Об учебном
предмете "Основы
православной культуры".
|
(Выступление
на пленарных заседаниях
Рождественских чтений 2003 г.)
Гребнев
Леонид Сергеевич
Я хотел бы начать
с небольшого сюжета. Очень многие
в средствах массовой информации
высказывают самые разные
толкования по поводу позиций
Министерства по тому вопросу,
который являлся предметом нашей
конференции «Православная
культура в светской школе». Все
это было реакцией во многом
преувеличенной и болезненной на
то письмо, которое 22 октября 2002
года подписал министр
образования. И даже не столько на
письмо, сколько на приложение к
нему. Позиция, занятая
Министерством в этом и других
материалах не является случайной.
С первых же месяцев пребывания на
своем посту Министр образования
Филиппов В.М. занял ту позицию,
которая занимается Министерством
и сейчас. У меня в руках приказ от 1
июля 1999года №58 «О создании
Координационного совета по
взаимодействию Министерства
образования РФ и Московской
Патриархии». Одним из направлений
сотрудничества является
получение светского
гуманитарного образования на
основе православного
мировоззрения и культуры. Через
два месяца Министром и Патриархом
был подписан договор между
Министерством образования и
Московской Патриархией, где было
конкретно сказано об «Основах
православной культуры» как
предмете, который может
преподаваться в рамках
государственных муниципальных
учебных заведений как часть
общего образования, которое
финансируется за счет
государства. Это 1999 год.
16 мая 2002 года в
Даниловом монастыре Московского
Патриархата состоялось очередное
собрание Координационного совета,
которое прошло с участием высшего
руководства в лице министра и
патриарха. Опираясь на работу,
которая велась в течение
нескольких лет, было принято
конкретное решение о том, что надо
в ближайшее время выпустить
материал, который бы обобщал
работу коалиционного совета в
этом направлении и помогал бы на
местах ориентироваться в этом
непростом вопросе. Опыт
показал, что во многих регионах
эта работа ведется, но ведется на
свой страх и риск по своему
собственному разумению. И отвечая
на потребность регионов, как тех,
кто уже занят этой работой, так и
тех, кто хочет, но не знает как это
делать, и была предусмотрена
рассылка такого материала. Что и
было министром сделано 22октября.
Помня о возможных кривотолках, мы
термин «рекомендация»
сознательно не включили в текст
письма и поэтому какие бы то ни
было попытки приставить что-то
директивное являются абсолютно
ложной и недобросовестной
попыткой толкования этого
материала.
Приложение
названо именно «материалом в
помощь тем, кто хочет заниматься».
Министр выпустил несколько пресс-релизов,
в одном из которых дано
конкретное указание–разъяснение
«что значит преподавать этот
предмет в рамках
государственного муниципального
образования». В нем говорится о
том, что этот предмет может
преподаваться по выбору в сетке
часов. Я хочу специально это
подчеркнуть, потому что многие,
вероятно, не знают, что полтора
года назад Правительство РФ
приняло постановление о платных
услугах дошкольного и школьного
образования, где говориться
следующее: «к платным
образовательным услугам не
относятся курсы по выбору за счет
часов, отведенных в рамках
основных общеобразовательных
программ».
Почему я так
много времени уделяю этому сюжету.
Принцип религиозного образования
уже давно у нас развивается вне
школы. Речь идет о качественно
новом шаге по выполнению тех
целей, которые были намечены в 1999
году именно по включению знаний о
религиозной культуре в основное
образование. Наше население в
целом очень небогатое, скорее
очень бедное, и когда спрашивают
родителя: «Готовы ли вы заплатить
за уроки, которые будут приобщать
вашего ребенка к православным
ценностям?» многие отвечают «нет».
Второй момент,
который я хотел бы подчеркнуть
здесь и который отмечается в
пресс-релизе, выпущенном
Министерством. Финансирование
муниципального образования
должно вестись за счет
муниципальных финансов. Многие из
тех кто присутствовал на недавнем
заседании в Кремле, знают об
инициативе В.В. Путина о том, что
финансирование заработной платы
поднять с уровня муниципалитета
на уровень субъекта Федерации,
перевести в государственное
финансирование. Это в полной мере
относится и к этому предмету. За
муниципальной властью остается
закупка учебных пособий,
подготовка кадров. Должны
использоваться и внебюджетные
средства, во многих регионах так и
делается. Таким образом, все идет
в соответствии с тем, что было
намечено уже три с половиной года
назад.
Очень острый
вопрос о том, кто и как будет
преподавать этот предмет.
