Православная культура России
|
Е.Ю.Бабенков, преподаватель
Православной Гимназии
во имя
Преподобного Сергия Радонежского
Учебное пособие
протоиерея Бориса Пивоварова
«ПРАВОСЛАВНАЯ
КУЛЬТУРА РОССИИ»
«Культура - это то, что в
значительной мере оправдывает
перед Богом существование народа
и нации... Культура - это святыни
народа, святыни нации».
Академик Дмитрий Сергеевич
Лихачев «Русская культура».- М., 2000
В общеобразовательных учебных
заведениях (школах, гимназиях,
лицеях), учреждениях
профессионального образования,
вузах Новосибирска и
Новосибирской области вот уже
третий год идет апробация нового
учебного курса «Православная
культура России».
Большинству православных
русских людей известны события,
произошедшие более тысячелетия
назад и предшествовавшие
Крещению Руси: посольства от
хазар, католиков, мусульман и
греков к Великому князю Владимиру
Киевскому и ответные посольства
во все земли, в том числе и «в
греки» (987 г.), после которых
состоялся судьбоносный для Руси
диалог князя Владимира со своими
послами перед боярами и старцами:
«„Пришли мы в Греческую землю,
— говорили перед государственным
советом послы князя, — и ввели нас
туда, где служат они Богу своему, и
не знали — на небе или на земле мы,
ибо нет на земле такого зрелища и
красоты такой, и не знаем, как и
рассказать об этом, — знаем мы
только, что пребывает там Бог с
людьми, и служба их лучше, чем во
всех других странах. Не можем мы
забыть красоты той, ибо каждый
человек, если вкусит сладкого, не
возьмет потом горького, так и мы
не можем уже
138
здесь пребывать". И спросил
Владимир: „Где примем крещение?".
Они же сказали: „Где тебе любо"»1.
Так приняла Русь Православие,
которое на века определило
культурно-историческое развитие
нашего Отечества.
В 2001 году в Православной
Гимназии во имя Преподобного
Сергия Радонежского была
разработана концепция
общеобразовательного учебного
курса «Православная культура
России», призванного ознакомить
старшеклассников с сокровищами
нашей тысячелетней русской
культуры, произведениями
признанных во всем мире писателей,
художников, композиторов, великих
ученых, черпавших вдохновение и
находивших темы для своих
бессмертных творений в
неиссякаемом животворящем
источнике — Вере Христовой
Православной.
«Не можем мы забыть красоты той,
ибо каждый человек, если вкусит
сладкого, не возьмет потом
горького...». Послы святого
равноапостольного князя
Владимира, побывав в Софии
Константинопольской, увидев
красоту византийских фресок и
икон, облачения
священнослужителей, услышав
греческое церковное пение, не
восхотели для себя ничего из иных
земель. Сегодня на российского
школьника постоянно, обильно и
напористо изливаются
произведения современной
массовой анти-, поп-, контр- и
прочей псевдокультуры, зачастую
разрушительно действующие на
психику молодых людей. В школьной
программе есть предмет «Мировая
художественная культура»,
знакомящий учащихся с культурой
древнего Египта, языческой Греции,
Древнего Рима. Но в преподаваемых
в российской школе учебных
дисциплинах практически не
представлены вошедшие в
сокровищницу мировой культуры
произведения русских иконописцев,
творения русских зодчих,
создававших величественные храмы,
хотя даже российским
законодательством признается «особая
роль православия в истории России,
в становлении ее духовности и
культуры»1.
Учебный курс «Православная
культура России», восполняя в
этой части существующую учебную
программу общеобразовательной
средней школы, был разработан так,
чтобы донести до школьника ясное
и доступное свидетельство
— о Православии как о святой
вере, хранимой Россией уже более
тысячи лет,
— о месте православной культуры
России в мировой культуре,
-----------------------------------------------
1 Повесть временных лет / Подг.
текста, перев., вступит, ст. и
коммент. Д.С.Лихачева.- 2-е изд.,
испр. и доп.- СПб., 1996, с. 186.
Преамбула к Закону РФ «Об
образовании» (1997 г.).
