Главная

Православная культура

Методические разработки



 

 

 

Методические разработки 

От душевного - к духовному

Многое с нами происходит не по нашей воле, и, напротив, многое из задуманного не получается. Человек светский называет это невезением, верующий человек говорит: “Все по воле Божией”.

Несколько лет назад мы, светские учителя, пришли в храм, будучи младенцами в вере. Три-четыре года потребовалось нам для воцерковления. Одновременно с этим каждый из нас стал вести или факультатив в средней школе, или преподавать в детской и взрослой воскресных школах при храме Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Игнатьево Раменского района Московской области.

Мир Православия, доселе неизвестный и столь сложный, открывался перед нами не сразу. Трудностей и проблем было много. Первые шаги мы делали в воскресной школе вместе с собственными детьми и детьми членов нашей общины. Потом были занятия в общеобразовательной школе, опять же в классе, где учились наши дети, по договоренности с классным руководителем, который пускал нас на свои уроки с разрешения директора школы.

Самостоятельно продвигаться в этом направлении было бы очень трудно, но нам помогали настоятель нашего храма протоиерей Валентин Тимаков и директор воскресной школы, которую мы сами окончили, Александра Владимировна Коробова. Жизнь в Церкви, постоянное посещение служб, исповедь и Причащение, послушания помогали нашему воцерковлению, меняя наше мировоззрение и мироощущение. Словно открывалось внутреннее зрение, душевным – духовное.

За два года обучения в воскресной школе мы прослушали следующие курсы: катехизис, Священное Писание, литургика, апологетика, церковно-славянский язык, история Русской Православной Церкви, церковное пение, церковное искусство и архитектура.

После окончания воскресной школы мы попытались преподавание курса “Основы православной культуры”, как мы сами его назвали, сделать более системным и методически обоснованным. Сейчас преподавание курса ведется у нас в начальной школе (1–3-й классы) после всех уроков, 20 минут в неделю; в средней школе (5–7-й классы) – факультативно (дети приходят к назначенному времени); в старших классах (8 – 11-й) на уроках истории и права (2 часа раз в неделю).

Вот некоторые выводы, сделанные нами после начала преподавания курса “Основы православной культуры” в светской школе.

1. Преподавание должно вестись только на добровольной основе

В начальной школе мы приходили на родительские собрания и рассказывали о нашем курсе “Основы православной культуры”. Родители, которые возражали против того, чтобы их дети присутствовали на факультативе, могли забирать ребят сразу по окончании основных уроков.

2. Необходимо личностное воспитание

Каждый урок – это встреча личностей ребенка и учителя, где без взаимного доверия, понимания учителем душевного состояния детей, их духовного опыта, без любви и терпения ничего не получится. Главное – то, что дети должны видеть в своем учителе человека, а не лектора или ментора. А учитель должен ни на минуту не забывать, что он человек православный.

3. Содержание материала должно быть интересно детям

Очень важно исходить из интересов ребят, особенно подростков. На уроках с ними мы поднимали темы “В чем смысл жизни?”, “Жизнь и смерть”, “Отцы и дети”, “Русская история XX века и влияние на нее Русской Православной Церкви”, “Нравственность сегодня”, “Целомудрие и любовь: совместимо ли это?”, “О монашестве”.

4. Факультатив по основам православной культуры решает прежде всего задачи воспитания

Никаких лекций. Максимум диалогов, а еще лучше беседа, которая способствует возрастанию детского интереса к затронутым вопросам в процессе открытого общения.

5. Нужно учитывать возраст детей и особенности восприятия ими учебного материала

Большое значение имеет социальная и культурная среда, в которой живет ребенок (деревня, поселок, город или мегаполис).

6. Единство со своими корнями

Преподавание должно вестись на основе народных традиций данной местности. Большое значение в преподавании основ православной культуры имеют особенности региона, в котором мы живем и работаем: сельская местность, небольшие поселки, где сохраняются народные промыслы, хранение в семьях памяти о дедах и прадедах. Дети не оторваны от традиций: знают могилы своих предков, ухаживают за ними вместе со взрослыми; общаются со своими крестными; бывают в храме на службах, молебнах, панихидах, венчании, отпевании; работают на земле; не оторваны от традиций народного промысла Гжели. Многие деревни имеют своих небесных покровителей.

Но все же годы гонения на веру наложили свой отпечаток: очень много предрассудков, суеверий, языческих обычаев.

