«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» КАК
ЛЕКАРСТВО ОТ ЭКСТРЕМИЗМА
Зима 2002-03 годов может определить
судьбы Православия в России на всё 21
столетие. Вопрос в том, какую позицию
по отношению к Церкви займет
российское учительство. Проблема
связана с появлением письма министра
образования России, разрешающего (не
предписывающего и даже не
рекомендующего) вводить в школах
уроки «основ православной культуры».
Молвой и прессой дозволение было
раздуто в приказ, а
культурологический предмет был
превращен в «закон Божий».
Теперь очень многое зависит от
людей Церкви: сможем ли мы избежать
этой двойной подмены. Перед нами
приоткрыли дверь. Удержимся ли мы от
искушения навалиться всей массой и
вломиться внутрь раньше, чем нас
пригласят? Если Церковь начнет
говорить с учителями властно,
на языке «вы обязаны», если в каждую
школу будет послан циркуляр, тогда
свое недоумение, обиду и несогласие
учителя понесут в классы. И еще одно
поколение будет воспитано на
убеждении, что а) от Церкви надо
держаться подальше самим, и б) в любом
случае нельзя и близко подпускать
Церковь к властным рычагам - ибо уж
слишком хватко она за них берется.
Чтобы избежать ненужных тревог,
попробуем все же разделить то, что в
бурной полемике перемешалось.
Первый вопрос: допустимо ли
преподавание религиозных дисциплин
в госу-- дарственной школе?
Вопрос о допустимости религиозного
обучения в государственной школе (факультативного,
по выбору родителей) очевиден.
Поэтому даже если «Основы
православной культуры» понять как
религиозное обучение (что неправда),
то письмо министра Филиппова ничего
нового к уже существующей практике
не добавляет.
Столь же очевиден и ответ на вопрос
о возможности существования этнокон-фессиональных
школ. Есть еврейские национальные
школы с обязательным преподаванием
основ иудаизма для всех учащихся (и в
одной из них по свидетельству
московского педагога Е. А. Ямбурга,
была запрещена к изучению сказка «Три
поросенка» - «по причине неко-шерности
персонажей») - и эти школы получают
финансирование из Российского
бюджета. Открытие русских
этноконфессиональных школ на этом
фоне не должно казаться чем-то
вызывающим. Свобода выбора детей и
родителей определяется здесь уже тем,
что они с самого начала знают, что в
этой школе всех детей будут учить
ивриту, а в этой - русскому языку. В
этой школе будут готовить к
эмиграции в Израиль, а в этой - к
защите России. В этой школе все дети
будут изучать иудаизм, а в этой -православие.
Несогласные могут пройти мимо - к
соседней школе.
Вопрос, поставленный письмом
Филиппова, в другом - может ли обычная
(не этноконфессиональная) школа
решить ввести общее (нефакультативное)
преподавание культурологического
среза православия (не Закона Божия).
Вроде тут и вопроса не должно быть:
школа вольна взять курс на
углубленное изучение японской или
итальянской культуры... А -русской, а -
православной? Когда губернатор
Свердловской области Россель
заявляет людям, празднующим Хануку (8
декабря 2002 г.):
«Дорогие мои евреи! Поверьте, я
сделаю все от меня зависящее, чтобы
ваши дети знали свой язык, историю и
религию», это никого не смущает. Но
губернатор, который сказал бы
прихожанам православного храма: «Дорогие
мои русские, я сделаю все, чтобы ваши
дети знали свой язык, историю и
религию», был бы сразу обвинен в анти...
сами знаете в чем. Кстати, Россель
сделал свое заявление в тот же день, в
который министр образования
Свердловской области Некрасов
заявил, что не допустит преподавания
«основ православной культуры».
Но вопрос о двойных стандартах
наших «демократов» - это особая и не
новая тема.
Сейчас же впору вести речь о
различии культурологического и
религиозного образования.
