Религиоведение в государственной школе

Религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях возможно не только в рамках факультатива, но также и в рамках дополнительной образовательной программы, включающей в себя религиоведческие, религиофилософские и религиопознавательные дисциплины. Основные требования к преподаванию этих дисциплин изложены в Информационном письме Министерства образования Российской Федерации "О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации" N 47/ 20-11п от 19.03.93., а также в Письме Министерства образования органам управления образованием N 230/35-15 от 15.05.97. Согласно приведенным документам к разряду религиоведческих курсов относятся курсы "История религий", "Мировые религии", "Религиоведение" и другие курсы, опубликованные в научно-методических журналах и вестниках Министерства образования Российской Федерации.(*) Выбор и утверждение учебных программ и учебных планов по данным курсам осуществляется государственным или муниципальным образовательным учреждением. В письмах Министерства образования указано, что преподаватель религиоведческого курса должен пройти специальную профессиональную подготовку, что подтверждается выдачей ему сертификата государственного образца. В настоящее время к числу документов государственного образца, подтверждающих наличие необходимого образовательного ценза для преподавания религиоведения, относится диплом о педагогическом образовании, выдаваемый выпускникам Свято - Тихоновского Богословского Института. Права и обязанности педагога , в том числе вопрос о заработной плате, регулируются трудовым соглашением (договором, контрактом) заключенным между государственным (муниципальным) образовательным учреждением и педагогом. Согласно выше приведенным документам преподавание религиоведческих, религиофилософских и религиопознавательных дисциплин не сопровождается совершением религиозных обрядов и носит информативный характер. 

Приложение 1 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН “О свободе совести и религиозных объединениях” от 26.09.97 М125-ФЗ

Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания

1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По просьбам религиозных организаций решением Президента Российской Федерации священнослужителям в соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов.

5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. Статья 5. Религиозное образование

1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.

4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Статья 16. Религиозные обряды и церемонии

1. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

2. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

3. Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах - интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно процессуального законодательства Российской Федерации.

4. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях.

5. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Статья 19. Учреждения профессионального религиозного образования

1. Религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.

2. Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организации и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

3. Граждане, обучающиеся на очных отделениях учреждений профессионального религиозного образования, которые имеют государственную лицензию, пользуются правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с законодательством о воинской обязанности и военной службе и иными льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Приложение 2

ЗАКОН РФ “Об образовании” от 10 07 92 N 3266-1 (ред. 1611 1997)

Статья 1. Государственная политика в области образования

1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.

3. Федеральная программа развития образования разрабатывается на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.

4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.

5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно -политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются. Статья 2. Принципы государственной политики в области образования Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Приложение 3

Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви

г. Москва 2 августа 1999 г.

1. 0бщие положения

Министерство образования Российской Федерации и Московская патриархия Русской православной церкви, именуемые далее "стороны", в преддверии празднования 2000-летия христианства и вступления в третье тысячелетие, основываясь на принципах:

- государственной политики в области образования, свободы совести и свободы вероисповеданий;

- признания особой роли православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры;

- уважения христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России;

- провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека и в международной конвенции ООН "О правах ребенка";

- приверженности высоким духовным ценностям, всегда занимавшим приоритетное место в образовательно-культурной традиции российского общества;

- наиболее полного использования возможностей, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", федеральными законами "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О свободе совести и о религиозных объединениях";

- солидарной ответственности за морально-психологическое состояние детей и молодежи Российской Федерации;

- почитания памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость

заключили настоящий договор о сотрудничестве с целью обмена информацией, взаимодействия в учебно-методических вопросах, анализа и обобщения накопленного опыта совместной работы в области духовно-нравственного воспитания, а также для выработки обоснованных предложений по изменению и дополнению действующего законодательства об образовании, свободе совести и религиозных объединениях.

2. Предмет договора

1. Предметом договора является осуществление сотрудничества по воспитанию детей и молодежи в духе высоких моральных ценностей, обмену информацией, взаимодействию в учебно-методических вопросах, анализу и обобщению опыта совместной работы в области духовно-нравственного воспитания, подготовке изменений и поправок в нормы действующего законодательства.

2. В целях осуществления сотрудничества стороны создают постоянно действующий Координационный Совет по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви.

Координационный совет действует на основании Положения.

