13 | Вероучение, обряд, традиции |
НЕ БУДУТ ЗАБЫТЫ О загробной участи младенцев,не сподобившихся почему-либо св.крещения и мертворожденных, а также о том, какая должна быть за них молитва “Обители многи суть...” По верованию Православной Церкви умершие младенцы православных родителей, не сподобившиеся св.крещения, а равно и мертворожденные, у Человеколюбца Бога не будут забыты. Это верование Церкви можно видеть из того, что она чествует (11 января н.с.) в лике святых четырнадцать тысяч младенцев, за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме. Св. Григорий Нисский о судьбе младенцев вообще пишет:”Преждевременная кончина младенцев не ведет к мысли, что скончавший так жизнь несчастлив или что равен он очистившим себя в настоящей жизни всякою добродетелью; потому что Бог по лучшему Своему промышлению предотвращает безмерность зол в тех, которые стали бы жить возле”. * * * Св. Григорий Богослов говорит, что не сподобившиеся крещения по малолетству не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания достоин уже и чести; равно как не всякий недостойный чести достоин уже и наказания”(Слово на святое Крещение). * * * Участь младенцев, умерших некрещеными, ни в каком случае нельзя назвать безнадежною. Св. апостол Павел говорит о тех детях, у которых отец христианин, а мать некрещеная, что дети эти “святые суть”(1 Кор.7,14). Наши же мертворожденные младенцы имеют и родителей, и предков православных.Кроме того, дети эти в некотором роде уже освятились во время чревоношения их матерями: нося их в своей утробе, матери их каждодневно молились, часто читали или слушали Слово Божие и соединялись со Христом Господом в таинстве Св. Причащения. А когда их матерям пришло время разрешиться ими, они с теплою верою прибегали к Божией помощи и, может быть, полагали особенный обет пред Богом, чтобы разрешение их было благополучно.Как же можно думать, чтобы дети, плод от таких родителей, погибли навсегда? Если даже иной из них и умрет еще в утробе матерней; и тут была готовность родителей совершить над ним крещение. А Господу Богу угодны и самые намерения наши, если они святы.Еще слышим в Евангелии слова Самого Христа Спасителя: “В дому Отца Моего обители многи суть” (Иоан. 14,2). Ужели в этих обителях не будет места для тех младенцев, которых родители были христиане, которых только не было возможности просветить св. крещением, или которые, получив уже имена христианские, скончались перед самой купелью? * * * Святая Церковь выражает прямое верование в помилование этих младенцев: “Ведати подобает” (говорит она в Богослужебных книгах) “яко младенцы и непросвещенные (т.е. некрещеные) ниже в геенну пойдут” (Синаксарь в мясоп.субб.). Св. Григорий Богослов говорит: “Иные даже не имеют возможности и принять дара (благодати крещения) или может быть по малолетству, или по какому-нибудь совершенно независящему от них стечению обстоятельств” (Душеполезный Собеседник, 1905, №2.). * * * Св. Ефрем Сирин пишет: “Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того Судия сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам.Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем, и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Невидавшие здесь друг друга, увидятся там, и матерь узнает, что это ее сын, и сын узнает, что это его матерь...”. Помяни человеколюбче О возможности совершать над мертвыми младенцами крещение, нарекать им имена и поминать некрещеных за литургией не может быть и речи; ибо Господь заповедал Апостолам крестить живых людей, а не мертвых (Марк. 16,16), ибо как может бездыханный труп слышать проповедь и уверовать в Того, о Котором бы ему возвещали? Св. Церковь положила 26-м правилом Карфагенского собора скончавшихся ни крестить, ни подавать им Божественных Тайн; а в толковании на сие правило сказано:”Пресвитерское бо неразумие (если бы таковое было допущено) не поможет скончавшемуся, по смерти бо крещен быв от него, несть крещен”. Правило это помещено в книге “Кормчей”, где находятся правила св. апостолов и святых Вселенских и девяти поместных соборов.Остается только молитвенно воздыхать о таких младенцах к Богу в своих домашних молитвах. Для таковой цели можно порекомендовать молитву, находящуюся в синодике бывшего новгородского и петербургского митрополита Григория. Молитва за некрещеных младенцев митрополита Григория Новгородского и Петербургского Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих, младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности; окрести их, Господи, в море щедрот Твоих, и спаси неизреченною Твоею благостию. На вопрос “как молиться о мертворожденных и вообще не сподобившихся св. крещения младенцев?” Стефан Фаворский, архиепископ Вифлеемской обители, дает такой ответ: “Получившие св. крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси во веки, хотя бы кончину получили и нечаянную, равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мертвыми и не успели быть окрещены: они не виноваты, что не получили св.