Главная


В раздел 


Обновление: 
21 декабря 2005 г.

 

 
ЧТОБЫ ЗАКОН БОЖИЙ СТАЛ ЗАКОНОМ ЖИЗНИ

Руководитель отдела образования и религиозного просвещения Новосибирской епархии протоиерей Борис ПИВОВАРОВ 

Что может быть сегодня важнее воспитания подрастающего поколения в духе традиционной для нашего народа православной религии? Она дает молодым людям возможность осмысленно воспринимать классическую русскую литературу и искусство, создававшиеся именно в духе православия, несущие в себе образы и символы, которые многие годы оставались для наших школьников тайной за семью печатями. Знание же собственной культурной истории, неотъемлемой от истории развития христианства на Руси, позволяет критически относиться к культуре Запада, возникшей на основе иной религиозной традиции.

ОТ УСТАНОВОЧНЫХ БОГОСЛОВСКИХ ЛЕКЦИЙ ДО БОГОСЛОВСКОГО ИНСТИТУТА

В 1993 году по благословению епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона (ныне—архиепископ Новосибирский и Бердский) был учрежден Отдел образования Новосибирской епархии. Этому способствовала Епархиальная образовательная конференция, проведенная ради того, чтобы развивать и координировать работу воскресных школ, православных дошкольных учреждений и летних православных лагерей.

Примерно через полгода, уже в 1994 году, из Москвы, из Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации, поступило разосланное по всем епархиям предложение создавать в каждой епархии отдел -по образованию. В Новосибирской епархии такой отдел к тому времени уже функционировал.

Главной задачей Отдела по образованию Новосибирской епархии была координация образовательной деятельности Русской Православной Церкви на территории епархии в самом широком смысле слова: поддержка жизнедеятельности уже существовавших приходских воскресных школ, помощь приходам в учреждении новых воскресных школ, проведение Новосибирских Рождественских образовательных чтений и Дней славянской письменности и культуры, организация летнего отдыха в православных летних детских и молодежных лагерях, снабжение образовательных учреждений епархии учебной и учебно-методической литературой.

В 1994 году под непосредственным руководством и постоянным попечением Владыки Тихона в Новосибирске начали проводиться установочные лекции по различным богословским дисциплинам дая лиц, желающих получить систематическое богословское образование. В следующем году благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II эти богословские курсы были преобразованы в Новосибирский Православный Богословский институт.

В августе нынешнего года отмечалось десятилетие Новосибирского Свято-Макарьевского Православного Богословского института, который с 2003 года имеет официальный статус высшего учебного заведения Русской Православной Церкви. Этот институт готовит священнослужителей, церковнослужителей, миссионеров, преподавателей церковных учебных заведений, педагогов для преподавания православной культуры России в светских учебных заведениях, а также регентов православных храмов, звонарей и иконописцев.

На сегодняшний день в епархиальном Отделе образования имеются подотделы: по высшему богословскому образованию, по воскресным церковно-приходским школам и научно-методический отдел, занимающийся подготовкой программ, учебных и учебно-методических пособий. Кроме того, недавно был учрежден новый епархиальный Отдел, цель которого—осуществлять взаимодействие Новосибирской епархии с высшими и средними учебными заведениями Новосибирска и Новосибирской области.

ЧЕМУ УЧАТ В ЦЕРКОВНОЙ ШКОЛЕ

Как известно, первые жизненные уроки ребенок получает от своих родителей. Но, к сожалению, сегодняшние мамы и папы далеко не всегда могут преподать своим детям начатки церковных знаний и своим собственным примером раскрыть пред детьми красоту православия как образа жизни. И самые мудрые из них, памятуя о собственном трудном пути поиска смысла жизни и желая помочь своим чадам избежать ошибок, приходят со своими детьми в воскресные церковно-приходские школы. Благо что возраст воспитанников воскресных школ может колебаться от 3 до 16 лет, в зависимости от сформировавшихся возрастных групп. Да и сами родители здесь порой заново открывают для себя новый мир, знакомясь с основами православного вероучения, с церковными молитвами и праздниками, с Евангельской историей и жизнеописаниями Святых Угодников Божиих, с христианским искусством, с историей православной культуры России, с православными традициями церковной жизни.

