Главная

Православная культура

Книги



 

 

 

Книги

Пивоваров Б.И. , протоиерей

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ: 
Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев / Под общ. ред. Архиепископа Новосибирского и Бердского ТИХОНА.— Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2002.—383 с., ил. В приложении — словарь терминов и список рекомендуемой литературы.

Адрес: 630090 г. Новосибирск, ул. Академическая, 3. Тел./факс: (3832) 332810. E-mail: gymn@mail.nsk.ru 

Учебное пособие «Православная культура России» предназначено прежде всего для государственных и муниципальных образовательных учреждений Российской Федерации, но может быть использовано также в православных гимназиях и воскресных школах и в системе дополнительного образования,

Общеобразовательный курс «Православная культура России» призван донести до российского школьника прямое, ясное и доступное свидетельство:

  • - о Православии как о святой Вере, хранимой Россией уже более тысячи лет,  о великой и многогранной православной культуре России,
  • - о месте православной культуры России в мировой культуре,
  • - о главных вехах и выдающихся событиях в истории православной культуры России,
  • - о святынях земли Русской,
  • - о важнейших деятелях и знаменитых памятниках отечественной православной культуры,

Одной из важнейших задач курса является знакомство воспитанников российской школы с современными проблемами сохранения культурно-исторического достояния России.

Знание православной культуры России поможет более плодотворному изучению русского языка, отечественной истории, родной литературы, мировой художественной культуры и краеведения,

Учебная программа и учебное пособие «Православная культура России» рекомендованы Управлением образования Администрации Новосибирской области:

- для чтения курса «Православная культура России» в вариативной части базового учебного компонента, школьном или региональном компоненте в системе общего и дополнительного образования;

- для преподавателей, учителей и обучающихся в системе общего образования — лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах при чтении курса «Православная культура России» в вариативной части базового учебного компонента, школьном или региональном компоненте,

Рецензирующая организация — секция гуманитарного образования экспертного совета Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Законом Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.) «признается особая роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры». Из признания особой роли православия в истории нашего Отечества вытекает потребность в изучении православной культуры России,

При изучении православной культуры России нет необходимости обособлять или отделять ее от отечественной культуры в целом. Напротив, именно в контексте всей русской и мировой культуры, неотъемлемой частью которых она является, как раз и проявляются ее богатство, красота и многообразие. Таким образом, давая представление о православном культурно-историческом наследии России, предлагаемое пособие призвано содействовать более глубокому и всестороннему изучению как отечественной, так и мировой культуры. В основу курса «Православная культура России» положен источниковедческий подход, Образно говоря, этот учебный курс — путешествие в духовный мир более чем тысячелетней православной культуры России,

Искусствовед В.Н, Лазарев писал: «Церковные здания, мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды таинств, песнопения, литургические тексты — все эти элементы входили в состав культа, являвшегося грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам». (Программа «Духовная музыка: Россия и Запад», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации,- М,: «Просвещение», 1994, с, 6.)

Преподавание курса «Православная культура России» предусматривает рассмотрение таких видов церковного искусства, как храмостроительство, иконопись, книжное искусство, хоровое пение, колокольный звон, а также изучение монастырской культуры России, По мнению академика Д.С. Лихачева, «культура — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации», «культура — это святыни народа, святыни нации» (Д.С. Лихачев. Русская культура- М,: «Искусство», 2000).

Учебное пособие выходит в свет к празднованию Дня славянской письменности и культуры 24 мая 2002 года,


Оглавление

УЧЕБНИК

ПРЕДИСЛОВИЕ 
ВВЕДЕНИЕ
§1.0 КУЛЬТУРЕ ВООБЩЕ
§2. О КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ РОССИИ
§ 3. ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

Глава 1. ИСТОКИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

§4. ВИЗАНТИЯ И РУСЬ
§5. НАЧАЛО СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ 
§6. ПАМЯТЬ И СЛАВА КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ В РОССИИ

Глава 2. НАЧАЛО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

§7. -СКАЗАНИЕ О ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ РАСПРОСТРАНЕНИИ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ КАК ПЕРВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
§8. ПРЕПОДОБНЫЙ НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ - ОТЕЦ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
§9. «СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» - ЖЕМЧУЖИНА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Глава 3. РУССКАЯ БИБЛИЯ 

§10. ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ
§1 . «КИЕВСКАЯ» и «НОВГОРОДСКАЯ» ПСАЛТИРИ
§12. ГЕННАДИЕВСКАЯ БИБЛИЯ