Естественно, что этот предмет
должны преподавать люди
воцерковленные, находящиеся в той
церковной культуре, знания
которой они должны преподносить
школьникам. Воцерковленные, но
имеющие светское образование,
которое позволяет войти в
светскую школу. Это светский
предмет – «Основы православной
культуры». Я думаю, что
вовлеченность в церковную жизнь
должна кем-то контролироваться,
проверяться, подтверждаться. Во
многих регионах, где эта работа,
которая уже ведется в светской
школе вместе с церковной местной
властью и проблем никаких не
возникает. Это делается с
согласия родителей учеников.
Поэтому мы, говоря об этом
предмете, должны понимать сложный
длительный процесс нахождения
взаимопонимания школьного
коллектива и родителей.
Министр в
заключении своего выступления
высказал три пожелания.
Первое пожелание
– активно развивать работу на
местах. Министерство – это
федеральный орган управления
образования, ему подчиняются
только высшие учебные заведения,
средне-специальные учебные
заведения. Среднее образование -
это сфера ответственности
регионов, субъектов Федерации и
более низких уровней. На уровне
Министерства только в части
федерального компонента возможно
какое-то влияние на среднее
образование, все что за пределами
федерального компонента не поле
прав Министерства. Министерство,
самое большее, может
информировать о каком-то опыте
положительном или отрицательном
с тем, чтобы каких-то ошибок
избегать. Поэтому работа на
местах спокойная,
целенаправленная. По настоянию
министра в рамках стандарта по
средней школе разрабатывается
принципиально новый раздел,
касающийся именно воспитания.
Этот раздел будет совершенно не
традиционным. Мы прекрасно
понимаем, что нельзя кощунственно
предъявлять требования к
воспитанности выпускника. Этот
раздел направлен не на ученика, не
на какой-то внешний механический
измеритель нравственных и
духовных качеств выпускника, а ту
среду, в которой он получает
образование. Требование к среде,
как часть государственного,
образовательного стандарта, это
то новое, что уже начинает
появляться в рамках высшего
образования и обязательно
появится в рамках среднего
образования.
Я хотел бы в
части терминов кое-что
прокомментировать. Мы часто
говорим «образование и
воспитание». Это очень печально.
Почему? Потому, что если взять
закон об образовании там
говориться, что образование – это
процесс воспитания и обучения. Т.е.
нельзя ставить воспитание рядом с
образованием. Так уж у нас
получилось, что образование
редуцировалось до обучения и
приходится рядом с таким
урезанным образованием отдельно
говорить о воспитании. Но без
образования невозможно
воспитание, особенно если мы
говорим о средней школе. Именно
воспитательные компоненты,
требования к среде, в которой
человек учится, это то, на что
сейчас направлены усилия
министерства, в частности,
когда мы говорим о стандартах. Я
думаю, что этот опыт можно
использовать более широких
стандартах.
Когда Министр
говорил о том, что каждый день в
систему образования входит (обучающих
и обучаемых) более сорока
миллионов жителей России, он был
абсолютно прав. Но если говорить
не о системе образования, а об
образовании в целом, можно
сказать, что в нем участвует все
без малых 150 миллионов россиян и
плюс те, кто к нам приезжает, те же
турецкие рабочие, челноки,
наркокурьеры, все они участвуют в
нашем образовании. Я уже не говорю
о средствах массовой информации
нашей и зарубежной. К этому можно
прибавить еще Интернет, который
тоже активно участвует в
образовании, более того если
говорить о более близкой
перспективе 5-10 лет, то именно
Интернет может быть будет главным
предметом нашей озабоченности.
Второе пожелание
министра было о том, чтобы мы не
забывали, что живем в
многоконфессиональной стране.
Это очень важный момент, который
не требует какого-то специального
разъяснения. Я думаю, что в
светской школе могут и должны
лежать (может на разных полках) в
библиотеке и Библия и Коран, с тем,
чтобы если кто-то не выбрал имел
возможность сравнить. Мы
прекрасно знаем, что, примерно, с 17
века не было отдельно светской и
церковной культуры - была одна
культура. Только после Петра
началось не очень естественное
расслоение. И отдавая полную дань
нераздельности этих двух
компонентов, я думаю выражение
типа «каждый русский должен быть
православным» - не должно нами
употребляться. Каждый живущий в
России обязан знать основы
православной культуры. Без нее не
возможно понимать культуры той
страны, где человек живет.
Сейчас я хотел бы
подойти к самому болезненному
сюжету и к третьему пожеланию,
которое высказывал министр. Речь
идет о диалоге в обществе, в
который мы должны активно
включатся. Диалог, в котором
должны участвовать и
представители Церкви и
представители тех, кто занят
преподаванием в школе
православных культур и других
предметов.
|