139
— о главных вехах и выдающихся
событиях в истории православной
культуры России,
— о святынях земли Русской,
— о великих созидателях,
знатоках и хранителях
отечественной культуры,
— о знаменитых памятниках
православной культуры России.
В 2001 году программа курса «Православная
культура России» прошла
государственную экспертизу на
секции гуманитарного образования
экспертного совета
Новосибирского института
повышения квалификации и
переподготовки работников
образования (НИПКиПРО), и была
начата работа по созданию
учебного пособия. В мае и августе
того же года Новосибирской
епархией были заключены
соглашения с Управлением
образования Администрации
Новосибирской области и
Управлением образованием Мэрии г.
Новосибирска об апробации в
школах города и области нового
учебного курса с последующим
введением его в региональный
компонент базисного учебного
плана.
В 2002 году Новосибирск был избран
центром Всероссийского
празднования Дней славянской
письменности и культуры. К
открытию праздника, который в
столице Сибири возглавил
Святейший Патриарх Московский и
всея Руси Алексий II, из типографии
был получен тираж учебного
пособия протоиерея Бориса
Пивоварова «Православная
культура России». Книга была
издана под общей редакцией
Высокопреосвященнейшего Тихона,
Архиепископа Новосибирского и
Бердского, и увидела свет
благодаря поддержке Министерства
культуры Российской Федерации и
Администрации Новосибирской
области. Учебное пособие получило
гриф Управления образования
Администрации Новосибирской
области: «Рекомендовано в
качестве учебного пособия при
проведении факультативных,
историко-культурологических
курсов в школьном и региональном
компоненте базисного учебного
плана».
Учебное пособие предназначено
для преподавания Православной
культуры России учащимся 10—11
классов школ, гимназий и лицеев,
уже знакомым с отечественной и
мировой историей и культурой, и
состоит из двух частей:
— 30 учебных параграфов с
предисловием и заключением;
— хрестоматии, содержащей
тексты памятников письменности и
труды авторитетных ученых и
деятелей культуры.
В учебных параграфах пособия
рассматриваются основные виды
церковного искусства: храмовая
архитектура, иконопись, книжное
дело,
140
хоровое пение, искусство
колокольного звона. Отдельные
главы книги позволяют учащимся
прикоснуться к теме русской
святости и духовности, а также
познакомиться с монастырской
культурой России. Каждый урок-параграф
снабжен кратким словариком
встречающихся терминов,
вопросами для проверки знаний и
для самостоятельной работы
учащихся, списком рекомендуемой
литературы по пройденной теме.
В иллюстрированной хрестоматии,
являющейся органичной частью
учебного пособия, собраны тексты
памятников древнерусской
литературы, избранные
исследования языковедов,
историков, книговедов и бого-
141
словов, а также речи
Предстоятелей Русской
Православной Церкви Патриархов
Московских и всея Руси Алексия I и
Алексия II.
В конце книги приводится
расширенный «Словарь терминов к
курсу православной культуры
России», в котором содержатся
объяснения 65 традиционных
церковных терминов.
Первый (и пока единственный)
тираж полноцветного, красочно
иллюстрированного учебного
пособия был распределен между
школами, подавшими заявки на
участие в апробации, библиотеками
Новосибирска и Новосибирской
области и приходами
Новосибирской епархии.
За прошедшие три года апробации
растет интерес к учебному курсу,
растет количество классов и школ,
желающих присоединиться к
эксперименту и ввести в учебный
план преподавание «Православной
культуры России». Преподавание
курса началось в Новосибирском
Свято-Макарьевском Православном
Богословском Институте и
некоторых вузах Новосибирска.
Начал работу Открытый
университет Православной
культуры России на базе
Новосибирского государственного
краеведческого музея. В
Новосибирском государственном
педагогическом университете (НГПУ)
и Новосибирском институте
повышения квалификации и
переподготовки работников
образования (НИПКиПРО) открылись
курсы по подготовке
преподавателей нового учебного
предмета.
