Роль Православной Церкви в
становлении системы начального
народного образования в Сибири
|
Плоскоголовая Т.И.,
заведующая отделом
использования и публикации
документов Государственного
архива Новосибирской области
В Сибири система образования
началась с возникновения
духовных школ, основной целью
которых являлась — подготовка
священнослужителей. Духовенство
в Сибири являлось духовной опорой
большинства переселенцев и едва
ли не единственной нитью,
связывающей их со своей родиной,
культурой, историей.
В XVII в. преобладало домашнее
обучение начальной грамоте, то
есть чтению, письму и счету.
Грамотные люди чаще всего сами
обучали этому своих детей. Но были
также учителя из духовенства, а
затем и мирских людей. Для части
таких учителей из мирских людей
обучение грамоте стало
профессией, а плата за обучение —
источником существования. Данное
явление привело к возникновению,
как мы сказали бы теперь,
начальных школ. В то время в
Сибири, как и в центральной России,
школы часто организовывались при
монастырях, церквях, архиерейских
домах.
Первая духовная школа в Сибири
была основана в 1703-1704гг. при
Тобольском архиерейском доме;
впоследствии она была
преобразована в духовную
семинарию. В 1744 г. по приказанию
митрополита Сибирского и
Тобольского Антония была открыта
школа в Томском Алексеевском
монастыре.
В 20-х годах XVIII в. в Сибири
появляются первые светские школы:
навигационные, геодезические,
цифирные и т.д. В Барнауле,
Змеиногорске были открыты
горнозаводские школы. При
фабриках и заводах, где число
работающих превышало 250 человек,
следовало открывать школу по типу
церковно-приходских или школы-церкви.
В них проводились религиозно-нравственные
беседы и чтения для рабочих в
праздничное и свободное время. Но
светские школы не получили
большого распространения.
В Сибири церковно-приходские
школы оставались длительное
время едва ли не единственными
очагами культуры и образования, в
которых на протяжении XVII — XIX вв.
осуществлялся процесс создания
кадров местной не только сельской,
но и городской интеллигенции. Это
преобладание церковных школ, а
также числа учащихся в них, над
светскими наглядно видно на
примере Томской губернии: в 1863 г.
министерских (казенных) школ — 177 (с
6040 учащимися), церковных школ (грамоты
и одноклассных) — 144 (с 2393 уч.); в 1897г.
министерских школ — 184 (с 7137 уч.),
церковных школ — 508 (с 13588 уч.); в 1901г.
министерских школ — 245 (с 12738 уч.),
церковных школ — 993 (37583 уч.).
Значительное преобладание числа
церковных школ над светскими
наблюдалось и в Тобольской
губернии: начальных министерских
школ в 1901г. — 361 (с 14809 уч.), а школ
духовного ведомства — 478 (с 14774 уч.).
Согласно Духовному регламенту
1721 года, в каждой епархии должны
были быть открыты школы при
архиерейских домах. Наблюдение за
ними поручалось не светским, как в
цифирных школах, а духовным
властям. Учителями в епархиальных
школах были по большей части
местные священнослужители.
Характер образования,
полученного дома и в этих школах,
был одинаковым, так как основными
учебными пособиями были Псалтирь
и Часослов (или Часовник) —
богослужебные книги с текстами
молитв. Правда, в XVII в. заметным
явлением стало использование
букварей и азбук, но и их
содержание определяли церковные
тексты (в буквари включались
также статьи по вероучению).
Поэтому обучение начальной
грамоте было одновременно и
школой усвоения православного
вероучения.
В ведении Церкви находились все
учебные заведения типа средних
школ. Основу обучения в них
составляло богословие, но изучали
там также грамматику и языки,
основы математики. Первоначально
учащиеся осваивали языки
православных богослужебных книг
— церковославянский и греческий,
затем — латинский и в течение
всего срока обучения изучали
церковную литературу. В итоге они
получали богословско-филологическое
образование. Постепенно часть
епархиальных школ
преобразовалась в духовные
семинарии, то есть школы среднего
типа. В 1780 г. в Иркутске была
открыта духовная семинария.
Помимо богословия в семинарии
преподавали грамматику, риторику,
пиитику, философию, логику и
физику. В 1789 г. в Тобольске и
Иркутске открылись народные
училища, впоследствии
преобразованные в гимназии.
В Сибири развитие сети школ и
семинарий в течение XVIII в.
