Метлик Игорь
Витальевич, кандидат
педагогических наук
ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ПРАВОСЛАВИЯ В
СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ШКОЛЕ
1. В системе духовно-нравственных
воздействий современной светской
школы все большее внимание
уделяется использованию
культурных ценностей
традиционных религий народов
России. Традиционная в данном
этносе, иначе - национальная
религия для каждого народа
составляет неотъемлемую часть
его исторического и культурного
наследия. Она связана тысячами
живых нитей с народной жизнью,
бытом, обычаями межличностного
общения, во многом определяет
особенности его национального
мировоззрения, менталитета.
Национальная школа не может быть
в стороне от национальной религии.
Для русской школы, решающей не
только общеобразовательные
задачи, но и формирующей в
обучении национальное
самосознание, русскую
этнокультурную идентичность
школьников эта религия -
православное христианство. Мы
говорим о культурообразующей
роли христианства, православия в
истории нашего Отечества и
Российского государства. Школа
является общественно-государственным
учреждением, одним из ключевых
социальных воспитательных
институтов. Этим соотношением
светской общеобразовательной
школы и Церкви, их особенной ролью
в российском обществе
определяется категорический
императив необходимости их
взаимодействия в духовно-нравственном
воспитании детей, учащейся
молодежи.
2. Содержание позитивных
воздействий христианской религии
и культуры на духовно-нравственное
воспитание российских школьников
определяется, с одной стороны,
природой самой религиозной
культуры и христианской культуры,
в особенности. С другой стороны,
это содержание формируется в
связи с той ролью, которую играла
и играет Церковь в жизни России -
нашего народа и государства. В
такой логике выделяются основные
содержательные направления
включения ценностей православной
культуры в содержание духовно-нравственного
воспитания школьников.
· Приобщение к культурным
ценностям мировой цивилизации.
Это приобщение должно
осуществляться по линии “от
индивидуального, специфического -
к общему, интегративному”:
русская культура; Россия как
цивилизация диалога культур;
православный мир; христианский
мир; мир библейского духовно-нравственного
контекста (магометанство, иудаизм);
мир, мировая цивилизация в целом.
· Нравственное воспитание в
системе христианских ценностных
ориентаций и моральных
стереотипов. Это особенно важно
сейчас, когда не видится иной
нравственной альтернативы
пропаганде бездуховности,
цинизма, алчного неограниченного
потребительства, насилия и
жестокости. Церковь может сыграть
ключевую роль в преодолении и
профилактике губительных пороков,
поразивших современное
российское общество – пьянства,
наркомании, асоциальности,
гражданской пассивности и
нравственного безразличия. Один
пример. Русские ныне вымирают, но
именно русские женщины убивают
больше всего своих детей (аборты),
даже в сравнении с более
многочисленными нациями. Успешно
противостать этому
самоистреблению поможет духовное
просвещение, формирование
религиозного чувства священности
новой жизни, моральной
ответственности за детоубийство,
не сводящейся к денежным расходам
на “операцию”. Это понимание и
чувство должно формироваться с
юных лет, с детства, в семье и
школе.
· Формирование исторического
сознания. Эта сторона духовно-нравственного
образования существенно страдала
в советский период именно из-за
игнорирования роли христианской
религии, православной церкви по
идеологическим соображениям.
Государственный атеизм не
позволял добиваться целостности
исторического сознания учащихся,
более полного осмысления ими
личностной связи с историей
своего народа и понимания
религиозных духовно-нравственных
мотивов патриотизма и героизма их
предков.
· Гражданское воспитание.
Ценности гражданственности,
высокого достоинства и
ответственности служения
человека на общественном поприще
в российской культуре всегда
находились в тесной связи с их
духовным осмыслением, прежде
всего, в христианских
мировоззренческих координатах.
Это проявлялось даже в советский
период отечественной истории,
особенно в критические моменты -
годы Отечественной войны.
Постепенно преодолеваемый
вековой духовный раскол в
пространстве нашей цивилизации
на “красных” и “белых”
позволяет ныне более
конструктивно обращаться к
патриотическому служению Церкви,
а на основе добрых отношений
российских конфессий активно
укреплять межнациональный мир и
гражданское согласие в
российском обществе.
· Формирование национального
самосознания. Значение
христианских духовно-нравственных
ценностей и здесь велико.