3. Цели настоящего Договора

3.1. Стороны осуществляют сотрудничество в следующих направлениях:

3.1.1. Содействие реализации программ, направленных на развитие духовности и образования в России;

3.1.2. Оказание поддержки развитию православного образования в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях";

3.1.3. Совершенствование содержания духовно-нравственного просвещения, образования и воспитания;

3.1.4. Осуществление экспертизы духовно-просветительских программ, проектов, учебной литературы;

3.1.5. Создание совместных телевизионных и радиовещательных образовательных программ;

3.1.6. Совместное издание учебной литературы, учебно-методических рекомендаций;

3.1.7. Проведение совместных научных исследований, конференций, круглых столов, семинаров по научным, педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения учащихся и студентов;

3.1.8. Противодействие распространении в среде детей, подростков и молодежи пороков табакокурения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности и насилия;

3.1.9. Противодействие осуществляемой в образовательных учреждениях и в средствах массовой информации деятельности представителей тоталитарных и деструктивных сект и культов, способствующих разрушению духовного и физического здоровья учащихся и студентов;

3.1.10. Содействие организации преподавания Основ православной культуры в составе вариативной компоненты содержания образования;

3.1.11. Содействие совершенствованию подготовки, переподготовки педагогических кадров в области духовного просвещения, преподавания религиоведения, истории христианства и православия, основ православной культуры;

3.1.12. Содействие обновлению государственных образовательных стандартов по направлениям "Теология", "Религиоведение" и специальности "Религиоведение";

3.1.13. Участие в организации и функционировании Учебно-методического объединения по образованию в области теологии;

3.1.14. Разработка Приложений, содержащих перечень проектов сотрудничества, утверждаемых Координационным Советом;

3.1.15. Своевременное информирование сторон о проектах нормативно-правовых актов, регулирующих сферу духовно-нравственного воспитания, светского и религиозного образования;

3.1.16. Организация и проведение совместных мероприятий по празднованию 2000-летия христианства и вступления в третье тысячелетие.

3.2. Стороны могут привлекать к выполнению взятых на себя обязательств третьих лиц, принимая на себя ответственность перед другой стороной за действия третьего лица.

3.3. Стороны обязаны незамедлительно информировать друг друга об обстоятельствах, препятствующих исполнению обязательств по настоящему договору.

4. Конфиденциальность информации

4.1. Стороны обязуются представлять друг другу всю информацию, необходимую для реализации договора.

4.2. Стороны обязуются соблюдать конфиденциальность в отношении полученной от другой стороны информации.

5. Заключительные положения

5.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания.

5.2. Договор прекращается:

- по соглашению сторон;

- в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств, составляющих предмет настоящего договора.

6. Юридические адреса сторон

113833. Москва, М - 239, ГСП,
ул. Люсиновская,51
Министерство образования Российской Федерации

119034, Москва,
Чистый переулок, 5
Московская патриархия
Русской православной церкви

Приложение 4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 01.07.99 № 58

О создании Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви

В целях координации деятельности по духовно-нравственному воспитанию и просвещению детей и молодежи, оптимизации взаимодействия по информационно-аналитическим и учебно-методическим вопросам

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации я Московской патриархии Русской православной церкви (далее-Совет).

2. Утвердить положение о Совете (приложение №1) и его состав (приложение №2).

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Шадрикова В.Д.

Министр В.М.Филиппов

 

к приказу Минобразования России от 01.07.99 №58

Положение

о Координационном совете по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви

1. Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви является консультативным органом, осуществляющим анализ, обобщение и распространение накопленного опыта в области духовно-нравственного и религиозного просвещения и воспитания подрастающего поколения, взаимодействие в вопросах научно-методического обеспечения процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях, разработку рекомендаций по развитию духовно-нравственного потенциала гуманитарного знания.

2. Состав Совета утверждается приказом Министерства образования Российской Федерации по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

3. Совет осуществляет свою деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ, Федерального закона от 22.08.96 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Федерального закона от 26.09.97 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", других нормативно-правовых актов, настоящего Положения.

