Главная

Православная культура

Методические разработки



 

 

 

Евангелие в нашей жизни

Тема 2
СКОЛЬКО РАЗ ПРОЩАТЬ?

Первые три Евангелия (от Матфея, от Марка и от Луки) во многом сходны, они дают совместное параллельное повествование о жизни Иисуса Христа. Они называются синоптическими (от греческого синопсис — сообозрение).

Евангелие от Иоанна заметно отличается от этих трех Евангелий. Оно восполняет синоптические и приводит большее число бесед Иисуса Христа с Его учениками.

Каждый день множество людей открывает и читает Евангелие. Чтобы хотя бы приблизительно представить себе, сколь велико это множество, приведем данные Стокгольмского института перевода Библии о количестве изданий Священных Книг Ветхого и Нового Завета. В 1980 году было напечатано около 36 миллионов Библий, 57 миллионов Новых Заветов и несколько сот миллионов отдельных книг из Библии. Если же учесть, что более всего из числа библейских книг издается именно Евангелие, то можно представить, сколь велико распространение этой Книги на земле. Более чем на 4 тысячах языков и диалектов издается эта Книга.

Никакая другая книга в истории человечества не вызывала столько радости, столько духовных озарений, столько перемен и в то же время столько споров, столько научных исследований, столько гонений на верующих в Евангелие и столько духовных побед. Одна из причин, почему Евангелие становится Книгой, необходимой множеству людей, заключается в том, что оно открывает связь, существующую между прощением, которое человек дарует ближнему своему, и прощением, которое он сам получает. Вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что в нашей жизни очень многое зависит от того, умеем ли мы просить прощение и сами прощать других.

В Евангелии человек-грешник представляется как должник, которому Бог Своим прощением отпускает долг. Евангелие — радостная весть о том, что человек может получить прощение от Бога, но условием такого прощения ставится прощение им других людей.

Притча о двух должниках

«Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга». Евангелие от Матфея, глава 18, стихи 23-34.

Примечание. Поводом для произнесения этой притчи послужил вопрос одного из учеников Иисуса Христа о том, сколько же раз надлежит прощать другому человеку. Некоторые считали, что прощать следует до трёх раз. Апостол Петр спросил: «До семи ли раз?» На это Иисус Христос ответил: «Не говорю тебе: до семи, но семижды семидесяти раз». То есть просто без числа. А затем сказал вышеприведенную притчу, по окончании которой добавил: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Динарий — серебряная монета у римлян. По весу и ценности приравнивалась к греческой драхме.

Талант — крупная денежная единица, равная примерно шести тысячам драхм.

Пересказ притчи о двух должниках

Однажды апостол Петр спросил Иисуса Христа:
— Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? Не семь ли раз?
— Не семь раз, — ответил Христос, — а семьдесят раз по семь. Царство Небесное подобно царю, который захотел подсчитать, сколько кто ему должен. Привели тогда к царю человека, который был должен десять тысяч талантов серебра, то есть огромнейшую сумму. А поскольку тому человеку нечем было заплатить, приказал царь продать имущество его, а также и семейство его. Взмолился этот должник: «Подожди, государь! Всё тебе заплачу». Смилостивился царь, простил ему весь долг и отпустил его.

Вышел тот человек от царя и увидел товарища своего, который должен был ему сто динариев, то есть сравнительно маленькую сумму. Схватил человек своего должника, стал душить его, говоря: «Отдай мне, что должен!» Упал тот на колени и взмолился: «Подожди, все отдам!» Но не захотел ждать этот немилосердный человек и заключил своего товарища в долговую тюрьму. Люди, видевшие это. весьма огорчились и рассказали обо всем этом царю. Тогда государь призывает этого человека и говорит ему: «Злой раб! Я простил тебе твой долг! Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как я тебя помиловал?» Разгневался царь и отдал этого человека истязателям, чтобы те добились возвращения долга. Так и Отец Небесный поступит с вами, если не простит каждый от всего сердца грехи и обиды брату, то есть ближнему своему.


