ЧТОБЫ ЗАКОН БОЖИЙ СТАЛ ЗАКОНОМ
ЖИЗНИ
|
Руководитель отдела
образования и религиозного
просвещения Новосибирской
епархии протоиерей Борис
ПИВОВАРОВ
Что может быть сегодня важнее
воспитания подрастающего
поколения в духе традиционной для
нашего народа православной
религии? Она дает молодым людям
возможность осмысленно
воспринимать классическую
русскую литературу и искусство,
создававшиеся именно в духе
православия, несущие в себе
образы и символы, которые многие
годы оставались для наших
школьников тайной за семью
печатями. Знание же собственной
культурной истории, неотъемлемой
от истории развития христианства
на Руси, позволяет критически
относиться к культуре Запада,
возникшей на основе иной
религиозной традиции.
ОТ УСТАНОВОЧНЫХ БОГОСЛОВСКИХ
ЛЕКЦИЙ ДО БОГОСЛОВСКОГО
ИНСТИТУТА
В 1993 году по благословению
епископа Новосибирского и
Барнаульского Тихона (ныне—архиепископ
Новосибирский и Бердский) был
учрежден Отдел образования
Новосибирской епархии. Этому
способствовала Епархиальная
образовательная конференция,
проведенная ради того, чтобы
развивать и координировать
работу воскресных школ,
православных дошкольных
учреждений и летних православных
лагерей.
Примерно через полгода, уже в 1994
году, из Москвы, из Синодального
отдела по религиозному
образованию и катехизации,
поступило разосланное по всем
епархиям предложение создавать в
каждой епархии отдел -по
образованию. В Новосибирской
епархии такой отдел к тому
времени уже функционировал.
Главной задачей Отдела по
образованию Новосибирской
епархии была координация
образовательной деятельности
Русской Православной Церкви на
территории епархии в самом
широком смысле слова: поддержка
жизнедеятельности уже
существовавших приходских
воскресных школ, помощь приходам
в учреждении новых воскресных
школ, проведение Новосибирских
Рождественских образовательных
чтений и Дней славянской
письменности и культуры,
организация летнего отдыха в
православных летних детских и
молодежных лагерях, снабжение
образовательных учреждений
епархии учебной и учебно-методической
литературой.
В 1994 году под непосредственным
руководством и постоянным
попечением Владыки Тихона в
Новосибирске начали проводиться
установочные лекции по различным
богословским дисциплинам дая лиц,
желающих получить
систематическое богословское
образование. В следующем году
благословением Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II эти богословские курсы
были преобразованы в
Новосибирский Православный
Богословский институт.
В августе нынешнего года
отмечалось десятилетие
Новосибирского Свято-Макарьевского
Православного Богословского
института, который с 2003 года имеет
официальный статус высшего
учебного заведения Русской
Православной Церкви. Этот
институт готовит
священнослужителей,
церковнослужителей, миссионеров,
преподавателей церковных учебных
заведений, педагогов для
преподавания православной
культуры России в светских
учебных заведениях, а также
регентов православных храмов,
звонарей и иконописцев.
На сегодняшний день в
епархиальном Отделе образования
имеются подотделы: по высшему
богословскому образованию, по
воскресным церковно-приходским
школам и научно-методический
отдел, занимающийся подготовкой
программ, учебных и учебно-методических
пособий. Кроме того, недавно был
учрежден новый епархиальный
Отдел, цель которого—осуществлять
взаимодействие Новосибирской
епархии с высшими и средними
учебными заведениями
Новосибирска и Новосибирской
области.
ЧЕМУ УЧАТ В ЦЕРКОВНОЙ ШКОЛЕ
Как известно, первые жизненные
уроки ребенок получает от своих
родителей. Но, к сожалению,
сегодняшние мамы и папы далеко не
всегда могут преподать своим
детям начатки церковных знаний и
своим собственным примером
раскрыть пред детьми красоту
православия как образа жизни. И
самые мудрые из них, памятуя о
собственном трудном пути поиска
смысла жизни и желая помочь своим
чадам избежать ошибок, приходят
со своими детьми в воскресные
церковно-приходские школы. Благо
что возраст воспитанников
воскресных школ может колебаться
от 3 до 16 лет, в зависимости от
сформировавшихся возрастных
групп. Да и сами родители здесь
порой заново открывают для себя
новый мир, знакомясь с основами
православного вероучения, с
церковными молитвами и
праздниками, с Евангельской
историей и жизнеописаниями
Святых Угодников Божиих, с
христианским искусством, с
историей православной культуры
России, с православными
традициями церковной жизни.
