Статья 5 Федерального закона
«О свободе совести и о
религиозных объединениях»
устанавливает: «1. Каждый
имеет право на получение
религиозного образования по
своему выбору индивидуально
или совместно с другими. 2.
Воспитание и образование
детей осуществляются
родителями или лицами, их
заменяющими, с учетом права
ребенка на свободу совести и
свободу вероисповедания. 3.
Религиозные организации
вправе в соответствии со
своими уставами и с
законодательством
Российской Федерации
создавать образовательные
учреждения. 4. По просьбе
родителей или лиц, их
заменяющих, с согласия детей,
обучающихся в
государственных и
муниципальных
образовательных учреждениях,
администрации указанных
учреждений по согласованию с
соответствующим органом
местного самоуправления
предоставляют религиозным
организациям возможность
обучать детей религии вне
рамок образовательной
программы».
В
последнее время горячие
споры разгорелись по поводу
введения образовательного
стандарта по теологии, как
формы религиозного
образования. Есть горячие
сторонники введения этого
стандарта, существуют и не
менее пылкие их оппоненты. По
анализируемой проблеме, как и
вообще по всем вопросам
правового регулирования
отношений между государством
и религиозными объединениями,
Россию постоянно пытаются
сделать каким-то полигоном
для отработки утопических
идей. Между тем, изобретать
велосипед вовсе не требуется,
достаточно проанализировать
законодательство
европейских и иных
зарубежных государств.
При
наличии принципа отделения
церкви от государства в
большинстве европейских
стран в государственных
общеобразовательных школах
преподаются религиозные
предметы. Причем, это
является основанной на
законе практикой.
Так,
пункт 10 статьи 14 Конституции
Австрии устанавливает: «По
вопросам, касающимся
федеральных школьных органов,
действующих в землях и
административных районах,
обязательного школьного
обучения, организации школ,
частных школ и отношений
между школой и церковью (религиозными
обществами), включая
преподавание религии в школе,
если эти вопросы не касаются
высших учебных заведений и
академий искусств,
федеральные законы могут
приниматься Национальным
советом лишь в присутствии не
менее половины членов и
большинством в две трети
поданных голосов». Пункт 3
статьи 14а Конституции
Австрии: «Если это не
касается вопросов, названных
в абзаце 2, то к ведению
Федерации относится
законодательство, а к ведению
земель - исполнительная
деятельность по вопросам: а)
преподавания религии…» .
Параграф
1 статьи 24 Конституции
Бельгии устанавливает: «Сообщество
организует образование,
которое является нейтральным.
Нейтральность подразумевает,
в частности, уважение,
философских, идеологических
и религиозных взглядов
родителей и учащихся. Школы,
организуемые
государственными властями,
предоставляют вплоть до
конца обязательного
школьного обучения выбор
между одной из признанных
религий и преподаванием
неконфессиональной морали» .
Параграф 3 статьи 24
Конституции Бельгии: «Все
учащиеся, подлежащие
обязательному школьному
обучению, имеют право на
духовное и религиозное
обучение за счет сообщества»
. Преподавание Православия в
государственных школах
французского сообщества
Бельгии разрешено с 1
сентября 1997 г. Как известно,
Православная Церковь была
официально признана в
Бельгии в 1985 г. С сентября 1989 г.
было официально разрешено
преподавание курса «Православие»
в государственных школах
Фламандского сообщества
Бельгии . Интерес к
Православию среди бельгийцев
растет, и, как отметил диакон
Доминик Вербек, в настоящее
время этот курс уже
преподается в десятках школ
на фламандской территории».
В
Великобритании, в
соответствии с Законом о
реформе образования 1988 года,
в программе государственных
школ «обязательно должно
присутствовать религиозное
образование, а также
проводиться ежедневные
молитвы. При этом
христианство должно
пользоваться должным
признанием». Допускаются
молитвы для отдельных групп
учеников в соответствии с их
вероисповеданием. Программа
религиозного образования в
государственных школах может
учитывать религиозные
особенности местного
населения. Родители имеют
право отказаться от
религиозного образования
своих детей.
В
Федеративной Республике
Германии государственной
церкви нет, но имеются
религиозные объединения с
юридическим статусом одного
из двух видов: специальным и
обычным. Чтобы претендовать
на специальный статус,
религиозное объединение
должно иметь в числе своих
членов не менее 1% населения
соответствующей земли.