Православие является
неотъемлемым элементом
национального самоопределения не
только для русских (включая сюда
украинцев и белорусов), но и для
многих других народов Российской
Федерации и “большой России” (бывшего
СССР, Российской Империи).
Например, в Прибалтике общая
христианская основа может
служить как национальному
самоопределению этнических групп
этого региона, так и их
культурному сближению,
ослаблению остроты
межнациональных конфликтов.
3. Формы приобщения учащихся к
ценностям православной культуры
в современной российской школе
определяются структурой ее
деятельности как
образовательного учреждения и
социального института воспитания.
· Приобщение к духовно-нравственным
ценностям христианства в
процессе основного (базового)
образования - в содержании
федерального компонента
гуманитарного образования. В
курсах истории, обществознания
учащиеся должны знакомиться с
историей религии и Церкви в
контексте истории Отечества и
мировой цивилизации. При изучении
словесности важное место должны
занимать памятники церковной
литературы и сочинения
христианской мировоззренческой
направленности.
· Более активное использование
духовно-нравственных ценностей
христианства в вариативных
моделях общего среднего
образования - гуманитарного,
национального, гимназического,
лицейского и др.
· Региональный образовательный
компонент позволяет “приблизить”
христианские ценности к истории
региона, более глубоко раскрыть
на их основе историю области, края,
вырабатывать высокое ценностное
отношение детей к своей “малой
родине” и формировать сознание
единства российской цивилизации,
ее исторического и культурного
пространства.
· Дополнительное образование,
внеучебная работа. В системе
дополнительного образования (как
в общеобразовательной школе, так
и в специализированных
образовательных учреждениях)
расширяются возможности
приобщения детей к духовно-нравственным
ценностям христианской культуры,
которые в системе общего
образования ограничены рамками
учебного плана и возможностями
учебной нагрузки. Ныне это
совокупность специализированных
учебных курсов религиоведческой,
мировоззренческой, духовно-нравственной
направленности, ориентированных
на те или иные виды деятельности
учащихся: углубление основного
образования, нравственное
образование, эстетическое
образование, краеведение и туризм,
музейная работа, архивистика,
художественная культура (иконопись,
архитектура, художественное
шитье и др.).
· Внешкольная воспитательная
деятельность по приобщению
учащихся к ценностям
православной культуры должна
опираться на возможности и
предпосылки, созданные в системе
общего и дополнительного
образования. Кроме того, она
позволяет более активно
привлекать к духовно-нравственному
воспитанию детей их родителей, а
также общественные объединения
граждан. Здесь христианские
духовно-нравственные ценности
могут служить основой и стимулом
социальной интеграции нашего
общества, укрепления его “социальной
ткани”, включения школьников в
социально ценные виды
деятельности за пределами школы (микрорайон,
моя деревня, мой город и т.д.),
развития самодеятельности и
общественной солидарности.
4. Рассматривая отношения внутри
духовно-мировоззренческого ядра
национальной культуры можно
сделать такой вывод: традиционная
религия настолько тесно связана с
национальностью (не только и не
столько с кровнородственной ее
составляющей, сколько с культурно-цивилизационной),
что вне традиционной религии в
данной национальности куда-то “исчезает”
и сама эта национальность. Это
понимание выражали многие
деятели русской культуры, ученые,
но относится оно не только к
русским. Можно ли представить
себе исламскую Британию,
конфуцианскую Грецию,
лютеранскую Россию? Национальное
образование вне культурного
контекста, задаваемого
традиционной религией просто не
существует. В условиях роста
национального самосознания всех
народов России, проблема
национального и религиозного в
содержании в школьного обучения и
воспитания, становится все более
актуальной в развитии российской
школы.
Для анализа и характеристики
процесса развития национального
образования, прежде всего,
общеобразовательной школы в его
этноконфессиональном аспекте,
ныне следует учитывать состояние
трех основных параметров.
· Современное законодательство о
религии и школе, регулирующее, а
значит, в основе, и отражающее
сущность взаимодействия этих
сфер жизни нашего общества в
данный исторический период -
политико-правовой (государственно-гражданский)
аспект.
· Профессиональная готовность и
умения педагогов - преподавателей.
Аспект, отражающий состояние
системы образования в ее
человеческом измерении -
образовательно-педагогический
аспект.