Воскресные церковно-приходские
школы действуют при Вознесенском
кафедральном соборе и при всех
приходах города Новосибирска.
Воскресные школы имеются и при
многих приходах, действующих в
городах и районных центрах
Новосибирской области. В
шестидесяти воскресных церковно-приходских
школах Новосибирской епархии в
настоящее время обучаются более
1800 детей и около 700 взрослых, не
считая родителей воспитанников
дошкольных групп.
В прошлом выпуске "НЕВ" мы
уже рассказывали о том, как
строится обучение в воскресной
школе Вознесенского
кафедрального собора, которой в
этом учебном году исполняется 15
лет.
Несмотря на то, что занятия в
воскресных школах обычно
проводятся только раз в неделю,
знаний воспитанники получают
немало. Помимо Священной истории
детям преподаются основы
православного вероучения (катехизис),наука
о церковном Богослужении (основы
церковного устава), краткая
церковная история, история
Православия на Руси, изучаются
Жития многочтимых святых, святыни
родного края, а также проводятся
беседы, посвященные духовно-нравственному
развитию воспитанников.
Актуальная наука—как жить в
современном мире в соответствии с
Евангельскими заповедями.
Многие известные филологи
утверждают, что фундаментом
русского языка, не позволяющим
ему раствориться в море
иноязычных заимствований и
сохраняющим его красоту и
самобытность, является
церковнославянский язык. В
воскресной школе детям помогают
освоить церковнославянскую
азбуку, церковнославянское
чтение и полюбить язык
православной молитвы и
православного Богослужения за
его красоту, лаконичность,
точность и выразительность.
Занятия по церковным
дисциплинам в воскресных школах
дополняются такими творческими
занятиями, как пение, рисование,
лепка, выжигание, изготовление
игрушек. Чистота и свежесть
детского восприятия позволяют
воспитанникам воскресных школ
создавать и свои маленькие
шедевры. Вот сделанный из глины
веселый ангел с прекраснодушной
улыбкой на лице. А здесь на
зеленой травке с кротким видом
прилег маленький беззащитный
агнец, слепленный чьей-то
маленькой рукой из соленого теста.
В корзинке лежат разноцветные
пасхальные яйца из папье-маше... Во
многих воскресных школах есть "сокровищницы",
где хранятся такие ребячьи
поделки.
Трудно переоценить пользу,
которую приносят воскресные
школы, приобщающие и детей и
взрослых к православным духовным
ценностям и традициям. Но кроме
воскресных церковно-приходских
школ в Новосибирской епархии
имеются два православных
общеобразовательных учебных
заведения. Это Православная
гимназия во имя святых
равноапостольных Кирилла и
Мефодия при приходе в честь иконы
Божией Матери "Знамение-Абалацкая",
что в Калининском районе, и
Православная гимназия во имя
преподобного Сергия Радонежского
— при приходе в честь Всех Святых,
в земле Российской просиявших, в
Академгородке.
По словам руководителя Отдела
образования Новосибирской
епархии протоиерея Бориса
Пивоварова, обучение в
православной гимназии имеет
двуединую цель: дать обучающимся
православное воспитание и общее
доброкачественное образование.
Духовно-нравственная сторона
воспитания гимназистов, по словам
отца Бориса Пивоварова, должна
соответствовать православным
педагогическим традициям. Что же
касается общего образования, то
православные гимназии России,
находясь в едином
образовательном пространстве с
другими школами, преподают те
дисциплины, которые
предусмотрены федеральным и
региональным образовательными
компонентами. А определенный
рамками законодательства об
образовании школьный компонент
православная гимназия может
заполнять церковными
дисциплинами в соответствии с
православными образовательными
традициями и уставом самой
гимназии.
По окончании полного
одиннадцатилетнего курса
обучения воспитанники и
воспитанницы православных
гимназий сдают экзамены по
общепринятым стандартам и
правилам и получают аттестат
государственного образца.