Особый статус дает
религиозным объединениям
право претендовать на
государственную поддержку и
заключать соглашения с
государством на право
доступа в такие учреждения,
как больницы, школы,
вооруженные силы и т.п. Пункт 3
статьи 7 Основного Закона
Федеративной Республики
Германии признает
религиозное обучение
обязательным в
государственных школах: «Преподавание
религии в государственных
школах, за исключением
неконфессиональных,
обязательно. Без ущерба для
права надзора со стороны
государства религиозное
образование проводится в
соответствии с принципами
религиозных общин. Ни один
учитель не может быть обязан
против своей воли
преподавать религию» . Причем
речь идет именно о
лютеранстве, а отнюдь, скажем,
не о системе «Живой Этики»
или о чем-нибудь подобном, как
это все чаще имеет место в
России. Пункт 2 статьи 7
Основного Закона ФРГ
устанавливает, что лица,
уполномоченные на воспитание,
имеют право решать, будет ли
ребенок получать религиозное
воспитание». Конституции
земель детализируют эти
вопросы. Так, в ст. 12
конституции земли Северный
Рейн-Вестфалия указывается,
что «в школах единого
вероисповедания… обучаются
дети католического либо
евангелического
вероисповедания в духе своей
веры. В школах совместного
обучения для детей разных
вероисповеданий обучение и
воспитание проводится на
основе общих христианских
культурных и образовательных
ценностей». В с. 13 этой
Конституции говорится, что «освобождение
от посещения уроков Закона
Божьего производится при
наличии письменного
заявления от лиц,
воспитывающих ребенка, или
совершеннолетнего ученика».
В ФРГ сохраняется
государственное
финансирование
теологических факультетов в
государственных высших
учебных заведениях.
Пункт
2 статьи 16 Конституции Греции:
«Образование составляет
основную задачу государства.
Оно включает нравственное,
культурное, профессиональное
и физическое воспитание
греков, а также развитие их
национального и религиозного
самосознания и формирования
их как свободных и
ответственных граждан».
В
Грузии Парламент внёс 30 марта
2001 года в Конституцию
дополнение, согласно
которому между государством
Грузия и Автокефальной
Православной Апостольской
Церковью Грузии установлены
конкордатные отношения. Эти
отношения будут
регулироваться специальным
Конституционным соглашением.
В своем выступлении 2 апреля
2001 года по национальному
радио с официальным
заявлением об изменении
Конституции страны Президент
Грузии Эдуард Шеварднадзе
подчеркнул, что «права других
религиозных организаций и
атеистов» не будут ущемлены.
За введение конкордатной
системы проголосовало 188
депутатов грузинского
парламента, как
пропрезидентские, так и
оппозиционные. Проект
Соглашения регламентирует
отношения Церкви и
Государства и затрагивает, в
том числе, образование.
Учебные программы предмета
по православному
вероисповеданию и
кандидатуры преподавателей
утверждает государство по
представлению Церкви. Проект
Конституционного соглашения
был опубликован на
грузинском языке в трёх
редакциях. Работа над текстом
будет продолжена. Последний
вариант отправлен на
экспертизу в Парламентскую
ассамблею Совета Европы,
откуда в мае 2001 г. должно
поступить заключение на
предмет соответствия
Соглашения международным
нормам. Консультации с
Советом Европы по поводу
конкордата носят
необязательный характер, так
как многолетняя практика
заключения конкордатов между
различными государствами и
Католической Церковью
указывает на её легитимность.
Только за время нынешнего
понтификата Ватикан заключил
около 60-ти двухсторонних
дипломатических договоров с
европейскими партнёрами. Так
что обращение Грузии в Совет
Европы можно
интерпретировать либо как «подстраховку»,
либо как знак уважения к
европейским традициям.
Статья
2 Конституции Арабской
Республики Египет
устанавливает: «Религиозное
воспитание - основной предмет
в программах системы
государственного
образования». Статьи 160 и 161
Уголовного кодекса Египта
защищают конституционные
принципы религиозной свободы.
Закон №95 от 1980 г. запрещает
подстрекательство молодежи к
«отказу от религиозных
ценностей и преданности
отечеству» и «отрицанию трех
священных религий».
Статья
42 Конституции Ирландии:
«1.
Государство подтверждает,
что первым и естественным
воспитателем ребенка
является Семья, и гарантирует
уважение к неотъемлемому
праву и обязанности
родителей в соответствии с их
возможностью давать своим
детям религиозное и
моральное, интеллектуальное,
физическое и социальное
воспитание.
2.
Родители должны быть
свободны давать такое
воспитание дома, в частных
домах или в школах,
признанных или учрежденных
государством.
3.10.
Государство не должно
принуждать родителей вопреки
их совести и законному
предпочтению посылать своих
детей в школы, учрежденные
государством, или любые
определенные виды школ,
указанных государством…
4.