Религиозное образование ставит
своей целью приведение детей к
религиозной практике, добиться
согласия учеников с верой той
религиозной группы, от имени которой
ведется преподавание.
Законоучитель ссылается на
библейские тексты как на тексты
авторитетные, доказывающие правоту
его веры. Культуролог ссылается на те
же самые тексты Библии с иным
акцентом: он тоже видит в них
доказательство своей правоты, но
правоты не религиозной, а
исследовательской. Он их приводит в
качестве подтверждения своего
тезиса о том, что такое-то верование в
данной общине реально существует.
Для законоучителя Библия -исключительный
авторитет. Для культуролога Библия
авторитетна лишь в качестве
свидетельства о верованиях тех групп
людей, которые ее создали или чья
жизнь создавалась с опорой на Библию.
Если же он обратится к анализу
индийских верований, то таким же и
никак не меньшим авторитетом для
культуролога станут тексты Упанишад.
Реальность, о которой говорит
законоучитель и к которой он
обращает - Бог. Реальность, о которой
говорит культуролог - люди и
созданные ими тексты. Законоучитель
говорит о Боге; культуролог - о людях,
верящих в Бога.
Законоучитель доказывает.
Культуролог - объясняет. Доказать -
значит понудить собеседника к
согласию со собой. Объяснить -значит
сделать для него понятной логику и
видение проблемы преподавателем. В
религии есть много недоказуемого, но
нет ничего бессмысленного. Для
сознательного носителя религиозной
традиции каждый жест, символ, каждая
деталь его вероучения осмысленны.
Задача религиоведа и культуролога -
попробовать передать этот смысл на
языке современной культуры.
Я прихожу в МГУ и на первой же
сентябрьской лекции говорю
студентам: «Я прошу вас отнестись ко
мне как к обычному преподавателю.
Надеюсь, вы достаточно широко
мыслящие люди, чтобы разрешить мне
ходить в той одежде, которая мне
нравится. Так что давайте я не буду
обращать внимания на вашу одежду, а
вы - на мою. У вас есть спецкурсы по
философии Платона, Маркса, Канта...
Вот в этом же ряду стоит и мой
спецкурс по философии и богословии
христианства. На экзамене от вас не
будет требоваться согласия с
православием. Вы просто должны
будете продемонстрировать знание
основных имен (и знать хотя бы в каком
столетии жил тот или иной выдающийся
христианский писатель), представлять
себе историю дискуссий, возникавших
в истории Церкви, понимать и
воспроизводить логику сторон. Если
на экзамене вы скажете, что лично вам
кажется убедительнее логика
оппонентов православия - это не
повлияет на вашу оценку... Но если кто-то
из вас начнет свой ответ с фразы «У
этой проблемы две ипостаси» - два
балла он получит на счет «раз». Ибо я
целую лекцию буду рассказывать вам
об истории слова ипостась и о том, что
лишь безграмотные журналюги
употребляют это слово со значением
аспект».
Вот пример культурологической
работы: на уроке по истории Древней
Греции учитель упоминает о том, что
бог Кронос породил множество детей,
но и при этом и пожрал их почти всех.
Чтобы понять, как у греков появился
такой страшный миф, надо обратить
внимание на имя главного персонажа.
Что означает слово кронос? А вы
вспомните такие слова нашего
русского языка, которые несут в себе
этот греческий корень: хронометр,
хроника, синхронно, анахронизм...
Кронос - это время. Время всему дает
начало, во времени все начинается. Но
и время же всему кладет предел. Из
времени и во времени все возникает и
со временем и во временем все
исчезает. Напишите слово время с
большой буквы, представьте Время
живым существом - и вы получите
греческого бога Кроноса... Стала
детям яснее греческая мифология? -Да.
Будут ли они молиться богу Кроносу о
скорейшем окончании урока? - Вряд ли.
Культурологическое преподавание -
это реконструкция мира, о котором
свидетельствует тот или иной текст.