Православная гимназия во имя
святых равноапостольных Кирилла
и Мефодия была создана в 1993 году и
за двенадцать лет своего
существования превратилась в
образовательно-воспитательный
комплекс, включающий в себя
детский сад, который сегодня
посещают около сорока малышей, а
также начальную, основную и
полную среднюю школу, где в общей
сложности обучаются 130 детей. При
гимназии имеется воскресная
церковно-приходская школа и,
кроме того, ежегодно организуется
летний загородный
оздоровительный лагерь во имя
равноапостольных Кирилла и
Мефодия. При гимназии работает
музыкальная школа, которая с
прошлого года стала филиалом
музыкальной школы № 8.
Православная гимназия во имя
преподобного Сергия Радонежского
в Академгородке была основана по
благословению Владей Тихона в 1992
году, когда Русская Православная
Церковь отмечала 600-летие со дня
кончины Преподобного Сергия
Радонежского. Он и стал
почитаться как небесный
покровитель всех учащих и
учащихся этой гимназии.
Восьмого октября нынешнего года,
когда Русская Православная
Церковь празднует день памяти
Преподобного Сергия Радонежского,
в гимназии после Божественной
Литургии проводился традиционный
Годичный акт. После
архипастырского слова состоялся
открытый урок по родной истории и
небольшой концерт. Урок был
посвящен "Духовной грамоте"
— Завещанию святого благоверного
князя Димитрия Донского,
подлинник которого сохранился до
настоящего времени. В этой
гимназии учатся более двухсот
детей.
Как и при гимназии во имя святых
равноапостольных Кирилла и
Мефодия, при гимназии во имя
Преподобного Сергия Радонежского
имеется дошкольная группа
воспитанников (детский сад),
хоровая школа и воскресная школа.
Летом также организуется летний
отдых для детей, который проходит
в епархиальном лагере "Радонеж".
"Когда наши воспитанники и
воспитанницы заканчивают
гимназию, — говорит протоиерей
Борис Пивоваров, председатель
попечительского совета гимназии,
— они имеют возможность выбора.
Они знают и о церковной жизни, и о
светской, мирской. У большинства
их сверстников, обучающихся в
других школах, выбора нет, так как
они знают лишь одну сторону жизни.
А если и есть выбор, то он невелик—выбор
между западной рок-культурой и
восточными учениями или
единоборствами. А о родной
православной культуре России они
подчас и не имеют понятия.
Путь, по которому после
окончания гимназии пойдут ее
выпускники, зависит от многих
факторов. Иногда выбор определяют
семейные традиции. Например, если
родители ученые, то и дети тянутся
к науке. Иногда же все определяет
личное призвание. Но в любом
случае они сами выбирают себе
жизненный путь. И, конечно, очень
хорошо, если к окончанию гимназии
они научатся понимать, как важно
узнавать волю Божию о себе, как
важно благословение верующих
родителей или духовный совет. Но
главное, чтобы после окончания
гимназии они не теряли бы связь с
Церковью, с приходом, с родной
школой, с добрыми друзьями. Для
этого есть все возможности —
можно петь в молодежном
гимназическом хоре, который
постоянно поет в храме, можно
участвовать в проведении летнего
лагеря, можно помогать сестрам
милосердия, у которых всегда есть
много подопечных, нуждающихся в
христианской помощи".
ГДЕ УЧАТ НАВЫКАМ ЦЕРКОВНОЙ
ЖИЗНИ
Число летних детских
оздоровительных лагерей в России
за последний год уменьшилось на
30%. Но в Новосибирской области
ситуация несколько иная:
руководство области старается
сохранить летние детские лагеря.
Православных летних
оздоровительных лагерей,
существующих благодаря заботам
архиепископа Новосибирского и
Бердского Тихона, в настоящее
время более десятка. Некоторые
действуют уже несколько лет,
другие только формируются, иные
действуют пока как детские
площадки. Есть стационарные
лагеря, имеются и походные.
Некоторые приходы епархии
постоянно занимаются
организацией летних лагерей,
например приход в честь иконы
Божией Матери "Знамение-Абалацкая",
собор святого благоверного князя
Александра Невского, приход во
имя святителя и чудотворца
Николая в Нижней Ельцовке, а также
приход в честь Всех Святых, в
земле Российской просиявших, в
Академгородке.
Возраст ребят, которые отдыхают
в православных лагерях, различен
— от 6 лет в детских до 14-15 лет и
старше в молодежных. Например, в
епархиальном лагере "Радонеж"
первая смена обычно формируется
из детей младшего и среднего
возраста, авто-рой заезд — из
детей среднего и старшего
возраста.
