Главная


В раздел 


Обновление: 
24 января 2006 г.

 

 

 

 
Православная культура России

Е.Ю.Бабенков, преподаватель Православной Гимназии 
во имя Преподобного Сергия Радонежского

Учебное пособие протоиерея Бориса Пивоварова
«ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ»

«Культура - это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации... Культура - это святыни народа, святыни нации».

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев «Русская культура».- М., 2000

В общеобразовательных учебных заведениях (школах, гимназиях, лицеях), учреждениях профессионального образования, вузах Новосибирска и Новосибирской области вот уже третий год идет апробация нового учебного курса «Православная культура России».

Большинству православных русских людей известны события, произошедшие более тысячелетия назад и предшествовавшие Крещению Руси: посольства от хазар, католиков, мусульман и греков к Великому князю Владимиру Киевскому и ответные посольства во все земли, в том числе и «в греки» (987 г.), после которых состоялся судьбоносный для Руси диалог князя Владимира со своими послами перед боярами и старцами:

«„Пришли мы в Греческую землю, — говорили перед государственным советом послы князя, — и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже

138


здесь пребывать". И спросил Владимир: „Где примем крещение?". Они же сказали: „Где тебе любо"»1.

Так приняла Русь Православие, которое на века определило культурно-историческое развитие нашего Отечества.

В 2001 году в Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского была разработана концепция общеобразовательного учебного курса «Православная культура России», призванного ознакомить старшеклассников с сокровищами нашей тысячелетней русской культуры, произведениями признанных во всем мире писателей, художников, композиторов, великих ученых, черпавших вдохновение и находивших темы для своих бессмертных творений в неиссякаемом животворящем источнике — Вере Христовой Православной.

«Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького...». Послы святого равноапостольного князя Владимира, побывав в Софии Константинопольской, увидев красоту византийских фресок и икон, облачения священнослужителей, услышав греческое церковное пение, не восхотели для себя ничего из иных земель. Сегодня на российского школьника постоянно, обильно и напористо изливаются произведения современной массовой анти-, поп-, контр- и прочей псевдокультуры, зачастую разрушительно действующие на психику молодых людей. В школьной программе есть предмет «Мировая художественная культура», знакомящий учащихся с культурой древнего Египта, языческой Греции, Древнего Рима. Но в преподаваемых в российской школе учебных дисциплинах практически не представлены вошедшие в сокровищницу мировой культуры произведения русских иконописцев, творения русских зодчих, создававших величественные храмы, хотя даже российским законодательством признается «особая роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры»1.

Учебный курс «Православная культура России», восполняя в этой части существующую учебную программу общеобразовательной средней школы, был разработан так, чтобы донести до школьника ясное и доступное свидетельство

— о Православии как о святой вере, хранимой Россией уже более тысячи лет,

— о месте православной культуры России в мировой культуре,

-----------------------------------------------

1 Повесть временных лет / Подг. текста, перев., вступит, ст. и коммент. Д.С.Лихачева.- 2-е изд., испр. и доп.- СПб., 1996, с. 186. Преамбула к Закону РФ «Об образовании» (1997 г.).

139


— о главных вехах и выдающихся событиях в истории православной культуры России,

— о святынях земли Русской,

— о великих созидателях, знатоках и хранителях отечественной культуры,

— о знаменитых памятниках православной культуры России.

В 2001 году программа курса «Православная культура России» прошла государственную экспертизу на секции гуманитарного образования экспертного совета Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО), и была начата работа по созданию учебного пособия. В мае и августе того же года Новосибирской епархией были заключены соглашения с Управлением образования Администрации Новосибирской области и Управлением образованием Мэрии г. Новосибирска об апробации в школах города и области нового учебного курса с последующим введением его в региональный компонент базисного учебного плана.

В 2002 году Новосибирск был избран центром Всероссийского празднования Дней славянской письменности и культуры. К открытию праздника, который в столице Сибири возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, из типографии был получен тираж учебного пособия протоиерея Бориса Пивоварова «Православная культура России». Книга была издана под общей редакцией Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Новосибирского и Бердского, и увидела свет благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Администрации Новосибирской области. Учебное пособие получило гриф Управления образования Администрации Новосибирской области: «Рекомендовано в качестве учебного пособия при проведении факультативных, историко-культурологических курсов в школьном и региональном компоненте базисного учебного плана».