Причем текст имеется в виду не только
литературный, но и живописный и
музыкальный и событийный.... Почему
этот человек (или персонаж) поступил
так? Какой он должен был видеть
ситуацию, чтобы реагировать именно
таким образом? В каком из миров такой
поступок понятен и логичен?
Так что культурология -это не
только разговор о сюжетах картин;
прежде всего это разговор о
человеческих мирах. Вот, к примеру,
Иван Грозный. В истории почти любого
народа, хоть чем-то проявившего себя
на арене мировой истории, есть
подобный тиран. Но Иван Грозный
уникален. Да, он мстил и убивал, да, он
бывал рационально-бессердечен и
жестоко беззрасуден. Но еще он -
каялся. Искренне, надрывно каялся.
Почему о таких приступах покаяния не
говорят биографии Тамерлана и
Чингисхана, Нерона и Ленина? Значит,
что-то кроме тиранического «окаянства»
было в душе у этого русского царя. Что?
Не то ли, о чем как-то сказал академик
Сергей Аверинцев: «христианство
создало поистине виртуозную
культуру усмотрения собственной
виновности»? И, значит, разговор о
христианской культуре покаяния, о
христианском понимании пластичности
человеческой души; вполне
естественно входит в курс
культурологии...
Говорить же о христианской
психологии и антропологии, не
касаясь вопроса о том, как христианин
понимает свои отношения с Богом -
невозможно. А эти отношения взаимны:
есть то, что человек делает ради Бога.
А есть то, что (согласно
христианскому мировосприятию) Бог
делает ради людей. И тут культуролог
может обратить внимание на
особенности иконного построения.
Об одном и том же можно говорить
гомилетически (т.е. с интонацией и с
целью проповеди) и культурологически.
Законоучитель диктует детям молитву
Отче наш, поясняет ее смысл и просит
детей выучить молитву и каждое утро
начинать с нее. Культуролог может
напомнить детям «Снежную королеву» и
обратить их внимание на то, что Герда
победила армию холода именно с
помощью молитвы «Отче наш». Затем он
пишет эту молитву. Рассказывает о ее
смысле (этот фрагмент может не
отличаться от фрагмента урока Закона
Божия)... И все. Никаких призывов. Вы
теперь знаете, почему Герда молилась
и почему она молилась именно так. А
будете ли и вы в ситуации опасности
вести себя как Герда - это уже ваше
личное дело.
Граница между религиозным
образованием и культурологически-религиоведческим
проходит вот где: если преподаватель
считает, что ту информацию, которую
он дал, дети должны принять личностно,
перевести в свою жизнь, если на
экзамене оценка будет зависеть от
того, согласен ты с учителем или нет,
как часто ты ходишь в храм, постишься
и так далее - вот это будет
религиозное образование.
Перейти от проповеди к
культурологии просто. Это делается с
помощью придаточных предложений.
Например, в советские времена я
спокойно сдавал «идеологические»
экзамены: просто каждую фразу я
начинал с вводного оборота - «С точки
зрения марксизма...»; «Как писал
Энгельс...» и т.п.. Затем следовало
изложение фактов. Никто из
экзаменаторов не спросил меня: «А Вы
лично с этим согласны?». В итоге, не
будучи марксистом, я спокойно
проходил экзаменационные барьеры.
Мне не хотелось бы, чтобы Церковь
заняла в нашем обществе место,
подобное тому, что КПСС занимала в
СССР. Но опыт «дистанциированного»
изложения историко-философского
материала полезен не только тогда,
когда ты желаешь скрыть свое
отношение к цензорам. Еще он полезен
тогда, когда ты желаешь защитить
своих слушателей от чрезмерного
эмоционального давления на них.
Итак, снятие восклицательных
знаков и добавление вводных фраз («С
точки зрения православия...»; «По
верованиям православных...» и т.п.)