Владыка Тихон сам посещает
православные летние лагеря, и
здесь происходит архипастырское
окормление той части детей,
которая по тем или иным причинам
не бывает на архиерейских службах.
В летних православных лагерях
проводятся занятия по Закону
Божию, по церковному пению, по
церковной истории и
христианскому искусству. Занятия
церковным искусством позволяют
приобщать к православной
традиции таких ребят, которые
ранее ничего не знали о
православной жизни и культуре.
Ведь сюда приезжают отдыхать не
только дети из семей верующих, но
нередко и такие дети, чьи родители
еще только на пути к храму. Таких
детей порой насчитывается не
менее половины от общего числа
отдыхающих.
В православном летнем лагере
дети учатся навыкам церковной
жизни, участвуют в праздничных и
воскресных службах. Если в лагерь
попадают некрещеные дети, то
здесь они могут подготовиться ко
Святому Крещению и через это
таинство войти в церковную жизнь.
В православных лагерях отдыхают
также воспитанники интернатов
для слабослышащих и детей-инвалидов.
Здесь и они могут овладевать
навыками церковной жизни: как
молиться за себя и за родителей,
как просить прощения и за все
благодарить.
Во всех летних православных
лагерях уделяется большое
внимание физическому воспитанию
и спортивным играм. Есть лагеря,
где особое внимание уделяется
фольклору. Существуют и такие
лагеря, где юношам помогают стать
будущими достойными защитниками
Отечества. Многое в выбранных
приоритетах зависит от
инициативы и направления
деятельности прихода.
Православное воспитание — это
патриотическое воспитание,
поскольку именно Церковь учит
любить и защищать свою страну,
свою землю, свой народ. Программа
каждого православного летнего
детского или молодежного лагеря
Новосибирской епархии
рассматривается и утверждается
самим Управляющим епархией.
Главное, чтобы Закон Божий стал
законом жизни — доброй и
благочестивой жизни
подрастающего поколения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ И
КОНФЕРЕНЦИИ
Завершая наш краткий обзор
образовательной деятельности
Новосибирской епархии, нельзя не
сказать о Новосибирских
Рождественских
образовательныхчтениях и
межвузовских конференциях,
приуроченных к памяти святых
Кирилла и Мефодия, ко Дню
славянской письменности и
культуры.
В январе будущего года
состоятся уже IX Новосибирские
Рождествецские образовательные
чтения. В них участвуют более
пятисот человек, в том числе много
учителей муниципальных
образовательных учреждений,
работников системы
дополнительного образования. Во
время чтений проводится и секция
детского творчества, где юные
участники этого образовательного
форума могут представить свои
литературные работы, работы по
изобразительному искусству. До
двадцати делегатов от
Новосибирской епархии обычно
участвуют в Международных
Рождественских чтениях, которые
проходят в Москве.
Ежегодно ко Дню славянской
письменности и культуры
приурочиваются Кирило-Мефодьевские
чтения, в рамках которых
проводится межвузовская научно-практическая
конференция. Если на
Рождественских Чтениях основную
часть участников представляют
работники средней школы, хотя
есть и представители вузов города,
то на межвузовской конференции
основные участники—это
преподаватели и студенты высших
учебных заведений. А церковные
педагоги активно участвуют в том
и другом мероприятии.
Для многих нынешних молодых
людей такие слова, как религия,
вера, православие, пока еще не
наполнены тем содержанием,
которое позволяет человеку жить в
согласии со своей совестью,
данную всем людям как голос Божий
в сердце человека. Поэтому-то, как
указывает Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II,
"соблазны мира с особой силой
действуют на молодое поколение,
не готовое к тому, чтобы
противостоять им, поскольку
молодые люди еще не имеют твердых
духовно-нравственных убеждений. И
все же,—отмечает Святейший
Патриарх,—есть много, очень много
добрых, чистых, честных,
стремящихся к добру людей,
жаждущих истины. Кто как не
пастыри должны утолить эту жажду,
указать истину,
свидетельствовать о ней всей
своей жизнью.
Христианину гораздо легче
преодолевать житейские трудности,
поскольку его опорой, прибежищем
и покровом является Сам Бог.
Любовь ко Христу, срастворенная
страхом Божиим, помогает
переживать все невзгоды, и наш с
вами долг — прививать эти благие
чувства всем окружающим".
НЕВ №3(47), ноябрь 2005 года
|