проходило неровно — то
ускоренными темпами, то
замедляясь. Связано это было с то
увеличением количества
переселенцев, увеличивающимся
приходом, ростом промышленности и
открытием новых заводов, фабрик,
то их спадом.
25 июня 1836 г. обер-прокурором
Синода был назначен граф Н.А.
Протасов, который уделял особое
внимание системе образования и
подготовке священнослужителей,
особенно для сельского прихода.
Учащиеся занимались в семинариях,
уездных и приходских училищах,
школах — четвертая часть из них
обучалась за казенный счет. При
нем были учреждены женские
духовные училища. Учебные
учреждения, в том числе и в
Тобольске, Иркутске, Омске,
открываются одно за другим. К1865 г.
на территории Урала и Сибири, до
Енисея, насчитывалось 21
приходское училище с 1164 учащимися.
В 1863 г. студентам духовных
семинарий разрешили поступать в
университеты, и к 1875 г. среди
студентов университетов страны 46%
составили бывшие семинаристы. [Т.е.
выходцы из духовного сословия —
Ред.]. В 1864 г. детям духовных особ
было разрешено поступать в
гимназии, а в 1866 г. — в военные
училища. Параллельно в 1867 г.
состоялось решение о том, что
правом поступления в духовные
семинарии пользуются все без
исключения православные. [Л не
только дети церковно— и
священнослужителей, как было
ранее. — Ред.].
В 1836 г. в Алтайском горном округе
(до 1834г. Колывано-Воскресенском)
действовало 14 горнозаводских
школ. В связи с новыми веяниями и
благодаря П.К. Фролову, который
разработал и добился одобрения «Положения
об учебных заведениях Колывано-Воскресенских
заводов», окончившие школы могли
поступать в Горное училище в
Барнауле, а в случае успешного его
окончания продолжить специальное
образование на старших курсах
Петербургского Горного
Кадетского корпуса. К тому же
право на обучение
предоставлялось не только детям
высокопоставленных чиновников,
но и детям мастеровых. В 60-х годах
в Тобольске, Омске, Томске,
Красноярске, Иркутске и других
городах открылись воскресные
школы культурно-просветительского
характера для взрослых. В 1862 г. их
было уже 15.
14 июля 1864 г. было утверждено
положение о начальных народных
училищах, где должны были
преподаваться Закон Божий, чтение,
четыре действия арифметики,
церковное пение, преподавание
велось на русском языке.
Наблюдение за работой
осуществлял в уезде уездный
училищный совет, в который
входили представители
министерств народного
просвещения, внутренних дел,
православного духовенства, два
члена земского собрания и один из
ведомства, которое содержит эти
начальные народные школы. В
губернии председателем
губернского училищного совета
был епархиальный архиерей, а
членами — губернатор, директора
училищ и два члена губернского
земства. Решения этого совета
были окончательными и
присылались попечителю учебного
округа только для сведения. Как
видим, дело народного образования
контролировалось и направлялось
при решающем участии духовенства.
В Тобольске и Иркутске открылись
мужские гимназии, позднее в Омске
и Красноярске. В Томске и Тюмени
были открыты первые реальные
училища. К концу XIX в. в Сибири
насчитывалось 8 мужских гимназии,
3 прогимназии и 4 реальных училища.
В это же время начинают
открываться женские школы и
гимназии.
16 мая 1878 г. вышел указ об
учреждении в Томске
Императорского Сибирского
университета с четырьмя
факультетами: историко-филологическим,
физико-математическим,
юридическим и медицинским. В 1888 г.
в университете открылся
медицинский факультет, а затем и
юридический. Позднее в Томске
открылся технологический
институт с механическим,
химическим, а затем горным и
инженерно-строительным
отделениями. Томский университет
был одним из трех вузов России,
куда принимались выпускники
духовных семинарий, поэтому в
Томск собиралась молодежь почти
со всех губерний России. В 1897 г. из
422 студентов университета —
приезжих из европейской части
России было 319 человек и лишь 103
студента были сибиряками. {Примечательно,
что в высших учебных заведениях
Российской империи преподавались
и богословские дисциплины. В
Томских императорских
университете и технологическом
институте кафедру богословия
возглавлял профессор протоиерей
Иаков Галахов — член Поместного
Собора 1917 — 18 гг., участник
Высшего временного церковного
управления в годы гражданской
войны — Ред.].