предоставит детям способность
свободно работать с предлагаемыми
текстами: не сгибаясь под ними, а
наклоняясь над ними.
Только один призыв уместен на
уроках основ православной культуры:
«подумайте!».
Итак, культурологический разговор
о православии возможен. Он возможен и
педагогически, и юридически.
Нужен ли он?
Культурологическое ознакомление
детей с миром православной культуры
не есть передача им ключа от нее (ключ
- это единомыслие, единоверие с
творцами христианской культуры). Это
попытка возместить паломничество в
живой монастырь дарением
видеокассеты о нем. Но это лучше, чем
ничего. Отсюда в дискуссии об «основах
православной культуры» появляется
вопрос о том, а что - в альтернативе?
Что является альтернативой (то есть
отрицанием) «основ православной
культуры»? - «Безосновательное
неправославное бескультурье».
Одним из проявлений бескультурья
является религиозный экстремизм.
Противники «основ православной
культуры» пугают «второй Чечней».
Доброкачественным этот аргумент
назвать нельзя.
Во-первых потому, что, как вполне
справедливо сказал главный раввин
России Адольф Шаевич (в частности, на
открытии 7 Всемирного Русского
Собора 16 декабря 2002 года), «евреи
только тогда смогут хорошо жить в
России, когда в России хорошо будут
жить и хорошо себя чувствовать
русские». В самом деле - не может быть
в стране спокойной жизни, если «нервничает»
народ, составляющий большинство
населения этой страны. Отчего у нас
никто не думает о том, что страсти
может возбудить и запрет на изучение
«основ православной культуры». Если
большинству народа отказывают в
праве изучать свою культуру - всегда
ли в ответ будет покорная реакция?
Разве не все чаще звучит вполне
резонный вопрос - «Почему у нас такое
странное понятие демократии, что это
всегда право вето, имеющееся у
меньшинства»?
Во-вторых, потому, что появившаяся у
некоторых мусульманских лидеров
привычка шантажировать «второй
Чечней» является дурным
свидетельством о самом исламе.
Отчего это любое несогласие
воспринимается ими как повод к
гражданской войне? Как вы
воспитываете своих прихожан, если по
вашим же словам они только и ждут
повода сорваться в джихад?
В-третьих, потому, что знание
ребенком, принадлежащим к культуре
меньшинства (в данном регионе) основ
религиозной культуры народа, среди
которого он живет, следует
расценивать как нечто и уместное и
желательное и полезное. Мне было бы
очень странно, если бы в Казани или в
Уфе решили бы ввести изучение основ
исламской культуры, а дирекция школы
сказала бы - нет, поскольку в этом
классе есть один русский ребенок, то
20 татар не имеют права знакомиться с
Кораном. Не менее мне странна и
логика тех, кто, ссылаясь на
присутствие в школе детей других
традиций, запрещает русским детям
узнавать свою.
Если бы я жил в Казани, я бы счел
угрозой для безопасности своих детей
незнание ими исламской культуры. Не
зная ее, они не смогли бы адекватно
оценивать перемены, происходящие
вокруг, реакцию своих соседей и
собеседников на свои слова и
действия (как и вообще на «мировые
события»). Они просто попадали бы в
глупые ситуациии.
Итак, знание мусульманскими детьми
православной культуры, равно как и
православными детьми культуры
исламской было бы шагом к сохранению
добрых отношений между народами
России.
