13 | Наука и христианство |
СУДЬБА КОВЧЕГА И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями... Сделай себе Ковчег из дерева гофер... Я наведу на землю потоп водный... Но с тобою Я посылаю завет Мой, и войдешь в Ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою...
Бытие 7, 13-18.
На склоне горы Арарат, на высоте четырех с небольшим километров, покоится одна из величайших наших святынь. Это Ковчег праведного Ноя. Огромный, закованный льдами ящик-корабль, пассажиры которого стали родоначальниками современного человечества.
Так утверждают те, кто своими глазами видел Ковчег на Арарате. К этому склоняются и те, кто исследовал снимки горы, полученные из космоса. И, наконец, об этом говорит Предание: именно на этой горе остался Ковчег, когда избранные для спасения люди и звери сошли на землю после почти двухмесячного великого наводнения.
Для нас, христиан, библейская история с потопом - это не просто факт истории Земли. Спасение праведного Ноя - обетование для нас. О нем напоминал человечеству апостол Лука, передавая слова Христа: “один возьмется, а другой оставится” (Лк.17, 36).О потопе теми же словами напоминал нам и другой ученик Господень (Мф.24,39). В конце времен один возьмется Господом ко спасению, а другой оставится на погибель. И, может быть для бодрости духа нашего Господь, действительно, сохранил от разрушения тот - первый - Ковчег спасения? И он лежит там, в араратских ледниках?
Недавно американцы по истечении установленного ЦРУ срока рассекретили снимки горы Арарат, сделанные в 1973 году самолетом-разведчиком U-2, а также некоторые снимки горы из космоса. Так что две недели назад все мировые информационные агентства обошло сенсационное сообщение, об удивительном открытии говорили и в программе “Время” (ОРТ). Чем же так необычны эти снимки? Перед вами (справа) фотография, полученная редакцией по системе Интернет из архива NASA. Если ее увеличить в несколько раз, то на склоне горы Большой Арарат в районе ледника можно увидеть объект, напоминающий гигантскую лодку. Многие исследователи полагают, что на снимке - сохранившийся до наших времен Ковчег праведника Ноя. Действительно ли это так?
Древние свидетельства
Первые, помимо Библии, данные о Ковчеге относятся к третьему веку до нашей эры, когда вавилонский жрец и историк Берос написал, что в Армении сохраняются останки ящика-корабля Ноя, от которого местные жители берут смолу, пользуясь ею для лечения. Об этом писали и другие древние ученые, в том числе Николай Дамасский - воспитатель детей Антония и Клеопатры, человек далекий от иудаизма. Иудейский военачальник, а затем знаменитый историк первого века Иосиф Флавий сообщал со слов путешественников, что местонахождение Ковчега армяне называют “местом высадки” и показывают желающим его останки. О частицах Ковчега, приносимых с Арарата, писал в 180 году и святой Феофан Антиохийский.
Начало поисков
Но настоящий интерес к Ковчегу возник только в девятнадцатом веке, с началом расцвета археологии. Были и другие причины. Одна из них заключается в развитии атеизма и позитивистских наук, которые бросили вызов религии, потребовав подтверждения библейских сведений.
Первая экспедиция на гору Арарат состоялась в 1829. Она окончилась неудачей и больше запомнилась тем, что в ней принял участие молодой священник Хачатур Абовян, основоположник современной армянской литературы. Неудачными оказались и несколько последующих попыток. Лишь в 1848 году участники турецкой экспедиции, снаряженной для исследования снежных лавин на Арарате, сообщили о том, что обнаружили гигантский корабль из почти черного дерева, торчащий из ледника. Турки, несмотря на огромные трудности, смогли приблизиться к Ковчегу и убедиться, что он в хорошем состоянии, пострадали лишь бока. Проникнув внутрь, члены экспедиции пришли к выводу, что судно было предназначено, главным образом, для перевозки скота. Его внутренность была разделена на отделения примерно трехметровой высоты. Большинство отделений было заполнено льдом. Так как специального доклада участники экспедиции делать не стали, ведь их интересовали главным образом лавины, эти сведения не получили широкого распространения. Научный мир того времени просто о них не узнал.
Гораздо более авторитетными считаются результаты исследований англичанина Джеймса Брайса, который обнаружил в 1878 году на высоте четырех тысяч метров обломки рукотворной конструкции.
В 1893 году архидиакон Нури официально объявил, что, изучая истоки реки Евфрат, он поднялся на Арарат и видел остатки Ковчега, что передняя и задняя части ящика достижимы, а средняя остается подо льдом. Ковчег, по его словам, сделан из толстых досок темно-коричневого цвета. Архидиакон даже предложил организовать экспедицию для спуска Ковчега и отправки его на Чикагскую выставку, но из-за недостаточного финансирования вынужден был отказаться от этой идеи.
