Книги
Пивоваров Б.И. , протоиерей
ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ:
Учебное пособие для учащихся
старших классов школ, гимназий и
лицеев / Под общ. ред. Архиепископа
Новосибирского и Бердского
ТИХОНА.— Новосибирск:
Православная Гимназия во имя
Преподобного Сергия Радонежского,
2002.—383 с., ил. В приложении —
словарь терминов и список
рекомендуемой литературы.
Адрес: 630090 г. Новосибирск, ул.
Академическая, 3. Тел./факс: (3832)
332810. E-mail: gymn@mail.nsk.ru
Учебное пособие «Православная
культура России» предназначено
прежде всего для государственных
и муниципальных образовательных
учреждений Российской Федерации,
но может быть использовано также
в православных гимназиях и
воскресных школах и в системе
дополнительного образования,
Общеобразовательный курс «Православная
культура России» призван донести
до российского школьника прямое,
ясное и доступное свидетельство:
- - о Православии как о святой Вере,
хранимой Россией уже более тысячи
лет, о великой и
многогранной православной
культуре России,
- - о месте православной культуры
России в мировой культуре,
- - о главных вехах и выдающихся
событиях в истории православной
культуры России,
- - о святынях земли Русской,
- - о важнейших деятелях и
знаменитых памятниках
отечественной православной
культуры,
Одной из важнейших задач курса
является знакомство
воспитанников российской школы с
современными проблемами
сохранения культурно-исторического
достояния России.
Знание православной культуры
России поможет более
плодотворному изучению русского
языка, отечественной истории,
родной литературы, мировой
художественной культуры и
краеведения,
Учебная программа и учебное
пособие «Православная культура
России» рекомендованы
Управлением образования
Администрации Новосибирской
области:
- для чтения курса «Православная
культура России» в вариативной
части базового учебного
компонента, школьном или
региональном компоненте в
системе общего и дополнительного
образования;
- для преподавателей, учителей и
обучающихся в системе общего
образования — лицеях, гимназиях,
общеобразовательных школах при
чтении курса «Православная
культура России» в вариативной
части базового учебного
компонента, школьном или
региональном компоненте,
Рецензирующая организация —
секция гуманитарного образования
экспертного совета
Новосибирского института
повышения квалификации и
переподготовки работников
образования.
Законом Российской Федерации «О
свободе совести и религиозных
объединениях» (1997 г.) «признается
особая роль православия в истории
России, в становлении ее
духовности и культуры». Из
признания особой роли
православия в истории нашего
Отечества вытекает потребность в
изучении православной культуры
России,
При изучении православной
культуры России нет
необходимости обособлять или
отделять ее от отечественной
культуры в целом. Напротив, именно
в контексте всей русской и
мировой культуры, неотъемлемой
частью которых она является, как
раз и проявляются ее богатство,
красота и многообразие. Таким
образом, давая представление о
православном культурно-историческом
наследии России, предлагаемое
пособие призвано содействовать
более глубокому и всестороннему
изучению как отечественной, так и
мировой культуры. В основу курса «Православная
культура России» положен
источниковедческий подход,
Образно говоря, этот учебный курс
— путешествие в духовный мир
более чем тысячелетней
православной культуры России,
Искусствовед В.Н, Лазарев писал:
«Церковные здания, мозаики,
росписи, иконы, утварь, облачения
священников, обряды таинств,
песнопения, литургические тексты
— все эти элементы входили в
состав культа, являвшегося
грандиозным художественным
ансамблем, задача которого
сводилась к тому, чтобы
одновременно давать эстетическое
наслаждение и возносить душу
верующего к небесам». (Программа «Духовная
музыка: Россия и Запад»,
рекомендованная Министерством
образования Российской Федерации,-
М,: «Просвещение», 1994, с, 6.)
Преподавание курса «Православная
культура России» предусматривает
рассмотрение таких видов
церковного искусства, как храмостроительство,
иконопись, книжное
искусство, хоровое пение,
колокольный звон, а также
изучение монастырской культуры
России, По мнению академика Д.С.
Лихачева, «культура — это то, что
в значительной мере оправдывает
перед Богом существование народа
и нации», «культура — это святыни
народа, святыни нации» (Д.С.
Лихачев. Русская культура- М,: «Искусство»,
2000).
Учебное пособие выходит в свет к
празднованию Дня славянской
письменности и культуры 24 мая 2002
года,
Оглавление
УЧЕБНИК
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
§1.0 КУЛЬТУРЕ ВООБЩЕ
§2. О КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ
НАСЛЕДИИ РОССИИ
§ 3. ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ
КУЛЬТУРЫ РОССИИ
Глава 1. ИСТОКИ ПРАВОСЛАВНОЙ
КУЛЬТУРЫ
РОССИИ
§4. ВИЗАНТИЯ И РУСЬ
§5. НАЧАЛО СЛАВЯНСКОЙ
ПИСЬМЕННОСТИ
§6. ПАМЯТЬ И СЛАВА
КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ В РОССИИ
Глава 2. НАЧАЛО РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
§7. -СКАЗАНИЕ О
ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ РАСПРОСТРАНЕНИИ
ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ КАК
ПЕРВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
§8. ПРЕПОДОБНЫЙ НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ
- ОТЕЦ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
§9. «СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» -
ЖЕМЧУЖИНА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 3. РУССКАЯ БИБЛИЯ
§10.
ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ
§1 . «КИЕВСКАЯ» и «НОВГОРОДСКАЯ»
ПСАЛТИРИ
§12. ГЕННАДИЕВСКАЯ БИБЛИЯ
Глава 4. ХРАМ
§13. ХРАМЫ НА РУСИ
§ 14. ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ -
ВЕРШИНА ДРЕВНЕРУССКОГО ЗОДЧЕСТВА
§ 15. ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Глава 5. ИКОНА
§ 16 ЧТО ТАКОЕ
ИКОНА
§17. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ
МАТЕРИ
§ 18. «ТРОИЦА» ПРЕПОДОБНОГО
АНДРЕЯ
РУБЛЕВА
§ 19. «ОТКРЫТИЕ» ДРЕВНЕРУССКОЙ
ИКОНЫ В XX ВЕКЕ
Глава 6. ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЕ
ИСКУССТВО
§20. ДРЕВНИЕ РУССКИЕ
РАСПЕВЫ
§21. ЦЕРКОВНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ВЕЛИКИХ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Глава 7. КОЛОКОЛА
§22. БЛАГОВЕСТ И ТРЕЗВОН
§23. ЦАРЬ-КОЛОКОЛ
§24. РОСТОВСКИЕ ЗВОНЫ
Глава 8. РУССКАЯ СВЯТОСТЬ И
ДУХОВНОСТЬ
§25. СВЯТОСТЬ И
ДУХОВНОЕ ПОДВИЖНИЧЕСТВО
§26.
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ - ПЕЧАЛЬНИК
ЗЕМЛИ РУССКОЙ
§27. НЕОБЫЧНЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ
Глава 9. МОНАСТЫРСКАЯ КУЛЬТУРА
НА РУСИ
§28. КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ -
КОЛЫБЕЛЬ РОСИЙСКОЙ МОНАСТЫРСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
§29, ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА
ЛАВРА КАК ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР РОССИИ
§30. ОПТИНА ПУСТЫНЬ В ИСТОРИИ
РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Заключение.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ
РОССИИ
ХРЕСТОМАТИЯ
Сказание «О ПИСЬМЕНАХ»
черноризца Храбра ОДНА ИЗ
ИЗВЕСТНЫХ АЗБУЧНЫХ МОЛИТВ
Ломоносов М.В.
О ПОЛЬЗЕ КНИГ ЦЕРКОВНЫХ В
РОССИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Лихачев Д.С.
РУССКИЙ ЯЗЫК В БОГОСЛУЖЕНИИ И В
БОГОСЛОВСКОЙ МЫСЛИ
Панин Л. Г.
ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК И
РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ
Юрий Лощиц НАША ПЕРВАЯ КНИГА
СКАЗАНИЯ О ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ
РАСПРОСТРАНЕНИИ ХРИСТИАНСТВА НА
РУСИ
ИЛАРИОН, митрополит Киевский
СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ (Отрывок)
Из «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Из «ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
РАДОНЕЖСКОГО
Аверинцев С. С.
КРАСОТА КАК СВЯТОСТЬ
ХРАМОВАЯ
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Князь
Евгений Трубецкой РОССИЯ В ЕЕ
ИКОНЕ
Монахиня Иулиания (Соколова) РУКОВОДСТВО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
ИКОНОПИСЦЕВ
Перепелицын П. Д.
БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
СКАЗАНИЕ
ЛЕТОПИСЕЙ О НАЧАЛЕ ЦЕРКОВНОГО
ПЕНИЯ В РОССИИ
Миров Н., священник церкви села
Георгиевского МАРТА 22 И 17 МАЯ 1898
ГОДА В СЕЛЕ ГЕОРГИЕВСКОМ НА ЛЕХТИ
РОСТОВСКОГО УЕЗДА
Благовещенская
Л.Д. КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН В СИБИРИ
Тихомиров М.Н. ОЛЬГА (очерк)
Архимандрит Иннокентий
Просвирнин РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ
ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ РОССИЙСКАЯ ОЛЬГА
Ключевский В. О.
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
ДЛЯ РУССКОГО НАРОДА И ГОСУДАРСТВА
Архимандрит Аристарх Станкевич
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА И РУССКАЯ
КУЛЬТУРА
Павлович Н.А.
ОПТИНА ПУСТЫНЬ. ПОЧЕМУ ТУДА
ЕЗДИЛИ ВЕЛИКИЕ?
Гоголь Н.В.
ИЗ «РАЗМЫШЛЕНИЙ О БОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТУРГИИ»
Лихачев Д. С. СОЛОВКИ (записки)
Покровский Н.Н.
ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ В
РОССИЙСКОЙ И СИБИРСКОЙ ИСТОРИИ
ХОДАТАЙСТВО О ВОЗВРАЩЕНИИ
ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
ХОДАТАЙСТВО О ВОЗВРАЩЕНИИ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ
ЛАВРЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ
ЦЕРКВИ.
РЕЧЬ ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ I
на конференции советской
общественности за разоружение, 1960
год
Алексий II, Патриарх Московский и
всея Руси ПРАВОСЛАВИЕ НА ПОРОГЕ
ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
|