Учебное пособие предназначено для преподавания Православной культуры России учащимся 10—11 классов школ, гимназий и лицеев, уже знакомым с отечественной и мировой историей и культурой, и состоит из двух частей:

30 учебных параграфов с предисловием и заключением;

хрестоматии, содержащей тексты памятников письменности и труды авторитетных ученых и деятелей культуры.

В учебных параграфах пособия рассматриваются основные виды церковного искусства: храмовая архитектура, иконопись, книжное дело,

140


хоровое пение, искусство колокольного звона. Отдельные главы книги позволяют учащимся прикоснуться к теме русской святости и духовности, а также познакомиться с монастырской культурой России. Каждый урок-параграф снабжен кратким словариком встречающихся терминов, вопросами для проверки знаний и для самостоятельной работы учащихся, списком рекомендуемой литературы по пройденной теме.

В иллюстрированной хрестоматии, являющейся органичной частью учебного пособия, собраны тексты памятников древнерусской литературы, избранные исследования языковедов, историков, книговедов и бого-

141


словов, а также речи Предстоятелей Русской Православной Церкви Патриархов Московских и всея Руси Алексия I и Алексия II.

В конце книги приводится расширенный «Словарь терминов к курсу православной культуры России», в котором содержатся объяснения 65 традиционных церковных терминов.

Первый (и пока единственный) тираж полноцветного, красочно иллюстрированного учебного пособия был распределен между школами, подавшими заявки на участие в апробации, библиотеками Новосибирска и Новосибирской области и приходами Новосибирской епархии.

За прошедшие три года апробации растет интерес к учебному курсу, растет количество классов и школ, желающих присоединиться к эксперименту и ввести в учебный план преподавание «Православной культуры России». Преподавание курса началось в Новосибирском Свято-Макарьевском Православном Богословском Институте и некоторых вузах Новосибирска. Начал работу Открытый университет Православной культуры России на базе Новосибирского государственного краеведческого музея. В Новосибирском государственном педагогическом университете (НГПУ) и Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) открылись курсы по подготовке преподавателей нового учебного предмета.

Потребность в учебном пособии постоянно растет. В связи с этим в 2004 г. в Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского была подготовлена электронная версия учебного пособия «Православная культура России» на CD-ROM. Специально для нее ученым Новосибирского Академгородка доцентом Новосибирского государственного университета кандидатом физико-математических наук А.А.Талышевым была создана уникальная компьютерная программа. В ее основу лег разработанный автором алгоритм сжатия информации, который позволил вместить в компакт-диск не только уже вышедшую книгу полностью, но и дополнительно 60 различных источников, а также учебную программу курса. Диск не требует установки дополнительных программ и хорошо работает даже на весьма слабых на сегодняшний день компьютерах.

В ноябре 2004 года Секцией гуманитарного образования экспертного совета НИПКиПРО под руководством ректора, члена-корреспондента Российской Академии образования В.Я.Синенко было «принято решение:

— рекомендовать учебное пособие (электронный вариант) „Православная культура России" к внедрению в педагогическую практику

142


образовательных учреждений разных видов и типов с целью развития методического обеспечения курса „Православная культура России", образовательных учебных компонентов Базисного учебного плана в начальном, основном, полном (среднем) образовании; как методическое обеспечение содержания дополнительного образования;

— рекомендовать учебное пособие (электронный вариант) „Православная культура России" как средство методического обеспечения в предпрофильном и профильном образовании».

Педагогической общественности города и области компакт-диск «Православная культура России» был впервые представлен на VIII Новосибирских Рождественских Образовательных Чтениях 9 января 2005 года. К этой дате был выпущен первый тираж, 1000 экземпляров из которого Управлением образования Администрации Новосибирской области были предназначены для распределения по школам города и области. А через несколько дней диск был представлен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и участникам XIII Международных Рождественских Образовательных Чтений в г. Москве. В апреле 2005 г. на Всероссийском образовательном форуме, проходившем в Выставочном комплексе в Сокольниках, диск был преподнесен в дар директору каждой из 30 школ-финалистов конкурса «Лучшие школы России — 2005».

Диск прост и удобен в использовании и при этом обеспечивает учащих и учащихся необходимыми учебными и методическими материалами для всестороннего изучения родной культуры и истории, позволяет сделать обучение более интересным, удобным и эффективным.