13 июня 1884 г. были изданы «Правила
о церковно-приходских школах»,
согласно которым
церковноприходские школы были
одноклассные с двухлетним сроком
обучения и двухклассные — с
четырехлетним. В первых обучали
детей молитвам, священной истории,
краткому катехизису, церковному
пению, чтению церковной и
гражданской печати и письму,
начальным арифметическим
правилам. Во-вторых, кроме
перечисленных предметов
преподавались история Церкви и
страны. Преподавание вели
священники или церковнослужители,
иногда привлекались учительницы,
но по утверждении их епархиальным
архиереем и под наблюдением
священников.
Большую часть школ церковного
ведомства составляли в середине
90-х годов так называемые школы
грамоты. В небольших поселках и
малолюдных деревнях церковно-приходские
школы при всей своей дешевизне,
даже при бесплатном труде
церковных причтов, часто были не
по силам малочисленному
населению. В этих местах
духовенство открывало школы
грамоты. Это были школы с двух-трехмесячным
обучением, которое проводили «богобоязненные
крестьяне», окончившие
двухклассную церковно-приходскую
школу, или дьячки. Для этих школ
Синод специально издал Начальные
уроки Закона Божия, Букварь
церковно-славянского языка,
Евангелие, Часослов, Псалтирь.
Развитие сети начальных
церковных школ можно рассмотреть
на примере некоторых сел Томской
губернии. В 1780 г. была построена
церковь в селе Кро-халевском. К1903
г. её приход состоял из почти 3
тысяч душ и имел 7 школ (одноклассную
церковно-приходскую в с.
Крохалевском в собственном
здании и шесть в деревнях). В д.
Прокудиной школа находилась в
доме священника. В школах
обучалось 260 мальчиков и 12 девочек.
В Колывани (10600 душ и 323
раскольника) имелись школы:
второклассная, в своем
вместительном каменном здании,
купленном у купца Пономарева за 10
тыс. руб., и находившаяся при ней
образцовая школа. Кроме указанных
школ имелись мужская и женская
одноклассные школы, а также и
церковноприходская при соборе.
Алексанро-Невская церковно-приходская
одноклассная школа помещалась
также в своем здании,
пожертвованном купцом Жерна-ковым.
В школе обучалось 100 мальчиков. В
приходе Александре-Невской
церкви сверх того были еще две
школы грамоты: одна в д. Большой-Ояшинской,
другая в д. Мало-Ояшинской. Всего
во всех школах обучалось 407 чел.,
из них — 189 девочек. В Верх-Ир-менской
церковно-приходской школе
обучалось 46 мальчиков и 9 девочек.
Церковно-приходские школы были
открыты и при Томском
епархиальном женском училище для
подготовки девочек в первый класс
училища; и для мальчиков при
Томской духовной семинарии; и при
церковно-учительской школе.
Занятия в церковных школах
школах проходили с 25 августа по 5
мая, с 7 мая начинались
ученические «испытания» (экзамены),
а с середины июня — каникулы.
К 1913 г. в Томской губернии стало
церковных школ — 955 (49597 учеников),
из них городских 35 (2087 учеников). В
них преподавали законоучителями:
священники — 502, дьяконы -20,
псаломщики— 4, светские лица — 434,
всего — 960 чел. Преподавание
общеобразовательных предметов
вели — 5 священников, 27 дьяконов, 15
псаломщиков, светские лица — 1159
чел., из них 575 женщин.
В 1899 г. издан специальный закон о
переселении в Сибирь крестьян из
Центральной России. Издание этого
закона и строительство Великого
сибирского железнодорожного пути
вызвали активное промышленное
освоение Сибири, что
способствовало распространению
профессионально-технического
образования: появляются
технические, земельные,
коммерческие, горные и другие
училища, фельдшерские и
акушерские школы, а также
увеличилось число новых
поселений, приходов и прихожан.
Количество начальных школ
увеличилось на 167%.
Из общего числа обучавшихся в 1902
году 38440 учащихся они разделяются
следующим образом по
вероисповеданиям: православных
-37880, единоверцев -57, раскольников
— 303, сектантов — 26, католиков — 77,
протестантов -22, иудеев — 66,
магометан — 9.
В благоничинии градо-Новониколаевских
церквей на конец 1913 года, по
данным «Справочной книги по
Томской епархии» значилось 34
школы, закрепленные за приходами.