Воскресные церковно-приходские школы действуют при Вознесенском кафедральном соборе и при всех приходах города Новосибирска. Воскресные школы имеются и при многих приходах, действующих в городах и районных центрах Новосибирской области. В шестидесяти воскресных церковно-приходских школах Новосибирской епархии в настоящее время обучаются более 1800 детей и около 700 взрослых, не считая родителей воспитанников дошкольных групп.

В прошлом выпуске "НЕВ" мы уже рассказывали о том, как строится обучение в воскресной школе Вознесенского кафедрального собора, которой в этом учебном году исполняется 15 лет.

Несмотря на то, что занятия в воскресных школах обычно проводятся только раз в неделю, знаний воспитанники получают немало. Помимо Священной истории детям преподаются основы православного вероучения (катехизис),наука о церковном Богослужении (основы церковного устава), краткая церковная история, история Православия на Руси, изучаются Жития многочтимых святых, святыни родного края, а также проводятся беседы, посвященные духовно-нравственному развитию воспитанников. Актуальная наука—как жить в современном мире в соответствии с Евангельскими заповедями.

Многие известные филологи утверждают, что фундаментом русского языка, не позволяющим ему раствориться в море иноязычных заимствований и сохраняющим его красоту и самобытность, является церковнославянский язык. В воскресной школе детям помогают освоить церковнославянскую азбуку, церковнославянское чтение и полюбить язык православной молитвы и православного Богослужения за его красоту, лаконичность, точность и выразительность.

Занятия по церковным дисциплинам в воскресных школах дополняются такими творческими занятиями, как пение, рисование, лепка, выжигание, изготовление игрушек. Чистота и свежесть детского восприятия позволяют воспитанникам воскресных школ создавать и свои маленькие шедевры. Вот сделанный из глины веселый ангел с прекраснодушной улыбкой на лице. А здесь на зеленой травке с кротким видом прилег маленький беззащитный агнец, слепленный чьей-то маленькой рукой из соленого теста. В корзинке лежат разноцветные пасхальные яйца из папье-маше... Во многих воскресных школах есть "сокровищницы", где хранятся такие ребячьи поделки.

Трудно переоценить пользу, которую приносят воскресные школы, приобщающие и детей и взрослых к православным духовным ценностям и традициям. Но кроме воскресных церковно-приходских школ в Новосибирской епархии имеются два православных общеобразовательных учебных заведения. Это Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при приходе в честь иконы Божией Матери "Знамение-Абалацкая", что в Калининском районе, и Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского — при приходе в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Академгородке.

По словам руководителя Отдела образования Новосибирской епархии протоиерея Бориса Пивоварова, обучение в православной гимназии имеет двуединую цель: дать обучающимся православное воспитание и общее доброкачественное образование.

Духовно-нравственная сторона воспитания гимназистов, по словам отца Бориса Пивоварова, должна соответствовать православным педагогическим традициям. Что же касается общего образования, то православные гимназии России, находясь в едином образовательном пространстве с другими школами, преподают те дисциплины, которые предусмотрены федеральным и региональным образовательными компонентами. А определенный рамками законодательства об образовании школьный компонент православная гимназия может заполнять церковными дисциплинами в соответствии с православными образовательными традициями и уставом самой гимназии.

По окончании полного одиннадцатилетнего курса обучения воспитанники и воспитанницы православных гимназий сдают экзамены по общепринятым стандартам и правилам и получают аттестат государственного образца.

Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была создана в 1993 году и за двенадцать лет своего существования превратилась в образовательно-воспитательный комплекс, включающий в себя детский сад, который сегодня посещают около сорока малышей, а также начальную, основную и полную среднюю школу, где в общей сложности обучаются 130 детей. При гимназии имеется воскресная церковно-приходская школа и, кроме того, ежегодно организуется летний загородный оздоровительный лагерь во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия. При гимназии работает музыкальная школа, которая с прошлого года стала филиалом музыкальной школы № 8.

Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского в Академгородке была основана по благословению Владей Тихона в 1992 году, когда Русская Православная Церковь отмечала 600-летие со дня кончины Преподобного Сергия Радонежского. Он и стал почитаться как небесный покровитель всех учащих и учащихся этой гимназии.

Восьмого октября нынешнего года, когда Русская Православная Церковь празднует день памяти Преподобного Сергия Радонежского, в гимназии после Божественной Литургии проводился традиционный Годичный акт. После архипастырского слова состоялся открытый урок по родной истории и небольшой концерт. Урок был посвящен "Духовной грамоте" — Завещанию святого благоверного князя Димитрия Донского, подлинник которого сохранился до настоящего времени. В этой гимназии учатся более двухсот детей.

Как и при гимназии во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, при гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского имеется дошкольная группа воспитанников (детский сад), хоровая школа и воскресная школа. Летом также организуется летний отдых для детей, который проходит в епархиальном лагере "Радонеж".

"Когда наши воспитанники и воспитанницы заканчивают гимназию, — говорит протоиерей Борис Пивоваров, председатель попечительского совета гимназии, — они имеют возможность выбора. Они знают и о церковной жизни, и о светской, мирской. У большинства их сверстников, обучающихся в других школах, выбора нет, так как они знают лишь одну сторону жизни. А если и есть выбор, то он невелик—выбор между западной рок-культурой и восточными учениями или единоборствами. А о родной православной культуре России они подчас и не имеют понятия.

Путь, по которому после окончания гимназии пойдут ее выпускники, зависит от многих факторов. Иногда выбор определяют семейные традиции. Например, если родители ученые, то и дети тянутся к науке. Иногда же все определяет личное призвание. Но в любом случае они сами выбирают себе жизненный путь. И, конечно, очень хорошо, если к окончанию гимназии они научатся понимать, как важно узнавать волю Божию о себе, как важно благословение верующих родителей или духовный совет. Но главное, чтобы после окончания гимназии они не теряли бы связь с Церковью, с приходом, с родной школой, с добрыми друзьями. Для этого есть все возможности — можно петь в молодежном гимназическом хоре, который постоянно поет в храме, можно участвовать в проведении летнего лагеря, можно помогать сестрам милосердия, у которых всегда есть много подопечных, нуждающихся в христианской помощи".

ГДЕ УЧАТ НАВЫКАМ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

Число летних детских оздоровительных лагерей в России за последний год уменьшилось на 30%. Но в Новосибирской области ситуация несколько иная: руководство области старается сохранить летние детские лагеря.

Православных летних оздоровительных лагерей, существующих благодаря заботам архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона, в настоящее время более десятка. Некоторые действуют уже несколько лет, другие только формируются, иные действуют пока как детские площадки. Есть стационарные лагеря, имеются и походные.

Некоторые приходы епархии постоянно занимаются организацией летних лагерей, например приход в честь иконы Божией Матери "Знамение-Абалацкая", собор святого благоверного князя Александра Невского, приход во имя святителя и чудотворца Николая в Нижней Ельцовке, а также приход в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Академгородке.

Возраст ребят, которые отдыхают в православных лагерях, различен — от 6 лет в детских до 14-15 лет и старше в молодежных. Например, в епархиальном лагере "Радонеж" первая смена обычно формируется из детей младшего и среднего возраста, авто-рой заезд — из детей среднего и старшего возраста.