Предлагаемый компакт-диск — своего рода

143


«путешествие» в духовный мир более чем тысячелетней православной культуры России. Изобразительный ряд компакт-диска знакомит учащихся с шедеврами отечественной культуры: произведениями великих иконописцев Руси, полотнами выдающихся русских художников. На нем представлены портреты великих соотечественников, изображения храмов, монастырей, древнейших книг, других предметов духовной культуры России.

Структура компакт-диска

Электронная версия учебного пособия состоит из семи разделов, содержащих материалы уроков, хрестоматийные, справочные материалы, списки рекомендуемой литературы, а также текст учебной программы к курсу «Православная культура России».

Первый раздел компакт-диска — «Учебник» — включает в себя тексты тридцати учебных параграфов, тематически объединенных в восемь глав.

Во Введении учащимся рассказывается о самом понятии «культура», о том месте, которое занимает культура в жизни человека и государства, о богатейшем культурно-историческом наследии России и о том, почему для нас важно знать и изучать православную культуру России.

Глава 1 называется «Истоки православной культуры России».

В ней содержатся сведения о духовной и культурной связи Руси с Византией — государством, из которого наши предки восприняли не только основы православной веры, но и богатейшие сокровища православной культуры — традиции иконописи, храмового зодчества, церковного пения. В этой же главе рассказывается о начале славянской письменности и о подвиге просветителей славян — святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, о значении их трудов для просвещения славянских народов.

Глава 2 «Начало русской литературы» повествует о первом произведении русской литературы, выделенном академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым в составе  «Повестей временных лет» и на-

144


званном им «Сказанием о первоначальном распространении христианства на Руси», о создателе «Повестей временных лет» иноке Киево-Печерского монастыря преподобном Несторе Летописце, о первом киевском митрополите - «русине» Иларионе и созданном им произведении «Слово о Законе и Благодати», которое считается жемчужиной древнерусской литературы.

Глава 3 «Русская Библия» содержит сведения о первой датированной рукописи у славян — Евангелии-тетр, написанном по заказу Новгородского посадника Остромира и имеющем поэтому наименование «Остромирово Евангелие», о прекрасном иллюстрированном памятнике XIV века — Киевской Псалтири, о традиции на Руси учить детей грамоте по текстам Псалтири, восходящей к первым годам после принятия Русью крещения. Об этом свидетельствует и удивительная находка экспедиции академика В.Л.Янина, сделанная в 2000 году при раскопках древнего Новгорода (описание этой находки также содержится в тексте учебного параграфа).

Глава 4 «Храм» рассказывает о храме как средоточии духовной жизни и православной культуры. Отдельные параграфы посвящены храму Покрова на Нерли — жемчужине древнерусского храмового зодчества — и главному храму нашей страны — Храму Христа Спасителя, храму-памятнику и храму-мученику, созданному в честь победы русского оружия над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, пострадавшему вместе со всей Русской Церковью в годы безбожных гонений XX века и возрожденному на рубеже второго тысячелетия.

Глава 5 «Икона» посвящена иконописному искусству Древней Руси, во всей полноте отразившему богатейший духовный мир русского православия. Она рассказывает о известных русских иконописцах преподобном Алипии Печерском и

145


преподобном Андрее Рублеве, Дионисии и Симоне Ушакове, об особом почитании на Руси икон Пресвятой Богородицы и наиболее известной Владимирской иконе Божией Матери — покровительницы Москвы и всей России, о знаменитой иконе «Троица» преподобного Андрея Рублева.

Глава 6 «Церковно-певческое искусство» не только знакомит с древнерусскими распевами, но и предлагает малоизвестные сегодняшнему обществу сведения о церковном творчестве таких известных русских композиторов, как Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, М. И. Глинка.

Глава 7 «Колокола» всесторонне знакомит читателя с традициями колокольного дела на Руси: литье колоколов, история создания знаменитого Царь-колокола, известные колокольни и звонницы, знаменитые ростовские колокола и звоны и влияние колокольной музыки на творчество русских композиторов.

Глава 8 «Русская святость и духовность» открывает значение понятий «святость» и «святой», рассказывает о начале и истории духовного подвижничества на Руси и особо почитаемом подвижнике Преподобном Сергии Радонежском, «печальнике Земли Русской», основателе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Об одном из ярких примеров влияния людей святой жизни на творчество великих русских поэтов и писателей повествует параграф «Необычный поэтический диалог». Из него учащиеся узнают о стихотворной переписке великого русского поэта А. С. Пушкина и видного церковного деятеля XIX века Митрополита Московского Филарета (Дроздова).