4. Основными направлениями деятельности Совета являются:

  • изучение, обобщение и распространение накопленного опыта в области духовно-нравственного воспитания на основе гуманистической и религиозной традиции;
  • осуществление подготовки изменений и дополнений в нормативные акты, а также разработка инструктивных, рекомендательных и методических документов в сфере духовно-нравственного просвещения, светского и религиозного образования;
  • содействие развитию системы православного образования как факультативного, дополнительного;
  • изучение опыта получения светского гуманитарного образования на основе православного мировоззрения и культуры;
  • организация разработки содержания духовно-нравственного просвещения;
  • содействие совершенствованию подготовки и переподготовки педагогических кадров в русле духовно-нравственного просвещения, светского и религиозного образования:
  • организация экспертизы учебно-методического сопровождения, духовно-просветительских программ, проектов учебно-методической литературы:
  • содействие проведению научных исследований, конференций, семинаров, симпозиумов, круглых столов по проблемам духовной культуры и образования;
  • создание совместных телевизионных и радиовещательных образовательных программ;
  • противодействие распространению в среде детей, подростков и молодежи пороков табакокурения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности и насилия;
  • противодействие осуществляемой в образовательных учреждениях и средствах массовой информации деятельности представителей тоталитарных и деструктивных сект и культов, способствующих разрушению духовного и физического здоровья учащихся и студентов;
  • организация и проведение совместных мероприятий по празднованию 2000-летия христианства и вступлению в третье тысячелетие.

5. Совет для осуществления возложенных на него задач имеет право:

  • принимать участие в рассмотрении на коллегии Министерства образования Российской Федерации вопросов духовного просвещения и нравственного воспитания;
  • запрашивать и получать от подведомственных Министерству образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви организаций информационно-справочные материалы по направлениям работы Совета.

6. Заседания Совета проводятся ежеквартально. Заседания Совета правомочны при наличии не менее двух третей списочного состава Совета.

7. Решения Совета принимаются открытым голосованием, большинством не менее двух третей голосов от присутствующих на заседании.

8. Решения Совета имеют рекомендательный характер.

9. Совет может создавать постоянные и временные рабочие группы по вопросам, относящимся к его деятельности, и определять порядок их работы.

 

Приложение 2 к приказу Минобразования России от 01.07.99 № 58

Состав Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви

1. Шадриков В.Д. (сопредседатель) заместитель Министра образования Российской Федерации

2. Высокопреосвященный Сергий (Фомин), митрополит Солнечногорский (сопредседатель), управляющий делами Московской патриархии

3. Бруднов А.К. начальник Управления дополнительного образования и воспитания детей и молодежи

4. Водянский А.М. заместитель руководителя Департамента общего среднего образования

5. Гармаш Л.С. (ответственный секретарь), главный специалист Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования

6. Диакон Дмитрии (Лин), заведующий организационным сектором Отдела религиозного образования и катехизации при Священном синоде Русской православной церкви, к. т. н.

7. Епископ Верейский Евгений (Решетников), председатель Учебного комитета при Священном синоде Русской православной церкви

8. Ефимов А. Б. заведующий кафедрой Православного Свято-Тихоновского богословского института, к.ф.-м.н.

9. Игумен Иоанн (Экономцев), председатель Отдела религиозного образования и катехизации при Священном синоде Русской православной церкви, чл.- корр. РАО

10. Иерей Всеволод (Чаплин), секретарь Отдела внешних церковных сношений по

10.Иерей Всеволод(Чаплин), секретарь Отдела внешних церковных сношений по взаимоотношениям Русской православной церкви и общества

11. Монах Киприан (Ященко), декан Православного Свято- Тихоновского богословского института. к. п. н.

12. Овчинников Г.К. декан гуманитарного факультета Московского государственного ин дустриального университета. д.ф.н.

13. Протоиерей Владимир (Воробьев), ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института. к.ф.-м.н.

14. Слободчиков В.И. директор Института психологических инноваций РАО, чл.-корр. РАО

15. Чернега К. А. юрист Отдела религиозного образования и катехизации при Священном синоде Русской православной церкви, к.ю.н.

16. Шамаро Л. А. заместитель декана Православного Свято-Тихоновского богословского, института

17. Шахнович М.М. заведующая кафедрой философии религии Санкт-Петербургского государственного университета, к.ф.н.

18. Швечиков А.Н. директор Межвузовского центра гуманитарного образования по проблемам науки и религии на базе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, к.ф.н.

19. Шестаков Г. К. начальник Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Минобразования России.