Владыка Тихон сам посещает православные летние лагеря, и здесь происходит архипастырское окормление той части детей, которая по тем или иным причинам не бывает на архиерейских службах. В летних православных лагерях проводятся занятия по Закону Божию, по церковному пению, по церковной истории и христианскому искусству. Занятия церковным искусством позволяют приобщать к православной традиции таких ребят, которые ранее ничего не знали о православной жизни и культуре. Ведь сюда приезжают отдыхать не только дети из семей верующих, но нередко и такие дети, чьи родители еще только на пути к храму. Таких детей порой насчитывается не менее половины от общего числа отдыхающих.

В православном летнем лагере дети учатся навыкам церковной жизни, участвуют в праздничных и воскресных службах. Если в лагерь попадают некрещеные дети, то здесь они могут подготовиться ко Святому Крещению и через это таинство войти в церковную жизнь.

В православных лагерях отдыхают также воспитанники интернатов для слабослышащих и детей-инвалидов. Здесь и они могут овладевать навыками церковной жизни: как молиться за себя и за родителей, как просить прощения и за все благодарить.

Во всех летних православных лагерях уделяется большое внимание физическому воспитанию и спортивным играм. Есть лагеря, где особое внимание уделяется фольклору. Существуют и такие лагеря, где юношам помогают стать будущими достойными защитниками Отечества. Многое в выбранных приоритетах зависит от инициативы и направления деятельности прихода. Православное воспитание — это патриотическое воспитание, поскольку именно Церковь учит любить и защищать свою страну, свою землю, свой народ. Программа каждого православного летнего детского или молодежного лагеря Новосибирской епархии рассматривается и утверждается самим Управляющим епархией.

Главное, чтобы Закон Божий стал законом жизни — доброй и благочестивой жизни подрастающего поколения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ И КОНФЕРЕНЦИИ

Завершая наш краткий обзор образовательной деятельности Новосибирской епархии, нельзя не сказать о Новосибирских Рождественских образовательныхчтениях и межвузовских конференциях, приуроченных к памяти святых Кирилла и Мефодия, ко Дню славянской письменности и культуры.

В январе будущего года состоятся уже IX Новосибирские Рождествецские образовательные чтения. В них участвуют более пятисот человек, в том числе много учителей муниципальных образовательных учреждений, работников системы дополнительного образования. Во время чтений проводится и секция детского творчества, где юные участники этого образовательного форума могут представить свои литературные работы, работы по изобразительному искусству. До двадцати делегатов от Новосибирской епархии обычно участвуют в Международных Рождественских чтениях, которые проходят в Москве.

Ежегодно ко Дню славянской письменности и культуры приурочиваются Кирило-Мефодьевские чтения, в рамках которых проводится межвузовская научно-практическая конференция. Если на Рождественских Чтениях основную часть участников представляют работники средней школы, хотя есть и представители вузов города, то на межвузовской конференции основные участники—это преподаватели и студенты высших учебных заведений. А церковные педагоги активно участвуют в том и другом мероприятии.

Для многих нынешних молодых людей такие слова, как религия, вера, православие, пока еще не наполнены тем содержанием, которое позволяет человеку жить в согласии со своей совестью, данную всем людям как голос Божий в сердце человека. Поэтому-то, как указывает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, "соблазны мира с особой силой действуют на молодое поколение, не готовое к тому, чтобы противостоять им, поскольку молодые люди еще не имеют твердых духовно-нравственных убеждений. И все же,—отмечает Святейший Патриарх,—есть много, очень много добрых, чистых, честных, стремящихся к добру людей, жаждущих истины. Кто как не пастыри должны утолить эту жажду, указать истину, свидетельствовать о ней всей своей жизнью.

Христианину гораздо легче преодолевать житейские трудности, поскольку его опорой, прибежищем и покровом является Сам Бог. Любовь ко Христу, срастворенная страхом Божиим, помогает переживать все невзгоды, и наш с вами долг — прививать эти благие чувства всем окружающим".

 НЕВ №3(47), ноябрь 2005 года