И тут снова приходиться оторваться
от «основ православной культуры» и в
который уже раз горестно воскликнуть:
ну что же у нас за пресса такая! Ну,
отчего она все перетолковывает в
возможно худшую (для православия и
России) сторону? Отчего на всю страну
было озвучено именно мнение одного
из муфтиев о заси-лии преподавания
православия в школах, причем
преподнесено оно было как мнение
всех мусульман? Ведь многие
мусульманские лидеры поняли, что
инициатива православной Церкви
приоткрывает и для них дверь в школы:
если в школе есть «основы
православной культуры», то вполне
возможно параллельно предложить
вести «основы исламской культуры» (тоже
по выбору региона и школы). Но
упоминали ли газеты о письме, которое
Заместитель председателя
Центрального духовного управления
мусульман России муфтий Фарид Салман
отправил министру образования
России В. Филиппову (от 2.12 2002)? А в нем
ведь сказано так: «Центральное
духовное управление мусульман
России с тревогой наблюдает за
беспрецедентным давлением на
Министерство образования России,
развязанное в связи с направленным
Вами 22 октября 2002 г. органам
управления образованием субъектов
Российской Федерации письмом с
материалом методического характера -
«Примерным содержанием образования
по учебному предмету «Православная
культура». Как мы уже отмечали в
обращении к Вам от 22 ноября 2002 г., по
нашему мнению, в некоторых случаях
выступления против изучения
школьниками на основе добровольного
волеизъявления традиционной для них
религиозной культуры в
государственных и муниципальных
образовательных учреждениях
являются некомпетентными
выступлениями и заявлениями. В
большинстве же случаев мы оцениваем
выступления против изучения
православными православной культуры
(равно как и мусульманами -
мусульманской культуры) как
ксенофобские и провокационные
выступления, преднамеренно
направленные на провоцирование в
обществе религиозной и национальной
вражды. Право изучать традиционную
религиозную культуру - не набор
исторических сведений о разных
религиях, а именно традиционную для
данного народа религиозную культуру
в светской школе никем не может быть
поставлено под сомнение. Попытки
принудительного замещения
возможности изучения традиционной
для учащихся религиозной культуры
изучением только лишь истории всех
мировых религий выглядят столь же
нелепо и необоснованно, что и, к
примеру, утверждения о том, что
татары не вправе изучать свою родную
татарскую литературу, русские - свою
русскую литературу, а все россияне
должны и могут изучать лишь историю
зарубежных направлений в литературе».
Что -тут сказать? - Умница! В школе
дети должны изучать свой родной язык,
а не высоколобую сравнительную
лингвистику...
Нет, не росту религиозного
экстремизма и межнациональной
напряженности будет способствовать
преподавание в школе «основ
православной культуры». Напротив,
этот предмет может стать лекарством
от экстремизма.
Какой же мы можем сделать вывод. -
Надо бы отказаться от всякой «штурмовщины»,
не бросать лозунгов «православие — в
массы». Помнить мудрую поговорку: «невольник
— не богомольник». Учесть опыт
неудач — как своих
предреволюционных, так и неудач
советских идеологов. Без азарта и
обязаловки спокойно и продуманно
торить дорогу. Создать место встречи
церковных и светских культурологов и
педагогов. Вместе обсудить параметры
программы. Продумать взаимодействие
между этой программой и остальными
школьными курсами. Организовать
экспериментальные педагогические «площадки».
Набросать пробные учебники. Заказать
написание новых учебников. Отобрать
лучшее. Проверить его. Исправить.
Дополнить. Сократить. Потом к этой
программе переподготавливать
школьных педагогов. Ввести этот
предмет в педагогических
университетах. И потом, когда будут и
учителя и учебники - приближаться к
детям.
А пока надо просто не мешать
работать с детьми тем православным
педагогам (и священникам), у которых
это получается. И еще - создать в
школах атмосферу терпимости к таким
педагогам.
Церковным же людям надо освоить
интонацию культурологического
анализа и беседы вместо интонации
проповеди.
И всем стоит помнить о том, какова
альтернатива основам православной
культуры - бескультурье во всех своих
проявлениях.
Вот после этого и я повторю вопрос,
который задал Никита Михалков на той
памятной теледискуссии: «Братцы,
чего испугались-то?».
Диакон Андрей КУРАЕВ
РАДОНЕЖ № 10 (128) 2002 г.
|