Потребность в учебном пособии
постоянно растет. В связи с этим в
2004 г. в Православной Гимназии во
имя Преподобного Сергия
Радонежского была подготовлена
электронная версия учебного
пособия «Православная культура
России» на CD-ROM. Специально для нее
ученым Новосибирского
Академгородка доцентом
Новосибирского государственного
университета кандидатом физико-математических
наук А.А.Талышевым была создана
уникальная компьютерная
программа. В ее основу лег
разработанный автором алгоритм
сжатия информации, который
позволил вместить в компакт-диск
не только уже вышедшую книгу
полностью, но и дополнительно 60
различных источников, а также
учебную программу курса. Диск не
требует установки дополнительных
программ и хорошо работает даже
на весьма слабых на сегодняшний
день компьютерах.
В ноябре 2004 года Секцией
гуманитарного образования
экспертного совета НИПКиПРО под
руководством ректора, члена-корреспондента
Российской Академии образования
В.Я.Синенко было «принято решение:
— рекомендовать учебное
пособие (электронный вариант) „Православная
культура России" к внедрению в
педагогическую практику
142
образовательных учреждений
разных видов и типов с целью
развития методического
обеспечения курса „Православная
культура России",
образовательных учебных
компонентов Базисного учебного
плана в начальном, основном,
полном (среднем) образовании; как
методическое обеспечение
содержания дополнительного
образования;
— рекомендовать учебное
пособие (электронный вариант) „Православная
культура России" как средство
методического обеспечения в
предпрофильном и профильном
образовании».
Педагогической общественности
города и области компакт-диск «Православная
культура России» был впервые
представлен на VIII Новосибирских
Рождественских Образовательных
Чтениях 9 января 2005 года. К этой
дате был выпущен первый тираж, 1000
экземпляров из которого
Управлением образования
Администрации Новосибирской
области были предназначены для
распределения по школам города и
области. А через несколько дней
диск был представлен Святейшему
Патриарху Московскому и всея Руси
Алексию II и участникам XIII
Международных Рождественских
Образовательных Чтений в г.
Москве. В апреле 2005 г. на
Всероссийском образовательном
форуме, проходившем в Выставочном
комплексе в Сокольниках, диск был
преподнесен в дар директору
каждой из 30 школ-финалистов
конкурса «Лучшие школы России —
2005».
Диск прост и удобен в
использовании и при этом
обеспечивает учащих и учащихся
необходимыми учебными и
методическими материалами для
всестороннего изучения родной
культуры и истории, позволяет
сделать обучение более
интересным, удобным и эффективным.
Предлагаемый компакт-диск —
своего рода
143
«путешествие» в духовный мир
более чем тысячелетней
православной культуры России.
Изобразительный ряд компакт-диска
знакомит учащихся с шедеврами
отечественной культуры:
произведениями великих
иконописцев Руси, полотнами
выдающихся русских художников. На
нем представлены портреты
великих соотечественников,
изображения храмов, монастырей,
древнейших книг, других предметов
духовной культуры России.
Структура компакт-диска
Электронная версия учебного
пособия состоит из семи разделов,
содержащих материалы уроков,
хрестоматийные, справочные
материалы, списки рекомендуемой
литературы, а также текст учебной
программы к курсу «Православная
культура России».
Первый раздел компакт-диска — «Учебник»
— включает в себя тексты тридцати
учебных параграфов, тематически
объединенных в восемь глав.
Во Введении учащимся
рассказывается о самом понятии «культура»,
о том месте, которое занимает
культура в жизни человека и
государства, о богатейшем
культурно-историческом наследии
России и о том, почему для нас
важно знать и изучать
православную культуру России.
Глава 1 называется «Истоки
православной культуры России».
В ней содержатся сведения о
духовной и культурной связи Руси
с Византией — государством, из
которого наши предки восприняли
не только основы православной
веры, но и богатейшие сокровища
православной культуры — традиции
иконописи, храмового зодчества,
церковного пения. В этой же главе
рассказывается о начале
славянской письменности и о
подвиге просветителей славян —
святых равноапостольных Кирилла
и Мефодия, о значении их трудов
для просвещения славянских
народов.