Большая трудность – это недостаток православных педагогов. Есть четыре человека, которых благословили на преподавание основ православной культуры, но этих сил явно не хватает. Чтобы поправить положение, учителя церковной воскресной школы провели целый ряд занятий с преподавателями школы общеобразовательной. Лекции слушали с большим вниманием, было много вопросов, но люди пока еще не дерзают учить детей Православию.

Много сегодня проблем в средней школе, особенно в области духовно-нравственного воспитания. Думается, эти проблемы будут скорее и успешнее решаться, если задачи обучения и воспитания не начнут противопоставлять друг другу. Некогда искусственным образом наука была противопоставлена религии в антирелигиозных целях. Но не об использовании достижений науки нужно говорить, а о потере человеком целостного восприятия мира, разрыве между духовными и интеллектуальными путями познания. И поэтому каждый преподаватель, если он человек действительно верующий, должен непрерывно искать религиозную составляющую в той науке, которую он преподает детям. Любые предметы, даже точные науки, могут преподаваться так, чтоб через них дети могли открывать для себя истины, лежащие в основе мироздания. Ибо всегда в основе воспитания любой личности лежит прежде всего духовно-нравственное воспитание.

Надеемся, что Господь не оставит нас Своей милостью и предстательством Пресвятой Богородицы, покровительством чтимой на гжельской земле Ее иконы Иерусалимская, мы сможем продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию наших детей.

В качестве иллюстрации нашего подхода к содержанию и методике преподавания “Основ православной культуры” прилагаем учебно-тематический план курса для 11-го класса светской школы.

С любовью во Христе ко всем, трудящимся на ниве православного просвещения,
Галина КСЕНОФОНТОВА,
Александр ГЕЛАШВИЛИ,
Татьяна ГЕЛАШВИЛИ,
Станислава БОГОМОЛОВА,
Александра КАЛИНИНА
Фото Константина Лазарева

Учебная программа по курсу
“Основы православной культуры” 11-й класс

“Первые шаги в церковной жизни”
32 часа в год; 2 часа (сдвоенный урок) 1 раз в неделю

1-я четверть
1. Религия. Вера. Культура.

Понятие о религии. Сущность религии. Многообразие религий. Возникновение религиозного мировоззрения.
Вера. Культура.

2. Действительность бытия Божия.

Понятие о доказательстве. Индуктивное и дедуктивное доказательство.
Аргументы против бытия Бога.
Доказательства бытия Бога. Космологический аргумент. Теологический аргумент. Психологический аргумент. Исторический аргумент. Нравственный аргумент.

3. Бог и богопознание.

Идея Бога. Понятие об абсолюте, причине, разуме, сознании, бытии.
Бытие Бога. Божественная сущность. Отрицательное и положительное богословие.
Божественная Личность. Понятие личности и личного способа существования. Бог – абсолютная Личность.

4. Учение о Пресвятой Троице.

Догмат о Пресвятой Троице. Понятие троичности Божества. История троичного догмата.
Учение о Пресвятой Троице. Бог – безграничная Любовь. Свидетельства Откровения о Лицах Пресвятой Троицы.

2-я четверть
5. Божественное Откровение.

Понятие о Божественном Откровении. Различные способы сообщения людям Откровения.
Священное Писание и Священное Предание.
Священное Писание: Ветхий и Новый Завет.

6. Православное учение о человеке.

Назначение человека. Обязанности человека по отношению к Богу. Обязанности человека по отношению к самому себе. Обязанности человека по отношению ко всему тварному миру.
Образ и подобие Бога в человеке.

3-я четверть
7. Грехопадение.

Причины грехопадения. Последствия грехопадения: физические, нравственные, космические, исторические.

8. Спасение и искупление.

Православное учение о спасении как избавлении человека от греха и смерти.
Учение о спасении в Ветхом и Новом Завете. Предвечный Совет.
Цель искупления – обожение человека и через него и всего мира.
Искупление.

9. Боговоплощение.

Воплощение Сына Божия, Второй Ипостаси Святой Троицы.
Цели Боговоплощения. Условия воплощения. Образ воплощения.

4-я четверть
10. Воскресение Христово и вознесение Господне.

Воскресение Христово – основной догмат православной веры. Изменение нашей природы после смерти, обожение человека.
Вознесение как высшее прославление Человеческого естества и примерение рода Человеческого с Богом. О Втором Пришествии Иисуса Христа во славе.

11. Церковь.

Тайна Церкви. Познание Бога через жизнь в Церкви. Церковь – собрание вокруг Евхаристической трапезы. Церковь – мистическое тело Христово.
Единство Церкви. Святость. Соборность. Кафоличность.
Путь ко спасению – участие в жизни Церкви.