крещения. А у Отца Небесного Обители многи суть, в числе коих есть, конечно, и такие, в которых таковые младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных родителей своих, хотя сами, по неисповедимым судьбам Божиим, не получили св. крещения. Так думать не противно религии, о чем свидетельствуют и св. отцы в Синаксаре в субботу мясопустную.Молиться за них могут родители с верою в милосердие Божие; каждая мать, плачущая о таковых своих чадах, без сомнения может вопиять к Человеколюбцу Господу, следующими словами:”Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего. Господи, не лиши их света Твоего Божественного!” (Из Палест. листка Вифлеем. обители). “Уже освящены...” Наконец, не должно же забывать и о себе и о том, что вина мертворождения детей может падать и на самих матерей-родильниц, не говоря уже о тех злодейках матерях, которые сознательно стараются уничтожить плод (большею частью незаконный) и даже в последних периодах чревоношения. Вечная огненная геенна - вот достойное возмездие правосудия Божия, ожидающее нераскаянных за эти злодеяния”(Душеп.Соб. стр.54). Св. Ефрем Сирин пишет: “Горе... любодейце, которая извела зачатый ею во чреве плод, чтобы не видел он здешнего мира; не даст Бог увидеть и ей новый век. Как она не дозволила ему насладиться жизнью и светом в этом веке, так и Он лишит ее жизни и света в оном веке. Поелику решилась она извергнуть плод свой из чрева преждевременно, чтобы скрыть его во мраке земли, то и она как мертвый плод чрева извергнута будет во тьму кромешную. Таково воздаяние любодеям и любодеицам, которые посягают на жизнь детей своих: Судия накажет их вечною смертию и низринет в бездну мучения, полную зловонного тления” . Впадшие в такое тяжкое прегрешение должны поспешить принести покаяние пока есть возможность; ибо нет греха, побеждающего Божие милосердие для обращающихся к Нему с верою (Житие преп. Марии Египетской). Эта напилась пьяной и оступилась, - родила мертвого младенца. У той последовал выкидыш вследствие душевных потрясений, происходящих от безумной и, может быть, неосновательной ревности к мужу. Бывают и случаи явной кары Божией за ропот на многочадие и за проклятие рода, находящегося еще в утробе. Увы! И такие безумные матери есть на свете. Вот почему мать-родильница после рождения мертвого младенца должна основательно подумать - не была ли она как-нибудь прямо или косвенно причиною мертворождения, и если - при бесстрастном обсуждении этого вопроса - окажется что-либо у нее на совести, то она должна поспешить к своему отцу духовному, исповедать ему свой грех, попросить совета для заглаживания своего греха, и затем загладить свой грех добрыми делами, из коих обыкновенно рекомендуется: 1) милостыня бедным людям, у коих много детей, особенно в такие дни, как Пасха, Рождество Христово и престольный праздник; 2) путешествие ко святым местам (например, в Киев к мощам св. угодников и св. младенца, убиенного от Ирода за Христа и почивающего в дальних пещерах Лавры); 3) усиленная домашняя молитва, сопровождаемая известным количеством поклонов, и добровольно налагаемый пост (например, по понедельникам; о нем сказано в требнике, в чине исповеди), и 4) совершение в приходском храме литургии об оставлении грехов. Что касается детей погубленных матерями, то мы имеем также запись отца Иоанна Кронштадтского о бывшем ему видении. “Я опять спросил: “Скажи, отче, а младенцы как?” Старец ответил, что...те младенцы получили венцы от Царя небесного, которые истреблены во чреве матери своей, и безыменные. Я перекрестился - Какой грех великий и страшный матери будет - непростительный.” * * * Впрочем, бывают и другие обстоятельства мертворождения, вину коих нельзя приписать матерям-родильницам: одна подняла тяжелый мешок хлеба на воз, а другая безмерно работала на уборке хлеба,- и разрешились преждевременно младенцами. * * * Итак, по рассуждению св. отцов и учителей Церкви, христианские некрещеные и мертворожденные младенцы не будут терпеть наказания в будущей жизни, потому что родители уже освятили их принятием Святых Тайн, молитвами, верою и добрыми делами. Составлено по учению свв. отцов и учителей Православной Церкви монахом Псково-Печерского монастыря Ипполитом.