Глава 9 «Монастырская культура на Руси» посвящена трем самым известным на Руси монастырям: Киево-Печерской Лавре — колыбели российской монастырской культуры, Свято-Троицкой Сергиевой Лавре — духовному центру России и Козельской Введенской Оптиной пустыни — монастырю, прославившемуся своими старцами как в церковной истории, так и в истории отечественной культуры.

146


Заключительная глава «Культурно-исторические судьбы России» кратко рассказывает о роли Церкви в жизни нашей страны на всех этапах ее истории, в том числе и о вкладе Русской Православной Церкви в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне 1941—45 гг., и о возрождении церковной жизни в нашей стране после страшных гонений XX века.

В «Хрестоматии» и «Библиотеке» помещены труды наших великих соотечественников — тех, кто, напитавшись от живительного древа православной культуры, открывал ее красоту людям в своих литературных, музыкальных и художественных произведениях,, научных трудах. В компакт-диск вошли труды известных ученых и писателей — знатоков и хранителей православной культуры: академиков Д.С.Лихачева, С.С.Аверинцева, В.Л.Янина, священника Павла Флоренского, архимандрита  Иннокентия Просвирника, протоиерея Иоанна Мейендорфа, В.О.Ключевского, князя Е.Н.Трубецкого, А.В.Карташева, Н.Н.Розова и др. Учащиеся прочтут о духовной связи

147


Ф.М.Достоевского и преподобного Амвросия Оптинского, о вкладе лучших представителей российской науки и культуры в возрождение церковной жизни в России в 80-е годы 20 столетия.

Дополнительные разделы, включенные в компакт-диск «Православная культура России», «Источники» и «Библиотека», содержат необходимые для изучения родной культуры памятники древнерусской письменности: летописи, жития, сказания, повести, слова, а также десятки текстов научных статей и книг известных ученых и писателей — созидателей и хранителей нашего духовного наследия.

В текстах учебного пособия собраны жизнеописания и труды тех, чья жизнь явилась основой всему величественному зданию православной культуры России, чьи имена неразрывно связаны с понятиями русской святости и духовности, тех, кто созидал храмы, создавал дивные творения иконописного искусства, доносил до людей священные тексты, кто положил основание, развивал и сохранял монастырскую культуру, кто всевал семена святости в души людей. Учащиеся откроют для себя свидетельства о жизни святых Русской Православной Церкви от Крещения Руси до наших дней, труды церковных иерархов, мыслителей, богословов, историков, сведения о роли Церкви в формировании государства Российского, в духовном и творческом становлении лучших представителей русской интеллигенции, библейские мотивы произведений русских писателей, поэтов, живописцев, музыкантов.

Работа с компакт-диском

Для удобства работы с компакт-диском разработчиками продуман целый ряд средств и возможностей. Все иллюстрации учебного пособия одним нажатием на них левой кнопкой «мыши» предстают в полноэкранном виде, что очень удобно для проведения занятия с использованием проекционной техники. Нажав на знак сноски или попавшийся в тексте выделенный термин, пользователь сразу знакомится с его значением в возникающем поверх текста окне.

В конце каждого учебного параграфа приводится список литературы к изучаемому материалу. Часть трудов из этих списков вошла в состав Хрестоматии, часть — в разделы Источники и Библиотека. Напротив таких наименований помещены соответствующие указатели, выделенные синим цветом. Нажав на эти надписи, пользователь попадает в нужный раздел и может сразу ознакомиться с этими трудами. При этом в любой момент можно вернуться в то место учебного пособия, из которого Вы обратились к разделам с литературой.

148


В программном продукте предусмотрен удобный поисковый инструментарий. Указав нужные критерии, можно быстро отыскать интересующие Вас имя или понятие.

Особым средством поиска являются закладки. Пользователь расставляет их в нужных местах текста сам, чтобы впоследствии можно было в любой момент быстро найти с их помощью нужные фрагмены текста или иллюстрации.

Более подробно предлагаемый сервис описан в «Инструкции», также входящей в состав учебного пособия на CD-ROM. В кратком варианте она содержится в буклете, вложенном в каждую коробочку с компакт-диском.

В апреле 2005 г. выпущена вторая версия электронного учебного пособия «Православная культура России».

На вопросы по учебному пособию Вам ответят по адресу: gymn@nsk.ru  тел./факс. (383) 333 2810

Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского Академгородок, Новосибирск.

149


Новосибирская епархия. Богословский сборник 1 2005 г