20. Щапов Я.Н. председатель Научного совета по истории религии Отделения истории РАН. чл.-корр.РАН

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минобразование России)

04.06.99. № 14 – 53 – 281 ин/ 14 - 04

Подведомственные образовательные учреждения
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений

В целях оказания методической помощи государственным и муниципальным образовательным учреждениям в работе, связанной с реализацией п.4 ст.5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации доводит до сведения следующие рекомендации:

Общие положения

Рекомендации основываются на нормах Конституции Российской Федерации, законодательстве в сфере образования и международного гуманитарного права и направлены на:

- оказание содействия родителям (законным представителям), детям, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации, местным (муниципальным) органам управления образованием в организации обучения детей религии (под обучением религии в данных рекомендациях подразумевается духовно-нравственное воспитание и преподавание основ вероучения) вне рамок образовательной программы;

- обеспечение соблюдения положений статьи 14 Конституции Российской Федерации, провозглашающей светский (в данных рекомендациях термин "светский" интерпретируется как "нецерковный", "гражданский" и не рассматривается как: синоним слов "атеистический", "антирелигиозный") характер государства - Российской Федерации; - соблюдение государственными и муниципальными образовательными учреждениями и органами управления образованием принципов государственной политики в области образования в части светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, свободы и плюрализма в образовании;

- взаимодействие государственных и муниципальных образовательных учреждений с конфессиями в целях объективного показа роли и значения религии в истории России и цивилизации в целом, усиления духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Рекомендации исходят из статьи 1 (часть 1) Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (вступила в силу 2 сентября 1990 г.), согласно которой ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее, а также из статьи 54 (часть 1 и статьи 64 часть 2) Семейного кодекса Российской Федерации, устанавливающих, что ребенком признается лицо, не достигшее 18-ти лет.

Из этого следует, что обучение религии может быть организовано для несовершеннолетних обучающихся в строгом соответствии со статьей 5 I .4 Федерального закона "0 свободе совести и о религиозных объединениях" в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего" образования, начального, среднего и высшего профессионального образования .

Под предоставлением возможности обучения детей религии в настоящих рекомендациях понимается предоставление государственным или муниципальным образовательным учреждением конкретной религиозной организации возможности использовать помещения данного образовательного учреждения для проведения занятий по обучению религии за пределами образовательных программ в согласованное обеими сторонами время, если обучение религии указано в уставе религиозной организации (согласно п.2 статьи 10 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Обязательства сторон оформляются в виде двухстороннего договора в соответствии с уставом образовательного учреждения,

Министерство предлагает сторонам, которые участвуют в составлении, заключении и реализации договора, руководствоваться следующими рекомендациями:

А. Администрации государственных и муниципальных образовательных учреждений:

Предоставление администрацией государственных и муниципальных образовательных учреждений возможности обучать детей религии вне рамок образовательной программы должно осуществляться в соответствии с уставом образовательного учреждения (согласно ст.13. п.1: 5) е/ж/з/; 6) а/6/ Федерального закона "Об образовании").

Администрация образовательного учреждения при заключении договоре" с религиозной организацией должна исходить из того, что согласно ст.5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" возможность обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне рамок образовательной программы может быть предоставлена исключительно религиозным организациям.

Согласно п.1 ст. 8 указанного Федерального закона религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном порядке зарегистрированного в качестве юридического лица.

В этой связи к соответствующему письму(ходатайству) религиозной организации о предоставлении возможности обучать детей религии должны быть приложены копии свидетельства о государственной регистрации дан ной религиозной организации в органах юстиции и ее устава.

При этом в соответствии с п.3 ст.27 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" правом обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не могут пользоваться религиозные организации, имеющие права юридического лица на условиях их ежегодной перерегистрации, что оформляется выдачей вселенного свидетельства о государственной регистрации.

Обучение религии осуществляется вне рамок образовательной программы (основной и дополнительной), проводится во внеучебное время за рамками расписания учебных занятий и предоставляется заинтересованной религиозной организацией на условиях соглашения, достигнутого между родителями (законными представителями) и религиозной организацией.

Условия реализации программ обучения религии должны отвечать государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса и образовательного ценза привлекаемого к обучению детей религии персонала религиозной организации.

Предоставление возможностей для обучения детей религии не может рассматриваться как предпринимательская деятельность данного образовательного учреждения.

Администрация образовательного учреждения обязана согласовать принимаемое решение в соответствии с уставом образовательного учреждения с органом самоуправления этого учреждения (советом, попечительские советом, общим собранием, педагогическим советом и др.).

Администрация государственных и муниципальных образовательных учреждения согласовывает свое решение с муниципальными органами самоуправления.

Администрация образовательного учреждения призвана стоять на позициях защиты прав ребенка, уважения его человеческого достоинства, имея в виду, что действующим законодательством в сфере образования применение методов принуждения к обучающимися не допускается.