· Состояние социального запроса в
обществе в отношении объема и
качества (нужности-ненужности,
полезности-неполезности)
изучения православной религии (духовной
культуры) в системе общего
образования - социокультурный
аспект.
5. В государственной (светской)
системе образования, имея в виду
названные выше аспекты и тему
статьи, выделяются три основные
проблемы:
· проблема подходов и содержания
изучения православной религии в
национальной школе;
· проблема подготовки и повышения
квалификации педагогов для нужд
этноконфессионального
образования;
· проблема организационно-правовых
и методических форм работы
образовательного учреждения и
управлений образованием по
социальному запросу русского
этноконфессионального
образования и пути повышения
авторитета русского
этноконфессионального
образования среди родителей
учащихся и педагогов. Рассмотрим
эти проблемы последовательно.
6. В современной практике изучения
православной религии в
общеобразовательной школе
просматриваются три основных
подхода.
· Один из подходов можно было бы
условно назвать “миссионерским”.
Его цель - “формирование веры”,
воцерковление детей в условиях,
когда школа, в значительной
степени, выступает “заместителем”
семьи и церковной общины.
Такой подход оказывается
эффективным как форма
просвещенческой работы церковной
общины (воскресные школы,
катехизаторские курсы перед
крещением и т.п.). Он сравнительно
эффективен в негосударственных
образовательных учреждениях,
реализующих образовательные
программы конфессиональной
направленности (православные
гимназии, детские сады). Там легче
создать особую социальную
микросреду, в которой дети учатся
и проводят большую часть дня,
зачастую тесно общаясь с
педагогами не только на уроке, но
и во внеурочное время. Но
механический перенос такой
практики в массовую
общеобразовательную школу ныне
практически невозможен. В случае
такого переноса деятельность
педагога (учителя, священника)
оказывается малоэффективной.
· С другой стороны, подход,
который принято называть
религиоведческим,
предусматривает изучение знаний
о традиционной религии в
контексте и в связи с изучением
религии вообще, как сферы
общественной жизни. По сути, это
расширение соответствующей
тематики обществознания. В
религиоведческих учебных курсах
осуществляется углубление и
расширение знаний учащихся о
религии. Однако, для национальной
школы, такие курсы оказываются
недостаточными. В них, как правило,
не вполне раскрываются связи
данной, традиционной религиозной
культуры с национальной
культурой в целом. Они менее
способны вносить вклад в решение
главной задачи национальной
школы - воспитание национального
типа личности, формирование
национального самосознания
учащихся. Также такой подход не
позволяет в максимальной степени
использовать воспитательные
возможности школы, эффективно
организовывать внеучебную и
внешкольную деятельность детей.
· Третий подход, в рамках которого,
на наш взгляд, можно достигнуть
гармоничного синтеза всего
хорошего из двух первых
применительно к условиям
национальной
общеобразовательной школы,
условно может быть назван
содержательно-предметным. Он, как
и предыдущий - религиоведческий,
не направлен на результат,
который можно было бы выразить “процентом
верующих на выходе”. Но, в отличие
от религиоведческого, он
предусматривает не только
выработку знаний о традиционной
религии, но и высоко ценностного,
эмоционального, личностного
отношения к национальной
духовной традиции.
Главное, что может сделать
общеобразовательная школа,
готовя человека к жизни в своем
народе, - предать ему все
богатство национального Предания,
в том числе и в религиозном
аспекте. Предметный подход
требует систематического
изучения религии именно как
Предания. Предание включает в
себя как элементы собственно
церковной культуры - Библия,
Богослужение, так и
дополнительные элементы,
раскрывающие особенности
действия церковного Предания в
данном народе. Например,
национальные особенности
традиции храмостроительства,
иконописи, религиозных
праздников и т.п.
Еще одно отличие обозначенного
подхода от остальных двух
заключается в особенностях его
методики, определяемых
содержанием. Он является именно
предметным, поскольку требует для
изучения традиционной религии
методической формы учебного
предмета (на всех образовательных
ступенях школы), а не
факультативного курса, которого
может быть вполне достаточно в
первом или втором случае. Здесь
знаниевый компонент образования
играет ведущую роль, что требует
тщательной педагогической
проработки его содержания -
дидактической и методической.