Государство должно
обеспечить бесплатное
начальное образование и
должно стремиться дополнить
и оказать разумную помощь
частным и общественным
образовательным инициативам
и, когда этого требует
общественное благо,
предоставлять другие
возможности и учреждения,
имея в виду, однако, права
родителей, особенно в
вопросах религиозного и
морального формирования» .
Пункт
40 статьи 44 Конституции
Ирландии: «Законодательство,
предоставляющее
государственную помощь
школам, не должно вводить
дискриминацию школ,
состоящих под управлением
различных религиозных
направлений, а также
воздействовать на право
детей посещать получающие
общественные деньги школы, в
которых нет религиозных
поучений» .
В
Испании религиозным
организациям, с которыми
государством заключено
соглашение о сотрудничестве,
гарантируется
предоставление возможности
вести религиозное
образование в
государственных и частных
школах при наличии
соответствующего желания со
стороны учеников и их
родителей.
В
Италии религиозное
образование разрешено в
государственных школах. Если
родители не хотят, чтобы их
дети посещали уроки
религиозного образования,
они вправе отказаться,
написав соответствующее
заявление. В случае
необходимости родители
учеников из некатолических
семей могут просить
предоставить их детям
школьное помещение для
религиозного обучения своих
детей в рамках своей религии.
Текст нового Конкордата
гласит: «1. В соответствии с
принципом свободы
образования и преподавания в
пределах предусмотренных
Конституцией Итальянская
Республика гарантирует
католической церкви право
свободно создавать всех
видов и степеней учебные
заведения и воспитательные
учреждения. Эти учебные
заведения по статусу
приравниваются к
государственным учебным
заведениям, им
обеспечивается полная
свобода, а их учащимся -
условия, равноценные
условиям, созданным для
учащихся учебных заведений
государства и других
территоиальных единиц:
одинаковые требования
предъявляются и к экзаменам.
2. Итальянская Республика,
признавая ценность
религиозной культуры и,
учитывая, что принципы
католицизма являются
историческим наследием
итальянского народа, в общих
целях образования будет
продолжать преподавание
католической религии в
государственных учебных
заведениях, кроме
университетов». В «Дополнительном
протоколе» сказано: «5. В
отношении статьи 9: а) в
учебных заведениях,
указанных в п.2, католическая
религия преподается согласно
доктрине Церкви при
соблюдении свободы совести
учеников преподавателями,
признанными церковными
властями и назначенными по
согласованию с ними учебными
властями. В детских садах и
начальных школах религия
преподается классными
воспитателями при условии их
согласия и если они признаны
церковными властями. b)
последующим соглашением
между компетентными учебными
властями и Итальянской
Епископской конференцией
будут определены: 1) программы
преподавания католической
религии для различных видов и
ступеней государственных
учебных заведений; 2) порядок
организации преподавания
религии, в том числе место в
расписании уроков; 3) критерии
отбора учебных пособий; 4)
направление
профессиональной
квалификации преподавателей»
.
Статья
10 Конституции Ливанской
Республики: «Преподавание
свободно, если оно не
нарушает общественный
порядок и добрые нравы и не
затрагивает достоинства
существующих в государстве
религий и вероисповеданий. Не
допускается нарушение права (религиозныз)
общин иметь свои школы при
условии соблюдения ими общих
положений, установленных
государством в отношении
народного образования».
Статья
40 Конституции Литовской
Республики устанавливает: «Государственные
учебно-воспитательные
учреждения самоуправлений
являются светскими. В них по
желанию родителей ведется
обучение Закону Божьему».
Пункты
3 и 5 статьи 23 Конституции
Королевства Нидерландов: «Требования
к образованию, которое дается
в государственных
образовательных учреждениях,
устанавливаются Актом
парламента с должным учетом
религиозной принадлежности и
религиозных убеждений
каждого учащегося…
Стандарты образования в
школах, финансируемых
частично или полностью из
государственных средств,
устанавливаются Актом
парламента с должным учетом в
том, что касается частных
школ, гарантий свободы
получения образования в
соответствии с религиозными
или иными убеждениями».
Статья
2 Конституции Норвегии
устанавливает, что
евангелическая лютеранская
религия является официальной
государственной религией в
Норвегии . Норвежские
государственные детские сады
и школы обязаны по закону
преподавать всем ученикам «Мораль
и Христианское воспитание» .
Последние изменения в
законодательстве Норвегии,
связанные с отказом от
государственной религии, не
привели к запрету
религиозного образования.