Б. Родителям (законным представителям), обучающимся:

Просьба родителей (законных представителей) о предоставлении конкретной религиозной организации возможности обучать их ребенка (детей) религии оформляется заявлением на имя администрации образовательного учреждения или руководителя (главы) религиозной организации.

Согласие детей в возрасте от 7 до 14 лет на обучение религии по соответствующим программам указывается родителями (законными представителями) в этом же заявлении. В возрасте старше 14 лет, как это следует из статьи 3 п.5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", ребенок самостоятельно решает вопрос о своем отношении к религии и обучению ей и фиксирует его в качестве приложения к заявлению родителей (законных представителей) или в самостоятельном заявлении на имя администрации образовательного учреждения.

В. Религиозным организациям:

Просьба конкретной религиозной организации о предоставлении ей возможности в данном образовательном учреждении обучать детей религии оформляется официальным письмом руководителя (главы) религиозной организации.

Используемая в процессе обучения религии литература и учебно-методические пособия, включая аудио- и видеоматериалы, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации (согласно п.3 статьи 17 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Содержание обучения религии, его формы и методы определяются религиозной организацией и не могут противоречить нормам Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, в сфере образования, Всеобщей декларации прав человека и призваны содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

О практике использования данных рекомендаций просим проинформировать Министерство до 1 августа 2000 года.

 Министр  В. М. Филиппов.

О порядке организации обучения Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений
(Настоящие рекомендации могут быть использованы приходами, епархиальными управлениями, епархиальными отделами, монастырями, подворьями, братствами, сестричествами, духовными семинариями.)

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Информационным письмом Министра образования № 14-53-281ин/14-04 от 04.06.99 по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет православным религиозным организациям, в том числе приходам, помещения для обучения детей Православию вне рамок образовательной программы.

Уставы епархий и приходов Русской Православной Церкви предусматривают в качестве одной из основных целей деятельности обучение всех желающих основам православного вероучения. Учитывая необходимость восстановления прерванной в советский период связи между Церковью и школой, каждый приход обязан вести просветительскую деятельность с учетом действующего законодательства не только на территории прихода, но также и в помещениях государственных (муниципальных) школ.

Обучение детей религии осуществляется на основании следующих документов:

-заявления родителей учащихся (лиц, их заменяющих) либо самих учащихся в возрасте свыше 14-ти лет на имя руководителя государственного (муниципального) образовательного учреждения (см. приложение № 2);

-письма (ходатайства) настоятеля прихода на имя директора государственного (муниципального) образовательного учреждения с приложением копии устава и свидетельства о государственной регистрации прихода (см. приложение № 3).

Вышеперечисленные документы рассматриваются администрацией образовательного учреждения.

В соответствии с Рекомендациями Министерства образования образовательное учреждение может отказать приходу в проведении занятий по основам Православия лишь в том случае, если условия реализации программы обучения Православию не отвечают государственным и местным требованиям в области охраны здоровья учащихся и работников образовательного учреждения, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса и образовательного ценза преподавателей вероучения, требованиям строительных норм и правил, а также санитарных и гигиенических норм.

В случае отказа администрации образовательного учреждения от проведения занятий по основам Православия заявители, в том числе настоятель прихода, учащиеся и их родители вправе потребовать от администрации мотивированный отказ в письменной форме. Письменный отказ администрации образовательного учреждения может быть обжалован в муниципальном органе самоуправления (городская дума, земская управа, совет представителей, мэрия и другие органы) и в суде.

В целях урегулирования возникших между школой и приходом разногласий в Министерстве образования Российской Федерации (в Москве - в Москомитете образования) копию письменного отказа школьной администрации следует направить в Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

В случае положительного решения вопроса об обучении Православию учащихся государственного (муниципального) образовательного учреждения руководитель этого учреждения заключает с настоятелем прихода договор об обучении Православию (см. приложение № 4).

Преподавателем православного вероучения должен быть православный христианин, получивший необходимый уровень богословского образования. Полномочия преподавателя подтверждаются письменным удостоверением настоятеля прихода (см. приложение № б).

Все преподаватели должны в течение 2-х лет пройти аттестацию в епархиальных отделах религиозного образования и катехизации. Требования по аттестации будут в ближайшее время разработаны Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата и направлены в епархии. Аттестованным преподавателям выдается аттестационный лист (сертификат) установленного образца.

Учебные программы и учебные планы по обучению Православию разрабатываются приходами самостоятельно. При этом рекомендуется использовать Сборник программ по Закону Божию для церковно-приходских воскресных школ. М., Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999.