Глава 4. ХРАМ 

§13. ХРАМЫ НА РУСИ
§ 14. ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ - ВЕРШИНА ДРЕВНЕРУССКОГО ЗОДЧЕСТВА 
§ 15. ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Глава 5. ИКОНА 

§ 16 ЧТО ТАКОЕ ИКОНА
§17. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
 § 18. «ТРОИЦА» ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ РУБЛЕВА
§ 19. «ОТКРЫТИЕ» ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНЫ В XX ВЕКЕ

Глава 6. ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО 

§20. ДРЕВНИЕ РУССКИЕ РАСПЕВЫ
§21. ЦЕРКОВНОЕ ТВОРЧЕСТВО ВЕЛИКИХ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Глава 7. КОЛОКОЛА

§22. БЛАГОВЕСТ И ТРЕЗВОН 
§23. ЦАРЬ-КОЛОКОЛ 
§24. РОСТОВСКИЕ ЗВОНЫ

Глава 8. РУССКАЯ СВЯТОСТЬ И ДУХОВНОСТЬ 

§25. СВЯТОСТЬ И ДУХОВНОЕ ПОДВИЖНИЧЕСТВО
§26. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ - ПЕЧАЛЬНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ
§27. НЕОБЫЧНЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ  

Глава 9. МОНАСТЫРСКАЯ КУЛЬТУРА НА РУСИ

§28. КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - КОЛЫБЕЛЬ РОСИЙСКОЙ МОНАСТЫРСКОЙ КУЛЬТУРЫ
§29, ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА КАК ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР РОССИИ 
§30. ОПТИНА ПУСТЫНЬ В ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 Заключение. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ РОССИИ


ХРЕСТОМАТИЯ

Сказание «О ПИСЬМЕНАХ» черноризца Храбра ОДНА ИЗ ИЗВЕСТНЫХ АЗБУЧНЫХ МОЛИТВ

Ломоносов М.В. О ПОЛЬЗЕ КНИГ ЦЕРКОВНЫХ В РОССИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 

Лихачев Д.С. РУССКИЙ ЯЗЫК В БОГОСЛУЖЕНИИ И В БОГОСЛОВСКОЙ МЫСЛИ 

Панин Л. Г. ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК И РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ

Юрий Лощиц НАША ПЕРВАЯ КНИГА
СКАЗАНИЯ О ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ РАСПРОСТРАНЕНИИ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ 

ИЛАРИОН, митрополит Киевский СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ (Отрывок) 

Из «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Из «ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО 

Аверинцев С. С. КРАСОТА КАК СВЯТОСТЬ 
ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ 

Князь Евгений Трубецкой РОССИЯ В ЕЕ ИКОНЕ 

Монахиня Иулиания (Соколова) РУКОВОДСТВО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ИКОНОПИСЦЕВ 

Перепелицын П. Д. БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. 
СКАЗАНИЕ ЛЕТОПИСЕЙ О НАЧАЛЕ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ В РОССИИ

Миров Н., священник церкви села Георгиевского МАРТА 22 И 17 МАЯ 1898 ГОДА В СЕЛЕ ГЕОРГИЕВСКОМ НА ЛЕХТИ РОСТОВСКОГО УЕЗДА 

Благовещенская Л.Д. КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН В СИБИРИ

 Тихомиров М.Н. ОЛЬГА (очерк)

Архимандрит Иннокентий Просвирнин РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ РОССИЙСКАЯ ОЛЬГА

Ключевский В. О. ЗНАЧЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ ДЛЯ РУССКОГО НАРОДА И ГОСУДАРСТВА 

Архимандрит Аристарх Станкевич ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА И РУССКАЯ КУЛЬТУРА 

Павлович Н.А. ОПТИНА ПУСТЫНЬ. ПОЧЕМУ ТУДА ЕЗДИЛИ ВЕЛИКИЕ? 

Гоголь Н.В. ИЗ «РАЗМЫШЛЕНИЙ О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ» 

Лихачев Д. С. СОЛОВКИ (записки) 

Покровский Н.Н. ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РОССИЙСКОЙ И СИБИРСКОЙ ИСТОРИИ

ХОДАТАЙСТВО О ВОЗВРАЩЕНИИ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

ХОДАТАЙСТВО О ВОЗВРАЩЕНИИ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. 

РЕЧЬ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ I на конференции советской общественности за разоружение, 1960 год

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси ПРАВОСЛАВИЕ НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