Одновременно возникают
возможности установления более
тесных межпредметных связей
такого курса с другими учебными
предметами. Это оказывается
достижимым в образовательной
программе русской национальной
школы (школа с этнокультурным
компонентом) как вариативной
модели общего.
7. Проблема подготовки и повышения
квалификации педагогов для
преподавания
этноконфессиональных учебных
курсов и этноконфессионально
ориентированных программ
базового образования.
Такая подготовка и повышение
квалификации в настоящее время
практически не проводятся или
осуществляются, во многом,
стихийно. Но опыт организованной
работы в этом направлении
постепенно накапливается (Курская,
Вологодская области...). Изучение
знаний о традиционной религии в
курсах гуманитарных дисциплин
также явно недостаточно
обеспечивается пособиями и
методической поддержкой. До сих
пор, по большей части, сумма
умений и знаний в этой области -
результат самообразования самих
учителей. Тех из них, кто остро
ощущает отсутствие этих знаний
как существенный изъян в своей
профессиональной подготовке и,
творчески относясь к делу,
стремится самостоятельно его
восполнить.
8. Проблема организационно-правовых
и методических форм работы
образовательного учреждения и
управлений образованием по
социальному запросу
этноконфессионального
образования.
Опыт работы образовательного
учреждения и управлений
образованием по социальному
запросу этноконфессионального
образования складывается в
практической деятельности и
накапливается постепенно. Так, в
Московском комитете образования
организована работа с окружными
методистами, специально
ориентированными на изучение и
методическую поддержку
этноконфессионального и
религиоведческого образования.
Осуществляется повышение их
квалификации в рамках городских
методических семинаров. В этой
области деятельности и школы, и
управлений образования важнейшее
значение имеет соблюдение
законодательства о религии и
школе. Те нормы и возможности
изучения традиционной религии,
которые зафиксированы в
законодательстве, при
практическом применении требуют
решения массы вопросов, которые
возникают в повседневной работе
школы в этом направлении.
Школа, с одной стороны выполняет
социальный запрос общества. С
другой стороны, и это было всегда
в традиции и русской школы, и
любой другой, - школа сама
является важнейшим средством
просвещения, формирования
качества и характеристик самого
социального заказа. Пути
повышения авторитета
этнокультурного и
этноконфессионального
содержания образования среди
родителей учащихся школы также
определяются, в основном, на
уровне образовательного
учреждения и неразрывно связаны с
его практикой. Наблюдения
показывают, что подавляющее
большинство родительской
общественности проявляет
заинтересованность в этом
направлении образования.
Понимание того, что без
приобщения детей в школе к
национальной духовной традиции,
изучения знаний о православии и
Церкви общее образование неполно
в гуманитарном аспекте, разделяют
очень многие. Но так же почти все
родители проявляют вполне
закономерное внимание к тому,
чтобы этноконфессиональное
образование не снизило качество
общего (естественнонаучного,
гуманитарного, физико-математического),
не привело к перегрузке учащихся
или конфликтным ситуациям в школе.
* * *
Выводы.
1. В рамках целей и задач
национальной светской школы
основная цель изучения
традиционной религии (для русской
школы – православного
христианства) заключается в
приобщении детей к ценностям и
смыслам традиционной религии как
существенной части национального
культурного наследия - в сфере
мировоззрения, национальной
истории, художественной культуры,
норм общения и быта в культурном
пространстве русской цивилизации.
2. Ныне реализуется спектр
подходов к религиоведческому и
этноконфессиональному
образованию в светской школе,
каждый из которых приобретает
актуальность в конкретных
социокультурных условиях.
3. В государственной (светской)
общеобразовательной
национальной школе изучение
традиционной религии (для русской
школы – православного
христианства) должно
осуществляться в рамках
специального учебного
этноконфессионального предмета
на всех образовательных ступенях
школы.
4. Его содержание должно состоять
из педагогически
интерпретированного
религиозного Предания,
исторически усвоенного в данной
национальной культуре (для
русской школы – Предания
Христианской Церкви).
5. Изучение учащимися
национальной
общеобразовательной школы этого
предмета должно проводиться в
контексте национальной культуры
и в тесной межпредметной связи со
всем национальным (этнокультурным)
образованием и воспитанием в
школе.
|