Следует учесть, что согласно п. 4 ст. 5 Федерального Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" обучение Православию осуществляется вне рамок основной и дополнительной образовательной программы, то есть во внеучебное время, за рамками расписания учебных занятий.

Обучение Православию осуществляется на условиях соглашения, достигнутого между родителями учащихся (лицами, их заменяющими) и приходом (см. приложение №5).

Соглашение между родителями учащихся (лицами, их заменяющими) и приходом может содержать условие об оплате учебных занятий.

Обучение Православию не рассматривается как предпринимательская деятельность государственного (муниципального) образовательного учреждения, в связи с этим образовательное учреждение не вправе требовать от прихода платы за пользование помещением, предоставляемым для проведения занятий по основам Православия.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" обучение религии является уставной деятельностью прихода и не может рассматриваться в качестве его предпринимательской деятельности.

Приложение  2

Заявление родителей учащихся (лиц, их заменяющих, учащихся старше 14-ти лет)

Директору (наименование образовательного учреждения
ФИО директора
дата)

Заявление

Просим Вас предоставить возможность проводить занятия по основам православия приходу (наименование храма) в помещениях Вашего учебного заведения в соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Информационным письмом Министра образования № 14-53-281ин/14-04 от 04.06.99.

Подписи родителей

или учащихся старше 14-ти лет.

Дата.

 Приложение  3

Письмо настоятеля храма директору образовательного учреждения

Директору (наименование образовательного учреждения
ФИО директора
дата)

Прошу Вас предоставить возможность проводить занятия по основам Православия приходу (наименование храма) в помещениях Вашего учебного заведения в соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Информационным письмом Министра образования № 14-53-281ин/14-04 от 04.06.99.

 Подпись настоятеля.

Дата.

Приложение  4

Типовой договор об обучении Православию

I. Общие положения

1.1. Государственное (муниципальное) образовательное учреждение (наименование образовательного учреждения) в лице директора (ФИО директора), действующего на основании Устава, - далее Учреждение и православный приход (наименование храма) в лице (ФИО настоятеля), действующего на основании Устава, -далее Приход заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1.2. Учреждение предоставляет Приходу возможность обучения несовершеннолетних учащихся Православию на основе разработанных Приходом учебных программ и учебных планов.

1.3. Учреждение предоставляет в безвозмездное пользование Приходу помещение (характеристика помещения) для проведения занятий по основам Православия (указать день проведения занятий, их продолжительность и периодичность).

II. Права и обязанности Учреждения

2.1. Учреждение обязано:

- потребовать от Прихода копии его Устава и свидетельства о государственной регистрации;

- потребовать от преподавателя основ Православия письменного удостоверения его полномочий;

- безвозмездно предоставить Приходу указанное в п. 1.3. настоящего Договора помещение в состоянии, пригодном для проведения занятий по основам Православия;

- обеспечить нормальные условия проведения занятий по основам Православия;

- осуществлять текущий и капитальный ремонт помещения, нести расходы на его содержание;

- предоставить Приходу возможность использовать на занятиях по основам Православия предметы религиозного назначения, в том числе иконы и кресты.

2.2. Учреждение не вправе вмешиваться в осуществляемый Приходом процесс обучения основам Православия, в том числе рекомендовать или утверждать имеющиеся у преподавателя учебные программы и учебные планы, определять условия договора Прихода с родителями учащихся (лицами, их заменяющими).

III. Права и обязанности Прихода

3.1. Приход обязан:

- представить в Учреждение копии Устава и свидетельства о государственной регистрации Прихода;

- поддерживать переданное ему в безвозмездное пользование помещение в исправном состоянии;

- возвратить помещение после прекращения настоящего Договора в исправном состоянии;

3.2. Приход самостоятельно определяет условия образовательного процесса:

- разрабатывает и утверждает учебные программы и учебные планы по обучению православной вере;

- заключает с родителями учащихся (лицами, их заменяющими) договор об условиях проведения учебных занятий, в том числе об их оплате; -определяет возрастной состав групп, наполняемость классов, продолжительность учебных занятий и перерывов с учетом норм психофизиологических нагрузок учащихся в течение учебного года;

- определяет другие условия образовательного процесса.

IV. Ответственность сторон

За нарушение настоящего Договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

V. Заключительные положения

5.1. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами.

5.2. Договор действует с "_____" ______________ до конца учебного года.

5.3. Реквизиты сторон:

Образовательное учреждение
Название образовательного учреждения.
Юридический адрес
Подпись директора
Печать образовательного учреждения Дата.