Пункты
2 и 3 статьи 43 Конституции
Португальской Республики
устанавливают: «Государство
не может присвоить себе право
составлять программы
обучения и развития культуры
в соответствии с какими-либо
философскими, эстетическими,
политическими,
идеологическими или
религиозными директивами.
Государственное обучение не
может носить религиозный
характер» . Однако пункт 5
статьи 41 Конституции
Португальской Республики
устанавливает: «Гарантируется
свобода обучения основам
религии, осуществляемого в
рамках соответствующего
вероисповедания» . То есть
Конституцией Португальской
Республики религиозное
образование не запрещается в
школах. Запрещено
превращение
государственного
образования в религиозное.
В
США фактически нарушается
принцип отделения церкви от
государства, поскольку
поправка 1 к Конституции США
не нашла единодушной
поддержки штатов. Так, в
конституциях Пенсильвании,
Нью-Гемпшира, Джорджии,
Коннектикута и Массачусетса
специально оговариваются
привилегии религии и
поддержки со стороны штатов,
в частности, в области
образования.
Во
Франции Закон об отделении
церкви от государства 1905 г.
предусматривает, тем не менее,
бюджетные расходы,
предназначенные на
отправление культов в лицеях,
колледжах и школах .
Статья
20 Конституции Японии
устанавливает: «Государство
и его органы должны
воздерживаться от проведения
религиозного обучения и
какой-либо религиозной
деятельности» . Однако
приведенная формулировка не
содержит в себе нормы,
запрещающей приглашение
государственными органами
представителей религиозных
организаций для
осуществления религиозного
образования в
образовательных учреждениях
на условиях добровольности
такого образования для
обучаемых. Так как та же 20
статья Конституции Японии
устанавливает запрет на
принуждение к участию в каких-либо
религиозных актах,
празднествах, церемониях и
обрядах. Кроме того,
указанная статья
устанавливает: «Ни одна из
религиозных организаций не
должна получать от
государства никаких
привилегий и не может
пользоваться политической
властью» . Правильность нормы
о запрете на пользование
религиозными организациями
политической властью вне
сомнений, и эта норма не имеет
никакого отношения к
анализируемой проблеме. Но и
юридическая конструкция: «не
должна получать от
государства никаких
привилегий» - не дает прямого
ответа на вопрос, может ли
быть разрешено религиозное
образование, в силу
неопределенности понятия «привилегии».
Светскость государства в
Японии, как мы уже говорили,
не препятствует введению
религиозного образования в
школе.
Таким
образом, исходя из
вышесказанного, можно
сделать следующие выводы.
Опыт зарубежных
демократических государств
свидетельствует о том, что
право граждан на религиозное
образование неоспоримо,
закреплено в конституциях
многих зарубежных стран, не
противоречит общей светской
направленности образования в
этих странах. Право на
религиозное образование
является неотъемлемым правом
учащихся на доступ к
информации и, причем право на
обучение религии именно в
рамках своего
вероисповедания. Поэтому
введение религиозного
образования не противоречит
светскому характеру
российского образования,
закрепленному в Конституции
Российской Федерации и
Законе РФ «Об образовании».
Никто
ни имеет права принуждать
кого бы то ни было проходить
религиозной обучение. Каждый
имеет право сделать свой
выбор в пользу религиозного
образования своего ребенка
или отказаться от такого
образования. С другой стороны
государство не может и не
вправе отказать значительной
части населения нашей страны
в религиозном образовании
только на основании
протестов отдельных граждан
против введения такого
образования. Эта категория
граждан, безусловно, имеющая
право на свободу совести,
убеждений и слова, может
выразить свое неприятие
религиозного образования в
учебных заведениях
посредством личного отказа
от такого образования.
Отказ
одним гражданам в
религиозном образовании на
основании нежелания других
граждан нарушает права
первых. Если, к примеру, некто
не желает получать высшее
образование, то это - его
личное дело и его личный
выбор, но из этого вовсе не
следует, что из-за его точки
зрения и его выбора
необходимо отменить в России
высшее образование вообще.
Демократия как раз в том и
заключается, что власть
учитывает потребности и
запросы населения. Если
религиозное образование, в
целом, не противоречит
Конституции Российской
Федерации, международным
правовым документам и
сложившейся зарубежной
практике, и есть
соответствующее желание
родителей учеников
конкретного
образовательного учреждения,
то введение религиозного
образования в качестве
учебного предмета вполне
оправданно, целесообразно и
законно. При условии, конечно,
полной добровольности выбора,
возможности отказаться от
такого образования для тех,
кто сочтет это для себя
возможным и необходимым.
Источник:
сайт "Государство
и религия в России