Глава 2 «Начало русской
литературы» повествует о первом
произведении русской литературы,
выделенном академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым в составе
«Повестей
временных лет» и на-
144
званном им «Сказанием о
первоначальном распространении
христианства на Руси», о
создателе «Повестей временных
лет» иноке Киево-Печерского
монастыря преподобном Несторе
Летописце, о первом киевском
митрополите - «русине» Иларионе и
созданном им произведении «Слово
о Законе и Благодати», которое
считается жемчужиной
древнерусской литературы.
Глава 3 «Русская Библия»
содержит сведения о первой
датированной рукописи у славян —
Евангелии-тетр, написанном по
заказу Новгородского посадника
Остромира и имеющем поэтому
наименование «Остромирово
Евангелие», о прекрасном
иллюстрированном памятнике XIV
века — Киевской Псалтири, о
традиции на Руси учить детей
грамоте по текстам Псалтири,
восходящей к первым годам после
принятия Русью крещения. Об этом
свидетельствует и удивительная
находка экспедиции академика В.Л.Янина,
сделанная в 2000 году при раскопках
древнего Новгорода (описание этой
находки также содержится в тексте
учебного параграфа).
Глава 4 «Храм» рассказывает о
храме как средоточии духовной
жизни и православной культуры.
Отдельные параграфы посвящены
храму Покрова на Нерли —
жемчужине древнерусского
храмового зодчества — и главному
храму нашей страны — Храму Христа
Спасителя, храму-памятнику и
храму-мученику, созданному в
честь победы русского оружия над
Наполеоном в Отечественной войне
1812 года, пострадавшему вместе со
всей Русской Церковью в годы
безбожных гонений XX века и
возрожденному на рубеже второго
тысячелетия.
Глава 5 «Икона» посвящена
иконописному искусству Древней
Руси, во всей полноте отразившему
богатейший духовный мир русского
православия. Она рассказывает о
известных русских иконописцах
преподобном Алипии Печерском и
145
преподобном Андрее Рублеве,
Дионисии и Симоне Ушакове, об
особом почитании на Руси икон
Пресвятой Богородицы и наиболее
известной Владимирской иконе
Божией Матери — покровительницы
Москвы и всей России, о знаменитой
иконе «Троица» преподобного
Андрея Рублева.
Глава 6 «Церковно-певческое
искусство» не только знакомит с
древнерусскими распевами, но и
предлагает малоизвестные
сегодняшнему обществу сведения о
церковном творчестве таких
известных русских композиторов,
как Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский,
С.В.Рахманинов, М. И. Глинка.
Глава 7 «Колокола» всесторонне
знакомит читателя с традициями
колокольного дела на Руси: литье
колоколов, история создания
знаменитого Царь-колокола,
известные колокольни и звонницы,
знаменитые ростовские колокола и
звоны и влияние колокольной
музыки на творчество русских
композиторов.
Глава 8 «Русская святость и
духовность» открывает значение
понятий «святость» и «святой»,
рассказывает о начале и истории
духовного подвижничества на Руси
и особо почитаемом подвижнике
Преподобном Сергии Радонежском, «печальнике
Земли Русской», основателе Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры. Об одном из ярких
примеров влияния людей святой
жизни на творчество великих
русских поэтов и писателей
повествует параграф «Необычный
поэтический диалог». Из него
учащиеся узнают о стихотворной
переписке великого русского
поэта А. С. Пушкина и видного
церковного деятеля XIX века
Митрополита Московского Филарета
(Дроздова).
Глава 9 «Монастырская культура
на Руси» посвящена трем самым
известным на Руси монастырям:
Киево-Печерской Лавре — колыбели
российской монастырской культуры,
Свято-Троицкой Сергиевой Лавре —
духовному центру России и
Козельской Введенской Оптиной
пустыни — монастырю,
прославившемуся своими старцами
как в церковной истории, так и в
истории отечественной культуры.
146
Заключительная глава «Культурно-исторические
судьбы России» кратко рассказывает о роли
Церкви в жизни нашей страны на
всех этапах ее истории, в том
числе и о вкладе Русской
Православной Церкви в Победу
нашего народа в Великой
Отечественной войне 1941—45 гг., и о
возрождении церковной жизни в
нашей стране после страшных
гонений XX века.
