СИСТЕМА
ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РУССКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
|
В российском образовании
исторически имел большое
значение религиозный фактор.
Первые учебные заведения в России
были именно православными
образовательными учреждениями.
Так, в 1653 году в Москве
действовала школа Арсения Грека,
в тех же 60-х годах XVII
в. в Заиконоспасском монастыре
возникла школа Симеона Полоцкого,
а в 1681 году — типографская школа
иеромонаха Тимофея. Это были
начальные и средние учебные
заведения. С основанием же в
Москве в 1685 году Славяно-греко-латинской
академии, исторической
преемницей которой сегодня
является Московская православная
духовная академия, в России
начинает развиваться и высшая
школа.
В
XVIII
веке с началом создания в
Российской Империи духовных
учебных заведений и утверждением
за Московской академией (Славяно-греко-латинской
академией) статуса духовного
учебного заведения
государственное образование
стало делиться на светское и
духовное.
За
все время своего существования
духовные учебные заведения
способствовали духовно-нравственному
росту общества и положительно
влияли на патриотическое
самосознание граждан Российского
государства. Духовные семинарии и
академии наряду с выполнением
своей основной задачи —
подготовкой духовных
руководителей народа —
священнослужителей, а также
высокообразованных богословов, —
дали Отечеству известных
историков и литераторов,
философов и филологов, в числе
которых: М.В. Ломоносов, Л.Ф.
Магницкий, С.П. Крашенинников, Н.Н.
Батыш-Каменский, В.Д. Кудрявцев-Платонов,
свящ. Павел Флоренский и многие
другие.
Стремительное
развитие российской богословской
науки на рубеже XIX-XX
вв. было прервано событиями 1917
года. Уже к 1920-му году были закрыты
подавляющее большинство духовных
академий и семинарий. Профессура,
преподаватели и студенты стали
объектом преследования советской
власти.
Возобновление
образовательной деятельности
Русской Православной Церкви
стало возможно только в 1946 году,
когда в Москве был открыт
Богословский институт, позже
вернувший свое дореволюционное
название — Московская духовная
академия.
На
момент начала Перестройки
Русская Православная Церковь
располагала двумя академиями и
тремя семинариями.
В настоящее время в ведении
Учебного Комитета Русской
Православной Церкви
насчитывается уже 5
Духовных академий, 26
Духовных семинарий, 31
Духовное училище и 4
школы, имеющих статус курсов, а
также Православный Свято-Тихоновский
богословский институт, который
имеет филиалы во многих регионах
России и странах СНГ. В систему
духовного образования РПЦ входят
также Иконописные и Регентские
учебные заведения.
Каждое
учебное заведение, входящее в
систему духовного образования
Русской Православной Церкви,
имеет статус высшего или среднего
учебного заведения и отвечает
определенным задачам и целям.
Духовная
академия
— высшее учебное заведение
Московского Патриархата,
готовящее преподавателей
духовных учебных заведений и
научных сотрудников для
учреждений Московского
Патриархата. Срок обучения – 3
года.
Духовная
семинария
— высшее учебное заведение
Московского Патриархата.
Окончание семинарии дает право
быть рукоположенным в священный
сан. Срок обучения – 5 лет.
Духовное
училище и Пастыские
курсы — учебное
заведение Московского
Патриархата, готовящее
священнослужителей и
церковнослужителей Русской
Православной Церкви.
Училища и курсы реализуют программу среднего профессионального
религиозного образования. Срок
обучения – 3 и 2 года
соответственно.
Иконописная
школа — учебное
заведение Московского
Патриархата, готовящее
иконописцев. Реализует программу
среднего профессионального
религиозного образования 1 (первого)
уровня в течение первых трех лет
обучения и высшего
профессионального религиозного
образования 2 (второго) уровня в
течение последующих двух лет
обучения. Общий срок обучения - 5
лет.
Регентская
школа — учебное
заведение Московского
Патриархата, готовящее регентов и
певчих церковных хоров. Реализует
программу среднего
профессионального религиозного
образования. Срок обучения - 3
|