И, наконец, в августе 1916 года русский военный летчик Владимир Росковицкий, исследуя турецкую границу, оказался над Араратом и обнаружил на его восточном склоне каркас гигантского сооружения, судя по виду, предназначенного для водного передвижения. Часть корабля была вморожена в лед, а его бока открыты, видна одна из створок двери. Росковицкий доложил об этом начальству, которое послало на место находки второй самолет. Авиаторы Лесин и Заболоцкий полностью подтвердили слова своего товарища. Был сделан доклад в Петербурге, после чего Государь Николай Второй отдал распоряжение послать на Кавказ специальную экспедицию. Ученым были выделены в подмогу сто пятьдесят солдат. Были совершены обмеры Ковчега, сделаны фотографии. Но в связи с революцией эти материалы затерялись.
Материальные свидетельства
Начало нового этапа поисков Ковчега можно датировать 1952 годом, когда горный инженер Джордж Грин, летая в районе Арарата по делам своей компании, ясно разглядел во льдах нос корабля. Он сделал снимки, которые показал нескольким людям. Вскоре инженер был убит, фотографии пропали. Но в том же году на Арарат поднялся французский альпинист-исследователь Фернандо Наварра. На высоте 13.800 футов он увидел очертания судна длиной примерно 150 метров. Затем последовало несколько неудачных попыток совершить второй подъем, мешали то снежные бури, то турецкое правительство. Счастье улыбнулось только в 1955 году, когда Наварра вместе с сыном Габриэлем и, как пишет ученый,”с Божией помощью”, добрался, наконец, до Ковчега и даже отпилил от него кусок шпангоута более метра длиной. При исследовании бруса в Каирской и Мадридской лабораториях был определен возраст древесины - не менее 4500-5000 лет.
В 1969 году Наварра совершил третье восхождение на Арарат, вновь удачное, с группой ученых из Вашингтона в числе 25-ти человек. Следует отметить, что все три экспедиции были совершены тайно. Дело в том, что гора Арарат находится на стыке трех границ: СССР, Ирана и Турции. Однажды ученый был обстрелян, в другой раз арестован пограничниками, но, к счастью, вскоре отпущен.
В наши дни
В мире разведки это называется Араратской аномалией. Ее фотографировали с самолетов-разведчиков, спутников. Число фотографий достигает, по некоторым данным, несколько сот тысяч. Часть из них сейчас рассекречена, но по обмолвкам высших должностных лиц ЦРУ, снимки, дающие наиболее полное представление об аномалии, еще долго будут оставаться под спудом, согласно законам о сроках секретности.
Один из высокопоставленных сотрудников ЦРУ, чье имя газета “Вашингтон Таймс” не стала предавать огласке, сообщил, что в 1973 году аналитики были удивлены, когда снимки, после их увеличения, показали то, что напоминало три больших изогнутых деревянных луча - нечто похожее на часть корпуса теплохода, выдающегося из снега. По свидетельству профессора Порчера Тэйлора, который в начале семидесятых годов учился в элитарном военном училище Вест-Пойнт, в 1973 году в армейских кругах США разнеслась весть о том, что летчикам удалось сфотографировать Ноев Ковчег. Сейчас профессор Тэйлор ведет борьбу за публикацию всех снимков горы Арарат, сделанных ЦРУ с 50-х годов по наше время.
Все новые и новые экспедиции устремляются к Арарату. Но ни одной из них в последние годы не удалось достичь цели. К тем трудностям, с которыми сталкивался Наварра, сейчас прибавились новые. Это связано с деятельностью курдских повстанцев. После того, как они в 91-м году похитили пятерых археологов, турецкое правительство закрыло Арарат для иностранцев. Оно чинит энтузиастам множество препятствий, скорее всего, из опасения, что окончательное открытие Ковчега может привлечь внимание к курдскому вопросу.
Заключение
Приведенные в этой статье сведения включают лишь часть имеющихся свидетельств очевидцев. Только в этом веке поднимались на гору и видели Ковчег довольно много людей. Но каким-то необъяснимым образом все новые данные о Ковчеге словно стираются из памяти человечества. Открытие такого уровня должно было бы потрясти весь мир. Но всякий раз что-то этому мешает.
Во время одной из первых экспедиций в прошлом столетии жители армянских селений в окрестностях Арарата говорили путешественникам, что они не смеют приблизиться к Ковчегу, потому что видели там какого-то грозного духа. Спустя полтора века в сентябре 1997 года участники американской экспедиции пишут, что им, по-видимому, мешает сатанинский принц Персии, тот демон, о котором упоминается в книге пророка Даниила.
Но дело, по-видимому, не только в этом. Почему, например, не получили широкой огласки результаты экспедиций Фернандо Наварры? Большинство участников экспедиций на Арарат - христиане. Американские поисковики, например, подбадривали друг друга словами: “Христос - наш Ковчег безопасности”. Но верующих людей остается все меньше. И современный мир, так же как и во времена Ноя, пытается отторгнуть Ковчег. Ведь одни уже “доказали”, что Библия - это сборник мифов, другие - что все сюжеты Вечной Книги - не более, чем аллегории. Что делать в этой ситуации с деревянной громадой - сто пятьдесят метров в длину, - выплывающей нам навстречу из времен великого потопа?!
В.Григорян.