17 | Вероучение, обряд, традиции |
КРЕЩЕНИЕ: ТАИНСТВО И ОБРЯД На вопросы читателей отвечает священник, кандидат богословия Андрей Паршуков
Вопрос: Моему сыну пошел третий годик, его крестила бабушка, но в церкви не крестили. Говорят, такое крещение неправильное, что может крестить только священник. Другие говорят, что могут крестить и не священники. Напечатайте, пожалуйста, кто и как может окрестить моего ребенка, если крещен неправильно?
Ответ: Господь наш Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь Евангелия, сказал им: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа...”(Мф.28,19). С тех пор вот уже две тысячи лет люди принимали и принимают таинство Св.Крещения в храмах Божиих. Это миллионы и миллионы или, по выражению св.Писания, “тьмы тем”, т.е. несчислимое количество. Но во все времена, и сейчас тоже, стоял вопрос о священнослужителях. Помните, “жатвы много, а делателей мало”. Поэтому у нас сама жизнь заставила ввести следующую практику. В далеких, глухих деревнях, куда не всегда мог добраться священник, разрешалось и даже поощрялось “ради страха смертнаго” крестить младенцев самим верующим. При этом должны были соблюдаться условия:
1. Тот, кто крестит, должен быть православным христианином “доброй нравственности”. 2. Он должен правильно произносить слова крещения, т.е. соблюдать православную формулу (крещается раб Божий Иван во имя Отца, аминь - первое погружение, и Сына, аминь - второе погружение, и Святаго Духа, аминь - третье погружение). Эта практика существовала и до революции и действовала у нас в годы лихолетия. Но, хочется еще раз подчеркнуть, это разрешается и делается только ради страха смертного, т.е. когда ребенок родился слабым и может вот-вот умереть. По выздоровлении и первой возможности таковых обязательно везли в храм Божий. Здесь уже священник выясняет все обстоятельства, принимает решение и совершает нужные действия и молитвы.
Вопрос: Что можно ответить противникам православной веры, выступающим против обряда крещения, которые говорят, что крещение - насильственный обряд (когда крестят, младенца никто его об этом не спрашивает, да и он сам ничего не ответит), и что крещение унизительный обряд, поскольку священник называет крещенного “рабом Божиим”?
Ответ: Св.Писание советует нам удаляться пустых словопрений. Поэтому ради сомневающихся отвечу. Покажите мне мать и родителя, которые не хотели бы блага, добра своим детям. Мы же не спрашиваем их, хотят они или нет, когда заставляем мыть руки, учиться, делать уроки и т.д. Знаем, это необходимо. Всякий истинно верующий знает, что в таинстве Св.Крещения человек таинственным, непостижимым образом очищается от первородного греха, рождается для новой жизни во Христе. Он, став реальным членом реальной Церкви Христовой, с младенчества приобщается благодатных таинств, которые созидают и укрепляют в нем добрые, нравственные начала. Ведь даже наука признала (православным это известно давно), что еще будучи во чреве матери ребенок уже все чувствует и слышит, реагирует на чувства матери и даже на голос отца. Именно поэтому у нас роженице советуют чаще бывать в храме, причащаться, чтобы вся благодатная обстановка храма (песнопения, молитвы) стимулировала правильное духовное развитие будущего члена церкви, “раба Божьего”.
Что лучше? Быть рабом греха, похоти, рабом какой-нибудь системы или еще кого-нибудь, или чего-нибудь, или рабом Бога Живаго, Который ради нас воплотился и взошел на крест, Который есть Любовь. Пусть каждый выбирает сам.
Ко всему сказанному хочется добавить, что крещение детей является древнейшей церковной практикой, которая зиждется на св.Писании. Сам Господь упрекал апостолов, когда те препятствовали подходить к Нему. Он призывал взрослых подражать детской вере (будьте как дети). В книге Деяний говорится, например, что в г.Фиатире женщина по имени Лидия уверовала в Господа и “крестилась она и домашние ее” (Деяния 16,14-15). Говорится о стражнике: “крестился даже Крисп, начальник синагоги со всем домом своим” (Деяния 18,8). И т.д. Неужели для истинно верующего тысячелетняя церковная практика не является достаточным аргументом? И неужели нужно еще доказывать, что во всех этих семействах были не одни великовозрастные детины?