой Богородицы. В этот же день русский народ вспоминает и о другом знаменательном событии - победе на Куликовом поле. Что значит для нас эта икона? В 1295 году, в двадцати семи верстах от разрушенного Батыем Курска охотник-промысловик нашел у корней дерева лежащую ликом вниз икону. Подняв ее он увидел бьющий из под земли родник. Так была обретена Курская икона Богородицы. Вскоре к этому месту потянулся народ и стали совершаться чудеса. Тогда рыльский князь Шемяка велел перенести икону в свой город, но уклонился от встречи и ослеп. Зрение вернулось к нему только после искреннего раскаяния. А икона чудесным образом вернулась на старое место. Не князьям определять место для святынь. Своим богоотступничеством, своими раздорами друг с другом отдали они Русь в руки поганых. Часовню, построенную на месте обретения иконы, татары спустя некоторое время сожгли, а образ Курской Богоматери татарская сабля рассекла пополам. Но шли годы, Церковь собирала Святую Русь воедино. Священник, служивший во вновь отстроенной часовне, нашел две части образа и соединил их. В 1612 году жители Курска и окрестных городов благодарили Заступницу за избавление от поляков. Но на Россию надвигалось более страшное бедствие, чем все предыдущие. 27 ноября 1898 года революционеры заложили под икону бомбу. Но взрыв не повредил ее, и потрясенная этим чудом Россия решила поминать день чудесного спасения образа вторым празднованием в его честь. Сейчас образ Курской Богоматери хранится в США. Вернется ли он в Россию? Будем надеяться. Пока мы этого, видать, не достойны. СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ “УМИЛЕНИЕ” Мы видим на иконе совсем юную девушку со скрещенными на груди, словно перед причастием, руками. Младенца еще нет с ней. Впереди ее ждет радость материнства, бегство в Египет, возвращение и, спустя годы, гибель любимого Сына и его Воскресение. А пока она ждет сошествия Духа Святого. Икона эта была келейным образом преп. Серафима Саровского. Подражая ей, так же со скрещенными на груди руками, на коленях, на камне тысячу дней молился перед этим прекрасным образом Серафим (И после прославления старца на иконах преп. Серафима изображают также и образ Пресвятой Девы “Умиление”.) В таком же положении его нашли перед любимой иконой мертвым. А между двумя этими великими стояниями он успел сказать многим людям: “Радость моя” и напомнить этими словами Руси о чем-то очень важном, что было почти забыто в век”просвещения”, дворцовых переворотов, бунтов и реформ. Так же, со скрещенными на груди руками встречали смерть в нашем ХХ-ом веке многие мученики за имя Христово. Так они готовились к встрече. Их так научили ждать. Память иконы совершается 10 июля. КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В городе Казани девятилетней девочке Матроне трижды явилась во сне Пресвятая Дева, повелевая разрыть землю на месте сгоревшего дома и достать из под спуда ее икону. Стали рыть землю, но образа найти не могли, и лишь когда сам ребенок взялся за лопату, явилась миру икона русской Заступницы. Сказание об этом и тропарь “Заступнице Усердная” написал простой казанский священник - будущий патриарх Гермоген. Прозревал ли он тогда дальнейшую судьбу дивного образа? Прошло немного лет, началась Смута и как та казанская изба сгорело дотла русское государство. В стране хозяйничали поляки - грабили, святотатствовали. Само имя Руси собирались они вычеркнуть из истории. В эти черные дни икона вновь напомнила о себе. По призыву патриарха Гермогена образовались немногочисленные отряды ополченцев, которые двинулись на Москву. С казанскими добровольцами в стан князя Пожарского прибыла и Казанская икона Божией Матери. Россия была спасена, но не только себе ставили это в заслугу ополченцы. Они были убеждены, что победа им была дарована по заступлению Богородицы, “ради Казанской иконы ее”. В ХХ веке русская земля вновь превратилась в пепелище. В 1941 году большевики собирались закрыть последние православные храмы в нашей стране. Война помешала этому, но бросила Россию из огня да в полымя. В планах фашистов на будущее русскому народу места отведено не было. Но вновь вступилась Богородица за Русь. Богоборческая власть, смирившись, позволила возить Казанскую икону Божией Матери по самым опасным участкам фронта. Перед ней молились защитники Ленинграда, Москвы, Сталинграда... Генералы, офицеры, солдаты - потомки ополченцев Минина и Пожарского обращались к Заступнице Усердной с просьбой о спасении Святой Руси. Молились они не напрасно. ИКОНА БОГОМАТЕРИ “ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ” Этому большому, почти двухметровому образу “Знамения” Пресвятой Богородицы - около девяти столетий. Когда-то, во время еще домонгольских междуусобиц на Руси, к нему обращались князья за помощью. Потом, как это часто случается, икона исчезла и явилась лишь в 1919 году, во время новых усобиц на Руси - ее нашли в кладовой Спасского монастыря в Ярославле. Теперь икона - в Третьяковской галерее, где праздные посетители часто и не подозревают о ее способности по вере совершать чудеса. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ “СКОРОПОСЛУШНИЦА” По церковному преданию этот образ был написан в Х веке на Святой Горе Афон в монастыре св. Архангела Михаила. Долгое время икона пребывала как бы в молчании, пока однажды келарь обители Нил не был наказан Богородицей за небрежное отношение к своему образу. Ночью, проходя мимо иконы с зажженной лучиной, он услышал просьбу не коптить на нее. Решив, что это какой-нибудь брат подшутил, келарь и в другой раз снова пошел мимо нее с лучиной. Неожиданно он ослеп и только тогда понял, кто говорил с ним. Нил упал перед образом и, обливаясь слезами, попросил у Богородицы прощения. Конечно же, она простила монаха, и зрение к нему вернулось. А Богородица попросила монаха называть образ “Скоропослушницей”, так как она обещает подавать немедленную помощь и исцеление всем страждущим. В Россию список “Скоропослушницы” был привезен с Афона в 1887 году. Место ему было определено в Москве, в часовне Святого Великомученика Пантелеимона. И в первый же день от нее совершилось чудо. Вдова Афанасия Фролова, в течение двадцати лет одержимая бесом, после совершения молебна перед иконой совершенно исцелилась. Явила Богородица в честь этого образа и другие чудеса, после чего списки “Скоропослушницы” разошлись по всей России. В Сыктывкарской епархии в Печорском женском монастыре вот уже два года росоточит образ “Скоропослушницы”, написанный незадолго до начала этого непрерывающегося чуда. ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ Полное ее название - Федоровская - Костромская - Одигитрия. До батыева нашествия она пребывала в монастырской церкви в честь Великомученика Федора Стратилата. Монастырь татары сожгли, но образ уцелел и спустя несколько лет был обретен чудесным образом. Брат Александра Невского костромской князь Василий заблудился на охоте и увидел на сосне икону Богородицы. Он попытался снять ее с дерева, но икона поднялась в воздух. И только когда князь привел с собой из Костромы духовенство и народ, после соборной их молитвы, Богородица позволила свой образ перенести в город. Так Матерь Божия напоминала русскому народу о необходимости единения. Костромичи это, верно, поняли. Через два десятка лет после обретения иконы, по молитвам, обращенным к Чудотворной, город был спасен от нового татарского набега. Прошло четыре века. Пройдя через тяжелые испытания смутой, Русь вновь осознала сколь губительны для нее раздоры и призвала на царствие Михаила Романова. И мать Михаила Ксения Ивановна благословила сына на царствование именно Федоровской иконой Божией Матери. С тех пор вплоть до убийства Царя-Мученика Николая II Александровича икона была святыней царской семьи... СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В 1238 году к Смоленску приближались полчища хана Батыя. Не дойдя до города, они остановились и начали готовиться к штурму. Смоленск был обречен. Горожане готовились к бою и честной смерти. И быть может один лишь пономарь Успенской церкви не заботился об оружии, а молился перед иконой Одигитрии, написанной, по преданию, евангелистом Лукой еще во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Молитвы его не остались без ответа: “Иди к рабу моему Меркурию, - услышал он голос Непорочной Девы, - и скажи ему: “Меркурий, тебя зовет Владычица. Ступай на врагов”. Потомок княжеского рода, славянин из Моравии Меркурий был в то время на службе у Смоленского князя. Воспитанный в духе православия, он покинул свою родину и отправился защищать Русь. Пономарь застал воина во время молитвы. Вместе они отправились в церковь и снова заговорила Богородица, просила солдата о том, чтобы защитил он город и храм. Незаметно миновав городскую стражу Меркурий бросился на татар. Враги в страхе побежали. Они увидели лучезарную жену, с ней были воины в сверкающих доспехах, разящие незваных гостей. Наутро жители города увидели на месте, где стояло татарское войско лишь поле, покрытое трупами. Среди них нашли они и брата-славянина Меркурия, погибшего за други своя. Так был спасен Смоленск. Спустя почти шестьсот лет с молебна перед Заступницей Смоленской началась Бородинская битва.