В «Хрестоматии» и «Библиотеке»
помещены труды наших великих
соотечественников — тех, кто,
напитавшись от живительного
древа православной культуры,
открывал ее красоту людям в своих
литературных, музыкальных и
художественных произведениях,,
научных трудах. В компакт-диск
вошли труды известных ученых и
писателей — знатоков и
хранителей православной культуры:
академиков Д.С.Лихачева, С.С.Аверинцева, В.Л.Янина, священника Павла
Флоренского, архимандрита Иннокентия
Просвирника, протоиерея Иоанна
Мейендорфа, В.О.Ключевского, князя
Е.Н.Трубецкого, А.В.Карташева, Н.Н.Розова
и др. Учащиеся прочтут о духовной
связи
147
Ф.М.Достоевского и преподобного
Амвросия Оптинского, о вкладе
лучших представителей российской
науки и культуры в возрождение
церковной жизни в России в 80-е
годы 20 столетия.
Дополнительные разделы,
включенные в компакт-диск «Православная
культура России», «Источники» и
«Библиотека»,
содержат необходимые для
изучения родной культуры
памятники древнерусской
письменности: летописи, жития,
сказания, повести, слова, а также
десятки текстов научных статей и
книг известных ученых и писателей
— созидателей и хранителей
нашего духовного наследия.
В текстах учебного пособия
собраны жизнеописания и труды тех,
чья жизнь явилась основой всему
величественному зданию
православной культуры России, чьи
имена неразрывно связаны с
понятиями русской святости и
духовности, тех, кто созидал храмы,
создавал дивные творения
иконописного искусства, доносил
до людей священные тексты, кто
положил основание, развивал и
сохранял монастырскую культуру,
кто всевал семена святости в души
людей. Учащиеся откроют для себя
свидетельства о жизни святых
Русской Православной Церкви от
Крещения Руси до наших дней, труды
церковных иерархов, мыслителей,
богословов, историков, сведения о
роли Церкви в формировании
государства Российского, в
духовном и творческом
становлении лучших
представителей русской
интеллигенции, библейские мотивы
произведений русских писателей,
поэтов, живописцев, музыкантов.
Работа с компакт-диском
Для удобства работы с компакт-диском
разработчиками продуман целый
ряд средств и возможностей. Все
иллюстрации учебного пособия
одним нажатием на них левой
кнопкой «мыши» предстают в
полноэкранном виде, что очень
удобно для проведения занятия с
использованием проекционной
техники. Нажав на знак сноски или
попавшийся в тексте выделенный
термин, пользователь сразу
знакомится с его значением в
возникающем поверх текста окне.
В конце каждого учебного
параграфа приводится список
литературы к изучаемому
материалу. Часть трудов из этих
списков вошла в состав
Хрестоматии, часть — в разделы
Источники и Библиотека. Напротив
таких наименований помещены
соответствующие указатели,
выделенные синим цветом. Нажав на
эти надписи, пользователь
попадает в нужный раздел и может
сразу ознакомиться с этими
трудами. При этом в любой момент
можно вернуться в то место
учебного пособия, из которого Вы
обратились к разделам с
литературой.
148
В программном продукте
предусмотрен удобный поисковый
инструментарий. Указав нужные
критерии, можно быстро отыскать
интересующие Вас имя или понятие.
Особым средством поиска
являются закладки. Пользователь
расставляет их в нужных местах
текста сам, чтобы впоследствии
можно было в любой момент быстро
найти с их помощью нужные
фрагмены текста или иллюстрации.
Более подробно предлагаемый
сервис описан в «Инструкции»,
также входящей в состав учебного
пособия на CD-ROM. В кратком варианте
она содержится в буклете,
вложенном в каждую коробочку с
компакт-диском.
В апреле 2005 г. выпущена вторая
версия электронного учебного
пособия «Православная культура
России».
На вопросы по учебному пособию
Вам ответят по адресу: gymn@nsk.ru
тел./факс.
(383) 333 2810
Православная Гимназия во имя
Преподобного Сергия Радонежского
Академгородок, Новосибирск.
149
Новосибирская епархия.
Богословский сборник 1 2005 г
|