Приход храма (название храма)
Название прихода.
Юридический адрес.
Подпись настоятеля. .
Печать прихода.
Дата.

Приложение  5

Договор с родителями учащихся (лицами, их заменяющими)

I. Общие положения

1.1. Православный приход (название прихода), именуемый в дальнейшем Приход, в лице его настоятеля (ФИО настоятеля), действующий на основании Устава, с одной стороны, и (ФИО родителя, законного представителя), именуемый в дальнейшем Родитель, являющийся отцом (матерью, законным представителем) учащегося (ФИО учащегося), именуемого в дальнейшем Ученик, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1.2. Приход обучает Ученика Православию в государственном (муниципальном) образовательном учреждении (наименование образовательного учреждения), расположенном по адресу: ___________________________________

1.3. Родитель обеспечивает посещение Учеником учебных занятий и вносит плату за обучение в размере. _ ___________________________ (или бесплатно).

II. Права и обязанности сторон

2.1. Приход обязан:

- обучать Ученика Православию в соответствии с разработанными им учебными программами и учебными планами на основании Договора об обучении религии №______от "____" ______________;

- предоставлять Родителю учебные программы и учебные планы для ознакомления;

- обеспечивать контакт Родителя с преподавателем основ Православия;

- рассматривать предложения и жалобы Родителя, связанные с процессом обучения основам Православия.

2.3. Родитель обязан:

- обеспечить посещаемость Учеником занятий по основам Православия;

-вносить плату за обучение в размере, определенном в п.1.3. настоящего Договора;

- являться по вызову преподавателя основ Православия;

- учитывать по мере возможности пожелания и просьбы преподавателя, связанные с процессом обучения Православию (приобретать для ученика необходимую литературу и предметы религиозного назначения, водить ученика в храм и т. п.).

III. Ответственность сторон

За нарушение настоящего Договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

IV. Заключительные положения

4.1. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами.

4.2. Договор действует с "____" ______________ до конца учебного года.

4.3. Реквизиты сторон.

ФИО Родителя.
Паспортные данные
Место прописки
Подпись Родителя.
Дата.
Название прихода.
Юридический адрес прихода.
Подпись настоятеля.
Печать прихода.
Дата.

Приложение 6

Удостоверение

Настоящим удостоверением подтверждаю, что (ФИО преподавателя основ Православия) уполномочен мною на проведение учебных занятий в течение (указать срок) по основам Православия в государственном (муниципальном) образовательном учреждении на основании Договора об обучении религии №_____от "_____"

Подпись настоятеля.

Дата.

"О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации".

Министерства образования республик в составе Российской Федерации, главные управления (управления, департаменты) образования краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга Республиканские, краевые, областные, гг. Москвы и Санкт-Петербурга педагогические институты, институты повышения квалификации работников образования

Отношения государственной школы к религии определяется законами Российской Федерации "Об образовании" и "О свободе вероисповедания".

В соответствии со статьей 9 Закона РСФСР "О свободе вероисповедания" государство обязано уважать право ребенка, его родителей или лиц, их заменяющих, на выбор согласно и убеждение путей и форм нравственного и религиозного воспитания.

Граждане РФ в отношении религии придерживаются разных убеждений, считают себя агностиками, светскими гуманистами Убеждения всех граждан государство обязано уважать в соответствии с конституционным принципом свободы совести при том условии, что эти убеждения не противоречат закону и не ущемляют права и интересы других граждан Предпочтение какой-либо одной мировоззренческой ориентации со стороны государства неизбежно означает дискриминацию по отношению к другим, появление монополии в вопросах духовного развития личности Государство представляет возможность выбора мировоззрения каждому гражданину как его личного выбора, как его частного дела по отношению к государству.

Родители, отдавая ребенка в государственную школу, должны знать, что школа не может взять на себя обязательства воспитывать его в соответствии с каким-либо определенным религиозным или атеистическим выбором родителей. Это необходимое условие того, что школа не будет воспитывать у детей убеждения, которые родители и дети считают для себя приемлемыми.

В связи с вышеизложенным Министерство образования Российской Федерации в сфере духовного развития личности придерживается следующих положений:

1. Государственные органы управления образованием обязаны соблюдать принцип раздельности светского и религиозного образования Светский характер образования в государственных образовательных учреждениях является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования (ст. 2 Закона РФ "Об образовании" - "Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992, № 30, ст. 1797) Это означает, что в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

2. "Преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений' (статья Закона РСФСР "О свободе вероисповедания - "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР". 1990, № 21, ст. 240, стр. 286). С этой целью в школах могут быть введены факультативные курсы "История религии", "Мировые религии", "Религиоведение", "Великие книги человечества" и др., опубликованные в сборниках "Вестник образования", научно-методических журналах Министерства образования России.