В Новониколаевске, как и в
некоторых других городах Томской
губернии в отличии от сел
преобладали школы министерства
народного просвещения, но
преподавание Закона Божия в них
велось городским духовенством.
Практически все
священнослужители
Новониколаевске, в том числе и
благочинный, были
преподавателями.
В связи с ростом школьной сети и
необходимостью в педагогических
кадрах открываются 6 учительских
семинарий, в том числе и в
Новониколаевске (1912 г.). Начинают
работать учительские институты в
Тобольске, Омске, Томске, Иркутске.
[Подготовка педагогических
кадров велась и в специальных
второклассных учитель -ских
школах. В Томской епархии к 1914
году таких школ было 5, в том числе
2 школы (Колыванская и Ордынская)
располагались на территории
современной Ново -сибирской
области — Ред.] Требования к
поступающим во втроклассные
учительские школы были довольно
высокие, так Колыванская
второклассная учительская школа (Томского,
Каннского, Марийского уездов)
ставила следующие условия для
поступления: «1) В школу
принимаются, по
удовлетворительном выдержании
проверочных испытаний в объеме
программы одно-классной
церковноприходской школы,
окончившие курс начальной школы
всех наименований и получившие
домашнюю подготовку, в возрасте
13-17 лет. 2) При прошениях о принятии
в школу должны быть представлены
следующие документы:
свидетельство об образовании,
метрическая выпись и
свидетельство врача о состоянии
здоровья. 3) Исключенные из других
учебных заведений в школу не
принимаются».
Еще 14 ноября 1883 года в Томске
было открыто женское
епархиальное училище — среднее
учебное заведение для девочек из
духовного сословия. В начале XX
века в нем был создан специальный
педагогический класс. Многие из
воспитанниц этого учебного
заведения стали учительницами в
церковно-приходских школах,
некоторые из них трудились в
народном образовании и после
революции.
В 1912 г. в училище обучалось 407
учениц их обучение велось по
предметам: 1-й основной класс (38
чел.)— Закон Божий, русский язык,
славянский язык, арифметика,
чистописание, рисование, пение,
рукоделие. 2-й основной класс (40
чел.) изучал те же предметы плюс
географию и историю. 3-й основной
класс (35 чел.) изучал те же
предметы, что и 2-й основной класс.
4-й основной класс (30 чел.) изучал
уже указанные предметы и к ним
добавлялись словесность и
природоведение. Ученицы 5-го
основного класса (27 чел.) изучали
Закон Божий, литературу, алгебру,
физику, географию, историю,
природоведение, гигиену,
рисование, пение, рукоделие. В 6-ом
основном классе (42 чел.)
добавлялись дидактика,
космография, черчение,
французский язык, немецкий язык. 7-ой
основной класс изучал те же
предметы, что и 6-ой основной класс
с добавлением таких предметов,
как педагогика, естествоведение,
методика русского языка, методика
арифметики. Данный перечень
показывает разнообразие
изучаемых предметов и уровень
подготовки воспитанниц.
Во всех церквях Томской епархии
имелись библиотеки. Были церкви,
которые в своих библиотеках имели
всего до 20 названий книг, но были и
благоустроенные сельские
библиотеки, которые насчитывали в
своем составе до 600 и более
наименований (Колыванская,
Каиманская, Павловская).
Церковные библиотеки ежегодно
пополнялись новыми книгами на
200-300 руб., а ученическая
библиотека пополнялась также на
пожертвования. Богатыми по своему
составу являлись также
библиотеки Нарымская при соборе,
Барнаульская при городской
Знаменской церкви. Библиотечные
фонды состояли не только из книг
догматического, религиозно-нравственного
характера, но и «учительного», а
также в библиотеках имелись
периодические издания:
ежемесячный педагогический
журнал «Народное образование»;
еженедельная газета «Школа и
жизнь», в которой публиковались
статьи по общепедагогической
теории и практике, хроника
школьной жизни в России и за
границей, школьное
законодательство; еженедельный
иллюстрированный журнал для
детей и юношества «Задушевное
слово» и др. Библиотеками
пользовались как само
духовенство, так и учителя,
прихожане, которые нередко брали
книги для чтения себе на дом.
В данной статье приведена малая
часть собранной информации о той
важной работе, которую проводила
Православная Церковь в
становлении народного
образования и просвещения в
Сибири (Томской епархии), но и она
дает представление о её
значительной роли.
Сибирь Православная №2 (2) Апрель
2004г.
|