 

Простить и быть прощенным! Разве это не поворот от разделения к единству, от всякой вражды к любви, от немирного состояния к миру?! Простить — это не означает махнуть рукой и перестать обращать внимание на других, в частности на обидчиков. Это не равнодушие и не презрение. Простить и быть прощенным может тот, кто осознает, что прощать или не прощать — это не право человека, а дар человеку от Бога. Если человек не желает или не может простить, то это значит, что он не пользуется этим даром. Если прощаешь, то получаешь исцеление своей страждущей душе. Если не прощаешь, то носишь рану, скорбь, печаль в себе. «Прощение — настоящее вторжение Царствия Небесного в наш грешный и падший мир» (протоиерей Александр Шмеман). Умение просить прощение и прощать необходимо прививать с детства. Прощение — это примирение, воссоединение, возвращающее радость жизни.

Всем известная молитва «Отче наш» тоже находится в Евангелии (от Матфея, гл. 6, стихи 9—13; от Луки, гл.11, стихи 2-4). В этой молитве есть слова: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Условием прощения наших грехов служит наше прощение тех, кто нас обидел, огорчил или как-то иначе согрешил против нас.

На Руси с древнейших времен хранится обычай перед началом Великого Поста испрашивать друг у друга прощение. Последнее Воскресенье перед Постом так и называется — «Прощеное Воскресенье». Старшие у младших, дети у родителей, друзья у своих близких — каждый у каждого просит прощение. В иные дни нам кажется, что это другие друг против друга враждуют, ненавидят друг друга, проливают кровь. В Прощеное Воскресенье мы можем и в себе заметить источник разделения, ненависти и вражды и почувствовать правду слов Ф. М. Достоевского: «Каждый пред всеми за всё виноват». И, ощутив ужас отсутствия в мире любви и мира между людьми, мы можем почувствовать нужду в прощении.

Прощение — условие обновления и оздоровления нашей жизни. Верующий в Евангелие не может не прощать, потому что не прощать — намного тяжелее... Десять тысяч талантов и сто динариев. О чем это? Грех-долг ближнего передо мной — это ничтожно мало в сравнении с моим огромным долгом перед Богом. Через притчу о двух должниках Евангелие открывает нам радостную новость: оказывается. Господь готов простить все наши долги, только бы мы, получая Его милость, могли прощать друг другу.

Конечно, у нас имеются свои представления о справедливости. Кого-то мы, может быть, не считаем заслуживающим прощения. Кого-то не хотим прощать. Но всё это ещё раз говорит о том, что Евангелие — это Книга особенная, имеющая не человеческую логику, а божественную. На вопрос «Сколько же раз прощать?» эта Книга отвечает: без счета, без предела. По-церковнославянски ответ Иисуса Христа звучит так: «Седмьдесят крат седмерицею».

Почему мы говорим слово «Прощай» при расставании друг с другом? По христианскому обычаю наши предки всегда просили друг у друга прощения, даже если они немного общались между собой. Ведь при общении, при разговоре, при общем деле можно и ненароком обидеть или огорчить друг друга. А наши предки любили и умели хранить мир. Поэтому при расставании они и просили друг у друга прощения, говоря: «Прости меня, Христа ради!» И отвечали: «Бог простит!» — призывая Бога во свидетели искренности прощения и осознавая, что все мы должники прежде всего перед Богом. Видимо, крепко помнили наши предки притчу о двух должниках.

Есть в Евангелии, в Нагорной проповеди Иисуса Христа, поразительное место. Что, казалось бы, может быть важнее молитвы и жертвоприношения Богу? Но Христос говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (от Матфея, гл. 5, стихи 23-24).

Прощение и примирение, судя по Евангелию, имеют абсолютную ценность. Разве это не открытие для человека?

А тебе, дорогой друг, легко ли прощать своих близких, друзей, посторонних людей, обидевших тебя?

И как ты думаешь, относится ли заповедь о прощении только к нечаянно обидевшим или и к намеренным обидчикам?


Следующая тема >>>