3. Изучение религиоведческих проблем может осуществляться в учреждениях внешкольного дополнительного образования в объединениях учащихся (кружках, клубах, лекториях, научных обществах учащихся и пр.) в целях наиболее полного удовлетворения духовных потребностей учащихся

4. Преподавать в школах и учреждениях внешкольного дополнительного образования историю религии и другие религиоведческие дисциплины должны учителя и педагоги дополнительного образования, имеющие специальную профессиональную подготовку.

5. Органам управления образованием, институтам повышения квалификации работников образования, педагогическим вузам необходимо осуществить подготовку и переподготовку педагогических кадров, способных обеспечить качественное преподавание в школе истории религии и других религиоведческих дисциплин.

6. Государственные органы управления образованием обязаны контролировать соблюдение законов "Об образовании" и "О свободе вероисповедания" в образовательных учреждениях и не допускать их нарушения. В то же время государство признает за гражданами право создавать в целях религиозного или атеистического воспитания негосударственные образовательные учреждения. Создание религиозных воскресных школ или классов не относится к компетенции органов управления образованием. Государство обеспечивает в негосударственных образовательных учреждениях, в том числе и конфессиональных, контроль за реализацией общеобразовательных программ и требований государственных образовательных стандартов.

7. "Преподавание вероучений, а также религиозное воспитание, могут осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях Частным образом на дому или при религиозных объединениях, а также факультативно по желанию граждан представителями религиозных объединений с зарегистрированным уставом в любых дошкольных и учебных заведениях" (ст. 9 закона РСФСР "О свободе вероисповедания". -"Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР", 1990, № 21, ст.240, стр. 286).

8. Одновременно сообщаем, что отменяются как противоречащие законам "Об образовании" и "О свободе вероисповедания" письма Министерства просвещения РСФСР от 24 08.71 № 389 "Об усилении атеистического воспитания учащихся общеобразовательных школ и студентов педагогических учебных заведений", от 09.08.74 № 357-М "Об усилении научно-атеистического воспитания учащихся общеобразовательной школы": от 15.04.84 № 4-14/130/33-24/14/446/16 "О рекомендациях по дальнейшему улучшению атеистической пропаганды среди учащихся в свете решений июньского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС; от 14.01.85 № 15-м "Об атеистическом воспитании детей в дошкольных учреждениях".

Заместитель Министра А. Г. Асмолов

Приложение 8.

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

Министерство образования Российской Федерации в письме N 47/20 -11п от 19.03.93 г. "О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации" сформулировало одно из необходимых условий: "Преподавать в школах и убеждениях внешкольного дополнительного образования историю религии и другие религиоведческие дисциплины должны учителя и педагоги дополнительного образования, , имеющие специальную профессиональную подготовку." Приказом N 47 от 15.02.96 г. Министерство образования Российской Федерации рекомендовало привлекать специалистов в целях формирования объективных представлений о религиях. Учитывая активизацию деятельности религиозных организаций в связи с приближением 2000-летия христианства. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации просит дать формацию об организации подготовки преподавателей религиоведческих дисциплин с выдачей им сертификатов государственного образца, а также аналитические материалы по реализуемым учебным программам.

В связи с тем, что преподавание религиоведческих дисциплин в государственной системе образования в последнее время все чаще стало преследовать цели формирования того или иного отношения к религии, и учитывая, что субъекты Российской Федерации принимают региональные законы о свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях, Министерство общего н профессионального образования Российской Федерации просит более строго соблюдать заложенный в Законе РФ "Об образовании" принцип светского характера содержания образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и просит дать информацию о соблюдении законодательства в процессе освоения религиоведческих дисциплин с соответствии с п.9.3. приказа N 47 от 05.02.96г., а также рекомендует воспитание духовной и нравственной личности ребенка выстраивать на культурологических аспектах истории религии и культа, на социально-нравственном содержании учебных программ, т. е. на данных о влиянии религии на культуру, мораль, быт, обычаи и традиции народов Российской Федерации. Желательно также проблемы преподавания религиоведческих курсов выносить на широкое обсуждение педагогической и родительской общественности.

А. Г. Асмолов